Контрольная работа по "Русскому языку"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Русская фразеология и выразительность речи.
К данным фразеологизмам подберите антономичные: акции повышаются, гладить по шерсти, душа в душу, войти в историю, лодыря гонять, ни за какие блага, ни под каким видом, оставлять с носом, с глазу на глаз, стрелянный воробей, хоть головой о стену бейся, жить своим умом, за тридевять земель, заварить кашу, идти в гору, исчезать с горизонта, легок на подъем, поворачиваться лицом, с тяжким сердцем.

Файлы: 1 файл

я р.яз.docx

— 37.90 Кб (Скачать)

     Стиль связан с состоянием общества, он исторически  изменчив. Во времена Ломоносова можно  было говорить только о стилях книжной  речи; при этом выделялись три стиля: высокий, стредний и низкий. Литературный язык меняется, и теперь в языке  выделяются четыре стиля: три книжных (научный, официально-деловой, публицистический) и разговорный стиль.

     Можно говорить лишь об относительной замкнутости  стилей литературного языка. Большинство  языковых средств в каждом стиле - нейтральные, межстилевые. Однако ядро каждого стиля образуют присущие именно ему языковые стредства с  соответствующей стилистической окраской и едиными нормами употребления.

     Стилистические  средства употребляются говорящими или пишущими осознанно. Стиль речевого произведения связан с его содержанием, назначением, отношениями между  говорящим (пишущим) и слушаюшим (читающим).

     Следовательно, стиль - исторически сложившаяся  в определённое время в конкретном обществе разновидность литературного  языка, которая представляет собой  относительно замкнутую систему  языковых средств, постоянно и осознанно  использующихся в различных сферах жизни.

     Каждый  функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как  в письменной, так и в устной форме. Каждый стиль включает в себя произведения разных жанров, которые  имеют собственные особенности.

     Чаще  всего стили сопоставляются на основе присущего им словоупотребления, так  как именно в словоупотреблении  наиболее ярко проявляется различие между ними. Однако и грамматические характеристики здесь немаловажны.

     Следует отбирать слова и конструкции  в соответствии с выбранным стилем, особенно в письменной речи. Употребление разностилевых языковых средств  в рамках одного текста ведёт к  появлению стилистических ошибок. Часто  встречаются ошибки, связанные с  неуместным употреблением канцеляризмов, а также злоупотреблением специальными терминами в ненаучном тексте и использованием разговорной и  просторечной лексики в книжных  текстах.

     Анализ  особенностей разговорно-обиходного стиля.

     Разговорный стиль связан со сферой непосредственного  бытового общения. Для этой сферы  характерна устная форма выражения (кроме частной переписки бытового характера), а значит, большая роль интонации и мимики. В бытовом  общении отсутствуют официальные отношения между говорящими, контакт между ними - непосредственный, а речь - не подготовленная. В разговорном стиле, как и во всех остальных, широко употребляются слова нейтральные (лежать, синий, дом, налево), но не употребляются слова книжные. Нормативно использование слов с разговорной стилистической окраской (балагурить, раздевалка, недосуг, этакий). Возможно употребление эмоционально-оценочных слов: ласкательных, фамильярных, сниженных (коток, бахвалиться, втесаться), а также слов со специфическими оценочными суффиксами (бабуля, солнышко, домище). В разговорном стиле активно употребляются фразеологизмы (ударить по карману, валять дурака). Часто употребляются слова, образованные с помощью стяжения словосочетания в одно слово или длинного сложного слова в укороченное (неуд, нал, неотложка, сгущёнка).

     Морфологическая норма разговорного стиля, с одной  стороны, в общем соответствует  общелитературной норме, с другой - обладает собственными особенностями. Например, в устной форме преобладает  именительный падеж (Пушкинская, выходите?), часто употребляются усечённые  формы служебных слов (хоть, что  ль, уж). Норма употребления глагола  позволяет образовывать не существующие в книжной речи формы со значением  многократности (сиживал, говаривал) или, наоборот, однократности (толканул, сказанул). В разговорном стиле неуместно  употребление причастий и деепричастий. Чаще образуется предложный падеж с  окончанием -у (в отпуску), множественное  число с окончанием -а (выговорА, договорА). Для синтаксиса разговорного стиля нормой является употребление таких предложений, в которых  пропущен, но легко восстанавливается  какой-нибудь компонент (Он - назад). Преобладают  простые предложения, часто используются слова-предложения (Ясно. Нет. Почему же?), а так же междометия и междометные  фразы (Вот ещё! Ой! Эх ты!).

     Сказуемое при подлежащем, имеющем  в своем составе  собирательное существительное

     При подлежащем, имеющем в своем составе  собирательное существительное  с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование) и во множественном числе (согласование по смыслу).

  1. Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов, например: Большинство голосовало за предложенную резолюцию, меньшинство было против.

     Постановка  сказуемого в форме множественного числа в этом случае может быть продиктована или условиями контекста, или стремлением использовать более  выразительный вариант, например: На конгресс славистов прибыло много гостей; задолго до заседания большинство заняли отведённые для них места (форма заняли находится в соответствии с последующей формой множественного числа для них); Большинство серьёзно, даже мрачно смотрели на эту живую картину тяжёлого безысходного раздумья и со вздохом отходили (Л. Андреев); Проценко вполне отчётливо представлял себе, что большинство, очевидно, умрут здесь… (Симонов).

  1. Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа, например: Подавляющее большинство населения голосовало за реформы.

     Сказуемое может стоять во множественном числе при так называемом обратном согласовании, т. е. согласовании связки не с подлежащим, а с именной частью составного сказуемого, например: Большинство группы были приезжие.

  1. Сказуемое ставится как в форме единственного, так и в форме множественного числа, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже множественного числа. Ср.: Большинство бойцов успело выпрыгнуть на берег и ударить с тыла по врагу (Новиков-Прибой). – Огромное большинство действительно лучших артистов ответили, что в самые сильные моменты подъёма они особенно ясно ощущают свою связь с человеческой массой, с зрителями (Короленко); На дворе множество людей… обедало, сидя без шапок около братского котла (Пушкин). – Множество рук стучат во все окна с улицы, а кто-то ломится в дверь (Лесков).

     За  последнее время явно наметилась тенденция к согласованию по смыслу. Ср. в языке периодической печати: Ещё недавно большинство представленных на конференции стран были бесправными колониями; Ряд рабочих цеха заявили, что они готовы к переходу на новую технологию; Часть лунных образцов напоминают по своему составу камни, обнаруженные на Земле близ старых вулканов.

     Постановка  сказуемого во множественном числе  предпочтительна при наличии  следующих условий:

     1) если главные члены предложения  оторваны друг от друга, например: Большинство участников совещания в своих предварительных замечаниях на проект нового положения о жилищно-строительной кооперации и в ходе его обсуждения выразили своё согласие с основными его принципами; Ряд делегатов от разных организаций участвовали в работе комиссии;

     2) если при препозитивном подлежащем  имеется причастный оборот или  определительное придаточное предложение  с союзным словом который, причем причастие или слово который стоит во множественном числе, например: Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы непосредственно по окончании школы, успешно прошли зимнюю экзаменационную сессию; Большинство учебников, которые школьники положат на парту 1 сентября, вышли из печати в первый раз. Ср.: Ряд лиц, виденных Бельтовым, не выходили у него из головы (Герцен);

     3) если при собирательном существительном  имеется несколько управляемых  слов в форме родительного  падежа множественного числа,  что усиливает представление  о множественности производителей  действия, например: Большинство прогрессивных общественных деятелей, писателей, учёных выступают за политику разрядки. Ср.: Большая часть моих привычек и вкусов не нравились ему (Л. Толстой);

     4) если при подлежащем имеются  однородные сказуемые, например: Большинство студентов своевременно выполнили все контрольные работы, успешно сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

     5) если подчеркивается активность  и раздельность действия каждого  действующего лица, например: Ряд рабочих цеха заявили, что они готовы к переходу на новую технологию (но: Ряд вопросов, стоявших на повестке дня, за недостатком времени не обсуждался – подлежащее обозначает неодушевленный предмет). Поэтому сказуемое в страдательном обороте обычно ставится в единственном числе, так как подлежащее обозначает объект действия, а не его субъект, например: Большинство курортников размещено в пансионатах; Ряд молодых специалистов направлен на курсы повышения квалификации;

     6) при обратном  согласовании, если именная часть  составного сказуемого имеет  форму множественного числа, например: Ещё недавно большинство представленных на конференции стран были бесправными колониями; Ряд спортсменов нашего города были призёрами различных соревнований. Такая форма согласования обычна для сказуемых, выраженных краткой формой прилагательного или относительным прилагательным, например: Целый ряд сцен в пьесе правдивы и интересны; Большая часть домов на нашей улице каменные. Ср.: Большинство людей, встретившихся мне здесь, были оборванные и полураздетые… (Л. Толстой); …Большинство дверей были низки для его роста (Л. Андреев).

     Точка с запятой в  сложном предложении.

     Сложное предложение—предложение, состоящее из двух или нескольких грамматических основ. Выделяют следующие: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение и бессоюзное сложное предложение.

     Если  части сложносочиненного предложения  значительно распространены (часто  они представляют собой соединение сложноподчиненных предложений) или  имеют внутри себя запятые, то между  такими частями ставится точка с  запятой (чаще перед союзами а, но, однако, зато, да и, тоже, также, же, реже перед союзами и, да (в значении «и»), или; перед последними обычно лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой). Например: Он держал её за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всём только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость… (Чехов); Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Гоголь); Нельзя сказать, чтобы это нежное расположение к подлости былo почувствовано дамами; однако же во многих гостиных стали говорить, что, конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине… (Гоголь); Пьянство не особенно было развито между ними; зато преобладающими чертами являлись: праздность, шутовство и какое-то непреоборимое влечение к исполнению всякого рода зазорных «заказов» (Салтыков-Щедрин); …Поговаривали, что происходил он от однодворцев и состоял будто где-то прежде на службе, но ничего положительного об этом не знали; да и от кого было узнать – не от него же самого (Тургенев).

     Постановка  точки с запятой в этих случаях  факультативна; ср. постановку запятой  в аналогичном предложении перед  присоединительным союзом да и: Кликушу он уже знал, её привели не издалека, из деревни всего вёрст за десять от монастыря, да и прежде её водили к нему (Достоевский).

     Если  придаточные части сложноподчиненного предложения сильно распространены, особенно когда внутри их имеются запятые, то между такими придаточными предложениями вместо запятой ставится точка с запятой, например: О чём же думал он? О том, что был он беден; что трудом он должен был себе доставить и независимость и честь; что мог бы Бог ему прибавить ума и денег; что ведь есть такие праздные счастливцы, ума недальнего, ленивцы, которым жизнь куда легка (Пушкин); Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь много изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов).

     Если  части бессоюзного сложного предложения  более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между  частями предложения ставится точка  с запятой. Например: Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари (Лермонтов); Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши (Тургенев); Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (Горький).

     Если  бессоюзное сложное предложение  распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей образующие их простые предложения разделяются  запятыми. Например: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Тургенев); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Некрасов).

     Если  в сложном предложении бессоюзное соединение частей сочетается с союзным, то нередко между частями, соединенными без союзов, ставится точка с запятой, а между частями, связанными союзом, ставится запятая. Например: Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась и Владимир успокоился (Пушкин); Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать (Л. Толстой).

Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку"