Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая культурная судьба России, в особенности, таких мегаполисов как Москва, во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого россиянина, его отношения к историко-культурным традициям своей страны, своего народа, а также от освоения богатств отечественной и мировой культуры нашей молодежью, новыми поколениями россиян.

Оглавление

1. Введение
2. Молодежная культура
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культурологи.docx

— 42.75 Кб (Скачать)

     Выставки, творческие вечера, фестивали современного искусства, моральная и материальная поддержка творчества молодых крайне необходимы. Что бы ни декларировали  молодые, как бы они ни эпатировали  публику, молодая культура нуждается  в общественном внимании, в квалифицированной  критике. Так же, впрочем, как и  все мы нуждаемся в молодежной творческой элите, хотя это и не лежит  на поверхности.

     Лишь  у незначительной части молодежи духовные устремления сформированы в лоне семьи. Для большинства  свобода совести и вероисповедания - этакая "карт бланш", которая, впрочем, может остаться и не разыгранной6.

     Поэтому наиболее разумным представляется оказание молодежи помощи в ознакомлении с  духовным опытом человечества и, прежде всего, с традиционной для России православной культурой, в воспитании веротерпимости, в активной защите молодежи от влияния тоталитарных сект и агрессивных, фашиствующих право- и леворадикальных политических течений, маскирующихся под те или  иные религиозные конфессии.

     Культурное  наследие прошлых эпох не должно просто навязываться молодежи. У всех нас  перед глазами печальный опыт обязательного схематизированного и заидеологизированного преподавания литературы, "воспитавшего" у многих стойкую неприязнь к серьезному чтению.

     Культура  прошлого должна подаваться как нечто  живое, интересное и важно для  современного молодого человека. В  частности, и краеведение должно и может подняться от чисто изыскательской практики к живому и яркому просветительству. Иначе незачем тревожить "тени забытых предков".

     Благодаря однобокой пропаганде, наука ассоциируется  у молодежи прежде всего с глобальными угрозами человечеству и с нежеланием "официальной науки" обратиться к сфере сверхчувственного, таинственного, к "тонким и параллельным мирам". И это при замечательных успехах науки в биологии, психологии, космологии, информатике, синергетике и пр.

     На  фоне тотального экономического кризиса  практически иссякла традиционно  сильная просветительская деятельность ученых. Но это обрекает науку притока  молодых талантов, а молодежь - на невежество. Общество должно найти  в себе силы, чтобы разорвать этот трагический порочный круг. Необходимо также взращивание в молодежной среде будущей интеллектуальной элиты, но с обязательными "прививками" против узколобости и снобизма.

     Бытовая среда молодежи тревожит нарастающими негативными проявлениями: вредные  губительные привычки (наркомания, токсикомания, алкоголизм), неразборчивость, поверхностность отношений в  сексуальной сфере, практически  узаконенная проституция, вульгарность, торжество грубой силы во взаимоотношениях, криминализация значительной части  молодежи, падение интереса к занятиям спортом, низкая санитарная культура, обедненный язык, примитивность досугов, извращенность отношений с "предками".

     В этих условиях недопустимо свертывание  системы образования, ибо это  усугубит и без того угрожающую безработицу  в молодежной среде. Необходимо создание действенных механизмов общественного  влияния на средства массовой информации не с целью регламентации их деятельности, а для создания своеобразных "общественных зеркал".

     Первостепенную  важность имеет выработка законодательных  инициатив, чтобы с помощью федеральных  и местных законов, по возможности, оградить детей и молодежь от порнографии, культа насилия и жестокости, заниженных стандартов поведения, насаждаемых в погоне за легкой наживой неразборчивым бизнесом.

     Необходимо  выработать действенные механизмы  повышения культурного уровня преподавателей и воспитателей от детских садов  до университетов, настоящих и будущих  родителей, вообще взрослого населения. Эта естественная идея, многократно  скомпрометированная в "народных университетах культуры", "университетах  здоровья", "университетах марксизма-ленинизма" и т.п., все же остается ключевой и  ждет достойного воплощения. Иначе  у нашего общества нет будущего7.

     На  переломном этапе развития российского  общества, когда жизнь чрезвычайно  сложна и динамична, важно зафиксировать  и понять ценности, которыми руководствуются  молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и  повседневные представления о настоящем  и будущем вступающих в жизнь  поколений.

     Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня  рушатся ценности, которые еще  вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические  катаклизмы.

     Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных  условиях ломки многих старых ценностей  и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и  пессимизм, неверие в себя и общество.

     Одни  живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы».

     Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют  «все и вся», занимаются поисками «врагов», на которых можно было бы свалить  причины всех бед.

     Третьи, отчаявшись, уходят в «никуда», становятся на преступный путь, превращаются в  алкоголиков и наркоманов.

     Четвертые ищут «путь к богу», вступают в  различные секты, увлекаются мистикой и колдовством.

     Пятые, понимая, что только с помощью  собственной активности можно добиться успеха в жизни, объективно оценивают  новые реалии, ищут пути решения  возникающих проблем.

     Серьезная наука должна разрушать эмпирическим путем ту сферу догм и предрассудков, которые существуют в обществе, показывать реальное положение дел, ни в коем случае не идеализировать действительность. К сожалению, некоторые социологи  утрачивают необходимую для честной  науки объективность и критичность, «не замечают» существующих острейших  социальных проблем, без тени смущения доказывают, что большинство молодых людей успешно приспособилось к жизни в условиях рыночной экономики, не замечают массовой безработицы, неудержимого роста преступности, пьянства и наркомании, проституции и суицида.

     Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть  имущих» и богатых имеют возможность  попасть в узкую группу, которая  в будущем получит доступ к  рычагам власти в экономике и политике.

     В последние годы в России появились  многие возможности финансового  самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части  молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут  к настоящему успеху, а усиливают  ощущение духовной пустоты и бессмысленности  жизни, временности всего происходящего. В.П. Тугаринов писал: «Цель отличается от потребности и от интереса. Без потребностей и интересов не было бы ценностей, но потребности и интересы сами по себе ценностями не являются. Голод и жажда - вовсе не ценности, это - страдания. Ценностями оказываются хлеб и вода, т.е. вещества, которые удовлетворяют, погашают эти страдания».

     Современная молодежь России проходит свое становление  в очень сложных условиях ломки  многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие  в будущее. Растут агрессивность  и экстремизм, шовинизм и криминальность8.

     Анализ  показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, - все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования - отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. - это также картина кризиса.

     Однако  кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может  означать наличие ценностного конфликта  в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся  обстоятельств. Одновременно это может  означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного  явления.

     Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются  многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо  привлекательным местом - островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности - необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают не только спонтанный характер. Часто молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи, чтобы укрыться там от фрустрирующего воздействия общественных процессов. В области образования все большую популярность приобретают нетрадиционные виды обучения. Многие люди не смущаются и даже стремятся к платным формам учебных заведений предпочтительно делового, профессионального характера. Отрицая официальные учебные заведения, они связывают свои надежды с иными формами образования, так как понимают его как средство выживания в новых условиях, максимально безболезненного перехода к новому образу жизни9. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Особое  место в обществе занимают резко  обострившиеся проблемы молодежной культуры. Их актуальность, с одной  стороны, связана с резким падением культурного уровня, утратой национальной культурной самоидентификации все  более значительной части подрастающих поколений россиян, особенно в условиях больших городов.

     С другой стороны, это связано с  высокой исторической и социальной значимостью состояния молодежной культуры для судеб государства  и общества как культуры завтрашнего  дня, решающим образом влияющей на общественно-государственное  развитие России, национальный менталитет и, в конечном итоге, на то, какое  место займет наша страна и наш  народ в мировом сообществе в  условиях нарастающих процессов  интеграции, глобализации при одновременном  распаде национально-культурных связей, дезинтеграции отношений на всем постсоветском пространстве и в России.

     Именно  на молодежи сегодня лежит историческая ответственность за сохранение и  развитие национальных культурных традиций и ценностей, за цивилизованную культурную интеграцию России в мировое со общество, В то же время именно молодежь сегодня является наиболее обделенной в культурном отношении частью российского общества, понесшей наибольшие культурные утраты.

     Показателями  падения социальных нравов и культурного  уровня населения, в частности, являются снижение культуры молодежи, бездуховность, космополитизм, социально-политическая инфантильность, крайний индивидуализм и эгоцентризм, социальная и финансовая поляризация, утрата государственного мышления, чувства патриотизма, воинствующий национализм и русофобия, замена подлинных культурных, духовных ценностей мнимыми.

     Причины, порождающие негативные проявления разнообразны и многочисленны: экономические, социальные, политические, культурные, идеологические, семейно-бытовые, эстетические и т.п. Все они лежат в плоскости глобальных перемен последних лет в государстве и в обществе.

     Государственные и общественные институты, а также  сама молодежь нуждаются в выработке  концептуальных основ и механизмов организации и управления сферой культуры, в обеспечении доступа  молодых граждан к ценностям  культуры и искусства, их духовного  и культурного воспитания. Нарастание негативных процессов в духовной сфере жизни общества, актуальность проблем обеспечения эффективного противодействия антикультурной экспансии извне, защиты подрастающих поколений от вредного, разлагающего воздействия носителей и образцов антикультуры, псевдокультуры и массовой культуры, подтверждают необходимость борьбы с увеличением преступности, алкоголизма, наркомании, проституции, бездуховности в молодежной среде.

     Социально-культурная сфера в целом и сфера молодежной культуры - ее состояние, тенденции, перспективы  развития представляют собой сложный  объект научного исследования. Его  изучение может быть успешным только при условии комплексного, междисциплинарного подхода, требует использования  различных методов, в том числе  социологических. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"