Содержание:
 
Введение…………………………………………………………………….3
  - Общая характеристика культуры средневековья……………………5
 
  - Роль религии в средневековой культуре………………………….....9
 
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы….……………………………………………………18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Католицизм (от греч. katholikos – 
всеобщий, вселенский) – христианская 
(Римско–католическая) церковь, сформировавшаяся 
в последние века античности и в Средневековье 
преимущественно в Западной Европе и возглавляемая 
папами римскими. Термин «католическая 
церковь» употреблялся христианскими 
лидерами еще во II–III вв., отображая единство 
веры, обрядности, организационной структуры 
христианских общин (церквей), рассеянных 
по всей Римской империи. С течением времени 
(особенно после разделения церквей 1054 
г.) название «католическая церковь» закрепилось 
за западной церковью, хотя и православная 
церковь считает себя вселенской.
Объект контрольной работы 
– католическая церковь в Средние 
века в Европе.
Цель контрольной работы 
– выявить роль католической церкви 
в Средние века в Европе.
В отличие от православной 
(византийской) церкви, строго подчиненной 
императорской власти, католическая 
церковь в средние века нередко 
играла самостоятельную политическую 
роль, особенно в условиях феодальной 
раздробленности Западной Европы.
Уже в Раннем Средневековье 
католическая церковь стала одним 
из крупнейших феодалов. По ряду подсчетов, 
ей принадлежало до трети всей обрабатываемой 
земли в Западной Европе. Так, бенедиктинский 
монастырь в Фульде (Германия) имел более 
250 тыс. га земли, Сен–Жерменский монастырь 
(Франция) – более 100 тыс. зависимых людей.
В период феодальных междоусобиц 
в Западной Европе католическая церковь 
пыталась ограничить их размах и приносимый 
ими ущерб обществу, принимая постановления 
о Мире Божьем и Божьем перемирии. 
Правда, существенного эффекта они 
не дали. В условиях политической раздробленности 
папство в XIII в. достигло зенита своего 
могущества, когда многие европейские 
монархи признавали свою вассальную зависимость 
от римских пап, а позиция и воля последних 
во многом определяли политическую ситуацию 
в Европе. Создание сильных централизованных 
государств (прежде всего Англии и Франции) 
привело к упадку политического могущества 
папства, что отчетливо показали так называемое 
авиньонское пленение пап и последующий 
«Великий раскол» в католической церкви 
(1378–1414). В XV веке в Англии и Франции фактически 
сложились свои национальные церкви, которые 
подчинялись не столько римским папам, 
сколько своим королям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Общая характеристика культуры средневековья
 
 
  Цивилизация европейского 
средневековья представляет собой качественно 
своеобразное целое, являющееся следующей 
после Античности ступенью развития европейской 
цивилизации. Переход от Античного мира 
к Средним векам был связан с падением 
уровня цивилизации: резко сократилась 
численность населения (со 120 млн. чел. 
в период расцвета Римской Империи до 
50 млн. чел. к началу VI в.), пришли в упадок 
города, замерла торговля, примитивный 
государственный строй пришел на смену 
развитой римской государственности, 
всеобщая грамотность сменилась неграмотностью 
большинства населения. Но в то же время 
нельзя рассматривать Средние века как 
некоторый провал в развитии европейской 
цивилизации. В этот период сформировались 
все европейские народы (французы, испанцы, 
итальянцы, англичане и др.), сложились 
основные европейские языки (английский, 
итальянский, французский и др.), образовались 
национальные государства, границы которых 
в целом совпадают с современными. Многие 
ценности, воспринимаемые в наше время 
как общечеловеческие, представления, 
которые мы считаем само собой разумеющимися, 
берут свое начало в Средних веках (идея 
ценности человеческой жизни, представление 
о том, что безобразное тело не препятствие 
для духовного совершенства, внимание 
к внутреннему миру человека, убежденность 
в невозможности появления в общественных 
местах в обнаженном виде, идея любви как 
сложного и многогранного чувства и многое 
другое). Сама современная цивилизация 
возникла в результате внутренней перестройки 
цивилизации средневековой и в этом смысле 
является ее прямой наследницей.
В результате варварских завоеваний 
на территории Западной Римской империи 
образовались десятки варварских королевств. 
Вестготы в 419 г. основали в Южной 
Галлии королевство с центром 
в Тулузе. В конце V - начале VI века 
Вестготское королевство распространилось 
на Пиренеи и в Испанию. Столица 
его была перенесена в город Толедо. В 
начале V в. свевы и вандалы вторглись на 
Пиренейский полуостров. Свевы захватили 
северо-запад, вандалы некоторое время 
жили на юге - в современной Андалузии 
(первоначально называлась Вандалусия), 
а затем основали королевство в Северной 
Африке со столицей на месте древнего 
Карфагена. В середине V.в. на юго-востоке 
современной Франции образовалось Бургунское 
ко- ролевство с центром в г.Лионе. В Северной 
Галлии в 486 г. возникло королевство франков. 
Его столица находилась в Париже. В 493 г. 
остготы захватили Италию. Их король Теодорих 
царствовал более 30 лет в качестве "короля 
готов и италиков". Столицей государства 
был город Равенна. После смерти Теодориха 
остготскую Италию завоевала Византия 
(555 г.), но ее господство было непродолжительным. 
В 568 г. Северную Италию захватили лангобарды. 
Столицей нового государства стал город 
Павия. На территории Британии к концу 
VI в. образовалось семь варварских королевств. 
Созданные германскими племенами государства 
непрерывно воевали между собой, их границы 
были непостоянны, а существование большинства 
из них недолговечно.
  Во всех варварских 
королевствах германцы составляли 
меньшинство населения. (от 2-3% в остготской 
Италии и вестготской Испании до 20-30% в 
государстве франков). Поскольку в результате 
удачных завоевательных походов франки 
расселились впоследствии на значительной 
части территории бывшей Западной Римской 
империи, доля германских народов в среднем 
несколько увеличилась, но концентрация 
франков в Северной Галлии сократилась. 
Отсюда следует, что история средневековой 
Западной Европы - это история по преимуществу 
тех же самых народов, что населяли ее 
в эпоху античности. Однако общественный 
и государственный строй на завоеванных 
территориях существенно изменился. В 
V-VI вв. в пределах варварских королевств 
сосуществовали германские и позднеримские 
институты. Во всех государствах была 
проведена конфискация земель римской 
знати - в больших или меньших масштабах. 
В среднем, перераспределение собственности 
затронуло от 1/3 до 2/3 земель. Крупные земельные 
владения раздавались королями своим 
дружинникам, которые тут же переводили 
оставшихся в римских виллах рабов в положение 
зависимых крестьян, уравнивая их с колонами. 
Мелкие наделы получали рядовые германцы- 
общинники. Первоначально община сохраняла 
собственность на землю. Таким образом, 
на территории варварских королевств 
сосуществовали крупные вотчины новых 
германских землевладельцев, в которых 
работали превратившиеся в крепостных 
крестьян бывшие римские колоны и рабы 
(по происхождению - часто коренные жители 
этих мест, обращенные в свое время в рабство 
за долги, так как отмененное в Риме долговое 
рабство сохранялось в провинциях), римские 
виллы, где прежние землевладельцы продолжали 
вести хозяйство позднеримскими методами, 
и поселения свободных крестьянских общин, 
как германские, так и общин коренного 
населения. Для государственного строя 
также был характерен эклектизм. В городах 
продолжали существовать римские городские 
комитеты, которые теперь подчинялись 
варварскому королю. В сельской местности 
функционировали народные собрания вооруженных 
общинников. Сохранилась римская система 
налогообложения, хотя налоги были уменьшены 
и поступали королю. В варварских государствах 
сосуществовали две системы судопроизводства. 
Действовало германское право- варварские 
"правды" (для германцев) и римское 
право (для римлян и местного населения). 
Имелось два типа судов. На территории 
ряда варварских государств начался синтез 
позднеримских и германских институтов, 
но в полной мере этот процесс, результатом 
которого явилось становление западноевропейской 
средневековой цивилизации, развернулся 
в пределах государства франков, которое 
в VIII- начале IX вв. превратилось в обширную 
империю (в 800 г. Карл Великий был коронован 
в Риме папой как "император римлян"). 
Империя объединила территории современной 
Франции, значительную часть будущих Германии 
и Италии, небольшой район Испании, а также 
ряд других земель. Вскоре после смерти 
Карла Великого это наднациональное образование 
распалось. Верденский раздел империи 
(843 г.) положил начало трем современным 
государствам: Франции, Италии и Германии, 
хотя их границы тогда не совпадали с нынешними. 
Становление средневековой европейской 
цивилизации происходило также на территориях 
Англии и Скандинавии. В каждом регионе 
Западной Европы обозначенный процесс 
имел свои особенности и протекал разными 
темпами. В будущей Франции, где римские 
и варварские элементы были уравновешены, 
темпы оказались самыми высокими. И Франция 
стала классической страной средневекового 
Запада. В Италии, где римские институты 
преобладали над варварскими, на территориях 
Германии и Англии, отличавшихся преваливарованием 
варварских начал, а также в Скандинавии, 
где синтеза не было вообще (Скандинавия 
никогда не принадлежала Риму), средневековая 
цивилизация складывалась медленнее и 
имела несколько иные формы1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Роль религии в средневековой культуре
 
 
Громадную роль играли католическая 
церковь и христианская религия 
римско-католического образца. Религиозность 
населения усиливала роль церкви 
в обществе, а экономическая, политическая 
и культурная деятельность духовенства 
способствовала поддержанию религиозности 
населения в канонизированной форме. 
Католическая церковь представляла 
собой жестко организованную, хорошо 
дисциплинированную иерархическую 
структуру во главе с первосвященником 
- папой римским. Поскольку это 
была надгосударственная организация, 
папа имел возможность через архиепископов, 
епископов, среднее и низшее белое 
духовенство, а также монастыри 
быть в курсе всего, что происходило 
в католическом мире и проводить 
свою линию через те же институты 
. В результате союза светской и духовной 
власти, возникшего вследствие принятия 
франками христианства сразу в католическом 
варианте, франкские короли, а затем и 
государи других стран делали церкви богатые 
земельные пожалования. Поэтому церковь 
вскоре стала крупным землевладельцем: 
она владела одной третью всех обрабатываемых 
земель Западной Европы. Занимаясь ростовщическими 
операциями и ведя хозяйство в принадлежащих 
ей владениях, католическая церковь представляла 
собой реальную экономическую силу, что 
было одной из причин ее могущества. Долгое 
время церкви принадлежала монополия 
в области образования и культуры. В монастырях 
сохранялись и переписывались античные 
рукописи, комментировались применительно 
к потребностям теологии античные философы, 
прежде всего, кумир средних веков Аристотель. 
Школы первоначально имелись только при 
монастырях, средневековые университеты 
были, как правило, связаны с церковью. 
Монополия католической церкви в области 
культуры приводила к тому, что вся средневековая 
культура носила религиозный характер, 
а все науки были подчинены теологии и 
пропитаны ею. Церковь выступала проповедником 
христианской морали, стремясь привить 
христианские нормы поведения всему обществу. 
Она выступала против бесконечных усобиц, 
призывала воюющие стороны не обижать 
мирное население и соблюдать некоторые 
правила по отношению друг к другу. Духовенство 
заботилось о стариках, больных и сиротах. 
Все это поддерживало авторитет церкви 
в глазах населения. Экономическая мощь, 
монополия на образованность, моральный 
авторитет, разветвленная иерархическая 
структура способствовали тому,  что 
католическая церковь стремилась играть 
в обществе руководящую роль, поставить 
себя выше светской власти. Борьба государства 
и церкви проходила с переменным успехом. 
Достигнув максимума а XII-XIII вв. могущество 
церкви впоследствии стало падать и победила 
в конечном итоге королевская власть. 
Окончательный удар светским притязаниям 
папства нанесла Реформация.
  Общественно-политический 
строй, утвердившийся в Средние 
века в Европе, в исторической 
науке принято называть феодализмом. 
Это слово происходит от названия 
земельного владения, которое представитель 
господствующего класса-сословия 
получал за военную службу. Владение 
это называлось феод. Не все 
историки считают, что термин 
феодализм удачен, поскольку понятие, 
положенное в его основу, не 
способно выразить специфику 
среднеевропейской цивилизации. 
Кроме того, не сложилось единого 
мнения по вопросу о сущности 
феодализма. Одни историки видят 
ее в системе вассалитета, другие 
- в политической раздробленности, 
третьи - в специфическом способе 
производства. Тем не менее, понятия 
феодальный строй, феодал, феодально-зависимое 
крестьянство прочно вошли в 
историческую науку. Поэтому постараемся 
дать характеристику феодализма, 
как общественно-политического строя, 
свойственного европейской средневековой 
цивилизации.
  Характерной чертой 
феодализма является феодальная 
собственность на землю. Во-первых, 
она была отчуждена от основного 
производителя. Во-вторых, носила 
условный, в-третьих - иерархический 
характер. В-четвертых, была соединена 
с политической властью. Отчуждение 
основных производителей от собственности 
на землю проявлялось в том, что земельный 
участок, на котором работал крестьянин, 
являлся собственностью крупных землевладельцев 
- феодалов . Крестьянин имел ее в пользовании 
. За это он был обязан или работать на 
господском поле сколько-то дней в неделю 
или платить оброк - натуральный или денежный. 
Поэтому эксплуатация крестьян носила 
экономический характер. Внеэкономическое 
принуждение - личная зависимость крестьян 
от феодалов - играла роль дополнительного 
средства. Эта система отношений возникла 
с оформлением двух основных классов средневекового 
общества: феодалов(светских и духовных) 
и феодально-зависимого крестьянства.
  Феодальная собственность 
на землю носила условный характер, 
так как феод считался пожалованным 
за службу. Со временем он превратился 
в наследственное владение, но 
формально за несоблюдение вассального 
договора мог быть отобран. 
Иерархически характер собственности 
выражался в том, что она 
была как бы распределена между большой 
группой феодалов сверху вниз, поэтому 
полной частной собственностью на землю 
не обладал никто. Тенденция развития 
форм собственности в средние века заключалась 
в том, что феод постепенно становился 
полной частной собственностью, а зависимые 
крестьяне, превращаясь в свободных( в 
результате выкупа личной зависимости), 
приобретали некоторые права собственности 
на свой земельный участок, получая право 
продать его при условии выплаты феодалу 
особого налога. Соединение феодальной 
собственности с политической властью 
проявлялось в том, что основной хозяйственной, 
судебной и политической единицей являлась 
в Средние века крупная феодальная вотчина- 
сеньория. Причиной этого была слабость 
центральной государственной власти в 
условиях господства натурального хозяйства. 
В то же время в средневековой Европе сохранялось 
некоторое количество крестьян-аллодистов 
- полных частных собственников. Особенно 
много их было в Германии и Южной Италии.