Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:02, контрольная работа
Цель контрольной работы – выявить роль католической церкви в Средние века в Европе.
В отличие от православной (византийской) церкви, строго подчиненной императорской власти, католическая церковь в средние века нередко играла самостоятельную политическую роль, особенно в условиях феодальной раздробленности Западной Европы.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика культуры средневековья……………………5
2. Роль религии в средневековой культуре………………………….....9
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы….……………………………………………………18
Натуральное хозяйство
- существенный признак
Одним из важнейших
признаков феодализма многие
исследователи считают
Феодальное государство,
как правило,
Характерным явлением
средневековой европейской
Средневековой европейской
цивилизации была свойственна
также феодально-католическая
Картина мира средневекового европейца уникальна. Она содержит такие свойственные древневосточному человеку черты, как одновременное сосуществование прошлого, настоящего и будущего, реальность и предметность потустороннего мира, ориентация на загробную жизнь и на потустороннюю божественную справедливость. И в то же время через пронизанность христианской религией этой картине мира органически присуща идея прогресса, направленного движения человеческой истории от грехопадения к утверждению на земле тысячелетнего (вечного) царства божьего. Идеи прогресса не было в античном сознании, оно было ориентировано на бесконечное повторение одних и тех же форм и на уровне общественного сознания это явилось причиной гибели античной цивилизации. В средневековой европейской цивилизации идея прогресса сформировала направленность на новизну, когда развитие городов и все связанные с этим изменения сделали необходимыми перемены.
Внутренняя перестройка этой цивилизации (в рамках средневековья) началась в 12 веке. Рост городов, их успехи в борьбе с сеньорами, разрушение натурального хозяйства в результате развития товарно-денежных отношений, постепенное ослабление, а затем (14-15 века) и почти повсеместное прекращение личной зависимости крестьянства, связанное с развертыванием денежного хозяйства в деревне, ослабление влияния католической церкви на общество и государство как следствие усиления королевской власти, опиравшейся на города, уменьшение воздействия католицизма на сознание в результате его рационализации ( причина - развитие теологии как науки, основанной на логическом мышлении), появление светской рыцарской и городской литературы, искусства, музыки- все это постепенно разрушало средневековое общество, способствуя накоплению элементов нового, того, что не вписывалось в стабильную средневековую общественную систему. Переломным считается 13 век. Но становление нового общества происходило крайне медленно. Эпоха Возрождения, вызванная к жизни дальнейшим развитием тенденций 12-13 вв., дополненными зарождением раннебуржуазных отношений, представляет собой переходный период. Великие географические открытия, резко расширившие сферу влияния европейской цивилизации, ускорили ее переход в новое качество. Поэтому многие историки рассматривают конец 15 века как границу между Средними веками и Новым временем.
Заключение
Католическая церковь сыграла огромную роль в культурном развитии Европы, особенно в Раннем Средневековье. Почти все известные деятели культуры Раннего Средневековья (Григорий Турский, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный и др.) – духовные лица. Среди архитектурных шедевров Средневековья господствовали здания соборов и монастырей. В живописи преобладали религиозные сюжеты. При монастырях и церквах действовали школы. Вместе с тем католическая церковь ревностно боролась с инакомыслием; жертвами этой борьбы пали многие ученые, мыслители, деятели культуры.
Основные догматы, богослужение и обряды в католической церкви такие же, как и в православной. Главные особенности католической церкви в вероучении – это добавление к символу веры филиокве4, догмат о чистилище (принят уже после разделения церкви). Признавая, как и православная церковь, источником вероучения Священное писание (Библию) и Священное предание, католическая церковь к последнему относит не только труды «отцов церкви» и решения первых семи вселенских соборов, но и решения последующих католических соборов и постановления пап. В обеих церквах главным богослужением является литургия, но существуют некоторые различия в порядке ее совершения. Католическая церковь признает те же семь таинств, но имеет ряд отличий в их отправлении (напр., католики крестят окроплением водой, православные – окунанием, хлеб для причащения у православных квасной, у католиков – опресночный). Католическая церковь больше внимания уделяет поклонению Деве Марии. Все католическое духовенство обязательно должно соблюдать целибат (XI в.). Только в католической церкви монахи объединены в монашеские ордены. Вторая по значимости в иерархии католической церкви должность кардинала в православии отсутствует. Единственным богослужебным языком католической церкви в Средневековье была латынь. В отличие от православной (византийской) церкви, строго подчиненной императорской власти, католическая церковь в средние века нередко играла самостоятельную политическую роль, особенно в условиях феодальной раздробленности Западной Европы.
Консервативная модель мира и человека в мире, насаждаемая католической церковью, в конце Средневековья вызвала оппозицию в виде гуманизма.
Список литературы:
1 Лысак И.В. Культура древности и средневековья учебное пособие, 2002
2 Аллодисты – лично свободные крестьяне, мелкие собственники, но под юрисдикцией феодала.
3 Экспансия (от лат. expansio — расширение, распространение) экономическая, расширение сфер влияния частнокапиталистических фирм, монополистических объединений и групп, а также капиталистических государств в области экономики.
4 Филио́кве (лат. filioque — «и от
сына») — добавление, сделанное Западной
(Римской) Церковью в Никео-