Контрольная работа по “Основы культурологии”

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:23, контрольная работа

Краткое описание

Как ни странно, но XVIII столетие уже век усталости от прогресса, когда возникли первые сомнения в правильности выбранного направления. Развивается литература, искусство, политика. Вместо абстрактных идеалов человека эпохи Ренессанса, да и XVII века, это столетие наконец-то понимает, что человек живой, обладает страстями, хочет конкретики, жаждет таинственности, иррациональности. Именно с этим связан расцвет масонства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Культура нового времени…………………………………………………….4
1.1 Стилевое разнообразие искусства 18 веко: рококо, классицизм, сентиментализм…………………………………………………………………..4
2. Бытовой жанр в живописи. “Малые голландцы “………………………….8
3. Реалистическая традиция в западноевропейском искусстве 17-18 века….10
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………....14

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Чаще всего в картинах голландских жанристов почти  отсутствовали и фабула и действие. Сцена воспроизводила бытовой эпизод или жизненную ситуацию (чтение письма, музицирование, утренний туалет и т.п.), которые трактовались в созерцательно-лирическом плане. Именно в произведениях такого типа художникам удалось с наибольшей полнотой и силой воплотить поэзию повседневности, прелесть человеческих будней.

В произведениях бытового жанра, может быть, всего отчетливее раскрываются особенности художественного мировосприятия и творческого метода голландских мастеров и связанные с этим завоевания и потери.

Чрезвычайную расчлененность, дифференциацию тематики и жанровых форм обусловили задачи, стоявшие перед голландским искусством этого времени, – иначе не было бы возможно столь непосредственное отражение окружающей действительности. Причем все явления осмыслялись и оценивались голландскими мастерами с позиций частного человека, под углом зрения частного быта – в этом исторически закономерная особенность голландской художественной культуры, отсюда ее камерный, интимный характер.

Однако в интерпретации  этой темы живописцы, часто, удовлетворялись  внешней стороной явлений – не анализировали их, не выявляли их сущности. Художники утратили способность создавать обобщающие образы, ставить значительные проблемы на материале современной жизни. В их искусстве на зрелой стадии развития живописи пафос новой Голландии и ее героя нередко оборачивался бюргерской ограниченностью.

Не случайно в названии «малые голландцы», которое было дано голландским мастерам за небольшие  размеры картин и интимный характер трактовки темы, оказался заключенным  и этот, второй смысл. [1, c.247]

 

3. Реалистическая традиция в западноевропейском искусстве  17-18 веков.

 

Основные пути развития искусства 17 века определяют ведущие национальные школы: итальянская, испанская, фламандская, голландская и французская, хотя, несомненно, ими не исчерпывается все многообразие художественной жизни Западной Европы этого столетия.

Мы рассмотрим реалистические традиции 17 -18 веков в работах Д. Веласкеса, Рембрандта и Шардена. Самый замечательный художник «золотого испанского века» — Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599—1660). Особенности творческого метода Веласкеса: глубокое постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность её образно-пластичного воплощения, единство всех элементов художественной формы. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственное впечатления от натуры и строгую продуманность композиции, достигая ощущения, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения.                                                                                                                                   Веласкес избегал сюжетов священных, которые были не по его характеру, ему нужны были только люди, которых он изображал с чистотой непогрешительной, как будто играл трудностями формы и света. То, например, сочинит картину темную, без малейшего признака света, то ослепит одним освещением. И то, и другое выходило у него одинаково прекрасно. Его могучий реализм, глубокое и многоплановое восприятие человеческой личности оказали огромное влияние на все последующее мировое искусство. Художник писал картины на мифологические («Кузница Вулкана», 1630) и исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, пейзажи и жанровые зарисовки («Триумф Вакха», 1628), превосходящие по смелости и новизне художественных решений работы его современников. 
Веласкес был великим портретистом. Им написан целый ряд портретов короля, его семьи, испанской знати, придворных шутов, в каждом из которых он сумел угадать и ярко и правдиво передать основные черты характера. Одной из вершин портретного мастерства Веласкеса стал знаменитый «Портрет папы Иннокентия X», написанный в Риме в 1650 г.                                                                             Сейчас хотелось бы подробнее остановиться на некоторых картинах Веласкеса, которые более ярко смогли отразить его творчество.                                                                                                                                      В последние годы жизни Веласкес написал две самые знаменитые свои работы: “Менины” (“Фрейлины”), в которой изображен частный эпизод придворной жизни, и картину “Пряхи”, живописующую сцену в королевской мастерской ковров. [1, c. 116]

Творчество Веласкеса  – вершина испанской живописи XVII века и одно из ярчайших явлений мирового искусства. Современники и потомки называли Веласкеса "главой и князем всех испанских живописцев". Получив образование в разных художественных школах, он создал свое направление, изучая натуру во всех ее проявлениях и всевозможных подробностях. И достиг в этом той поражающей истины, которая присутствует во всех его картинах, особенно в портретах, в них он превзошел всех живописцев своей родины.

Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669) родился в Лейдене, в семье  довольно зажиточного владельца  мельницы. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание. Наибольший материал ему дает Священное Писание, а из него сцены жизни святого семейства, сюжеты из жизни Товия. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающей полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа — все глубоко продуманно. Простота быта и облика людей не заземляет тему. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Огромную роль в картинах Рембрандта играет светотень — основа его художественной структуры. В колорите преобладают тональные отношения, в которые Рембрандт любит вводить сильные пятна чистого цвета. В «Святом семействе» таким объединяющим пятном служит красное одеяло на колыбели. [1, c.118]

Большое место в творчестве Рембрандта занимает пейзаж, как живописный, так и графический (офорт и  рисунок). В изображении реальных уголков страны он умеет так же, как и в тематической картине, подняться над обыденным («Пейзаж с мельницей»).

Последние 16 лет—наиболее трагические годы жизни Рембрандта; он разорен, не имеет никаких заказов, у него нет собственного дома, он потерял всех близких, любимых людей, и даже ученики предают его. Но эти годы полны потрясающей по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы, исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения глубоко философские и высокоэтические. В этих картинах Рембрандта все очищено от преходящего, случайного. Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклоны голов. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Даже небольшие по размеру произведения Рембрандта этих лет создают впечатление необыкновенного величия и истинной монументальности.

. Обозначившийся в 60—70-х годах интерес к голландскому реализму был вызван несомненным влиянием буржуазии. В русле этих новых эстетических идей развивается искусство Жана Батиста Симеона Шардена (1699—1779), художника, создавшего, в сущности, новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, ранее мало развитого жанра во Франции. Сначала это натюрморты с битой дичью в голландском или фламандском вкусе, в композицию которых входит живое существо, как, например, натюрморт с ободранной тушей и кошкой (1727). Затем художник находит свою тему — это полные тихого очарования, живущие какой-то своей «тихой жизнью» вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки («Медный котел», около 1734). Сведенный до минимума предметов мир самых простых вещей лишен всякой претензии, но исполнен пронзительной силы живописного мастерства. В натюрморте с серебряным кубком (около 1750) глубокие гармоничные коричневые и синие тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево-красные отблески на миске и яблоках объединяют в единое целое утварь, овощи, стол. Все приобретает под кистью мастера непреходящую ценность и значение. [1, c. 120]

Добропорядочность и трудолюбие прославлены Шарденом без дидактики и морализирования, без патетики и эффектов, с теми самыми «мерой и порядком», которые он провозглашает как жизненный образец. Изумительное живописное мастерство, чистые тона с лессировками поверх их делают картины Шардена маленькими шедеврами.                  

С новых позиций выступает  художник и в портрете. За несколько  лет до смерти он исполняет пастелью автопортрет (1775): без тени» манерности он изображает лицо труженика и творца, которому открыто то, что не видит  в человеке простой смертный.

Бытовому жанру, прославляющему скромный быт третьего сословия, который открыло творчество Шардена, суждено было пройти путь сложных превращений. Его дальнейшее развитие связано с именем Жана Батиста Греза. [1, c.120]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В целом, подводя итог культуре Нового времени, надо признать, что мы живем в ее завершающей  стадии. И все современные проблемы, кризис культуры, упадок духовности, преобладание цивилизационных моментов над собственно культурными почти точно укладываются в концепцию О. Шпенглера. Культура Нового времени умирает. Многие ученые пытаются создать оптимистические прогнозы на будущее, но в формах и смыслах современной культуры эти идеи утопичны. Если перефразировать Фридриха Ницше, то можно сказать, что современная культура должна закатиться. Для рождения нового необходим уход старого, отжившего, чем на данный момент является культура Нового времени. И поэтому, как нам кажется, не надо бить во все колокола по поводу современного кризиса культуры - это неизбежное явление, выход из которого возможен только через полную смену одной культуры на другую. Культура есть высший инстинкт человека. Мы обречены на культуру до тех пор, пока мы являемся людьми. Как Адам и Ева принесли в мир культуру, так она уйдет вместе с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Ильина Т. В.  История  искусств. Западноевропейское искусство: Учеб.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 2000.-368 с.: ил.

2 .Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов н/Д, 1999. – 608 с.

3. Левяш И.Я. Культурология: курс лекций – Мн.: ИНТООО, 1998 – 544 с.

4. Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и испр. – М., 1998 -333с.

5. Мартынов В.Ф. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие/В.Ф. Мартынов. – Минск 2008. – 848с.




Информация о работе Контрольная работа по “Основы культурологии”