Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:47, контрольная работа
При анализе художественного произведения в первую очередь необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст в период его создания. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеются в виду:
- литературные направления эпохи;
- место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
- творческая история произведения;
- оценка произведения в критике;
- своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
- оценка произведения в контексте современного прочтения;
Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором. Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объёмным; художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определённой исторической эпохи).
Художественное пространство - один из важнейших компонентов произведения. Различаются закрытое (дом, усадьба, тюрьма, замок и т.д.) - открытое (море, поле, горы и т.д.), вертикальное - горизонтальное и линейное (дорога, путь) художественные пространства. Чтобы проанализировать их роль в художественном произведении необходимо определить, какое пространство описывает автор (бытовое, сказочное, романтическое, природное), в каком отношении находятся пространства в произведении (не пересекаются, противоположны, переплетаются, принадлежат отдельным героям), закрытые или открытые эти пространства, статичны или динамичны они, наполненные (чем?) или пустые. Затем важно определить, соответствует ли тип персонажа пространству, и сделать вывод о том, каков образ пространственного мира писателя.
Когда движение в пространстве становится направленным, появляется одна из важнейших пространственных форм - дорога. Дорога - тип художественного пространства. Путь - движение героя в этом пространстве. Анализируя художественное произведение, важно определить, принадлежат ли герои дороге (устремленные, имеющие цель, движущиеся) или статичны (бесцельны), какова траектория их движения. Что символизирует дорога? Конкретное реальное пространство, путь внутреннего развития героя, его судьбы. Она может служит изображению психологии героя, выражать концепцию исторического развития страны или народа. Подводя итог исследованию, необходимо ответить на вопросы, помогает ли дорога раскрытию смысла изображаемых событий и идейного замысла, автор - человек пути или нет, его идеал - дорога, движение и бесконечность или нет.
Художественное время - ещё
один из важнейших компонентов произведения.
Время бывает календарное (весна, зима,
утро, ночь), историческое, т.е. связанное
с конкретным историческим периодом (начала
Х1Х века, канун восстания декабристов,
отмены крепостного права и т.д.),биографическое (
Позиция автора и способы её
выражения:
- Авторские оценки: прямые и косвенные.
- Способ создания художественных образов:
повествование (изображение происходящих
в произведении событий), описание (последовательное
перечисление отдельных признаков, черт,
свойств и явлений), формы устной речи
(диалог, монолог).
- Место и значение художественной детали
(художественная подробность, усиливающая
представление о целом).
5) Уровень внешней формы.
Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста.
Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.
Речь повествователя - оценка событий и их участников .
Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).
Приёмы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).
6). Стиль: специфика письма каждого отдельного
писателя: мировоззрение, жизненный опыт,
характер, общая культура обуславливают:
- выбор темы и её раскрытие;
- использование художественных средств;
- разработку любимых жанровых форм;
- язык.
7). Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический, социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направления), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания.
8). Жанровые особенности:
- эпос вообще - это чередование
сюжетных событий.
- рассказ - малая эпическая форма: в центре
- 1 событие, вокруг него сгруппированы
действующие лица, характеры действующих
лиц в сформированном виде, описаний мало
и они лаконичны, небольшой размер произведения
(как правило, несколько страниц);
- новелла - малая эпическая форма: в центре
- 1 необычное событие, неожиданный финал,
лаконичность.
Виды:
- новелла событий;
- новелла "настроения" с психологическим
сюжетом.
- повесть - средняя эпическая форма:
1 сюжетная линия, история жизни 1 человека
в столкновениях с судьбами других людей,
охватывает относительно небольшой промежуток
времени из жизни героев;
- роман - большая эпическая форма:
несколько сюжетных линий, большой размер,
много действующих лиц, раскрывается история
формирования характеров многих персонажей,
широко охвачены жизненные события. Роман
- наиболее распространённая в XX веке эпическая
жанровая разновидность, условно выделяют:
- социально-бытовой - человек и социальная
среда, социально обусловленные формы
бытия;
- морально-психологический - столкновения
внутреннего мира человека и мира внешнего;
- исторический - о событиях прошлого;
- философский - раскрытие главных проблем
человеческого бытия, создание целостной
картины мира;
- роман-миф - создание символической модели
существования человека и человечества;
- роман-антиутопия, роман-притча, роман-хроника
одной семьи, роман-анекдот и т.д.
Эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объём, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).
Анализ драматического произведения
Родовая специфика, "пограничное"
положение драмы (между литературой и
театром) обязывает вести её анализ по
ходу развития драматического действия
(в этом принципиальное отличие анализа
драматического произведения от эпического
или лирического). Поэтому предлагаемая
схема носит условный характер, она лишь
учитывает конгломерат основных родовых
категорий драмы, особенность которых
может проявиться по-разному в каждом
отдельном случае именно в развитии действия
(по принципу раскручиваемой пружины).
1. Общая характеристика драматического
действия (характер, план и вектор движения,
темп, ритм и т.д.). "Сквозное" действие
и "подводные" течения.
2. Тип конфликта. Сущность драматизма
и содержание конфликта, характер противоречий
(двуплановость, внешний конфликт, внутренний
конфликт, их взаимодействие), "вертикальный"
и "горизонтальный" план драмы.
3. Система действующих лиц, их место и
роль в развитии драматического деиствия
и разрешения конфликта. Главные и второстепенные
герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.
4. Система мотивов и мотивочное развитие
сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.
5. Композиционно-структурный уровень.
Основные этапы в развитии драматического
действия (экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка). Принцип
монтажности.
6. Особенности поэтики (смысловой ключ
заглавия, роль театральной афиши, сценический
хронотип, символика, сценический психологизм,
проблема финала). Признаки театральности:
костюм, маска, игра и постситуативный
анализ, ролевые ситуации и др.
7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия
или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции
и новаторские решения автором.
8. Способы выражения авторской позиции
(ремарки, диалогичность, сценичность,
поэтика имён, лирическая атмосфера и
др.).
9. Контексты драмы (историко-культурный,
творческий, собственно-драматический).
10. Проблема интерпретаций и сценическая
история.
Схема анализа.
1. Общая характеристика: история
создания, жизненная основа, замысел, литературная
критика.
2. Сюжет, композиция:
- основной конфликт, этапы его развития;
- характер развязки (комический, трагический,
драматический).
3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.
4. Сбор материала о персонажах:
- внешность героя,
- поведение,
- речевая характеристика
- содержание речи (о чём?)
- манера (как?)
- стиль, словарь
- самохарактеристика, взаимные характеристики
героев, авторские ремарки;
- роль декораций, интерьера в развитии
образа.
5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система
образов. Жанр произведения, художественное
своеобразие.
Например:
1. История создания произведения.
2. Жанр произведения.
3. Тематика и идея произведения. (Важно
уяснить, что тем в произведении может
быть много, но главная — только одна,
основная).
4. Проблематика произведения. Как правило,
в русской литературе проблемы, затрагиваемые
автором, являются вечными, свойственными
многим произведениям.
а). Проблема поиска положительного
героя. (А. С. Грибоедов «Горе от ума», «Герой
нашего времени» М. Ю. Лермонтов, «Евгений
Онегин» А. С. Пушкин, «Отцы и дети» И. С.
Тургенев, «Обломов» И. А. Гончаров, Л. Н.
Толстой «Война и мир», «Преступление
и наказание» Ф. М. Достоевского и т. д.)
б). Проблема смысла жизни/счастья (те
же произведения).
в). Проблема чувства и долга (уже - проблема
любви) (А. С. Грибоедов, А. Н. Островский,
И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой,
М. Н. Шолохов, М. А. Булгаков и т.
г). Проблема отцов и детей (Островский,
Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.).
5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим
образом разобраться, для чего нужен тот
или иной персонаж, понять его функцию
и роль.
6. Конфликт (какой, сколько конфликтов,
как они показаны в произведении).
7. Художественные особенности.
а) Композиция (форма, построение произведения):
экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Если в произведении несколько сюжетных
линий (напр. «Отцы и дети»), то следует
разобрать все композиционные части для
каждой из них.
Так, в романе «Отцы и дети» можно выделить
по крайней мере 3 сюжетные линии (столько
же и конфликтов в романе). Каждая из них
развивается самостоятельно.
- Сюжетная линия Базаров — братья Кирсановы
(социально-политический конфликт): экспозиция
— приезд и знакомство, завязка — спор,
кульминация — дуэль, развязка — смерть.
- Сюжетная линия Базаров — Одинцова (любовный
конфликт): экспозиция — знакомство на
балу, завязка — приезд в Никольское, кульминация
— признание, развязка — прощание, смерть.
- Сюжетная линия Базаров — родители (конфликт
поколений): экспозиция — первый приезд
к родителям и завязка, кульминация —
разговор о том, что Базаров заразился
при вскрытии, развязка — смерть, эпилог
— посещение родителями могилы Базарова.
б) Художественные приёмы.
- Портрет.
- Интерьер.
- Психологизм: изображение поступков
героев, их переживаний (исповедь, монолог,
диалог, авторская речь, комментарии, мнения
других персонажей).
- Роль художественных деталей для характеристики
героя.
- Приём антитезы.
- Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.
Для поэтических произведений:
- метафоричность языка;
- эпитеты, сравнения;
- образный параллелизм;
- аллитерации; и т. д.
8. Полемика вокруг произведения или точки
зрения критиков и современников.
Например, о комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума» была написана статья И.А. Гончарова
«Мильон терзаний». Необходимо знать основные
тезисы этой статьи и наиболее яркие высказывания
и характеристики, данные в ней. И.А. Гончаров
даёт положительную оценку главному герою
комедии: «Чацкий, не только умнее всех
прочих лиц, но и положительно умён… Словом
— это человек не только умный, но и развитой…
Чацкий, как личность, несравненно выше
Онегина и лермонтовского Печорина… Ими
заканчивается их время, а Чацкий начинает
новый век — и в этом всё его значение
и весь «ум».
Совершенно по-другому оценивает главного героя комедии современник А.С Грибоедова А.С. Пушкин: «Всё, что говорит он — очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно».
Здесь мы видим две исключающие
друг друга точки зрения. Это говорит о
противоречивости, неоднозначности образа
Чацкого.
Если произведение спорно, если по-разному
можно относиться к его героям, то экзаменующемуся
предоставляется выбор, какую же точку
зрения принять, с кем из критиков поспорить,
а может быть, высказать своё собственное
мнение.
Анализировать произведение,
о котором есть многочисленные отзывы
современников, критиков гораздо проще
и интереснее.
Кроме того, можно воспользоваться яркой
и запоминающейся цитатой и начать (или
закончить) работу.
Естественно, что в анализе могут быть освещены не все аспекты, указанные выше, а лишь те, которые наиболее полно и точно раскрывают специфику произведения.
Список использованной литературы:
Информация о работе Контрольная работа по «Словесное действие»