Культура античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:49, реферат

Краткое описание

Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следующие: дикость -"период преимущественно присвоения готовых продуктов природы" (Энгельс); варварство-эпоха, характеризующаяся изобретением глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животноводства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство" сделалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и реакционности); цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфавитной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречиях государственной организацией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…………..3
Античность - понятие, значение, особенности…………………………………………..4
Культура Древней Греции.…………………………………………...…………………...4
Культура Древнего Рима………………………………………………………………….7
Античная наука…………………………………………………………………………….9
Книги и библиотеки в античности……………………………………………………....12
О гимнасиях и гимназиях………………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………………….....16

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Деревняя архитектура с террактовой  орнаментикой полностью царила в  Риме в III в. до н. э. и только в следующем  столетии начала уступать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вулканического туфа, так как своего мрамора в Италии II в. до н. э. Еще не было: и "лунский", позднее каррарский, мрамор, и "тибуртинский" твердый известняк - травертин стали применяться повсеместно уже в эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного материала наложила отпечаток и на саму архитектуру. Из мягкого туфа не удавалось вытесывать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось создавать арочные своды. кроме того, мягкий туф не позволял делать ярко выраженные, подчеркнутые орнаменты, как на греческих мраморных храмах, и надо было украшать постройки гипсовой пластикой.

Все это рано придало римской архитектуре  иной, отличавший ее от греческой характер. Своеобразие римской архитектуры  хорошо видно, например, в сооруженном  Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивохранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между дорическими полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних корридоров.

Начав покорять мир, римляне знакомились  со все новыми способами украшения  домов и храмов, в том числе  с фресковой живописью. С традициями эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живописи - так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным археологами в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в других городах Кампании. Интересно, что как и в тогдашней римской риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали два стиля - простой, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями и насыщенными цветами. Эти своеобразные "аттицизм" и "азиазианизм" в живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как, например в вилле Фарнезина в Помпеях.

В скульптуре явлением, характерным  для оригинального римского искусства, стал начиная со II в. до н. э. реалистический портрет. В новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убедиться, если сравнить грубоватые, крестьянские лица на надгробных рельефах эпохи республики с тонко моделированными, рафинированными эллинистическими портретами. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н. э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря.

 

Античная наука

 

Исходя из содержания понятия культуры, науку следует рассматривать  как явление культуры, т. е. ее областью. Вместе с тем наука как система  развивающего знания отличается от всех явлений культуры прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина, т. е. что содержание научного знания не зависит от человечества. В этом знании раскрывается объективный мир, его законы и свойства, его связи и отношения. Наука выполняет функцию культуры и потому может рассматриваться как явление культуры, когда она обращается к человеку, когда добытое ею знание становится фактором человеческого мира.

Феноменологически наука существует в обществе и, следовательно, включена в систему исторически определенной культуры.

Так в культуре Древнего Египта знание - существовавшее тогда зачатки науки - было достоянием лишь посвященных и носило Эзотермический характер.

В рамках индийской культуры уже  в глубокой древности были раскрыты такие глубинные свойства и способности  человеческого организма, существо которых во многом до сих пор остается не объясненным в позиции современной биологии и медицины. Но эти знания облекаются в неадекватную полумистическую форму (йога и другие школы), которую можно было бы условно назвать символической формой представления научного знания.

И, наконец, на почве древнегреческой  культуры впервые появилась и  стала произрастать и развиваться  теоретическая форма представления  знания, стали разрабатываться категории  научного мышления.

Античная наука возникла в VI в  до н. э. в весьма своеобразной обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько позднее) италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужила той неблагоприятной средой, которая способствовала зарождению особой формы умозрения, приведшей в дальнейшем к развитию теоретического - как философского, так и научного - мышления. Если в большинстве древних цивилизаций города - государства представляли собой автократические или теократические деспотии, то в греческом полисе VII-VI вв. до н. э. мы впервые встречаемся с демократией как общностью свободных граждан, равных друг перед другом и перед законом.

Каждый гражданин полиса участвовал в выполнении общественных функций  и в защите государства от внешнего врага независимо от его сословного и имущественного положения. Каждый имел право выступать на народных собраниях и убедительно (т. е. логически обоснованно) защищать свою точку зрения. Любовь древних греков к словесному агону, т. е. спору, засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих условиях к развитию искусства устной аргументации и в конечном счете к разработке приемов логического доказательства.

Большое и подчас недооцениваемое  значение имело в греческих городах - государствах отсутствие сословий чиновников и жрецов. Что касается религии, то она рассматривалась как чисто гражданское установление, возлагавшее на граждан обязанности по выполнению определенных обрядов, но не накладывавшее никаких ограничений на них внутренние убеждения. Это способствовало возникновению в греческих (ионийских) полисах атмосферы свободомыслия, которой не знала ни одна страна Древнего мира.

Одной из характернейших черт античного  общества было отсутствие заметного  взаимодействия между наукой и техникой. Это не означало что античная техника  была примитивной, находившейся на очень низком уровне развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в эпоху зарождения греческой науки, греческие ремесла и такие инженерные дисциплины, как строительное дело, кораблестроение и другие, находились на передовом крае технических достижений той эпохи. Здесь действовали традиции отчасти заимствованные у народов Востока, отчасти же унаследованные со времен эгейской цивилизации. Так, например, Геродот приводит несколько примеров достижений инженеров с острова Самос, которые особенно славились в то время. В частности он говорит о водопроводе, созданном по проекту Эвпалина и проходившем по туннелю, который был прорыт сквозь гору и имел длину около одного километра. Долгое время историки относились к этому сообщению Геродота с недоверием, но в конце XIX в. немецкая археологическая экспедиция действительно обнаружила этот туннель.

Самым интересным было то, что в  целях ускорения работы туннель  рыли одновременно с обеих сторон горы. Впоследствии Герон привел в  сочинении "Диоптра" геометрическое построение, которое должно было быть осуществлено для того, чтобы рабочие, прорывавшие туннели, встретились в середине горы. Это была совсем не простая задача, требовавшая не только определенных знаний, но и большой точности в провидении геодезических измерений.

Зарождение теоретической математики следует отнести ко времени первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать геометрические теоремы - о том, что круг делится диаметром на две равные части; о том, что углы при основании равнобедренного треугольника равны и т. д. Сами по себе эти положения уже в то время казались, вероятно достаточно тривиальными. Новым было то, что Фалес впервые попытался их логически обосновать. Тем самым он положил начало дедуктивной математике - той математике, которая впоследствии была превращена в стройную и строгую систему трудами Гиппократа Хиосского, Архита, Эвдокса, Эвклида, Апполония Пергского и других великих ученых эпохи расцвета греческой культуры. Но все открытия этих ученых очень мало использовались в повседневной жизни.

Исключением может служить, казалось бы, пример Архимеда. Действительно, Архимед был ученым, который соединил в своем лице гениального математика и замечательного инженера. Подчеркивающие этот факт историки науки указывают, что именно Архимед предвосхитил то развитие, которое приняла наука нового времени.

Античная наука отражала особенности  греческого склада мышления, несла  на себе печать греческого мироощущения, исходила из того образа мира, который  сложился еще в эпоху ранней греческой  классики. Этот образ мира нашел свое отражение и в других сферах античной культуры - в частности, в греческой литературе и греческом искусстве.

Как было указано выше, основным методом  греческой науки было созерцание. Уже этим самым объясняется то развитие, которое в античности получила астрономия. Действительно, что могло быть более достойным объектом созерцания, чем небесный свод с движущимися по небу светилами? Это прекрасно выразил Анаксагор в приписываемой ему знаменитой апофеме. На вопрос, для чего человеку лучше родиться, чем не родиться, Анаксагор отвечал: "чтобы созерцать небо и устройство всего миропорядка".

Между тем греческие ученые, начиная  с Фалеса, только тем и занимались, что конструировали различные модели космоса. Первые модели были крайне несовершенными и произвольными, ибо они строились чисто умозрительно, без учета данных о движении небесных тел. Таких данных вначале у греков вообще не было. Но к началу IV в. до н. э. греческая наблюдательная астрономия уже имела существенные достижения.

Следует подчеркнуть еще одно отличие античной науки от науки нового времени. Наука нового времени, творцами которой были великие ученые эпохи Возрождения и ХVII в., с самого начала была наукой интернациональной. Коперник, Бэкон, Галилей, Декарт, Кеплер - все они были представителями различных наций. Античная наука - это прежде всего греческая наука. То что рабовладельческое общество может обходиться без науки показывает пример Рима. Практическому складу римского ума было чуждо стремление к теоретическому умовоззрению, являвшееся столь характерным признаком греческой научной мысли. Несмотря на это, Рим дал миру великолепных поэтов, глубоких моралистов, замечательных историков, блестящих ораторов.

 

Книги и библиотеки в  античности

 

Слово "библиотека" — греческого происхождения. "Библос" означает "книга" (ср. слово "Библия", т.е. "[Священная] книга"), "теке" — "склад, хранилище" (ср. производные от этого корня: аптека, картогедя, фонотека, дискотека и др.). В прошлом уроке уже упоминалась крупнейшая общественная библиотека античности — Александрийская. Столь же знаменитой была Пергамская библиотека. Было и много других библиотек поменьше — городских, школьных, — были и частные, домашние собрания книг. Что же это были за библиотеки? Что за книги там хранились, как они выглядели и на чем были написаны?

Любопытно, что первое и исконное значение латинского слова liber — "лыко", а уже второе — "книга". Значит, первоначально римляне писали, делали записи на коре деревьев (интересная параллель - берестяные грамоты в древнерусском  Новгороде).

Известно, что основой для письма людям издревле служили самые  разнообразные материалы: скалы, каменные плиты, кора деревьев, пальмовые листья, глиняные таблички, таблички из бронзы, свинца, олова и других материалов, наконец, папирус из Египта и пергамен (не путать с пергаментом — современным видом упаковочной бумаги), названный так по городу Пергаму в Малой Азии, где во II веке до н.э. было налажено производство писчего материала из телячьей кожи. Вплоть до Х века, когда Европа познакомилась с изготовлением бумаги, да и позже, пергамен оставался здесь главным писчим материалом.

И в Греции, и в Риме писали в  основном на папирусе и на пергамене, которые сначала изготавливались  в виде свитков, наматывавшихся на деревянную палку, вкладывавшихся в специальные футляры и хранившихся в сундуках или на полках в шкафах. На одном из концов палки висел ярлычок с названием книги, ее содержанием. Позже научились складывать листы пергамена или папируса вчетверо, образуя компактные "тетради" (по-гречески "четверки"). Связав вместе несколько таких тетрадей, получали "том" или "кодекс".

Уже с V века до н.э. в Афинах были книготорговцы, что говорит о широком хождении книги как товара и о том, что  они переписывались во многих экземплярах (для этого издатели содержали  большой штат переписчиков).

В Риме первые богатые частные библиотеки появляются во II—I веках до н.э. В I веке до н.э. Гай Юлий Цезарь задумал устроить в Риме первую общедоступную библиотеку. Известно, что в правление императора Константина в IV веке н.э. в Риме было 28 публичных библиотек.

 

О гимнасиях и гимназиях

 

Название "гимнасий" происходит от греческого слова gymnos, что значит "голый, обнаженный". Гимнасием  в Древней Греции называли здание, предназначенное для занятий  физическими упражнениями или гимнастикой. В гимнасиях, завершив курс обучения в палестрах, тренировались знатные юноши 16—18 лет, готовящиеся к состязаниям и совершенствующиеся в науках. Самым просторным залом в гимнасий был эфебион — помещение, в котором атлеты занимались борьбой, проводили кулачные бои. При эфебионе находились комнаты, где натирались песком и умащивали тело маслом. На спортивных площадках и стадионах при гимнасиях играли в мяч, состязались в беге и прыжках. Чтобы после длительных упражнений и тренировок люди могли смыть с тела пыль, пот и масло, тут же располагались бани с горячей и холодной водой, с парными и бассейнами. Были при гимнасиях и комнаты, где после физических нагрузок и омовений спортсмены могли отдохнуть на удобных лавках. Там же юноши занимались с учителями риторики, выступали ораторы, философы. При некоторых гимнасиях были организованы риторские и философские школы, прославившиеся своими выдающимися учителями. Так, в Афинах в IV в. до н.э. философ Платон основал знаменитую Академию. Ее ученики собирались в гимнасии, построенном в месте, носящем имя героя Акадёма. А неподалеку от Афин находился Ликей (совр. Лицей), где преподавал Аристотель, там тоже был гимнасии.

Со временем помещения для гимнасиев  становились все более обширными, к ним прибавлялись крытые колоннады и стадионы, где можно было упражняться зимой. Комнаты для отдыха — экседры — украшались произведениями искусства, в залах с бассейнами появились мозаичные полы и мраморные статуи. Повсюду в гимнасиях стояли изображения бога Гермеса, покровителя ловких и сильных гимнастов.

Информация о работе Культура античности