История возникновения зарубежных экопоселений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:23, доклад

Краткое описание

"Первая волна" создания зарубежных поселений в виде "общин" и "коммун" относится к послевоенному периоду, конец 40-х и начало 50-х (окончание мировой войны). "Вторая Волна" относится 60–70-м годам (война во Вьетнаме, марши протеста). В это время активно разрабатываются альтернативные экономические модели с попыткой их практического претворения в виде "общин" и "коммун". В США около 2000 поселений образуется в виде "коммун" в период политической моды на коммунистические и анархические идеологии.

Файлы: 1 файл

История возникновения зарубежных экопоселений.docx

— 26.75 Кб (Скачать)

История возникновения зарубежных экопоселений [3]

"Первая волна" создания  зарубежных поселений в виде "общин"  и "коммун" относится к послевоенному  периоду, конец 40-х и начало 50-х (окончание мировой войны). "Вторая Волна" относится  60–70-м годам (война во Вьетнаме, марши протеста). В это время  активно разрабатываются альтернативные  экономические модели с попыткой  их практического претворения  в виде "общин" и "коммун". В США около 2000 поселений образуется  в виде "коммун" в период  политической моды на коммунистические  и анархические идеологии. 

"Третьей волной" можно  обозначить плавный переход выживших "коммун" и "общин" в  статус "экологических" поселений  (eco-villages).

Экопоселения возникают из коммун, кооперативов, семейных предприятий, команд малого и среднего частного и корпоративного бизнеса. Есть экопоселения, как сельского, так и городского типа. Они объединены либо общественной собственностью на средства производства, либо общими бизнес-программами и действуют в рамках законов, местного или федерального уровня. Они и являются сегодня наиболее успешно, динамично и устойчиво развивающимися формами альтернативного способа экономического и социального существования больших формаций людей в условиях западного общества.

Основные отличия экологических  поселений от других типов поселений, в частности "коммун", "общин" заключаются в отсутствии политической или религиозной направленности, идеологий и нацелено главным  образом на создание самодостаточного экологического, энергосберегающего и экономического цикла жизнеобеспечения поселения на базе гармоничного и бережного отношения к природе: биоутилизация отходов, защита и восстановление окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.

Члены экологических поселений, по исследованиям социологов и психологов, характеризуются как интеллектуальные, высокообразованные индивидуумы, обладающие позитивной жизненной позицией, принимающие  активное участие в политической, экономической и социальной жизни  страны и ведущие здоровый образ  жизни.

 Примеры успешных зарубежных  проектов

Ауровиль . Индия. Начало проекта: 1968. Русскоязычный сайт: http://www.auroville.ru/. Количество жителей – около 2000 чел. Ауровиль, Город Зари, "является экспериментом в объединении людей", который начался при поддержке индийского правительства и Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО. По предложенной классификации его можно отнести духовным поселениям. Действительно духовным основателем Ауровиля является Шри Ауробиндо. «Человек – это не завершение, но всего лишь переходное существо. Эволюция еще не закончилась; разум – это не последнее слово Природы, разумное животное не есть вершина Ее творения». И еще: «Существует нечто такое, чем он пока еще не стал, но чем он должен быть; он постоянно стремится к чему-то, что пока еще не реализовано; вся его жизнь, вся его природа это только подготовка, стремление Природы к тому, что находится за его пределами» [4]. Его ученики со всех стран мира заявляют, что «Ауровиль является экспериментом по созданию формы эволюционного перехода от человечества, управляемого исключительно Разумом, к человечеству, руководимому более' истинным и интегрированным Сознанием». В Ауровиле сейчас проживает около 60 россиян.

Мои личные контакты с русскими ауровильцами убедили меня, что они живут интересной и напряженной жизнью. Зеленый пояс Ауровиля является примером восстановления пустынной местности путем ее интеграции в городскую среду. Область города радиусом в 1,25 км будет окружена Зеленым поясом шириной 1250 метров. Этот район будет содержать фермы органического земледелия, молочные фермы, фруктовые сады, леса, а также участки нетронутой природы. Зеленый пояс будет служить барьером городскому вторжению, обеспечивая естественную среду для диких обитателей природы, а также источником пищи, лесоматериалов, лекарств и т.д., равно как и местом отдыха ауровильцев. В настоящее время Зеленый пояс занимает пространство в 405 гектаров, и хотя работы по его созданию еще не завершены, уже является примером успешного преобразования пустыни в живую экосистему. Планируется его дальнейшее расширение на 800 гектар. В качестве легких города Зеленый пояс станет завершающим звеном оздоровительного процесса, который Ауровиль начал несколько десятилетий назад на этой земле.

 Ферма ("The Farm"). США[5]. Начало проекта: 1971. Сайт: http://www.thefarm.org/. Большинство выживших "общин", "коммун" 60-70-х годов, обрели в настоящее время статус экологических поселений, их характеризует неуклонный рост показателей сельскохозяйственного производства, расширение строительного и, энергосберегающего бизнеса, а также развитие различных технологий по утилизации отходов жизнедеятельности и бизнес проектов на базе экологических "ноу-хау" технологий, укреплением социальной сферы жизни, общность взглядов и интересов, направленных на защиту и бережное отношение к окружающей природной среде и друг другу.

Так, американская коммуна "ФЕРМА", созданная в 1971 г., успешно развивается  вплоть до настоящего времени на территории в 1750 акров (штат Теннесси, близ города Саммертаун сейчас насчитывает 280 человек.

 Пройдя путь от коммуны  с обобществленным способом производства, преодолев проблемы коррупции  и неэффективности работы управленческого  аппарата «Ферма» в настоящее  время перешла к смешанному  способу производства, когда часть  средств принадлежит отдельным членам (семьям) а часть аккумулируется т.н. "Вторым Фондом"

Все заработки от бизнеса, поступающие на счет "Второго  Фонда" делятся следующим образом. Бухгалтер снимет проценты (15%) на пенсионный фонд (от 65 лет), административные расходы, непредвиденные расходы и рост общего благосостояния членов, а также проценты на совместные планы по расходам (централизованные текущие закупки необходимым продуктов питания, строительных материалов, древесины и др.), после соответствующих вычетов остатки распределяются по персональным счетам семей и им выдаются ваучеры на их личные расходы, по которым также ведется мониторинг, обеспечивающий реальную закупочную емкость общины.

Такая структура ведения  хозяйства по федеральным законам  классифицируется как корпорация "монастырь", компания, основанная на единых религиозных  принципах, имеющая общественную собственность  на средства производства, комбинированные  источники доходов, общественную казну, в которой каждый имеет равную долю. Такая форма деятельности освобождает  корпорации "монастыри" от налогов  по медицинскому и социальному страхованию, т.к. их работники работают на повышение  собственного благосостояния и сами формируют пенсионные и другие социальные фонды в рамках своей деятельности. Однако, "Второй Фонд" обязывает  своих членов отчислять часть  своих доходов в федеральные  медицинские и социальные страховые  программы для того, чтобы иметь  доступ к федеральным благам и  привилегиям. На пятый год развития федеральная налоговая служба IRS полностью одобрила и окончательно приняла бухгалтерскую методику отчетности "Второго Фонда".

Активы "Второго Фонда" в два раза превышают активы "Фермы" за счет преимуществ плановой централизованной экономики и обобществления собственности. Пенсионный фонд "Второго Фонда" позволяет выплачивать 2000 $ в месяц, эти деньги реинвестируются под небольшие проценты в бизнес "Второго Фонда", который в свою очередь инвестирует в настоящее время большинство бизнес-проектов "Фермы" (экономические направления, обеспечивающие финансовую независимость, самоокупаемость).

"Ферма" развивает  по 12 основным направлениям своей  бизнес деятельности: Издательская  деятельность (здоровый образ жизни,  вегетарианство, история Америки,  культура, этнография, медицина и  др. книги, распространяются через  крупнейший американский электронный  магазин "Амазон" или на заказ с доставкой через компанию "Заказ по каталогу", принадлежащей "Ферме"; стоимость одной книги в электронном магазине "Амазон" составляет минимум 10 долларов). Выпуск техники. Компания "S.E.International", производящая счетчики радиоактивного заражения, награждена Американским Торговым Департаментом сертификатом "За достижения в экспорте" в 2000г. Она попала в лидирующее число 50 лучших компаний из 9 миллиона аналогичных американских компаний, созданных женщинами или национальными меньшинствами. Первая компания в штате Теннесси, удостоенная такой высокой награды (деятельность по выращиванию и продажи сельхозпродукции; деятельность по строительству экологического жилья с применением энергосберегающих технологий).

Возникновение экопоселений в России

 «Первая волна» 

История российских поселений  насчитывает несколько десятков лет. Из поселений начала девяностых, которые не исчезли и дожили до наших дней можно отметить несколько.

Община «Гришино». Начало проекта 1994г. Web-сайт: http://www.grishino.ecology.net.ru/. Расположение: Ленинградская область (в 300 км к востоку от С.-Петербурга), Подпорожский район, деревня Гришино. Деревня расположена в очень красивом месте на реке Важинке, что рядом с Карелией. Дома в деревне сильно разбросаны вдоль берега и образуют, по сути, отдельные группы-хутора. Местное население малочисленно и работает на лесозаготовках. Община «Гришино» отмечена в крохотном списке российских поселений во всемирной Интернет-сети экопоселений. В Гришино проходят семинары по развитию экопоселений в России и за рубежом. Сельское хозяйство основано на экологически чистых технологиях выращивания овощей. В общине не чувствуется никакой особенной идеологии.

Количество постоянно  проживающих жителей постоянно  колеблется, но не превышает десяти человек зимой. Особенностью общины является климат доброжелательности и  терпимости ко всяким "верам" и  не верам.

Доходы: от земли, у каждого  есть личное подсобное хозяйство, от проведения летних молодежных обучающих  семинаров, от продажи сувениров. Идет постоянное строительство личных домов. В общем хозяйстве есть грузовик и джип-уазик. Наблюдается текучка  состава, но община рекрутированием новых членов не занимается (не считает нужным).

 Община развивается,  меняется отношение людей друг  к другу, появилось больше терпимости  и внимания. Процесс идет очень  медленно, но никто тут пятилеток  не планирует. Просто живут  люди. К проблемам типичным для  Российских поселений можно отнести,  относительно напряженные отношения  с местными жителями, которые  не принимают новый образ жизни  и дистанцируются от проекта.  Хотя до открытых выступлений  дело не доходит, но отчуждение  имеется. Характерное для многих  россиян лирическое обоснование  звучит так: «Учусь быть собой.  Учусь любить. Учусь слышать голос  Вселенной. И Гришино – самое  подходящее для меня место  для реализации внутреннего творчества, внутренней потребности быть  настоящей» [6].

 Детская община "Китеж". Начало проекта: 1992г.Web-сайт: http://www.kitezh.org. Поселок начал строиться в  Калужской области в 1992 году  на пожертвования независимых  спонсоров, при поддержке радиостанции "Маяк" и Министерства образования  РФ. Потом к финансированию подключилось  Правительство Калужской Области.  По инициативе руководства Калужской  области в Китеж была проложена  дорога, поставлена водонапорная  башня, повышены выплаты детям  и их приемным родителям [7]. Изначально «Китеж» был задуман  как община, состоящая из семей  с приемными детьми. Приемные  семьи оформляются через органы  социальной защиты Барятинского  района, а финансирование идет  через бюджет Калужской области. 

Школа в Китеже – государственная, получившая лицензию и аккредитацию. Из приемных родителей формируется  коллектив учителей школы и группа обеспечения. Дети и взрослые сообща учатся, трудятся, отдыхают. Так создается  уникальная развивающая среда, позволяющая  воспитывать детей в условиях реальной жизни, а не искусственной  атмосферы детского учреждения. Собственная  ферма позволяет воспитывать  детей в любви к труду, готовят  их к трудностям реальной жизни.

Людей объединяет вера в то, что в жизни должен быть некий  высший смысл - служение детям, а проходить  она должна в хорошей компании и вне города, желательно в экологически чистом месте.

В настоящее время, при  поддержке государства, развивается  дочерний проект общины «Китеж», таким  образом, осуществляется тиражирование  полученного трудного опыта.

 «Школа Щетинина». Начало  проекта: девяностые годы.Расположение:

Краснодарский край, поселок  Текос. Сайт отсутствует. Изначально – государственный лицей, «экспериментальная площадка» Министерства образования СССР. После распада все экспериментальные площадки были закрыты, а экспериментальные школы переданы местным властям. Все, кроме «Школы Щетинина». В школе около 300 детей и студентов. Очень мало взрослых - преподавателей (около 10 человек). Государственный лицей, ведет большую хозяйственную деятельность по само обеспечению. Главный принцип - единство общинного образа жизни и обучения. Трудовое воспитание. Служение России - есть личный интерес учащегося. Когда попадаешь в школу, поражает все: и терема, возведенные школьниками и студентами и профессиональный ансамбль и, углубленные занятия спортом [8]. Парадоксы тут на каждом шагу: школа занесена в черный список сект православной церковью и находится под постоянным прессом Минобра РФ поскольку никак не вписывается в общий образовательный процесс. Однако директор лицея – академик М. П. Щетинин воспитывает детей в духе весьма патриотическом и православном.

Славные страницы истории  государства Российского используются как естественный противовес «растленному влиянию западной цивилизации» (народность, фольклор, песни и распевки; ребята занимаются военным делом и рукопашным боем: в горах размещена тренировочная площадка, где они легко крутят солнышко, физически развиты).

Студенты (их сейчас более  тридцати человек) учатся, как правило, в двух вузах, преподают в школе  и занимаются строительством на территории поселения, участвуют в праздничных  парадах, а «дивчины» кроме занятий  в школе занимаются рукоделием, поют и танцуют в музыкальном ансамбле. Мои личные контакты убедили меня, что М. П. Щетинин – это очень  волевой человек необычайно талантливый  и посему ни в какие рамки он не встраивается. Это совершенно уникальное явление не только для России, но и для всего мира. Попасть туда учится очень трудно, но вполне возможно. Это школьное поселение, община, дети туда принимаются в основном с 10 - 12 лет. Они непрерывно, с утра до вечера учатся, борются, поют, танцуют  и строят, строят, строят...

Информация о работе История возникновения зарубежных экопоселений