История веера

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:48, статья

Краткое описание

Точное время возникновения веера определить, наверное, невозможно. Большинство авторов, пишущих о веере, предполагают, что жара и мухи заставили когда-то древнего человека обмахиваться веткой дерева, большим листом растения или пучком перьев – так появилась сама идея веера и его прототипы, еще сугубо утилитарные. О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов, соревнующихся, у кого из них веер появился раньше.

Файлы: 1 файл

История веера.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

     Точное  время возникновения веера определить, наверное, невозможно. Большинство  авторов, пишущих о веере, предполагают, что жара и мухи заставили когда-то древнего человека обмахиваться веткой дерева, большим листом растения или  пучком перьев – так появилась сама идея веера и его прототипы, еще сугубо утилитарные. О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов, соревнующихся, у кого из них веер появился раньше. В средние века в Европе бытовала следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания своей наготы, смущенная пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева ветку и стала обмахиваться ею.

     Происхождение веера также до сих пор точно  не установлено. И китайцы, и индийцы  утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев. Первыми веерами, как правило, были опахала с ручкой и с экраном в виде листа, флажка, круга. Китайские поэты относили возникновение опахала к эпохе императора У-Вана (второе тысячелетие до н.э.); позже появились круглые бумажные веера на ручке, которые в I в. н.э. у Китая заимствовала Япония (веер "утива"). Но складной веер многие учёные считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении. Это связано с тем, что в хрониках уже упоминавшейся выше китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги. Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.

     Со  временем появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые  овальные или круглые полотна  из тонкой специальной бумаги, различных  материалов, а также веера из тростника, лотоса. В императорском дворце веера украшались шелковыми вышивками – картинками, каллиграфией. В шестом веке опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом. О том, что поначалу веер был атрибутом принадлежности к знати, сохранилось письменное подтверждение – в 762 году одному ветхому старику в качестве особой милости было разрешено являться ко двору с посохом и веером. Японские мастера меняли, совершенствовали формы и создали в результате складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающихся в гармошку полукругом специальной бумаги. Они назывались сэнсу. И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров..

     Ассирийцы и египтяне считали веер символом власти и рая. Можно вспомнить  Клеопатру, которая любила нежиться на берегу Нила, охлаждаемая легким искусственным бризом, создаваемым с помощью величественных царских вееров. Почитателями вееров стали и греки, и римляне. Веер поднялся до вершины Олимпа, вошел в мифологию весьма нежным образом – как атрибут богини любви Афродиты. В Риме его называли «флабелум». Там делали веера с очень длинной ручкой, что иногда требовало использования «флабелиферов», то есть рабов, изучивших искусство размахивать веером грациозно и деликатно. Не каждый умел пользоваться им хорошо, и это создало новую профессию. В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые имели специальный титул – "носитель веера с левой стороны". Подобные функции имел веер в Индии и Персии.

     В Древней Греции, Риме, на Крите использовались восточные опахала из листьев  и перьев, в частности – павлиньих  на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на ручке  называлось флабеллум; этими веерами  специальные молодые невольники – флабелеферы обмахивали своих хозяек. Овидий упоминает также о табеллае – маленьких веерах, которыми пользовались римские щеголи. В росписях античных ваз часто встречаются изображения вееров различных форм. 
В Византии, которая унаследовала веер от язычников, использовали рипиды – опахала на ручке, которые нашли себе применение в церковном обиходе во время торжественных богослужений (сначала ими просто отгоняли мух от священных даров, а потом они уже приобрели ритуальное значение). В Китае известная фаворитка императора Пак Чиею в 32 году до нашей эры написала стихотворение на своем роскошном веере. При похолодании она этот веер прятала, и с этого момента «осенний веер» стал поэтическим образом воспоминания.

     Искусство изготовления вееров, особенно в Китае и Японии, постоянно развивалось и совершенствовалось. Появились веера, похожие на лист знаменитого дерева гингко, другие своей формой напоминают резные листья другого южного дерева софоры. Они становятся все разнообразнее и дороже. Особого расцвета мастерство изготовления вееров приходится на 1300-1700 годы, время правления династий Мин и Цин. Веера делаются из слоновой кости, бамбука, душистого сандалового дерева, фарфора, нефрита. Они украшаются лаком, необыкновенно тонкой резьбой. А в качестве полотен используются самые дорогие материалы, в первую очередь, шелка, которые украшаются произведениями известных художников, каллиграфов. Рисовались на веерах даже географические карты – такие веера брали с собой в дорогу. Форма и размер веера менялись каждый год вместе с модой, но количество раскладывающихися палочек (пластинок) всегда было четным у китайцев и нечетным – у японцев.

      Появились веера-ширмы, веера-шляпы. Среди ученой публики особенно ценились веера  из специальной черной и белой  бумаги, несущие извечную символику Китая – инь и янь – темное и светлое начало. Во дворце Гугун в Пекине хранится ценный экспонат – веер императора Чжу Чжанцзи династии Мин, правившего с 1425 по 1435 годы. С обеих его сторон украшают великолепные картины «Читать книгу под сосной» и «Любоваться цветами в тени ивы». Его высота около 60 сантиметров, а ширина чуть больше полутора метров. Веера часто становятся предметом, украшающим не только людей, но и дома богатой знати. 

 В средневековой Японии женщины  полагали, что выставлять свое лицо напоказ – неприлично, и даже опасно. Считалось, что ткрытое лицо, как и открытие собственного имени,  делает женщину беззащитной – как перед мужчинами, так и перед злыми духами. Точно так же было совершенно недопустимо обладать загорелой кожей, потому веер был просто незаменимым аксесуаром японки. В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия,. Например, в древней Корее веер был оружием знати. Оружие, имевшее лезвие (мечи, ножи), было запрещено при дворе осторожными правителями Кореи, которые опасались наемных убийц. Таким образом, простой веер стал для дворцовой знати средством самозащиты

Японские  веера, особенно довольно крупных размеров, были широко известны в древности  за пределами Японии, а самое первое документированное упоминание веера  содержится в хрониках правления императораЮряку (457-479), где описывается церемониальный веер сасиба пурпурного цвета и в форме листа, прикреплённого к длинному шесту. Древнекитайские хроники (времён династии Сун – 960-1279гг.) также содержат данные об импорте элегантно украшенных и расписанных японских вееров, которые считались прекрасными образцами декоративного искусства. Опахало такого веера было сделано из осоки с радиально расходящимися спицами, также веер имел продолговатую ручку, которая поддерживала опахало за центр и являлась продолжением одной из спиц.

Описанные выше церемониальные веера использовались на религиозных праздниках и при  дворе вдоль всего побережья  материковой Азии, а также на прилегающих островах. Ещё большее распространение эти веера получили вместе с распространением буддизма и его красочных ритуалов. Потомками этих вееров стали просто огромные веера из шёлка, крепившиеся к полутораметровым шестам и называвшиеся ума-сируси. Эти веера использовались в качестве военной эмблемы и знака присутствия сёгунов во время правления Токугава. Ума-сируси изготовлялись из девяти слоёв бумаги, проклеенных между собой, а сверху покрывались шёлком и позолотой. Также веера украшались огромными пучками пальмовых волокон или конских волос и крепились к шесту таким образом, что могли вращаться под дуновением ветра. Также следует отметить, что веера, изготовленные из животных материалов – кожи или перьев птиц – никогда не были широко распространены в Японии. Это связано с табу на «мёртвое», установленное коренной религией японцев, а также с последующими заповедями буддизма о запрете убийства в любой форме. Именно поэтому знак отличия китайских военачальников, напоминающий мухобойку, при попадании в Японию стал изготовляться из бумажных полос, прикреплённых к короткой ручке. Такая конструкция называлась сайхай и являлась своего рода указкой или дирижёрской палочкой при отдаче приказов.

     Веера для личного пользования имеют  столь же древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:

жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой  ручкой (утива, или дансэн); складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу).

Утива упоминаются в самых древних  хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории, утива с успехом пришёл на замену саку. 

.

      Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая  о ранге и занимаемом положении  своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай и пришли на смену сайхай в атрибутике военачальника. Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.

     С помощью гумбай (т.е. определённого  рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори – веером судья указывает на победителя схватки.

     Однако  с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Во многих рю по стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах.

     В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.

     Умение  использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и  у представителей других общественных классов, которым было запрещено  носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами. В настоящее время искусство тэссэндзюцу ещё преподаётся в Японии, а гумбай используется наряду с другим специализированным оружием в тренировках айкидо или кэндо.

     В Европе восточные веера появились не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов. В XVI веке в Европу приходит складной веер, в форме полукруга, открывая совершенно новую блестящую эпоху жизни веера. В Испании начинают делать «вентароппу» — принадлежность туалета невесты, в Италии — веера круглой формы, украшенные перьями. Они входят в моду во Франции благодаря Екатерине Медичи, которая имела великолепную коллекцию, состоящую из 900 экземпляров. В Англии королева Елизавета I (1558–1603) установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок — веер, за что она была названа «покровительницей вееров». Там же была создана Академия по обучению манерам пользования веером.

     В XVII в. появляются веера из кружев, украшенные зеркальцем или драгоценными камнями; веера в стиле «бризе», выполненные  из тонких, изящно обработанных пластинок  слоновой кости, поддерживаемых вверху с помощью натянутой ленты, а  внизу перстнем. Украшения становятся все более фантастическими, на веерах писали художественные миниатюры, превращая их в настоящее произведение искусства. Стоимость некоторых вееров была баснословной, и иногда обладательницы помещали их в качестве залога в банк по примеру герцогини Мантуанской. При изготовлении вееров все больше используются драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи. Интересно, что иногда в ручке веера искусно умещался тайник для записок или яда.

Информация о работе История веера