Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая культурная судьба России, в особенности, таких мегаполисов как Москва, во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого россиянина, его отношения к историко-культурным традициям своей страны, своего народа, а также от освоения богатств отечественной и мировой культуры нашей молодежью, новыми поколениями россиян.

Оглавление

1. Введение
2. Молодежная культура
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культурологи.docx

— 42.75 Кб (Скачать)

Академия права и управления

Тюменский филиал

Кафедра общегуманитарных дисциплин

Специальность - 030501 «Юриспруденция» 
 
 

Контрольная работа по культурологии

Вариант № 3 
 

                                                       Выполнила:

Студент заочного обучения

                                                              3 курса гр. 36/1

                                                            Старчикова А.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень 2011

     Содержание: 

1. Введение

2. Молодежная культура

3. Заключение

4. Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Современный этап переосмысления культурных ценностей  и дальнейшая культурная судьба России, в особенности, таких мегаполисов  как Москва, во многом зависят от духовного состояния, социальной и  гражданской позиции каждого  россиянина, его отношения к историко-культурным традициям своей страны, своего народа, а также от освоения богатств отечественной  и мировой культуры нашей молодежью, новыми поколениями россиян.

     Отсутствие  целостной государственной молодежной культурной политики и финансово  обеспеченной культурно-воспитательной национальной программы при полномасштабном  разрушении существовавших до начала 90-х гг. институтов воспитания и организации  молодежи может привести в ближайшее  время к катастрофе.

     В результате проведения рыночных реформ, развала национальной экономики, индустрии  и на этом фоне тотальной экспансии  из-за рубежа массовой культуры, псевдокультуры мы наблюдаем, как в общественном сознании, в первую очередь, в молодежной среде происходят резкие изменения ценностных ориентации, доминант.

     Кризис  проявился, прежде всего, в снижении уровня духовности подрастающих поколений, поскольку традиционные культурные ценности в значительной степени  утрачены, а новые еще не сложились, да и не могут сложиться в столь  короткий исторический отрезок времени.

     В условиях коммерциализации творчества новое искусство стало искать дорогу к зрителю через образы больного, извращенного или порочного  сознания, характер творчества стал приобретать  все более антигуманную, антисоциальную направленность, негативно, разлагающе влияя на все общество, а в особенности на духовно неокрепшee подрастающее поколение.

     В свою очередь сохранение и создание новых культурных ценностей и, главное, формирование внутренней культуры нового человека связано как с направленностью, характером деятельности субъектов творчества, так и с отношением общества к традиционным и инновационным культурным ценностям.

     В сложившейся социокультурной ситуации, полярности мнений и духовного раскола среди творческой и научной интеллигенции чрезвычайно важно заполнить образовавшийся вакуум такими знаниями, идеями, теориями, научными дисциплинами и практическими программами, которые, обладая статусом научной объективности, социально-культурной значимости и духовной ценности, помогут не только переосмыслить происходящие процессы, но и организуют, систематизируют восстановление утраченного культурного пласта, культурных ориентиров, новое мировоззрение, позволят системно формулировать и успешно решать задачи культурного строительства.

     Необходимо  глубокое историческое, философское, социологическое  осмысление процессов, происходящих в  сфере культуры в условиях продвижения  России к демократическому обществу, к правовому, социальному государству, а также состояния, роли, места в этих процессах молодежной культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Молодежная культура

     Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось  до начала XVIII в. Позже его стали  относить и к людям, отличавшимися  изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией1.

     Современное научное определение культуры значительно  шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения  членов этой группы. (2)

     Как социальная группа молодежь в контексте  культурного уровня выступает следующим  образом. Молодежь - это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны они  несут в себе результаты влияние  различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а  с другой стороны - их ценности остаются гибкими, подверженными различным  влиянием. Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст - время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически - к миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово - зрелость ею отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

     Молодежь  выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью  своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.

     Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровне сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой - коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразится на системе установок, ориентаций и культурных идеалов молодого человека2.

     Попытки реализации целостной программы  гуманитарной социализации в государственном  масштабе не увенчались успехом. Сегодня  единая система гуманитарной социализации практически отсутствует, а частные  инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных  учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных  российских городов. В большинстве  же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу рекреативно-развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

     Юношеский возраст, а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями  амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). Именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию - преодоления социального отчуждения. Естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом3.

     Особенности поколения оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. в этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения.

     Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько  иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением.

     Молодому  человеку в силу его возрастных и  общепсихологических особенностей свойственно, прежде своего, эмоционально-чувственное  отношение к культуре в целом  и к художественной в частности. Молодой человек стремится к глубокому личностному восприятию художественной информации, когда он как бы идентифицирует себя с героями произведений, переносит на самого себя события, происходящие с ними, наяву переживает иллюзорную жизнь созданных воображением автора персонажей.

     В юношеской психологии кроется причина  и того, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь даже художественная литература воспринимается молодыми людьми как  бы в картинках (давно ли они зачитывались сказками - самыми зрелищными из словесных  жанров!).

     И в более широком плане контекст культурной жизни, культурная атмосфера  становятся для юношества возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания. В этом одна из причин экстремального, недопустимого с точки зрения общественных норм поведения части молодежной публики на концертах рок-звезд или на стадионах (ведь и посещение спортивных зрелищ есть своего рода эмоциональная разрядка для юного фаната). Все это психологически закономерная черта молодежной субкультуры, воспринимаемая зрелыми людьми (нередко вполне правомерно) как выражение контркультуры и своего рода общественный вызов.

     Чувственное восприятие культуры, стремление к  однозначному противопоставлению «добра»  и «зла», ожидание непременной и  безусловной победы «своих» над  «чужими» приводят у молодежи, особенно в юношеском возрасте, к преобладанию нравственных оценок над художественными, к внеэстетическому восприятию искусства. Молодой человек иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь в кинотеатр, хочет очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее4.

     Поиски  эмоционально-нравственного, с одной  стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения.

     Противопоставляя  себя миру взрослых, молодой человек  все равно остается по сути «одинаковым», только эта «одинаковость» - внутри своего поколения и поэтому им самим не воспринимается. Молодежная мода - лучший тому пример. В выборе одежды молодой человек ориентируется, прежде всего, на свое окружение, чтобы  соответствовать, не быть хуже или не достаточно модно одетым5.

     Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с  поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов  отношений, установок и интересов.

     "Массовая  культура" давно и привычно  воспринимается как символ чего-то  низкопробного, отупляющего. Однако  она опирается на самую передовую  технику нашего времени: полиграфию, светотехнику, аудио- и видеоаппаратуру,  компьютерную графику и др. Динамизм, "клиповость" стали неотъемлемыми чертами психологии восприятия современной молодежи. Поэтому те, кто считает своим делом культурное влияние на молодежь, должны заботиться, чтобы культурные акции любого рода дорастали до современных технических возможностей и учитывали особенности восприятия молодежи.

     Нужно смелее вторгаться на территорию шоу-бизнеса  и отвоевывать у него возможность  говорить с молодежью на привычном ей языке, но о вещах неизмеримо более значимых. "Массовая культура" не должна быть только досугово-бытовой. Она должна выводить далеко за рамки привычного шоу-бизнеса.

     В молодежной среде исподволь вызревает  культура XXI века. Для обыденного сознания, во многом сформированного вкусами  и привычками достаточно далекого прошлого, "авангардизм", "абсурдизм", "постмодернизм", "концептуализм" в искусстве молодых кажутся чем-то непонятным, извращенным и бесконечно далеким от "реальной жизни". Но именно в этих "измах" сложно преломляются действительные острейшие проблемы бытия на рубеже тысячелетий, к тому же отягощенные в нашей стране болезненной сменой общественного строя и системы ценностей.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"