Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:30, контрольная работа
В московском театре облачили в тельняшку героев Мольера. В новой опере Большого театра «Евгений Онегин» Татьяна Ларина страдает по любимому, прислонившись к шкафу с сосудом в руках, очень напоминающим «ночную вазу». Потом залезает с ногами на стол и стоит на нем «ласточкой» (это должно выражать темперамент и тоску по любимому).
Введение.
Мольер в тельняшке.
Умозрительный идеал.
Качества, которые не могут быть куплены.
Индивидуальность прежде всего?
Воспитание не для карьеры?
Чего не хватает школе?
Заключение.
Список литературы.
Московский Государственный Технический Университет
Гражданской Авиации
Контрольная работа №1
По "культурологи"
Студентки 1 курса заочного факультета
Сторожиловой Елены Игоревны
специальность
шифр
Иркутск 2009
Тема: "Воспитание русского дворянина".
Содержание:
Введение.
Мольер в тельняшке.
Умозрительный идеал.
Качества, которые не могут быть куплены.
Индивидуальность прежде всего?
Воспитание не для карьеры?
Чего не хватает школе?
Заключение.
Список литературы.
Введение.
За время «перестройки и реформ» на школу России обрушились множество педагогических «теорий»: от доктора Бенджамина Спока до безграмотных толкователей Зигмунда Фрейда или вовсе сектантских учений. Но ведь, если обратиться к прошлому нашей страны, то отпадет всякая необходимость «изобретать велосипед».
В московском театре облачили в тельняшку
героев Мольера. В новой опере Большого
театра «Евгений Онегин» Татьяна Ларина
страдает по любимому, прислонившись к
шкафу с сосудом в руках, очень напоминающим
«ночную вазу». Потом залезает с ногами
на стол и стоит на нем «ласточкой» (это
должно выражать темперамент и тоску по
любимому).
Великий русский классический театр был
театром познающим. Актрисы у К. С. Станиславского
готовясь к постановке пьесы о Японии,
учились ходить в кимоно и владеть веером,
как знатные японские дамы. Пьесы А.Н. Островского
о купечестве Замоскворечья ставились
в декорациях предметов старинного быта,
найденных на ярмарках. Обратившись к
образам дворян XIX в., Станиславский пытался
воссоздать не только быт, но и тип дворянина
того времени, пригласив в качестве консультанта
Алексея Александровича Стаховича. После
революции его судьба оказалась трагичной:
в 1919 г. он покончил с собой.
Влияние же его уроков на публику и зрителей
было удивительным: они поняли, что ничего
прежде не знали об этом великом времени
и людях, а в начале 30-х комсомольская
молодежь, к удивлению идеологов, стала
изучать книги по этикету и обучаться
хорошему тону.
Великая мудрость Станиславского: театр
познающий стал театром, преображающим
общество. Данный пример приведен для
того, чтобы показать, насколько чутко
великий режиссер понял, как показать
молодежи и обществу в целом путь к новым
этическим ценностям.
Мы привыкли к тому, что Россия XIX в.– страна
великих достижений в области культуры,
науки, литературы, но редко задумываемся
об источнике происхождения взлета России.
А источником этих достижений стало русское
дворянство.
Русский дворянин XIX в. – это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик – несли на себе отпечаток определенной культурной традиции. Дворянство, в отличие от других сословий, ориентировалось на идеал человека, человека чести, обладающего особым высоким строем души. Решающей установкой в воспитании дворянского ребенка было то, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому, что он дворянин, потому, что ему многое дано, потому, что он должен быть таким. Но, в то же время, высокая культура аристократа обычно сочеталась с успешностью в социуме.
«Где, укажите нам, Отечества отцы, которых
мы должны принять за образцы?» - восклицал
герой А.С. Грибоедова, и прежние идеологи
довольно потирали руки: не было, мол, раньше
таких образцов, а теперь вот они! Лениюн,
Сталин, Дзержинский. Есть «жизнь лепить
с кого». А вот воспитание русского дворянства
(а также французского, английского) было
ориентировано на умозрительный идеал.
Отмечу, что важное отличие его от прежней
системы живых или почивших «образцов»
в том, что такой идеал развивал новое
поколение, не приводя общество к культу
личности, не требовал подправления биографий
отцов отечества, удаления из них всех
тёмных пятен.
Сегодня «новая» Россия столкнулась с
ситуацией, когда мало кто из правителей
имеет сколько-нибудь весомое влияние
на умы молодежи. Возможных решений проблемы
несколько: или срочно соорудить культ
личности из какого-нибудь нынешнего высокопоставленного
деятеля или фигуры прошлого, или же возвратиться
к опыту воспитания дворянства с ориентацией
на умозрительный идеал.
Если будет выбран первый путь, то Россия
будет отброшена назад, к 1920-м годам, когда
богостроительные технологии, созданные
А.В. Луначарским, формировали путем всемерной
манипуляции СМИ культ Ленина, который
перешел в другие культы. К счастью или
нет, но в наш век Интернета любое сомнение
в «образце» моментально подорвет веру
в путь к идеалу. В советской школе также
практиковалось создание идеала из великих
писателей. Опять-таки, любое сомнение
в «святости» их жизни, например, известная
страсть Н.А. Некрасова к карточной игре,
подрывала не только веру в него, но и,
к сожалению, в его творчество. Поэтому
педагогику России, на мой взгляд, может
спасти и вывести из тьмы ориентация на
умозрительный идеал.
Интересно, что популярность творчества
Л.Н. Толстого в русском обществе конца
XX века связана с тем, что он обратился
к блестящему прошлому России. «Война
и мир» был ретро-романом, как и трилогия
«Детство, отрочество, юность». Они воскрешали
прошедшее и образы русского дворянства.
Тогда русское общество тоже потеряло
«образцы» подражания, и поэтому вернулось
к ретро идеалам Л.Н. Толстого.
Русское дворянское воспитание воплощало
взгляды выдающихся европейских личностей,
сегодня мало известных, почти забытых.
Филип Дормер Стэнхоп Честерфилд, английский
писатель, государственный деятель, родившийся
в 1694 в Лондоне, окончивший Тринити-колледж,
был членом парламента в палате лордов,
скончался в 1773 г. После его смерти вдова
продала издателю письма лорда к сыну,
отражающие идеи воспитания дворянина.
Письма вызвали невероятный интерес во
всей Европе.
«Молодой человек должен стремиться
во всем быть первым, и уж если выбирать,
то лучше в чем-то переборщить, чем до чего-то
не дотянуть. Коль скоро ты взялся за дело,
доводи его до совершенства» - наставлял
сына Честерфилд.
Дворянское воспитание позволяло дворянину
быть своим в любой обстановке. Он одинаково
легко чувствовал себя и на балу, и на поле
боя, и в кабинете чиновника. Это было даже
его святой обязанностью – представитель
господствующего сословия должен вести
себя подобающе, быть примером окружающим,
доказывать, что он «голубой крови».
Л.Н. Толстой описал в воспоминаниях начало
своего пути к идеалу. Сущность его «состояла
в убеждении, что назначение человека
есть стремление к нравственному усовершенствованию,
и что усовершенствование это легко, возможно
вечно... Пришло время, когда эти мысли
с такой свежей силой морального открытия
пришли мне в голову, что я испугался, подумав,
сколько времени я потерял даром, тотчас
же в ту же секунду захотел прилагать эти
мысли к жизни, с твердым намерением уже
не изменять им. И с этого времени я считаю
начало юности».
Сделаться первым надлежало, не нарушив
правил, честно, соблюдая кодекс джентльмена.
Это внутреннее стремление юных поколений
к совершенству создало великих русских
поэтов, адмиралов, дипломатов, художников,
ученых.
Движение к совершенству дворяне тогда
противопоставляли примитивному стремлению
к богатству и деньгам. Лорд Честерфилд
подчеркивал в письмах к сыну: «Честолюбие глупца ограничивается стремлением
иметь хороший выезд, хороший дом и хорошее
платье - вещи, завести которые с таким
же успехом может всякий, у кого много
денег, ибо все это продается. Честолюбие
же человека умного и порядочного заключается
в том, чтобы выделиться среди других своим
добрым именем и быть ценимым за свои знания,
правдивость и благородство, качества,
которые нигде не могут быть куплены, а
могут быть приобретены только тем, у кого
ясная голова и доброе сердце».
Честерфилд был близко знаком с выдающимися
поэтами и писателями своего времени,
такими как Александр Поуп (1688-1744) и Томас Аддисон (1793-1960), ценя их общество выше королевского
двора: «я чувствовал себя с ними, как будто
нахожусь с государями всей Европы».
Это и было высшее общество, которое проводило
свой отбор в элиту. «Одним из принципов
дворянской идеологии было убеждение,
что высокое положение дворянина в обществе
обязывает его быть образцом высоких моральных
качеств» - пишет О.С. Муравьева в книге
«Воспитание дворянина». «Кому многое
дано – с того многое спросится» - этот
принцип дворянского воспитания честно
отражал неравенство в обществе.
В советское время стали считать, что дети
высших чиновников «такие же, как все».
А.С. Макаренко же признавал в «Книге для
родителей»: проблема воспитания детей
в советском государстве заключается
в том, что все, чего родители достигли
сами, ребенок получает без усилий. Он
был в семье советского чиновника и отметил,
что у его ребенка глазки уже заплыли жиром,
как у присяжного поверенного.
В дворянском государстве, способный честный
человек получал поддержку именно со стороны
высшего общества. Из воспоминаний К.Д.
Кавелина: «Таланты, выходившие из народа,
хотя бы из крепостных, даже люди, подававшие
надежду сделаться впоследствии литераторами,
учеными, художниками, кто бы они ни были,
принимались радушно и дружески, вводились
в кружки и семьи на равных правах со всеми.
Это не была комедия, разыгранная перед
посторонними, а сущая, искренняя правда
– результат глубокого убеждения, перешедшего
в привычки и нравы, что образование, талант,
ученые и литературные заслуги выше сословных
привилегий, богатства и знатности. Дворянский
дом был аристократически радушным. Граф
В.А. Соллогуб утверждал «Нет ничего нелепее
и лживее, как убеждение о родовом чванстве
русской аристократии».
Почему же тогда возникло обратное мнение?
Историю побежденных писали победители
и тотально управляемые СМИ. «Неужели
не всех уничтожили?» - не раз слышался
вопрос от сторонников пролетарской революции,
когда речь заходила о русском дворянстве.
Конечно, многих убили, 11 миллионов русских,
по данным Лиги наций, эмигрировало, это
был зачастую цвет науки, искусства, культуры.
Но идеи дворянского воспитания каким-то
чудесным образом сохраняются и улавливаются
людьми новых поколений. Отец К.С. Станиславского
(Алексеева) был купцом, но и на купечество
тогда оказывало благоприятное влияние
дворянская культура. Поэтому Станиславский
в своих книгах приводит примеры в качестве
образца дворянского воспитания в семье:
«В дворянском кодексе чести воспитывался
отчимом-офицером будущий поэт Константин
Симонов, затем сумевший воплотить в своих
героях идеи чести и долга. Вузовский коллега
поражал меня каким-то особым легким вежливым
обращением с людьми, оптимизмом, стремлением
к знаниям, и он-то, чьи отец и мать были
из крестьянских семей, впервые рассказал
мне о книгах Честерфилда, которые случайно
обнаружил в библиотеке и решил им следовать».
Стало догмой утверждать, что де образование
должно способствовать выявлению индивидуальности
в ученике. О. Верещагин в газете «Минуты
века» в статье «Воспитание воина» возражал:
ученик - формирующаяся личность.
Точно так же смотрели на детей дворяне
и их воспитатели XVIII-XIX веков.
Мудрые педагоги понимали, что какой бы
ни была личность ребенка, ему предстоит
жить в обществе, и применяли нормативное
воспитание, то есть обучение нормам поведения.
Только недалекие «теоретики» педагогики
считают, что хорошие манеры и запреты
ограничивают выявление индивидуальности.
Конрад Лоренц описывал в книге «Агрессия»,
что получилось от воспитания детей, не
знающих запретов: от разнузданно-наглых
подростков, приезжавших к своим родственникам,
родня укрывалась в домах у знакомых. Позже
у этих подростков развились дикие комплексы,
так как их не принимали с их поведением
ни в одну стоящую фирму.
О.С. Муравьева в своей книге упоминает,
что молодые леди XIX в. по указанию гувернантки
лежали на полу, для выработки осанки.
В фильмах мы видим, что иногда их ставили
у стены в специальный станок. Ограничение
свободы нужно было, чтобы сохранить здоровый
позвоночник, жить с хорошей осанкой, заниматься
конной ездой, танцевать на балах. В начале
1990-х, начитавшись книг «психологов», молодые
мамы переставали даже пеленать детей,
якобы иначе ребенок приучится к «несвободе»
с детства. Вывих бедра у малышки иной
раз приходилось потом лечить по полгода.
Только вместо пеленок понадобился корсет
или гипс. Гувернеры и гувернантки постоянно
следили за поведением дворянских детей,
делая им множество замечаний. В отличие
от нянь, гувернеры и гувернантки не давали
спуску детям за малейшие отступления
от правил.
Учителя не следили за детьми. В первую очередь, их функция заключалась в преподавании конкретных предметов. Кроме общеобразовательных предметов (писмо, математика, физика…), они учили детей музыке, пению, рисованию, танцам (необходимым дворянину умениям). Непосредственно перед поступлением в университет могли приглашать репетиторов, если не отдавали в казенное заведение: кадетский корпус, институт благородных девиц.
В связи с тем, что в воспитании дворянского ребенка принимало участие большое количество людей (няня у девочек или дядька у мальчиков, старшие братья и сестры, родственники, носители аристократической культуры, друзья и знакомые семьи, гувернеры и гувернантки, учителя, наставники), родители были освобождены от постоянной необходимости уделять этому процессу все свое внимание. Была возможность заниматься не только воспитанием детей, но и уделять время собственным интересам. И в семье складывалась расслабленная, доброжелательная атмосфера.
В общем, воспитательный процесс имел целью воспитание личности, обладающей определенными качествами, и потому действия всех «воспитателей» были однонаправленными. Таким образом, создавалось единое культурное, смысловое поле, которое, вместе с чувством принадлежности к роду, рождало у ребенка чувство укорененности, стабильности, уверенности.
Если в нынешней педагогике предлагается
хвалить ребенка за каждую мелочь, то дворянское
воспитание особо отрицало незаслуженные
похвалы. «Помни, что всякая похвала, если она не
заслужена, становится жестокой насмешкой
и даже больше того - оскорблением»,
- предупреждал сына Честерфилд. В романе
Стендаля «Красное и черное» Жюльену Сорелю
объясняют, что если знатные господа ему
чрезмерно расточают похвалы, то это означает,
что его считают не дворянином, а слугой.
Нормативное поведение вырабатывало естественность
вежливости. Вновь обращаясь к письмам
Честерфилда к сыну, прочтем следующее
наставление: «Надо не только уметь быть вежливым, что
само по себе совершенно необходимо, высшие
правила хорошего тона требуют еще, чтобы
вежливость твоя была непринужденной
и свидетельствовала о том, что ты истинный
джентльмен. Здесь тебе следовало бы присмотреться
к французам».
Дворянское воспитание объединяло личностей
из разных губерний России и стран Европы,
выдвинувшихся своим трудом и способностями.
Киевское и харьковское студенчество
конца XIX в. было воодушевлено целями дворянской
культуры. Для процветания России немало
сделали дворяне французского, итальянского,
немецкого, английского, шведского происхождения.
Это была среда людей, воспитанных в одной
ценностной системе.
Сейчас стало модно все воспитание связывать с карьерным ростом. В «Минутах века» писалось, что для отбора желающих занять высшие должности в фирмах психологи устраивают тренинг, где кандидатам предлагается ровным тоном сказать: «Я убил ребёнка». Взгляд на карьеру как на цель жизни, игнорирует, каким путем пройдена лестница наверх.
Дворянское воспитание рассматривало
карьеру, как один и не главный результат
воспитания честного, благородного человека,
при условии, что его не заставляют совершать
низкие, постыдные поступки. Делать карьеру
путем грабежа и предательства, унижаясь,
напиваясь с «нужными людьми», превратившись
в фигуру, ненавидимую всей страной, грязными
сделками и преступлениями, считалось
немыслимым для дворянина.
Дворянин должен был воспитывать в себе
силу и выносливость, М.Ю. Лермонтов был
настолько силен, что завязывал узлами
шомпола винтовок. А.С. Пушкин, прогуливаясь,
носил трость с набалдашником, залитым
свинцом, которую периодически подбрасывал,
чтобы не дрожала рука с пистолетом. Кадеты
знатного происхождения из морского корпуса,
например брат А. Бестужева, считали невозможным
для себя отсиживаться за спинами родственников,
и бегали по реям мачт лучше заправских
матросов, спускаясь вниз головой по одной
веревке с самого верха мачты.