Контрольная работа по "Культурологи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

В московском театре облачили в тельняшку героев Мольера. В новой опере Большого театра «Евгений Онегин» Татьяна Ларина страдает по любимому, прислонившись к шкафу с сосудом в руках, очень напоминающим «ночную вазу». Потом залезает с ногами на стол и стоит на нем «ласточкой» (это должно выражать темперамент и тоску по любимому).

Оглавление

Введение.
Мольер в тельняшке.
Умозрительный идеал.
Качества, которые не могут быть куплены.
Индивидуальность прежде всего?
Воспитание не для карьеры?
Чего не хватает школе?
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Воспитание русского дворянина..doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Московский Государственный Технический Университет

 

Гражданской Авиации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

По "культурологи"

Студентки 1 курса заочного факультета

Сторожиловой Елены Игоревны

специальность

шифр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2009

Тема: "Воспитание русского дворянина".

 

 

Содержание:

 

Введение.

Мольер в тельняшке.

Умозрительный идеал.

Качества, которые не могут быть куплены.

Индивидуальность прежде всего?

Воспитание не для карьеры?

Чего не хватает школе?

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

За время «перестройки и реформ» на школу России обрушились множество педагогических «теорий»: от доктора Бенджамина Спока до безграмотных толкователей Зигмунда Фрейда или вовсе сектантских учений. Но ведь, если обратиться к прошлому нашей страны, то отпадет всякая необходимость «изобретать велосипед».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мольер в тельняшке.

В московском театре облачили в тельняшку героев Мольера. В новой опере Большого театра «Евгений Онегин» Татьяна Ларина страдает по любимому, прислонившись к шкафу с сосудом в руках, очень напоминающим «ночную вазу». Потом залезает с ногами на стол и стоит на нем «ласточкой» (это должно выражать темперамент и тоску по любимому). 
 Великий русский классический театр был театром познающим. Актрисы у К. С. Станиславского готовясь к постановке пьесы о Японии, учились ходить в кимоно и владеть веером, как знатные японские дамы. Пьесы А.Н. Островского о купечестве Замоскворечья ставились в декорациях предметов старинного быта, найденных на ярмарках. Обратившись к образам дворян XIX в., Станиславский пытался воссоздать не только быт, но и тип дворянина того времени, пригласив в качестве консультанта Алексея Александровича Стаховича. После революции его судьба оказалась трагичной: в 1919 г. он покончил с собой. 
 Влияние же его уроков на публику и зрителей было удивительным: они поняли, что ничего прежде не знали об этом великом времени и людях, а  в начале 30-х комсомольская молодежь, к удивлению идеологов, стала изучать книги по этикету и обучаться хорошему тону. 
 Великая мудрость Станиславского: театр познающий стал театром, преображающим общество. Данный пример приведен для того, чтобы показать, насколько чутко великий режиссер понял, как показать молодежи и обществу в целом путь к новым этическим ценностям. 
 Мы привыкли к тому, что Россия XIX в.– страна великих достижений в области культуры, науки, литературы, но редко задумываемся об источнике происхождения взлета России. А источником этих достижений стало русское дворянство.

Русский дворянин XIX в. – это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик – несли на себе отпечаток определенной культурной традиции. Дворянство, в отличие от других сословий, ориентировалось на идеал человека, человека чести, обладающего особым высоким строем души. Решающей установкой в воспитании дворянского ребенка было то, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому, что он дворянин, потому, что ему многое дано, потому, что он должен быть таким. Но, в то же время, высокая культура аристократа обычно сочеталась с успешностью в социуме.

Умозрительный идеал.

«Где, укажите нам, Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» - восклицал герой А.С. Грибоедова, и прежние идеологи довольно потирали руки: не было, мол, раньше таких образцов, а теперь вот они! Лениюн, Сталин, Дзержинский. Есть «жизнь лепить с кого». А вот воспитание русского дворянства (а также французского, английского) было ориентировано на умозрительный идеал. Отмечу, что важное отличие его от прежней системы живых или почивших «образцов» в том, что такой идеал развивал новое поколение, не приводя общество к культу личности, не требовал подправления биографий отцов отечества, удаления из них всех тёмных пятен.  
 Сегодня «новая» Россия столкнулась с ситуацией, когда мало кто из правителей имеет сколько-нибудь весомое влияние на умы молодежи. Возможных решений проблемы несколько: или срочно соорудить культ личности из какого-нибудь нынешнего высокопоставленного деятеля или фигуры прошлого, или же возвратиться к опыту воспитания дворянства с ориентацией на умозрительный идеал.  
 Если будет выбран первый путь, то Россия будет отброшена назад, к 1920-м годам, когда богостроительные технологии, созданные А.В. Луначарским, формировали путем всемерной манипуляции СМИ культ Ленина, который перешел в другие культы. К счастью или нет, но в наш век Интернета любое сомнение в «образце» моментально подорвет веру в путь к идеалу. В советской школе также практиковалось создание идеала из великих писателей. Опять-таки, любое сомнение в «святости» их жизни, например, известная страсть Н.А. Некрасова к карточной игре, подрывала не только веру в него, но и, к сожалению, в его творчество. Поэтому педагогику России, на мой взгляд, может спасти и вывести из тьмы ориентация на умозрительный идеал. 
 Интересно, что популярность творчества Л.Н. Толстого в русском обществе конца XX века связана с тем, что он обратился к блестящему прошлому России. «Война и мир» был ретро-романом, как и трилогия «Детство, отрочество, юность». Они воскрешали прошедшее и образы русского дворянства. Тогда русское общество тоже потеряло «образцы» подражания, и поэтому вернулось к ретро идеалам Л.Н. Толстого. 
 Русское дворянское воспитание воплощало взгляды выдающихся европейских личностей, сегодня мало известных, почти забытых. Филип Дормер Стэнхоп Честерфилд, английский писатель, государственный деятель, родившийся в 1694 в Лондоне, окончивший Тринити-колледж, был членом парламента в палате лордов, скончался в 1773 г. После его смерти вдова продала издателю письма лорда к сыну, отражающие идеи воспитания дворянина. Письма вызвали невероятный интерес во всей Европе. 
 «Молодой человек должен стремиться во всем быть первым, и уж если выбирать, то лучше в чем-то переборщить, чем до чего-то не дотянуть. Коль скоро ты взялся за дело, доводи его до совершенства» - наставлял сына Честерфилд.

Дворянское воспитание позволяло дворянину быть своим в любой обстановке. Он одинаково легко чувствовал себя и на балу, и на поле боя, и в кабинете чиновника. Это было даже его святой обязанностью – представитель господствующего сословия должен вести себя подобающе, быть примером окружающим, доказывать, что он «голубой крови». 
 Л.Н. Толстой описал в воспоминаниях начало своего пути к идеалу. Сущность его «состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию, и что усовершенствование это легко, возможно вечно... Пришло время, когда эти мысли с такой свежей силой морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав, сколько времени я потерял даром, тотчас же в ту же секунду захотел прилагать эти мысли к жизни, с твердым намерением уже не изменять им. И с этого времени я считаю начало юности». 
 Сделаться первым надлежало, не нарушив правил, честно, соблюдая кодекс джентльмена. Это внутреннее стремление юных поколений к совершенству создало великих русских поэтов, адмиралов, дипломатов, художников, ученых.

 

Качества, которые не могут быть куплены.

Движение к совершенству дворяне тогда противопоставляли примитивному стремлению к богатству и деньгам. Лорд Честерфилд подчеркивал в письмах к сыну: «Честолюбие глупца ограничивается стремлением иметь хороший выезд, хороший дом и хорошее платье - вещи, завести которые с таким же успехом может всякий, у кого много денег, ибо все это продается. Честолюбие же человека умного и порядочного заключается в том, чтобы выделиться среди других своим добрым именем и быть ценимым за свои знания, правдивость и благородство, качества, которые нигде не могут быть куплены, а могут быть приобретены только тем, у кого ясная голова и доброе сердце».  
 Честерфилд был близко знаком с выдающимися поэтами и писателями своего времени, такими как Александр Поуп (1688-1744) и Томас Аддисон (1793-1960), ценя их общество выше королевского двора: «я чувствовал себя с ними, как будто нахожусь с государями всей Европы».  
 
 Это и было высшее общество, которое проводило свой отбор в элиту. «Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких моральных качеств» - пишет О.С. Муравьева в книге «Воспитание дворянина». «Кому многое дано – с того многое спросится» - этот принцип дворянского воспитания честно отражал неравенство в обществе. 
 В советское время стали считать, что дети высших чиновников «такие же, как все».  
 А.С. Макаренко же признавал в «Книге для родителей»: проблема воспитания детей в советском государстве заключается в том, что все, чего родители достигли сами, ребенок получает без усилий. Он был в семье советского чиновника и отметил, что у его ребенка глазки уже заплыли жиром, как у присяжного поверенного.  
 В дворянском государстве, способный честный человек получал поддержку именно со стороны высшего общества. Из воспоминаний К.Д. Кавелина: «Таланты, выходившие из народа, хотя бы из крепостных, даже люди, подававшие надежду сделаться впоследствии литераторами, учеными, художниками, кто бы они ни были, принимались радушно и дружески, вводились в кружки и семьи на равных правах со всеми. Это не была комедия, разыгранная перед посторонними, а сущая, искренняя правда – результат глубокого убеждения, перешедшего в привычки и нравы, что образование, талант, ученые и литературные заслуги выше сословных привилегий, богатства и знатности. Дворянский дом был аристократически радушным. Граф В.А. Соллогуб утверждал «Нет ничего нелепее и лживее, как убеждение о родовом чванстве русской аристократии».  
 Почему же тогда возникло обратное мнение? Историю побежденных писали победители и тотально управляемые СМИ. «Неужели не всех уничтожили?» - не раз слышался вопрос от сторонников пролетарской революции, когда речь заходила о русском дворянстве. Конечно, многих убили, 11 миллионов русских, по данным Лиги наций, эмигрировало, это был зачастую цвет науки, искусства, культуры. Но идеи дворянского воспитания каким-то чудесным образом сохраняются и улавливаются людьми новых поколений. Отец К.С. Станиславского (Алексеева) был купцом, но и на купечество тогда оказывало благоприятное влияние дворянская культура. Поэтому Станиславский в своих книгах приводит примеры в качестве образца дворянского воспитания в семье: «В дворянском кодексе чести воспитывался отчимом-офицером будущий поэт Константин Симонов, затем сумевший воплотить в своих героях идеи чести и долга. Вузовский коллега поражал меня каким-то особым легким вежливым обращением с людьми, оптимизмом, стремлением к знаниям, и он-то, чьи отец и мать были из крестьянских семей, впервые рассказал мне о книгах Честерфилда, которые случайно обнаружил в библиотеке и решил им следовать».

Индивидуальность прежде всего?

Стало догмой утверждать, что де образование должно способствовать выявлению индивидуальности в ученике. О. Верещагин в газете «Минуты века» в статье «Воспитание воина» возражал: ученик - формирующаяся личность. 
 Точно так же смотрели на детей дворяне и их воспитатели XVIII-XIX веков.  
 Мудрые педагоги понимали, что какой бы ни была личность ребенка, ему предстоит жить в обществе, и применяли нормативное воспитание, то есть обучение нормам поведения. Только недалекие «теоретики» педагогики считают, что хорошие манеры и запреты ограничивают выявление индивидуальности. Конрад Лоренц описывал в книге «Агрессия», что получилось от воспитания детей, не знающих запретов: от разнузданно-наглых подростков, приезжавших к своим родственникам, родня укрывалась в домах у знакомых. Позже у этих подростков развились дикие комплексы, так как их не принимали с их поведением ни в одну стоящую фирму. 
 О.С. Муравьева в своей книге упоминает, что молодые леди XIX в. по указанию гувернантки лежали на полу, для выработки осанки. В фильмах мы видим, что иногда их ставили у стены в специальный станок. Ограничение свободы нужно было, чтобы сохранить здоровый позвоночник, жить с хорошей осанкой, заниматься конной ездой, танцевать на балах. В начале 1990-х, начитавшись книг «психологов», молодые мамы переставали даже пеленать детей, якобы иначе ребенок приучится к «несвободе» с детства. Вывих бедра у малышки иной раз приходилось потом лечить по полгода. Только вместо пеленок понадобился корсет или гипс. Гувернеры и гувернантки постоянно следили за поведением дворянских детей, делая им множество замечаний. В отличие от нянь, гувернеры и гувернантки не давали спуску детям за малейшие отступления от правил.

Учителя не следили за детьми. В первую очередь, их функция заключалась в преподавании конкретных предметов. Кроме общеобразовательных предметов (писмо, математика, физика…), они учили детей музыке, пению, рисованию, танцам (необходимым дворянину умениям). Непосредственно перед поступлением в университет могли приглашать репетиторов, если не отдавали в казенное заведение: кадетский корпус, институт благородных девиц.

В связи с тем, что в воспитании дворянского ребенка принимало участие большое количество людей (няня у девочек или дядька у мальчиков, старшие братья и сестры, родственники, носители аристократической культуры, друзья и знакомые семьи, гувернеры и гувернантки, учителя, наставники), родители были освобождены от постоянной необходимости уделять этому процессу все свое внимание. Была возможность заниматься не только воспитанием детей, но и уделять время собственным интересам. И в семье складывалась расслабленная, доброжелательная атмосфера.

В общем, воспитательный процесс имел целью воспитание личности, обладающей определенными качествами, и потому действия всех «воспитателей» были однонаправленными. Таким образом, создавалось единое культурное, смысловое поле, которое, вместе с чувством принадлежности к роду, рождало у ребенка чувство укорененности, стабильности, уверенности.

Если в нынешней педагогике предлагается хвалить ребенка за каждую мелочь, то дворянское воспитание особо отрицало незаслуженные похвалы. «Помни, что всякая похвала, если она не заслужена, становится жестокой насмешкой и даже больше того - оскорблением», - предупреждал сына Честерфилд. В романе Стендаля «Красное и черное» Жюльену Сорелю объясняют, что если знатные господа ему чрезмерно расточают похвалы, то это означает, что его считают не дворянином, а слугой. 
 Нормативное поведение вырабатывало естественность вежливости. Вновь обращаясь к письмам Честерфилда к сыну, прочтем следующее наставление: «Надо не только уметь быть вежливым, что само по себе совершенно необходимо, высшие правила хорошего тона требуют еще, чтобы вежливость твоя была непринужденной и свидетельствовала о том, что ты истинный джентльмен. Здесь тебе следовало бы присмотреться к французам». 
 Дворянское воспитание объединяло личностей из разных губерний России и стран Европы, выдвинувшихся своим трудом и способностями. Киевское и харьковское студенчество конца XIX в. было воодушевлено целями дворянской культуры. Для процветания России немало сделали дворяне французского, итальянского, немецкого, английского, шведского происхождения. Это была среда людей, воспитанных в одной ценностной системе.

Воспитание не для карьеры?

Сейчас стало модно все воспитание связывать с карьерным ростом. В «Минутах века» писалось, что для отбора желающих занять высшие должности в фирмах психологи устраивают тренинг, где кандидатам предлагается ровным тоном сказать: «Я убил ребёнка». Взгляд на карьеру как на цель жизни, игнорирует, каким путем пройдена лестница наверх.

Дворянское воспитание рассматривало карьеру, как один и не главный результат воспитания честного, благородного человека, при условии, что его не заставляют совершать низкие, постыдные поступки. Делать карьеру путем грабежа и предательства, унижаясь, напиваясь с «нужными людьми», превратившись в фигуру, ненавидимую всей страной, грязными сделками и преступлениями, считалось немыслимым для дворянина. 
 Дворянин должен был воспитывать в себе силу и выносливость, М.Ю. Лермонтов был настолько силен, что завязывал узлами шомпола винтовок. А.С. Пушкин, прогуливаясь, носил трость с набалдашником, залитым свинцом, которую периодически подбрасывал, чтобы не дрожала рука с пистолетом. Кадеты знатного происхождения из морского корпуса, например брат А. Бестужева, считали невозможным для себя отсиживаться за спинами родственников, и бегали по реям мачт лучше заправских матросов, спускаясь вниз головой по одной веревке с самого верха мачты.  

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологи"