Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:00, контрольная работа

Краткое описание

Главной чертой духовной культуры средневековья является доминирование
христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора
сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у
человека,утомленного плотским активизмом поздней римской античности.Языческие религии были не готовы к этому, но и большие массы людей тоже не были способны стать аскетами манихейского типа

Оглавление

Христианская церковь и религиозное сознание (организация, догматика, традиции).
Церковь и ереси
Инквизиция
Средневековая цивилизация Запада и её характерные черты.
Периодизация средневековой цивилизации.
Великое переселение народов. Кризис цивилизационного развития.
Становление единства заподно- европейской цивилизации.
Роль и место католической церкви в средние века.
Социальная структура общества западной Европы.
Средневековая культура запада. Менталитет средневекового человека.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

централизации наступил в 15-16 веке. Он  имел  более  прочную  экономическую основу  в  виде  складывавшихся  в   это   время   национальных   рынков   и ускорившегося  процесса  начальной  консолидации  наций.   Так   образование централизованных государств в Англии и Франции произошло  в  основном  в  15 веке, В Англии оно было связано с  завершением  войны  между  белой  и  алой розами  а  также  других  раздирающими  страну  меж  феодальных   усобиц   и воцарением на престол новой династии Тюдоров. Генрих УП  повел  непримиримую борьбу с самостоятельными баронами. Именно в это время  Англия  превратилась в  сильную  централизованную  державу.  Во   Франции   образование   единого

государства  с  твердой  центральной  властью  произошло  при  Людовике  XI. Которому позже удалось  сломить  политическую  силу  феодалов.  Одновременно продолжалось  расширение  территории  Франции  в  которую  вошли герцогства Бретань, Бургундия. Всему этому способствовала победа  Франции  в  столетней кровопролитной,  сложной  войне,  которую  Франция  вела  с  Англией.  После завершения столетней войны  появилось  само  название  Франция.  Вернее  оно распространилось не только на северную часть нынешней Франции но  и  на  всю ее территорию. Политическое объединение и централизация политической  власти происходило в  Испании  по  мере  успехов  реконструкции.  Сначала  началось постепенное расширение Кастилии а затем Арагона. И наконец в 1479  году  оба этих  королевства   объединились.   Благодаря   графу   Арагонского   короля Фердинанда и Кастильской королевы Изабеллы. Образовалось  новое  государство с  централизованной  властью,  государство  Испания.  Таким   образом   идея единства западноевропейской цивилизации формировалось  на  протяжение  всего средневековья.  Западноевропейская   средневековая   цивилизация   обхватила сложный комплекс многочисленных государств.

    В итоге всех изменений в  середине 16  века  политическая  карта  Европы

предстает перед нами следующим образом. В  западной  и  юго-западной  Европе оформились  три  крупные  централизованные  государства:  Англия,   Испания, Франция.  Среднюю  полосу  Европы  занимали:  священная  римская  империя  и Италия, которые оставались еще политически раздробленными. На севере  Европы к концу 16 века политический тон задавали: Дания и Швеция.  Весь  юго-восток Европы  находился  под  властью  османской  империи.  У  восточных   рубежей западноевропейской  цивилизации находилось  мощное   русское   государство, княжество литовское, польское королевство, ливонский орден. 

         2.4   Роль и место католической церкви в средние века. 

   Характерный признак   западноевропейской   средневековой   цивилизации заключается в  том  что  религия  является  доминирующем  фактором  развития общества.  Впервые  идеология  христианства  стала   доминирующим   фактором развития общества. Пожалуй за всю историю человечества не  было  бы  времени когда  значение  церкви  и  религии  было  бы  так  велико   как   в   эпоху средневековья.   В   течение   средних   веков    произошла    окончательная христианизация Европы. Начался этот процесс  в  районах  Средиземноморья.  В начале  христианизации  были  охвачены  районы  Средиземноморья,   Ирландии, Британии. Но 13 веке христианизация фактически прошла по всей Европе. В  4-5 веках  в  результате  экономических,   политических,   культурных   различий западная римская империя и восточная римская империя имеют свои отличия.  Но эти отличия резко обострились  и  проявились  в  9-10  веках.  В  1054  году окончательно произошел раскол  церквей,  который  получил  название  схизма. Церкви раскололись на католическую и православную. Соответственно  и  Европа раскололась по конфисиональному признаку.  Западная,  северная,  центральная Европа пошла за Римом. Европа стала католической.  Юго-восточная,  восточная Европа последовала за  Константинополем.  В  католической  церкви  с  самого начала сложилась  строгая  централизация  власти.  Огромное  влияние  в  ней принадлежало римскому  епископу.  Который  получил  начиная  с  5  века  имя «папы». Рим считался городом  апостола  Петра.  Который  являлся  хранителем ключей от рая. Римский папа присвоил себе  право  быть  приемником  апостола Петра. Земли наводившиеся в руках папы становились вотчиной  святого  Петра. В 8 веке образовалось папское государство. В это государство  вошла  римская

область и ровенские дохаты. Церковь на средневековом западе была  фактически государством в государстве.  Церковь  получала  дар  от  императоров,  знати земельные владения. К 15  веку  1/3  земель  в  Европе  (в  регионе  влияния католиков)  принадлежала  католической   церкви.   На   вселенских   соборах периодически созываемых католическая церковь разрабатывала  свою  догматику. Система просвещения в Европе фактически находилась в руках церкви. В 6  веке появился  первый  монастырь  основанный  святым   Беннидиктом.   Который   в последствие  разработал  устав  монастырской  жизни.  От  монахов требовали выполнение   3   обетов:   безбрачия,   бедности,   послушания.    Монастырь одновременно являлся центром просвещения. В монастырских и церковных  школах учили тексты на латинском языке. Для средневековая цивилизация запада и  для церкви в частности одним из важнейших был  вопрос  об  отношение  к  мирской власти. В 413 году  Аврелий  Августин  в  своем  сочинение  о  граде  Божием поставил вопрос об отношение церкви и власти. Он сформулировал  своего  рода политическую  теорию.  По  которой  в  дальнейшем  жило  и  развивалось  все средневековье. В этом  сочинение  Аврелий  Августин  сформулировал  основной принцип взаимоотношения церкви и мирской власти. Он  утверждал  что  история человечества  это  борьба  праведников,  которое  населяет  град  божий,   и грешников  которые  населяют  град  земной.  Аврелий  Августин  говорил  что церковь ближе стоит к граду божьему, что власть  мирская  это  град  земной.

    Таким образом светское правление должно быть  подчинено  церкви.  Она  стоит выше государства. Соответственно правители обязаны подчиняться.  Поэтому  на протяжение  всего  средневековья  взаимоотношения  церкви  и  государства  в западноевропейском регионе носили очень сложный характер. Вся  история  этих взаимоотношений это история противоборства и конфликтов. Высшее  духовенство постоянно  вмешивается   в   жизнь   феодалов.   Что   бы   утвердить   свою главенствующее место церковь выступала в качестве  противовеса  государству. Она  вынуждала  его  идти  на  компромиссы.  Благодаря  церкви  в   обществе создавалась  обстановка  диалога  политической  жизни.  Она   способствовала формированию особого европейского типа государственной власти. 

             2.5  Социальная структура общества западной Европы. 

       Сословие- социальная  группа  обладавшая  согласно  загону  правами  и  обязанностями передававшимися по наследству. Средневековое  западноевропейское  общество состояло из трех сословий:

  • духовенство.
  • рыцари, светские феодалы, дворяне.
  • горожане и крестьяне.

    Первые два сословия были привилегированные. Принадлежность  к  сословию была наследственной  и  определяла  имущественное  положение.  Иерархическая структура общества затрудняла переход из одного социального слоя  в  другой. Он в принципе был не возможен.  Одна  из  отличительных  черт  средневековой цивилизации запада корпоративизм. Средневековый  человек  всегда  чувствовал себя частью коллектива, общности. Он принадлежал  к  различным  общностям  и объединялся  по  великому  множеству  признаков.  Он  мог   принадлежать   к различным  корпорациям  одновременно.  Сельские  общины,  ремесленные   нем, монастыри, духовно рыцарские ордена,  воинские  дружины  -  все  это  пример некоторые  корпораций.  У  корпорации  была  собственная  казна.  Корпорации основывались  на  консолидации,  взаимопомощи  и  поддержке.  Корпорация  не разрушала феодальную иерархию но придавала  силу  и  сплоченность  различным слоям. 

  2.6 Средневековая культура запада. Менталитет средневекового человека. 

    Менталитет это система определенных традиций, ценностные ориентации  по которым живет общество. Общая численность  западноевропейской  средневековой цивилизации   составляло   около   70   миллионов   человек.   Средневековая цивилизация запада молода.  Ее  средний  возраст  30-35  лет.  Средневековый человек  жил  в  мире   который   был   пронизан   духом   христианства.   В интеллектуальной  жизни  особое   значение   занимала   теология.   Огромное цивилизующее значение имела на  западе  таинство  исповеди.  Оно  заставляло человека оценивать свои поступки.  Приучать  себя  к  само  дисциплине  и  к определенному самоограничению. Средневековый человек воспринимал  мир  иначе чем воспринимаем мир мы с вами. Для него одинаково реальным представлялся  и тот  мир  который  его  окружал  и  потусторонний  мир.  Поскольку  эти  две реальности совпадали то общим  фоном  в  котором  существовал  средневековый человек являлся фоном страха. Средневековая цивилизация запада внесла  очень большой  вклад  в  общечеловеческую  культуру.   Средневековая   цивилизация включила  в  орбиту   мировых   цивилизаций   народы   борбарикума.   Народы борбарнкума это народы варварских племен находившихся на ступени  разложения первобытнообщинных отношений.

    Впервые в истории  человечества  такое  понятие  как  граница,  которая

разделяла Рим и варварские племена, появилось  в  римской  империи.  И  после падения римской империи весь огромный  варварский  мир  в  который  входили: кельтские, германские, славянские, финно-угорские, балтийские был  втянут  в воронку формирования новой средневековой цивилизации. То есть  все племена, народы борбарикума фактически оказались  в  зоне  этой  цивилизации.  Первое значение средневековой цивилизации заключался в том что огромный  варварский мир  был  втянут  в  сферу  цивилизационного  процесса.  Второе,   в   эпоху средневековья  начинают  складываться,  зарождаться  различные  национальные культуры в европейски! государствах. Третье, именно  в  эпоху  средневековья произошла   социальная   дифференциация   культуры.   Появились    народная, рыцарская, городская, крестьянская культуры. Оживление культуры  происходило при императоре Карле  Великом.  Оно  получило  такое  в  научной  литературе определение как  Каролинское  возрождение.  В  период  развитого  феодализма культура  стала  светской,  городской.  Появилось  такое   направление   как халатика. Халатика это метод познания, который  основан  на  строгой  логике рассуждений.   В   период   развитого    средневековья    западноевропейской цивилизации  бурное  развитие получила  письменность.  Сначала писали   на восковых табличках, затем на  пергаменте.  В качестве  пера использовали отточенную палочку из кости, которая называлась килом.  Лишь  в 15 веке знаменитый исследователь Иохан Гуттснберг впервые придумал  печатный станок. В Майнмс на этом  станке  впервые  была  напечатана  библия.  Бурное развитие также происходит в литературе.  Появляется  сочинение  героического народного эпоса. Но  кроме  развития  литературы  важное  место  занимала  и наука. Появилась идея создания часов и в 15 веке они были созданы.  В  эпоху средневековья появились первые университеты.  Первый  университет  в  Европе появился в 12 веке в Болонье. Этот университет возник из юридической школы.

    В западной Европе на протяжение  всего средневековья сохранилось  особое воспитание знати, эта форма получила  название  рыцарская.  Обычно  светские феодалы до 7 лет воспитывались в семье, А затем отправлялись  к  сеньору.  У которого они наводились с 7 до 21 года. С 7 до 14 лет они были при  дворе  в качестве пажей, а затем в  качестве  оруженосцев.  Дети  феодалов  постигали правило этикета, воспитывали в себе чувство долга и благородства.

    Таким  образом  можно   сделать  заключение  по  истории   средневековой

цивилизации. Средневековая цивилизация запада  одна  из  наиболее  ярких  из цивилизаций в истории человечества.  В  эпоху  средневековья  были  заложены основы    демократии,    формировался    рациональный,    практичный     тип западноевропейского  человека.  Эпоха  средневековья   это   эпоха   прорыва дальнейшего развития литературы, науки, искусства. Это  эпоха  строительства тех городов в Европе которые мы видим в современности.  Важной  особенностью средневековой цивилизации являете» то что  религия  становится  доминирующим фактором  развития  общества.  Особая  роль  принадлежит   церкви,   которая контролировала  государство  и   подталкивала   его   к   диалогу.   Церковь формировала особый тип человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков.– М.: Просвещение,1985.

2. Драч Г.  В.  Культурология:  Учебное пособие для студентов высших

учебных заведений – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.

3.Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М.. 1990.

4.Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.- М..1989.

5. Народная культура средневековья.- М..1988.

6.Ле Гофф Ж. Средневековая цивилизация Запада.-М..1992. 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"