Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:00, контрольная работа
Главной чертой духовной культуры средневековья является доминирование
христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора
сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у
человека,утомленного плотским активизмом поздней римской античности.Языческие религии были не готовы к этому, но и большие массы людей тоже не были способны стать аскетами манихейского типа
Христианская церковь и религиозное сознание (организация, догматика, традиции).
Церковь и ереси
Инквизиция
Средневековая цивилизация Запада и её характерные черты.
Периодизация средневековой цивилизации.
Великое переселение народов. Кризис цивилизационного развития.
Становление единства заподно- европейской цивилизации.
Роль и место католической церкви в средние века.
Социальная структура общества западной Европы.
Средневековая культура запада. Менталитет средневекового человека.
Список литературы.
В духовной культуре средневековой Европы достаточно сложным и
противоречивым были положение и роль искусства. Это вызвано его
взаимоотношениями с христианской идеологией, которая отвергала идеалы, воодушевляющие античных художников (радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент космоса), разрушала античную гармонию тела и духа, человека и земного мира. Главное внимание художники средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения его сущности. Переход из пространств внешнего мира во внутреннее «пространство»
человеческого духа — вот главная цель искусства. Она выражена знаменитой фразой Августина; «не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Этот переход нагляден в храмовом зодчестве. Если античный храм был местом для Бога, а грек молился рядом, то средневековый собор принимал в себя верующего, воздействовал на него не столько внешним обликом, сколько внутренним убранством. В начале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор, воплощающий идею римской базилики.
В эпоху, когда подавляющему большинству было недоступно непосредственное обращение к Библии, главным языком христианства являлись изобразительные виды искусства, в цельной, образной форме дающие представления о красоте божественного: живопись выступала как немая проповедь. Главным жанром была иконопись. Иконы рассматривались как средство эмоциональной связи с Богом, доступное неграмотным массам. Но иконы, изображающие Бога, святых, мадонн, были глубоко символичны, чтобы притупить их чувственный, телесный образ. Изображения должны были восприниматься как воплощение Божественного, не будить земных переживаний, показывать мировую скорбь Бога о своих грешных и страдающих детях. Главным в изображении являются глаза (зеркало души), фигуры часто оторваны от земли. Средневековое изобразительное искусство в своей символичности дает ирреальную трактовку пространства (например, обратная перспектива) для большего воздействия на зрителя. Художники пренебрегают фоном, из живописи на долгое время исчезает пейзаж (христианство не уделяет природе внимания, в Библии она упоминается очень редко). Кроме икон, изобразительное искусство средневековья представлено также росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами.
Средневековая литература носит религиозный характер, преобладают
произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на латинском языке. Светская литература выступает не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни. Основная черта — героический эпос, лирика,романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов.
В целом для средневекового искусства характерны искреннее почитание
Божественного, типизация, абсолютная противоположность добра и зла,
глубокий символизм, подчинение искусства внеэстетическим (религиозным) идеалам, воплощение идеи иерархии. В произведениях искусства, прежде всего в зодчестве, а также скульптуре, отразилось изменение основ культуры человечества. Первоначальный хаос в материальной и духовной культурах сменился стройностью в мыслях и представлениях об окружающем мире, основанной на жизни и специфике труда крестьянина-землепашца. При этом иерархия в общественной жизни стала переноситься на представления о мире вообще, изменились взгляды как на пространство, так и на время.
Средневековая культура глубоко противоречива, в ней сочетаются
раздробленность
бытия, когда каждый народ имеет
свой уклад жизни, — и тяга к Всеединству
(град Божий на земле), прикрепленностъ
человека к земле, своей общине,
поместью — и христианская универсальность
человека, чуждая идее национально-сословной
ограниченности; страдальческое отречение
от мира—и тяга к насильственному
всемирному преобразованию мира
(крестовые походы). Эта противоречивость
выступала движущей силой развития культуры,
в ходе которого человек постепенно начинает
обращаться к самому себе, а
не только к Богу. Однако для того, чтобы
это действительно произошло,
нужен был переворот в мироощущении людей,
величайший прогрессивный переворот
из всех пережитых до того времени человечеством...
— переворот Возрождения.
1.1Церковь и ереси.
В середине века наибольшего развития
достигли ереси. Они представляли
собой всевозможные отклонения
от официальной христианской
догматики и культа. Еретические
движения носили в
основном антицерковный
и антифеодальный характер и стали массовыми
в связи с появлением и расцветом
городов. Средневековые ереси
делились на бюргерские
и крестьянско- плебейские. Последние
были более радикальны, крестьяне
отстаивали свои убеждения часто
с оружием в руках. К еретическим
относятся движения «апостольских
братьев», таборитов, альбигойцев,
арнольдистов. Характерно, что еретики
воспринимали христианскую церковь так,
как иудейские пророки и первые христиане-общинники
воспринимали язычников.
Еретики создавали простые религиозные
организации, проповедовали «апостольскую
бедность», вводили упрощенную обрядность,
признавали источником веры лишь Новый
Завет. Особенно резкие нападки
у них вызывала продажа
католической церковью индульгенций
— полного или частичного отпущения
грехов. Одним из средств борьбы
с ересями было официальное признание
некоторых умеренных сект и учреждение
на их основе нищенствующих орденов,
наиболее значительными из которых
были францисканский, доминиканский, августинский.
Среди ересей были распространены
мистические идеи, например,
еретическими были объявлены многие
положения в учении М. Экхарта.
1.2 Инквизиция
В борьбе с мистицизмом использовались
тайное судопроизводство и пытки,
софистические ухищрения и запугивания,
с помощью которых у жертв вырывали
признание вины. С XIII в. инквизиция
существовала как самостоятельное
учреждение под властью главы католической
церкви — папы. Особенно жестокими
были действия инквизиторов
в Испании. Процветали шпионаж
и доносы, изобретались утонченные
методы и страшные орудия
пыток. Инквизиция поставила себе
целью дать возможность еретикам еще при
жизни испытать муки ада. Чудовищнее
всего было то, что все пытки
и казни творились «именемь
Христа». «Не судите, да не судимы будете,
- говорил Христос в Нагорной проповеди.
— Ибо каким судом судите, таким будете
судимы; и какою мерою мерите,
такою и вам будут мерить». Действия
инквизиции свидетельствуют о том,
насколько живучи были в
средневековом обществе чисто
языческие отношения к вере и к человеку,
ведь утверждение веры посредством
пыток и издевательств не может быть
названо христианским. С другой стороны,
сами инквизиторы с одинаковым
рвением отправляли на костер
и «колдуна», и ученого. Инквизиторы
не признавали разницы между
чародейством и наукой, между язычеством
и свободомыслием. Видя в любом отклонении
мысли проявление язычества и борясь
с ним языческими же методами, инквизиторы
ничего, кроме язычества, не
могли утвердить в средневековом
обществе. Эта борьба обернулась
если не торжеством язычества, то по
крайней мере, поражением истинного
христианства и в итоге – безрелигиозной
культурой XX в.
Средневековая цивилизация
- процесс прогрессивного
развития человеческого общества в период
от гибели античной цивилизации до
появления прединдустриальной цивилизации.
2.1 Периодизация
средневековой цивилизации.
Средневековая цивилизация
средневековая
цивилизация запада или западноевропейская
цивилизация; второй это средневековые
цивилизации востока, среди них: конфуцианская
цивилизация (в Китае); цивилизации
Японии; индийская цивилизация
и исламская цивилизация. Пограничное
положение между востоком и западом
занимает византийская цивилизация. Надо
отметить, что единой периодизации
для всех средневековых цивилизаций
пока нет. Западноевропейская
средневековая цивилизация проходит в
3 этапа: первый период раннего средневековья
(5-11 век); второй период разам юг
о феодализма (11-15 век); третий
период позднего феодализма и начало
нового раннего времени (16"
17 века). Приведенная выше хронология
разработана и соответствует
в основном западноевропейской
цивилизации. В странах
востока средневековые цивилиэационные
процессы начинались гораздо
раньше, но и заканчивались гораздо
позже. Для востока раннее средневековье
2-9 века. Опять же это усредненные
условные ориентиры. Классическое средневековье
на востоке 10-16 века.
2.2 Великое переселение
народов. Кризис цивилизационного
развития.
Великое переселение народов
адрианопольское сражение 378 года. Второй этап. Связанно с появлением в Европе тюркские племен, племен гунов. Первое вторжение гунов, появление их в центра Франции, не далеко от Парижа. Происходил с 378 по 451 год. Третий этап. Связан с вторжением славянских племен на Балканский полуостров, на территорию Византии. Происходил в 6-7 веках.
Великое переселение народов это не только эпоха движения народов, но
это еще
и эпоха для которой ключевым
словом является слово движение.
Это движение мысли, идеи. Потому что великое
переселение народов это как
раз период когда начинается активное
внедрение христианства. То есть это
период утверждения христианства,
новой этики, новой морали,
новой системы ценностей, нового
понятия государства, нового управления
людьми. Этим общество жило в период
великого переселения. Великое переселение
народов это тот мостик который проложен
от античности к средневековью. 8-9-11
века отмечены набегами норманнов
в западную Европу. Вторжение норманнов
происходило на территорию Франции.
Но особенно пострадала от норманнского
завоевания Англия. Но Англия пострадала
условно. Так как норманнское вторжение
привело к консолидации Англии.
7-8 века это период когда арабское государство
пытается вторгнуца и вторглось
через Испанию в Европу. Фактически арабы
в это время контролировали
всю средиземноморскую торговлю. В связи
с этим Европа переживала очень
тяжелые времена. Арабы разбили левготов
в Испании, захватили почти весь Пиренейский
полуостров образовав мощное государство,
которое было названо кардобский
эмират.
2.3 Становление единства
заподно-европейской
цивилизации.
В эпоху раннего средневековья
западной Европе являлась идея политического единства. Появление этой идеи в Европе появилось довольно рано на рубеже 8-9 веков. Первоначально эта идея была связанна с мечтой возродить римскую империю. Две попытки были осуществлены для возрождения римской империи. Первая попытка принадлежит франкскому королевству. Это королевство было создано Людвигом в 486 году. В 8-9 веках завоевания франкского короля Карла Великого привели к тому что территория франкского государства простиралась от реки Эбро до Эльбы, от Ла- Манша до Адриатического моря. В 800 году Карлу Великому был присвоен титул императора. В годы правления двух династий Меровингов и Каролингов земледельческие общины превратились в соседские общины. Именно в этот период, властвования этиж двух династий, появилась частная собственность на землю которая называлась аллот. Появился бенефисы (условные держания). Начали формироваться вассальные отношения. Оформилась система иммунитетов (свобод). Началась складываться иерархическая структура. Крупные вассалы короля имели под своим началом более мелких вассалов. При внуках Карла Великого согласно берленскому договору от 843 года империя Карла Великого распалась на 3 королевства: Людовик Немецкий получил Германию; Карл Лысый получил Францию; Лотарь получил Италию. Б истории существует утверждение что именно 843 год это год образования трех крупных государств; Франции, Германии, Италии. Это была первая попытка возрождения римской империи.n Вторая попытка была связанна с образованием священной римской империи. Еще в начале 10 века на месте восточно-франского королевства появилось германское королевство. Германский король Фоттон I совершив несколько иомдов в Италию добился коронации в Риме. Римский папа возложил на него как за полтора века до этого на Карла Великого императорскую корону. Так возникла большая империя куда вошли германские земли, северная и средняя Италия, Чехия, Бургуидия. Новое государство получило название священная римская империя, а затем с конца 15 века оно стало называться священная римская империя германской нации. Императоры священной римской империи претендовали на роль приемников императоров древнею Рима. Атонн Ш перенес резиденцию в Рим. Но священная римская империя была весьма рыхлым образованием. Атон Ш носился с лаврам создания все европейской католической империи, с центром в Риме и единой властью папы и императора. В 1356 году король Карл IV издал золотую буду. Которую Маркс назвал основным законом немецкого многовластия. В этой золотой буле был сформулирован сложившийся порядок избрания короля который был возведен в закон. За феодалами утверждалась полная церковная власть в их владениях. К концу 15 века феодальные владения возросли до 300, Таким образом империя универсальной империи в западной Европе не состоялась. Однако империя Карла Великого и Атонна I выполнили свои объединяющие и консолидирующие функции. Идею единства западноевропейской цивилизации также утверждалась католической церковью через проповедь особого христианского мира.
Идея единства, то единства которое сейчас существует в Европе не смотря
на то что там много государств, но цивилизация практически одна, европейская цивилизация. Складывалось это как раз в средние века. Импульс к этому был связан с созданием двух европейские центров в средние века. Двух торгово-экономических полюсов. Один центр находился на севере. Он сложился в центральной Европе и на севере континентальной Европы. Уже в 11-13 веках здесь велась в районе балтийского, северного морей, на территории нынешней Бельгии, Германии обширная торговля. Западным постом этого торгового региона был город Брюгге, восточным древнерусский Новгород. В зоне куда входило все побережье Балтийского, Северного морей формировался мощный торгово-экономический союз, который окончательно оформился в 1356 году и получил название гондейский союз. Инициатива создания этого союза
принадлежит городу любе. Его географическое положение было таковым что он связывал Балтийское и Северное моря. Другим инициатором выступал город Гамбург. Всего в этот союз вошло 80 городов. Этот союз практически монополизировал посредническую торговлю между Англией, Нидерландами, Германией, Скандинавией, Прибалтикой и Россией. С востока в Европу шли мед, воск, смола, меха, строевой лес, а в обратном направление метало продукция, вино, сукно и др. Вот наличие этого торгового союза консолидировало Европу. Вторым центром консолидации явилось Средиземноморье. Когда началось активное строительство арабской цивилизации арабы начали свои завоевательные войны. Они устремились в том числе и на запад. Пройдя через Гибралтар они заняли часть Испании, также они заняли юг Италии. Фактически для жителей Италии, для жителей Средиземноморья, Средиземноморье на какое- то время было потеряно, так как им владели арабы. Но этот процесс длился не долго. В скорс произошел откат (8 век). Арабам проникнуть в Европу нс удалось. Одновременно шел процесс становления роста крупных городов в Италии. Особенно выделяется два крупных города; Венеция, Генуя. Эти города особенно ожили в раннее средневековье (9 век). Особенно богатства Венеции выросли во время крестовых походов. Когда по наущению венецианского дожа крестоносцы отправились не в Иерусалим а в Константинополь. Разграбив его и привезя в Венецию огромные богатства. Постепенно Венеция захватила ряд важных опорных пунктов в восточном Средиземноморье, на Крите, на Кипре, на побережье Балканского полуострова. Тем самым она вышла на побережье черного моря. Венеция стала крупнейшего по тем временам торгового флота. Фактически владычицей средиземного и от части черного морей. Венеция торговала с Египтом, Византией, Сицилией. С 13 века Венеция стала известна как город который хранил секрет изготовления удивительного стекла. Население Венеции насчитывало 200 тысяч человек. Становление единства западноевропейской цивилизации также проходило в борьбе двух тенденции: центробежной и центростремительной. Период средневековья это период феодальной раздробленности. Ярким примером такой феодальной раздробленности является Италия, Италия на протяжение всего тысячелетнего периода средневековой цивилизации оставалась раздробленной. Это единственное в Европе государство которое пройдя все средневековье осталось политически расколото. Политическому объединению Италии мешали как внутренние так и внешние причины. Ко внутренним причинам можно отнести ту борьбу которую постоянно вели многочисленные итальянские герцогства, республики и другие политические образования. Среди внешних причин главной являлась подчинение значительной части Италии иноземными агрессорами. Сильная политическая раздробленность была характерна и для Франции. В первую очередь это относилось к раннему средневековью. Страна представляла собой совокупность экономически разобщенные и политически самостоятельных феодальных владений. Государи и сеньоры чувствовали себя полными хозяевами своей земли, особенно после распада империи Карла Великого. Самыми сильными феодальными владениями были: на севере герцогство Нормандия, графство Фландрия, на западе графство Бретань, на востоке графство Шампань, герцогство Бургундия, на юге Тулусское графство. Был период когда французский король не имел даже собственной столипы. Нетто подобное являла собой и Испания. По мере развития реконкисты (возврат Реберийского полуострова у арабов) которое происходила в 8-9 веках в северной и средней частях страны начали образовываться небольшие ранние феодальные государства. В южной арабской части полуострова после распада кардобского халифата также возникло большое число мелких эмиратов и княжеств. Но такой феодальной раздробленности противостояла другая тенденция а именно усиление централизации государственной власти. С некоторой долей духовности можно утверждать что в своем развитие процессы территориальной государственной централизации в Европе проходил в два этапа. Первый из них охватывает период конца раннего и начала развитого средневековья. Так 9-10 века это времена существования хотя и ласутной но все же достаточно централизованной империей Карала Великого. В средней части Европы в это время существовало Великая арабская держава западных славян. На смену ей пришло крупное венгерское королевство возглавляемое Стефаном I. Второй этап активной государственной