Контрольная работа по «Словесное действие»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

При анализе художественного произведения в первую очередь необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст в период его создания. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеются в виду:
- литературные направления эпохи;
- место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
- творческая история произведения;
- оценка произведения в критике;
- своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
- оценка произведения в контексте современного прочтения;

Файлы: 1 файл

Анализ прозаического произведения.docx

— 39.20 Кб (Скачать)

Государственное бюджетное

образовательное учреждение

среднего профессионального

образования Краснодарский

край «Краснодарский краевой

Колледж Культуры».

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Словесное действие».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа студентки 4 «А» курса

специальности СКД

«Организация и постановка

культурно-массовых

мероприятий и театрализованных

представлений»

Ракша Надежды Николаевны

ст. Каневская Краснодарского

края ул. Хлеборобная 57

Преподаватель  Опитц

Валерий  Петрович.

.

Ст. Северская 2014 год.

Работа над прозаическим произведением.

Этапы работы.

 

  1. История создания. 

При анализе художественного произведения в первую очередь необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст в период его создания. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеются в виду:  
- литературные направления эпохи;  
- место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;  
- творческая история произведения;  
- оценка произведения в критике;  
- своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;  
- оценка произведения в контексте современного прочтения; 

Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения (тематика, проблематика, конфликт и пафос). 

Тема - это то, о чём идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения. 

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)  Проблематика - это наиболее существенные для автора стороны и свойства уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении.

Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.) 

 Пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Предпосылкой героического пафоса в художественной литературе является героика действительности, борьба с силами природы, борьба за независимость и национальную свободу. Когда автор описывает дела и чувства людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос.

Формы трагического пафоса весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека неличностным, враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью.

Большое значение в искусстве XIX -XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается важность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу.

К романтическому, близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и автора. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.

Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.   Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.

Художественная форма включает в себя:

- детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовую обстановку, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);

- композиционные детали: порядок, способ и мотивировку повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);

- стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.

Мотив - устойчивый смысловой элемент текста, повторяющийся в произведении. В ходе анализа важно определить, есть ли в произведении повторяющиеся слова, какое из них несет наибольшую смысловую нагрузку, как повторение слова влияет на сюжет, выражает ли идею произведения. Если вы на все перечисленные выше вопросы вы ответили «да», то это - мотив. Далее необходимо описать, как мотив помогает выстроить сюжет и оформить композицию. В выводе важно отметить, традиционный или оригинальный мотив в произведении, как он связан с судьбой автора.

2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:  
- действующие лица;  
- события.

3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать): 

Экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта (может быть развернутой и нет, цельной и "разорванной"; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия. 

Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта. 

Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко). 

Завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события. 

Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются всё яснее и острее. 

Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после неё действие ослабевает. 

Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость. 

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда даётся оценка изображённому); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

4. Композиция:  
- последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;  
- способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;  
- способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";  
- точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;  
- придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

Композиционные принципы и элементы: 

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, "нитка с бусами"; в хронологии событий или нет...). 

Дополнительные средства композиции: 

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображённого (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции). 

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения). 

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий. 

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл.  
Композиционные приёмы - внутренние монологи, дневник и др.

Основные средства композиции:  
Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.          

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий "сюжет" и "фабула":  
         1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;  
         2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий 

Сюжет может излагаться:  
- в прямой хронологической последовательности событий;  
- с отступлениями в прошлое - ретроспективами - и "экскурсами" в будущее;  
- в преднамеренно изменённой последовательности (художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:  
- вставные эпизоды;  
- лирические (авторские) отступления.  
Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

5. Образы действующих лиц (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей. 

Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).  
        1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:  
- внешние черты - лицо, фигура, костюм;  
- характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи.

Изображение условий, в которых живёт и действует персонаж;  
- изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;  
- изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует персонаж;  
- наличие или отсутствие прототипа.  
            2) Основные приёмы создания образа-персонажа:  
- характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);  
- портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);  
- прямая авторская характеристика;  
- психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений, внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение "диалектики души", т.е. движения внутренней жизни героя;  
- характеристика героя другими действующими лицами;  
- художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);  
           3) Виды образов-персонажей:  
- лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);  
- драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют "сами", "без помощи автора", т.е. автор использует для характеристики персонажей приём самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);  
- эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).  
             4) Система образов-персонажей:  
Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.  
Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения). 

Информация о работе Контрольная работа по «Словесное действие»