Концепции истории и теории цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 22:04, реферат

Краткое описание

Целью работы является анализ основных концепций истории и теории цивилизации. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи работы:
- раскрыть основные теории цивилизации;
- проследить взаимодействие и взаимопроникновение цивилизаций;
- проанализировать генезис и становление теории цивилизации в России.

Файлы: 1 файл

антро Вика.docx

— 63.85 Кб (Скачать)

После распада СССР темпы развития США не замедлились, а их организация все более стала напоминать собственную цивилизацию с превалирующей религией и оригинальной культурой, своеобразной политической системой (демократы и республиканцы) и новейшей формой мировой экспансии - информационной - через глобальные компьютерные сети типа "Интернет". Правда, информационные технологии могут оказаться ловушкой успешных стратегий (по Розову), так как слабо защищены, да и культура за их развитием не поспевает, чему примером многочисленные хакеры и писатели компьютерных вирусов.

 

 

3. Генезис и становление теории цивилизации в России

 

Формирование теории цивилизаций заложили ученые многих стран мира. Впервые понятие «цивилизация» возникло в XVI веке. Появились первые исследования истории отдельных народов, культур и цивилизаций.

Однако энергичный прорыв в изучении цивилизаций произошел в XX в. На Западе и в России оформились современные научные школы. Цивилизационный подход стал одним из ведущих в исследовании истории и современности стран и народов. Он позволял увидеть пестроту и яркое многообразие окружающего мира. Это историческое многоцветие отражено в исторических трудах, написанных Ф. Броделем («История цивилизаций»), Ф. Фернандесом-Арместо («Цивилизации»), Р. Осборном («Цивилизация. Новая история Западного мира»). Мир, состоящий из нескольких разнообразных, несхожих и претендующих на будущее могущество цивилизаций, изображает в своем труде С. Хантингтон («Столкновение цивилизаций») .

Согласно автору, цивилизация представляет собой «высшую культурную общность людей и широчайший уровень культурной идентичности», феномен цивилизации «отличает человечество от других биологических видов». И цивилизация, и культура как общественные явления охватывают все стороны человеческого бытия. Индивиды, представляющие конкретную цивилизацию, имеют общие ценности, формы и образ мыслей2.

В разработку теории цивилизации немалый вклад внесли отечественные исследователи. Наряду со всемирно известными учеными – В. Гизо, Г. Боклем. О. Шпенглером, А. Тойнби, Ф. Броделем – мы находим имена российских ученых – А. Метлинского, Н.Я. Данилевского, Питирима Сорокина, Е.Б. Черняка, Ю.В. Яковца и Б.Н. Кузыки .

Вместе с тем необходимо отметить, что российская цивилизационная школа возникла много позднее западноевропейских. В ней нашли отражения достижения этих школ. У истоков зарождения теории цивилизаций в России стояли А.Д. Кантемир и В.И. Татищев. Так, А.Д. Кантемир (1708–1744) в своей концепции всемирной истории исходил из идеи круговорота истории, так называемой теории четырех монархий – культурного развития, человечества по замкнутому кругу: светоч знаний, перейдя из Греции в Италию, затем в Англию, Францию и Германию, будет перенесен в Россию, а потом вновь в Германию.

В.И. Татищев (1686–1750) в своей «Истории российской» взял за основу периодизации истории переход от естественного состояния к цивилизации. По его мнению, человеческое общество прошло несколько этапов духовного развития: соперничество человеческого духа (детство); создание письменности (юность); распространение христианства, изобретение книгопечатания (период мужания); развитие гражданского общества (зрелость)» .

Определенный вклад в создание теории цивилизации внес А.Н. Радищев (1749–1802). Он полагал, что для истории человеческого общества присуща тенденция развития по пути прогресса. С течением времени происходит обогащение разума, знаний, достигаемое за счет преемственности поколений. Он раскрывает переход от первобытности к цивилизации, объясняя это тремя причинами: «нуждой, ростом хозяйственного накопительства и, наконец, изобретательностью людей, способных совместным трудом создавать блага цивилизации…» При этом А.Н. Радищев придавал большое значение географической среде, он отмечал: «Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитателей народов»5. Однако главной движущей силой развития человеческого общества для Радищева является «шествие человеческого разума».

Значительное внимание цивилизационным проблемам общества уделил Н.Г. Чернышевский (1828– 1889). Он определил главную движущую силу успехов цивилизации. Такой силой он считал распространение знаний. Чернышевский отмечал: «Пусть политика и промышленность шумно движутся на первом плане истории, история все-таки свидетельствует, что знания – основная сила, которой подчинены и политика, и промышленность, и все остальное в человеческой жизни». «Знания, приобретенные людьми, порождают те блага, совокупность которых называется цивилизацией». Н.Г. Чернышевский связывал успех цивилизации с факторами, благоприятными для человеческой жизни: особенностями географической среды, отсутствием войн и т.д. Вместе с тем он не поддерживал идею о цикличном развитии цивилизации, отстаивал позицию непрерывности и линейности исторического прогресса, возобновления сил народа с каждой сменой поколения.

Крупным событием в развитии российской, да и мировой в целом, теории цивилизации стало исследование Н.Я. Данилевского (1822–1885), изложенное им в книге «Россия и Европа». Появившись, эта книга была в научном мире принята неоднозначно. Она получила как положительные, так и отрицательные отзывы и в России, и за рубежом. По сути, книга Данилевского стала ответом на все более усиливающуюся идею панславизма. Вместе с тем в книге содержались совершенно новые идеи и положения, раскрывающие теорию цивилизаций, что позволило значительно продвинуть вперед саму теорию и положить начало локализации мировых цивилизаций .

Центральным понятием всей его цивилизационной теории было понятие культурно-исторических типов, «так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития»11. По мнению Данилевского, естественная система истории как раз и «должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития как главного основания ее деления от степеней развития, по которым только эти типы (а не совокупность исторических явления) могут подразделяться». Всего Н.Я. Данилевский выделяет десять культурно-исторических типов, или, как он поясняет, самобытных цивилизаций, расположенных в хронологическом порядке: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско- вавилонский, халдейский или древнесемитический; 4) индийский, 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитический, или аравийский и 10) германо-романский, или европейский. К ним он добавляет еще мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие совершить своего развития .

Новую историю в жизни культурно-исторического типа составляет период цивилизации. Это время растраты собиравшегося тысячелетиями запаса жизненных сил; растраты полезной, благотворной, составляющей цель собирания, но все-таки растраты. Он продолжается всего несколько столетий и завершается истощением жизненных сил, присущих определенному культурно-историческому типу. Выражением этого является увядание творческой деятельности в народах, принадлежащих известному типу.

Так завершается определенный цикл исторического развития, в основании которого лежит развертывание начал, заложенных в особенностях склада народов, формирующих самобытный культурно- исторический тип, т.е. он является внутренне закономерным процессом, имеющим свои начало и конец.

Как полагает современный российский исследователь Б.Г. Могильницкий, Н.Я. Данилевский внес выдающийся вклад в развитие общественно-исторической мысли ХХ в. «Созданное им учение о культурно- исторических типах не только нанесло сокрушительный удар по идее прогресса в ее европоцентристской форме, но и во многом предвосхитило цивилизационные теории ХХ в.».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, к концу ХIХ в. в России сложились богатые и разнообразные цивилизационные школы. Они не уступали западноевропейским, а кое в чем и опережали их. Российские исследователи внесли достойный вклад в становление и развитие теории цивилизаций, неся на себе оттенки своего своеобразия, и вместе с тем цивилизационные идеи и взгляды российских ученых шли в общем русле соединения всемирно-исторического цивилизационного процесса с изучением особенностей и взаимодействия локальных цивилизаций. Это стало важнейшей составной частью, завершившей формирование и утвердившей свое преобладание индустриальной парадигмы обществознания, отражавшей уровень познания закономерностей и противоречий индустриальной цивилизации и локальных цивилизаций. Достижения российских исследователей в изучении феномена цивилизации стали основой для совершенствования цивилизационной теории, в которую значительный вклад внесли О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Бродель и многие другие зарубежные исследователи.

История может и должна продолжиться и тогда впереди – новая стадия с новым способом познания – теперь живой природы. Постиндустриальный способ производства позволит создавать и использовать на ее принципах технические средства максимальной эффективности и экологической чистоты, вовлекая в производство (как для себя) и охватывая достойным уровнем жизни все большее количество людей.

На основе универсальной социально-экономической теории и исторической модели может базироваться действительно научно обоснованное планирование устойчивого достижения высшей стадии западной цивилизации без последующего краха.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Вебер М. Избранные произведения. М, 1990.
    2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 2010. – С. 109.
    3. Ионов И.Н., Хачатурян В.И. Теория цивилизаций от античности до конца ХIХ в. – СПб.: Алетейя, 2012. – С. 115.
    4. История философии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 – С. 467–468.
    5. Капхен Ч. Закат Америки: уже скоро / пер. с англ. Б. Сыркова. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ОАО «Люкс», 2004. – С.111.
    6. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М, 1993.
    7. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: в 2 т. Т. 1. – М.: Изд-во Ин-та экон. стратегий, 2012 .– С.11.
    8. Леонтьев В. Экономические эссе. М, 1990, 217 с.
    9. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство / Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. – СПб.: Наука, 2011. – С. 246.
    10. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ века: курс лекций. Вып. I. Кризис историзма. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – С. 38.
    11. Система, симметрия, гармония», М, Мысль, 1988
    12. Соколов А.А., Тернов И.М. Квантовая механика и атомная физика. М., 1970.
    13. Тойнби А.Д. Постижение истории. М, 1990.
    14. Кара-Мурза С.Г. Научная картина мира и фактор природы в экономике. // Науковедение. – 1999. – №1. – С. 78-85.
    15. Кузнецов Б.Л. Гипотеза синергетического рынка в свете феноменологической теории фазовых переходов Л.Ландау // Вопросы экономики. – 2005. – №8. – С. 82-87.
    16. Яновен Ю. Кузык Б. Кушлин В. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 года с учетом мировых тенденций. // Главный инженер. –  2005. – № 9. – С. 20-25.

 

 

 


Информация о работе Концепции истории и теории цивилизации