Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:23, контрольная работа
Как ни странно, но XVIII столетие уже век усталости от прогресса, когда возникли первые сомнения в правильности выбранного направления. Развивается литература, искусство, политика. Вместо абстрактных идеалов человека эпохи Ренессанса, да и XVII века, это столетие наконец-то понимает, что человек живой, обладает страстями, хочет конкретики, жаждет таинственности, иррациональности. Именно с этим связан расцвет масонства.
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Культура нового времени…………………………………………………….4
1.1 Стилевое разнообразие искусства 18 веко: рококо, классицизм, сентиментализм…………………………………………………………………..4
2. Бытовой жанр в живописи. “Малые голландцы “………………………….8
3. Реалистическая традиция в западноевропейском искусстве 17-18 века….10
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………....14
Чаще всего в картинах голландских жанристов почти отсутствовали и фабула и действие. Сцена воспроизводила бытовой эпизод или жизненную ситуацию (чтение письма, музицирование, утренний туалет и т.п.), которые трактовались в созерцательно-лирическом плане. Именно в произведениях такого типа художникам удалось с наибольшей полнотой и силой воплотить поэзию повседневности, прелесть человеческих будней.
В произведениях бытового жанра, может быть, всего отчетливее раскрываются особенности художественного мировосприятия и творческого метода голландских мастеров и связанные с этим завоевания и потери.
Чрезвычайную расчлененность, дифференциацию тематики и жанровых форм обусловили задачи, стоявшие перед голландским искусством этого времени, – иначе не было бы возможно столь непосредственное отражение окружающей действительности. Причем все явления осмыслялись и оценивались голландскими мастерами с позиций частного человека, под углом зрения частного быта – в этом исторически закономерная особенность голландской художественной культуры, отсюда ее камерный, интимный характер.
Однако в интерпретации этой темы живописцы, часто, удовлетворялись внешней стороной явлений – не анализировали их, не выявляли их сущности. Художники утратили способность создавать обобщающие образы, ставить значительные проблемы на материале современной жизни. В их искусстве на зрелой стадии развития живописи пафос новой Голландии и ее героя нередко оборачивался бюргерской ограниченностью.
Не случайно в названии «малые голландцы», которое было дано голландским мастерам за небольшие размеры картин и интимный характер трактовки темы, оказался заключенным и этот, второй смысл. [1, c.247]
3. Реалистическая традиция в западноевропейском искусстве 17-18 веков.
Основные пути развития искусства 17 века определяют ведущие национальные школы: итальянская, испанская, фламандская, голландская и французская, хотя, несомненно, ими не исчерпывается все многообразие художественной жизни Западной Европы этого столетия.
Мы рассмотрим реалистические
традиции 17 -18 веков в работах Д. Веласкеса, Рембрандта
и Шардена. Самый замечательный художник
«золотого испанского века» — Диего Родригес
де Сильва Веласкес (1599—1660). Особенности
творческого метода Веласкеса: глубокое
постижение действительности во всём
её богатстве и противоречивости, целостность
её образно-пластичного воплощения, единство
всех элементов художественной формы.
Веласкес писал без предварительного
наброска, прямо на холсте, органично соединяя
непосредственное впечатления от натуры
и строгую продуманность композиции, достигая
ощущения, казалось бы, вольной импровизации
и вместе с тем широкого обобщения.
Веласкес был великим портретистом. Им
написан целый ряд портретов короля, его
семьи, испанской знати, придворных шутов,
в каждом из которых он сумел угадать и
ярко и правдиво передать основные черты
характера. Одной из вершин портретного
мастерства Веласкеса стал знаменитый
«Портрет папы Иннокентия X», написанный
в Риме в 1650 г.
Творчество Веласкеса – вершина испанской живописи XVII века и одно из ярчайших явлений мирового искусства. Современники и потомки называли Веласкеса "главой и князем всех испанских живописцев". Получив образование в разных художественных школах, он создал свое направление, изучая натуру во всех ее проявлениях и всевозможных подробностях. И достиг в этом той поражающей истины, которая присутствует во всех его картинах, особенно в портретах, в них он превзошел всех живописцев своей родины.
Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669) родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание. Наибольший материал ему дает Священное Писание, а из него сцены жизни святого семейства, сюжеты из жизни Товия. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающей полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа — все глубоко продуманно. Простота быта и облика людей не заземляет тему. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Огромную роль в картинах Рембрандта играет светотень — основа его художественной структуры. В колорите преобладают тональные отношения, в которые Рембрандт любит вводить сильные пятна чистого цвета. В «Святом семействе» таким объединяющим пятном служит красное одеяло на колыбели. [1, c.118]
Большое место в творчестве Рембрандта занимает пейзаж, как живописный, так и графический (офорт и рисунок). В изображении реальных уголков страны он умеет так же, как и в тематической картине, подняться над обыденным («Пейзаж с мельницей»).
Последние 16 лет—наиболее трагические годы жизни Рембрандта; он разорен, не имеет никаких заказов, у него нет собственного дома, он потерял всех близких, любимых людей, и даже ученики предают его. Но эти годы полны потрясающей по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы, исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения глубоко философские и высокоэтические. В этих картинах Рембрандта все очищено от преходящего, случайного. Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклоны голов. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Даже небольшие по размеру произведения Рембрандта этих лет создают впечатление необыкновенного величия и истинной монументальности.
. Обозначившийся в 60—70-х годах интерес к голландскому реализму был вызван несомненным влиянием буржуазии. В русле этих новых эстетических идей развивается искусство Жана Батиста Симеона Шардена (1699—1779), художника, создавшего, в сущности, новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, ранее мало развитого жанра во Франции. Сначала это натюрморты с битой дичью в голландском или фламандском вкусе, в композицию которых входит живое существо, как, например, натюрморт с ободранной тушей и кошкой (1727). Затем художник находит свою тему — это полные тихого очарования, живущие какой-то своей «тихой жизнью» вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки («Медный котел», около 1734). Сведенный до минимума предметов мир самых простых вещей лишен всякой претензии, но исполнен пронзительной силы живописного мастерства. В натюрморте с серебряным кубком (около 1750) глубокие гармоничные коричневые и синие тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево-красные отблески на миске и яблоках объединяют в единое целое утварь, овощи, стол. Все приобретает под кистью мастера непреходящую ценность и значение. [1, c. 120]
Добропорядочность и трудолюбие прославлены Шарденом без дидактики и морализирования, без патетики и эффектов, с теми самыми «мерой и порядком», которые он провозглашает как жизненный образец. Изумительное живописное мастерство, чистые тона с лессировками поверх их делают картины Шардена маленькими шедеврами.
С новых позиций выступает художник и в портрете. За несколько лет до смерти он исполняет пастелью автопортрет (1775): без тени» манерности он изображает лицо труженика и творца, которому открыто то, что не видит в человеке простой смертный.
Бытовому жанру, прославляющему скромный быт третьего сословия, который открыло творчество Шардена, суждено было пройти путь сложных превращений. Его дальнейшее развитие связано с именем Жана Батиста Греза. [1, c.120]
Заключение.
В целом, подводя итог
культуре Нового времени, надо признать,
что мы живем в ее завершающей
стадии. И все современные проблемы,
кризис культуры, упадок духовности, преобладание
цивилизационных моментов над собственно
культурными почти точно
Список литературы.
1. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 2000.-368 с.: ил.
2 .Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов н/Д, 1999. – 608 с.
3. Левяш И.Я. Культурология: курс лекций – Мн.: ИНТООО, 1998 – 544 с.
4. Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и испр. – М., 1998 -333с.
5. Мартынов В.Ф. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие/В.Ф. Мартынов. – Минск 2008. – 848с.
Информация о работе Контрольная работа по “Основы культурологии”