Контрольная работа по “Основы культурологии”

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:23, контрольная работа

Краткое описание

Как ни странно, но XVIII столетие уже век усталости от прогресса, когда возникли первые сомнения в правильности выбранного направления. Развивается литература, искусство, политика. Вместо абстрактных идеалов человека эпохи Ренессанса, да и XVII века, это столетие наконец-то понимает, что человек живой, обладает страстями, хочет конкретики, жаждет таинственности, иррациональности. Именно с этим связан расцвет масонства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Культура нового времени…………………………………………………….4
1.1 Стилевое разнообразие искусства 18 веко: рококо, классицизм, сентиментализм…………………………………………………………………..4
2. Бытовой жанр в живописи. “Малые голландцы “………………………….8
3. Реалистическая традиция в западноевропейском искусстве 17-18 века….10
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………....14

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА

 

Кафедра: “Философии, истории и политологии”

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

“Основы культурологии”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2010

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………….....3

1. Культура нового времени…………………………………………………….4

1.1 Стилевое разнообразие искусства 18 веко: рококо, классицизм, сентиментализм…………………………………………………………………..4

2.  Бытовой жанр в живописи. “Малые голландцы “………………………….8

3. Реалистическая традиция в западноевропейском искусстве 17-18 века….10

Заключение………………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 Как ни странно,  но XVIII столетие уже век усталости  от прогресса, когда возникли первые сомнения в правильности выбранного направления. Развивается литература, искусство, политика. Вместо абстрактных идеалов человека эпохи Ренессанса, да и XVII века, это столетие наконец-то понимает, что человек живой, обладает страстями, хочет конкретики, жаждет таинственности, иррациональности. Именно с этим связан расцвет масонства.

В начале XVIII века в континентальной Европе на смену скептицизму и рационализму барокко пришла эпоха Просвещения и искусство рококо. Главной идеей Просвещения был оптимизм и твердая вера в то, что человечество можно изменить путем повышения его образованности (отсюда и название данного течения). Просвещение зародилось во Франции, которая облегченно вздохнула после смерти Людовика XIV и с надеждой смотрела в будущее.

Особенной чертой XVIII века явилось распространение светских салонов, где рождалось великое  искусство общения людей, где  часто в дискуссиях сталкивались высокоодаренные личности с разным мировоззрением. Яркая мысль, появившаяся  в подобных салонах, в неделю облетала всю страну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Культура нового времени.

1.1. Стилевое разнообразие искусства 18 века: рококо, классицизм, сентиментализм.

 

В 18 веке центром духовной жизни Европы становится Франция. Наиболее значительная часть искусства здесь была создана между смертью “Короля-Солнца” и первыми раскатами революционного грома. Первые десятилетия 18 века – это стиль “регентство”, или раннее рококо. Затем следует “стиль Людовика 15”, зрелое рококо. С 40-х годов набирает силу идейное движение Просвещение, нравственные, этические и эстетические принципы которого направляют искусство в новое русло. В конце века соединение идеалов Просвещения с оживленными традициями классицизма порождает революционный классицизм. [2, c. 201]

 Рококо часто характеризуют как вырождающееся барокко, - стиль изысканный и весьма легковесный. Действительно, в нем причудливо соединяются гедонизм, прихотливость, пренебрежение к разуму и апофеоз чувства, пренебрежение естественным ради эстетства, экзотики и блестящая художественная культура. Рококо – выражение тенденции к отрицанию устоявшихся, ставших бесплодными форм и противопоставление им новых, пусть не бесспорных, но весьма своеобразных подходов. Стремление к освобождению от официоза выливается  в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым “галантным сценам”; пышности и величию. Кроме красоты важным становится и удобство.

   . Городские дворцы знати, богатой буржуазии, - "отели", сооружаемые в этот период, как правило, строго классицстичны по экстерьеру. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства игривое насмешливое, вычурное. Не случайно термин "рококо" возводят к слову "раковина", "рокайль". Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Новые веяния проникли в Академию. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые - все это темы любви. Портрет и пейзаж - не случайно очень важные в эту эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием и насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе человека, о смысле существования. Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства. [2, c.202]

Предвестием этого направления  в искусстве, но и явлением значительно  более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший  в искусстве свой, неповторимый образ. Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества - аристократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарования - построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений "Паломничество на остров Цитеру". В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цветом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность характерна для всего искусства XVШ в., и для Ватто особенно. Он не скрывает театрального приема в композиции. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник. [2, c.202]

Ватто вообще очень близко знал актерский быт и не раз  писал актеров итальянской и  французской комедии. Делакруа называл  технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и Венецию. В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу - это вывеска антикварной лавки, которая так и называется "Лавка Жерсена". В ней он возможно хотел показать, как быстротечна "слава мира", как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство.

Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше, ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пренебрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и  вся утонченная культура "рокайльного языка", выразилось в полной мере. Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам от панно для отелей до эскизов на костюмах. И все это - галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы - разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня - богиня Флора. Типичные сюжеты - "Триумф Венеры" или "Туалет Венеры", "Купанье Дианы и т.д. [3, c.109]

Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро, видевшего в нем яркое порождение всего, с чем боролись просветители, но не отказывающего ему в высоком профессионализме.

Новый этап прогрессивного развития художественной культуры выступал в форме двух основных идейно-художественных направлений, то противостоящих друг другу, то чаще взаимопереплетающихся,— классицизма, с одной стороны, и не укладывающегося в рамки стилевого направления классицизма, более непосредственно реалистического по форме развития искусства, проявившегося главным образом в портрете. Творчество мастеров портрета в живописи и скульптуре второй половины 18 в. во Франции, Англии, (Гейнсборо, Левицкий) противостояло линии парадно-сословного портрета позднего барокко или условно-салонному светскому портрету, связанному с доживающими свой век рокайльными традициями.

 Еще в большей  мере выходят за пределы стилевых  направлений реалистическая, обращенная  к непосредственному отражению  жизни станковая живопись и гравюры Хогарта, отчасти живопись Шардена, Греза.

Классицизм в своем  стремлении создать новые одновременно естественно простые и. возвышенные  формы искусства, способного воспитывать  благородные мысли, вкусы и «добродетель», обратился к художественной культуре античного мира. Она стала примером для изучения и подражания. Основные положения доктрины классицизма были сформулированы немецким теоретиком и историком искусства Винкельманом. Деятельность Винкельмана весьма характерна для 18 века. Именно в этом столетии закладываются основы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисциплины, тесно связанные с успехами философии. [3 c. 110]

Классицизм 18 века не только продолжал, апеллируя к почерпнутым  из античности примерам, утверждать величие победы разума над чувством, долга над страстью. Античное искусство объявлялось в 18 веке нормой и идеальным образцом и потому, что в нем, по мнению идеологов классицизма, нашли свое наиболее гармоническое и совершенное воплощение постоянные, исконные добродетели, свойственные человеку, живущему в разумном, свободном обществе городов-республик античности. В зависимости от меры и глубины прогрессивности того или другого представителя классицизма 18 века либо подчеркивалось эстетическое и нравственное превосходство идеала облагороженной естественности и изящной простоты нового направления по сравнению с фривольностью позднего рококо или усложненной пышностью позднего барокко, либо акцентировался гражданский пафос классицизма. [3, c. 111]

Следует отметить, что классицизм, ставший господствующим стилем в зодчестве и отчасти в скульптуре и живописи, не добился гегемонии в области литературы. Как реалистическая сторона классицизма, так и его некоторая рационалистическая отвлеченность были подхвачены главным образом театром трагедии Вольтера. Заметное влияние классицизм оказал и на поэзию (Шенье). Такие формы литературы, как роман и повесть, непосредственно связанные с анализом противоречий реальной жизни, продолжали развиваться в более последовательно, и открыто реалистических художественных формах.

Наряду с классицизмом в культуре второй половины 18 в. получили развитие такие направление, как сентиментализм. Это направление наиболее полно воплотились в поэзии, театре, прозаической литературе. В изобразительных искусствах их влияние было менее заметным и, особенно во Франции, менее плодотворным. Если классицизм выражал преимущественно высокие гражданские и этические идеалы эпохи в их наиболее всеобщей и отвлеченной форме, то сентиментализм обращался непосредственно к утверждению ценности личного мира чувств человека или драматичности его конфликтов с окружающей действительностью.

Сентиментальные мотивы, вообще свойственные английской литературе, особенно усилились в психологических  романах С. Ричардсона и наиболее полно воплотить в творчестве Лоренса Стерна. Огромное воздействие на общественное сознание оказали философско-педагогические романы Ж.Ж. Руссо, черты сентиментализма, безусловно, присущи произведениям Д.Дидро. Позднее преемником основных мотивов сентиментализма оказался так называемый критический реализм.

В живописи сентиментализм практически растворялся в реализме, рококо. В чистом виде сентиментализм проявился лишь в творчестве Ж.Б. Греза. [3, c.111]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бытовой жанр в живописи “Малые голландцы”.

 

Лишенные таких могущественных заказчиков, как двор, знать и  церковь, голландские живописцы  в основном работали на продажу –  нередко они торговали своими картинами на ярмарках, а приобретали  их произведения купцы и владельцы мануфактур, ремесленники и зажиточные крестьяне.

Картины писались небольшого формата, в расчете на скромные по размерам интерьеры голландских домов. Станковая  живопись стала любимым искусством голландцев, так как способна была с большой достоверностью и многообразно отразить действительность. Голландцы хотели видеть в картинах то, что им хорошо знакомо, – природу своей страны, море и корабли, свой быт и дом, вещи, которые их окружают. Стремление к познанию мира проявилось в голландской живописи в столь непосредственных формах и с такой последовательностью, как нигде более в европейском искусстве этой эпохи. С этим связана и широта ее диапазона: здесь развивались портрет и пейзаж, натюрморт и бытовой жанр. Некоторые из них (натюрморт, бытовая картина) впервые именно в Голландии сложились в своих зрелых формах и достигли такого расцвета, что стали своеобразным эталоном данного жанра. [1, c. 245]

Внимание голландских  жанристов привлекали не какие-нибудь значительные моменты, а, напротив, обыденное, не нарушаемое важными событиями  течения жизни, мелкие будничные  эпизоды. Назначение и смысл жанровой сцены – воспеть прелесть мирной жизни бюргерского дома, этическую и эстетическую ценность повседневного существования рядового человека.

В творчестве каждого  из ведущих мастеров голландского бытового жанра, несмотря на общность проблематики, и сюжетов, эта тема получила своеобразное преломление. Сила искусства Яна Стена (1626 – 1679) заключается, прежде всего, в даре повествования, рассказа, которым он владеет превосходно. Сюжет в его картинах разыгрывается занимательно и динамично, его герои беспечны и добродушны, они любят веселиться, хотя порой немного развязно и неумеренно («Веселое общество», Гаага, Маурицхёйс). [1, c.245]

Картинам Стена свойствен  добрый, жизнерадостный юмор, не лишенный иногда и сатирического оттенка, нарушающего иллюзию бюргерского  благополучия. Художник любит и умело  вводит в композиции многочисленные детали – подчас они раскрывают нравоучение, содержащееся в картине. Но дидактический подтекст, присущий главным образом поздним работам мастера, не делает его сцены ни тяжеловесными, ни скучными – мораль преподносится легко и весело, с жизненной активностью и задором («Расстроенное хозяйство», 1663, Вена, Музей истории искусств).

Информация о работе Контрольная работа по “Основы культурологии”