Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:48, статья
Точное время возникновения веера определить, наверное, невозможно. Большинство авторов, пишущих о веере, предполагают, что жара и мухи заставили когда-то древнего человека обмахиваться веткой дерева, большим листом растения или пучком перьев – так появилась сама идея веера и его прототипы, еще сугубо утилитарные. О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов, соревнующихся, у кого из них веер появился раньше.
В 1673 г. французский король Людовик XIV учредил корпорацию мастеров по изготовлению вееров, творения которых пользовались большим спросом у парижских кокеток, Мольер называл их «смешными фантазерками», скрывавшими свои тщательно расписанные лица за «ширмами целомудрия». В эпоху его правления (1638–1715) веера во Франции достигли необыкновенного совершенства и играли немаловажную роль в сложном дворцовом церемониале.
Благодаря влиянию блистательной маркизы де Помпадур, всесильной фаворитки Людовика XV, веера расписывают великолепные живописцы, такие как Ватто, Буше и др., В честь рождения дофина Луи Жозефа – первого сына Людовика XVI и Марии Антуанетты в 1783 году были устроены торжества, к которым сделали много набивных вееров. С революционными событиями цветы, амуры и пастушки, изображенные на веерах, уступают место портретам современных политических деятелей Мирабо и Марату или изображениям текущих событий. В этот период веера изготавливают из грубой материи, и они становятся доступными для горожанок и мещан. В период Директории в моду входят веера-лилипуты небольших размеров, причем мода на них держится довольно долго.
Но наибольший расцвет веера пришелся на XVIII в. Соучастник женского кокетства, он превратился в тайное оружие соблазна, за легким крылом которого скрывались томные и подчас нескромные взгляды. Веер стал средством общения, с помощью которого можно было поощрить или отвергнуть пылкого поклонника, назначить свидание или выразить свои чувства. Особенное распространение язык веера получил в католической Испании, стране свободных мах, воспетых Франсиско Гойей. Веер становится «скипетром на владение миром».
В Испании прежде всего большое значение имел цвет веера, например, белый был предпочтителен для невинной девушки; черный рекомендовался только при трауре; черный кружевной полупрозрачный для скрытого кокетства; красный в черном для смелого уличного костюма, для корриды и т. д. Манера носить, держать, использовать веер со временем приобрела глубокий смысл. Закрывающийся веер обозначал сомнение; закрытый — отрицание; раскрытый менее чем на четверть — скромность, неуверенность; раскрывающийся — одобрение, а полностью открытый — всеобъемлющую, безоговорочную любовь. Резкие быстрые взмахи веера, как правило, означали волнение от известий; похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони — ожидание; похлопывание по ноге сбоку — «следуйте за мной»; спереди — «я готова следовать за вами». Прикрытый веером подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой мог означать кокетство; замедленные помахивания раскрытым веером — поощрение, «я готова, жду»; раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы — благодарность; полураскрытый, опущенный вниз веер — невозможность; сложенный веер, направленный на мужчину, — «отойдите, уступите дорогу»; резкий жест сложенным веером рукоятью вперед — «убирайтесь прочь, вон!» Например, фразу: « Я опасаюсь, но согласна встретиться с вами в 3 часа» можно было сказать так: веер очень медленно открывается, затем внешние створки сводятся на конце пальцами, и веером 3 раза постукивают по другой руке.
А в каком экстазе был английский двор, когда Цинский император подарил Англии 240 вееров, украшенных драгоценностями.. Весь королевский двор был покорен этим подарком. Из Китая были приглашены триста мастеров для организации производства вееров в Англии. Это событие дало повод для зарождения стиля «шинуазри»: на веера хлынули сценки из китайской жизни. В епоху рококо веер перестал бать символом принадлежности к аристократии – мода на веера проникла и в низшие слои общества. Однако простые женщины не владели веерным етикетом, и известная писательница мадам де Сталь (1766-1816) писала, что по манере владения веера она может точно определить, к какому сословию относится его владелица.
Несмотря
на то что веерный язык в XIX веке почти
канул в небытие, предмет не уходил
из обихода. Веера уменьшились в
размерах, одно время их мастерили
без ткани, просто из кости, дерева или
рога, делая акцент на узоры и резьбу.
Легкомысленные пасторали, характерные
для эпохи рококо, сменились историческими
сюжетами. Театралкам вручали веера-билеты
и веера-программки, гурманам на веерах
подавали меню, в урбанизированной Англии
печатали рекламу и даже правила игры
в вист. А еще была вспышка моды на страусовые
перья, и бедных птиц чуть не истребили
начисто.
Об
истории веера в России допетровского
времени известно немного. Так же,
как и в Европе, в России бытовали
опахала двух видов — перьевое
и с покрышкой, которые изготовлялись
в Москве в Государевой Оружейной палате.
Но были и привозные, большей частью из
Византии, которые оказались в России
в качестве подарков. Царица Наталья Кирилловна,
мать Петра I, имела опахало «перейное,
черное черен яшмовый, а в золоте, в гнездышках
камешки червчаты, яхонты и лалы и изумруды»,
подаренное византийским патриархом.
Опахалами пользовались как женщины, так
и мужчины. При аресте князя Василия Голицына,
фаворита царевны Софьи, в описи его имущества
числилось «опахало атлас алый, рукоять
деревянная». С изменением образа жизни
при Петре I, с заменой традиционного русского
платья на европейское веер в руках женщины
становится орудием грациозного кокетства.
Важную роль в распространении французских
мод и вкусов сыграл тот факт, что с 1730
по 1796 год российский престол занимали
женщины. Начиная с Анны Иоанновны, представительницы
императорской фамилии выписывали себе
из-за границы самые модные и изысканные
туалеты. Для Анны Иоанновны веера заказывались
через иностранных купцов и торговых агентов.
Анне Иоанновне принадлежал веер, воспроизведенный
в каталоге С.Н.Тройницкого, с гладким
серебряным остовом. На экране царица
была изображена в окружении олимпийских
богов. Однако самые великолепные экземпляры
в России появились именно при императрице
Елизавете Петровне, не терпевшей ни малейшей
конкуренции в области, касавшейся нарядов
и драгоценностей. Частично они сохранились
до наших дней. Их оправы были сделаны
из золота и украшены драгоценными камнями,
а экраны представляли собой многофигурные
композиции, выполненные искусными художниками-миниатюристами.
Веера поступали в Россию в первой половине
XVIII века, в основном, через иностранных
купцов. Импорт вееров не мог удовлетворить
возросший спрос, поэтому именно в царствование
Елизаветы Петровны в Москве возникает
первая русская фабрика. Сведения о ней
нам известны по отчетам или "репортам",
которые посылались согласно Регламенту
в Государственную Мануфактур-Коллегию
в Москву. Согласно им, веерная фабрика
была основана 1 сентября 1751 года. Императрица
лично затребовала образцы вееров, но
осталась недовольна, и в указе владельцам
повелела “делать веера хорошим мастерством
и иметь на фабрике искусного мастера”,
что, разумеется, в кратчайшие сроки было
выполнено перепуганными хозяевами фабрики.
Кроме обычных вееров в России существовали
также театральные и каминные опахала.
Театральным опахалом с плоским экраном
и деревянной ручкой пользовались как
зрители, так и актеры. На одной стороне
экрана изображались сцены из спектакля,
на другой — отрывки из пьес, арии или
программы представлений. Актеры использовали
опахала по прямому назначению, но часто
на них писали трудно запоминаемые тексты.
В домах и дворцах каминные опахала служили сидящим у камина защитой от жара, для навевания прохлады. По дворцовой описи 1785 г., они были бумажные, на живописный манер печатные «с ручкою деревянной, у сей ручки половина вызолочена».
В XIX в. правила хорошего тона рекомендовали дамам иметь веер в зависимости от возраста и положения. Вдовам в первые дни траура полагался черный веер, затем фиолетовый. Девушкам рекомендовалось пользоваться одноцветным — белым, голубым, розовым и без украшений. Веер был одним из немногих сувениров, который девица могла принять от кавалера. Соблюдая правила, хозяйка дома должна держать веер на столике в гостиной.
Демократические идеи в искусстве середины XIX в. оказали влияние на оформление веера. Взамен сентиментальных сцен в веерной живописи появляются жанровые сцены из жизни народа. К этому времени веер утратил то значение, какое он имел в XVIII столетии. Для его изготовления вместо черепахи и кости начали применять новый в то время материал — целлюлозу, что значительно снизило стоимость изделия. Теперь веер не имел ни художественной, ни ювелирной ценности и не мог быть заложен. Зато стало модным заказывать веера к определенному костюму, к какой-либо дате или событию, выполнять на верхней пластинке остова инициалы, вензеля и даже гербы.
К началу ХХ в. веер вернулся к своей прежней роли и вновь стал средством для охлаждения, для создания легкого искусственного ветра в знойные летние вечера. Веера стиля модерн отличались необычайной фантазией, вкусом, изяществом. Их изготавливали из страусовых перьев, с перламутровым или черепаховым остовом. "Прежде хорошенькая женщина имела 2-3 веера, теперь 20, 30! - писал в 1909 году журнал "Дамский мир". - Надо иметь один или два богатых веера для больших приемов или балов, а для более простых собраний - несколько простых, но изящных, подходящих к туалету". На выставке "Парижские веера 1889-1914" в Музее истории Москвы совсем нет мужчин, только вздыхающие женщины, которые представляют себя в той эпохе роскошных платьев, кружев и блесток. Именно на конец ХIХ - начало ХХ веков пришелся пик моды на карнавалы, роскошные, почти театральные наряды и веера, представленные музеем Гальера - музеем моды города Парижа. Каждый веер - это не только произведение искусства, но и история женщины. Вот - этот - серый из лебяжьих перьев - скорее всего, принадлежал совсем юной барышне, а этот - черный кружевной с золотыми блестками - наверняка жене полковника. У вееров, как и у нарядов, существовал строгий регламент: с вечерним не стоило появляться днем, с дневным - вечером. О назначении "говорил" рисунок: например, изображенные розы символизировали день, а маки - вечер. Существовали веера для "первого бала" - пастельных тонов, украшенные кружевом, "свадебные" - из белых перьев или кружев, с сентиментальным сюжетом, "траурные" и даже "полутраурные" - белый веер со строгим рисунком, показывающий, что траур его владелицы подходит к концу. Зато всем подходил веер "а ля мадам Сан-Жен" - с отверстиями, позволяющими дамам незаметно рассматривать окружающих. Сама мадам Сан-Жен - мадам "без стеснения" - героиня комедии, отличавшаяся чрезмерной простотой манер и прямыми высказываниями.У экстравагантных дам были популярны веера "фантэзи" в виде раковины, прямоугольника или овала. И даже веера-лорнеты, веера-театральные бинокли и... ручные вентиляторы. Мимо веерного бума не могли пройти предприимчивые люди. Владельцы ресторанов дарили веера-"меню" своим завсегдатаям, мадам Пакен (потом в ее Доме моды начнет работать Кристиан Диор) посылала веера-ballon своим постоянным клиентам. Парфюмеры пропитывали веера духами, железнодорожные компании рекламировали на веерах модные курорты. А на балах всем участникам танца "котильон" вручался специальный маленький веер.
Однако к завершению
Первой мировой войны веера