Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 19:06, реферат
Эрмитаж - это удивительный мир, полный чудес. Коллекции музея всегда привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов и профессий, разных стран и народов, разных поколений и разного мировоззрения. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе. Поистине редкостное единство: коллекций столь высокого уровня, красота архитектурного обрамления, значительность исторических ассоциаций - все это влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую особенность сегодняшнего Эрмитажа.
Целью данной работы является описание Эрмитажа в общем виде, затрагивая страницы его истории.
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ ЭРМИТАЖА
а) основание Эрмитажа
б) Эрмитаж в царствование Николая 1
в) Октябрьская Революция
г) 1928-1932 гг.
д) Эрмитаж в 30-е годы
е) годы Великой Отечественной войны
ж) после войны
з) Настоящее время
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ ЭРМИТАЖА
а) основание Эрмитажа
б) Эрмитаж в царствование Николая 1
в) Октябрьская Революция
г) 1928-1932 гг.
д) Эрмитаж в 30-е годы
е) годы Великой Отечественной войны
ж) после войны
з) Настоящее время
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Государственный Эрмитаж - один из самых больших и известных художественных музеев в мире. Именно с него приезжающие в Санкт-Петербург туристы начинают свое знакомство с городом, а многие жители Северной столицы просто уверены, что посещать Эрмитаж необходимо хотя бы один раз в год. В настоящее время Эрмитаж является еще и культурно-образовательным учреждением, где читают лекции на самые разнообразные темы, работают школьный и молодежный центры.
В его коллекциях хранится около трех миллионов экспонатов - произведений живописи, скульптуры, графики, предметов прикладного искусства, монет, орденов и знаков, образцов оружия, археологических памятников и других ценностей, созданных многими народами мира с древнейших времен до наших дней.
Эрмитаж - это удивительный мир, полный чудес. Коллекции музея всегда привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов и профессий, разных стран и народов, разных поколений и разного мировоззрения. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе. Поистине редкостное единство: коллекций столь высокого уровня, красота архитектурного обрамления, значительность исторических ассоциаций - все это влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую особенность сегодняшнего Эрмитажа.
Целью данной работы является описание Эрмитажа в общем виде, затрагивая страницы его истории.
Данная работа носит реферативный характер – для её написания был использован метод работы с литературными источниками.
Структура работы включает Введение, Основную часть, состоящую из 8-ми пунктов, Заключение и Список используемой литературы.
ИСТОРИЯ ЭРМИТАЖА
Историю Эрмитажа начинают с 1764 года, с доставки в Зимний дворец картин, купленных в Берлине у купца Гоцковского при посредстве посла В.С.Долгорукого.
Эта большая коллекция, собранная в своё время для прусского короля Фридриха Второго, состояла из 255 картин, преимущественно голландских и фламандских художников. Остаётся неизвестным, в каких помещениях Зимнего дворца были они развешаны.
Зимний дворец был закончен в основном в 1762 году, через 2 года в него переехала императрица Екатерина II.
Особенно парадным был зеркальный кабинет, устроенный в 1776 году на месте библиотеки, из него скрытый ход через створки шкафа вёл на антресоли, где располагались интимные комнаты с личными коллекциями императрицы, которые она называла «Эрмитажем».
В 17 веке вокруг Зимнего дворца садов не было, здесь простирались военные плацы, и Екатерина поручила в северном павильоне на конце Висячего сада, в Оранжерейном доме, устроить «Эрмитаж». В небольшой комнатке были сооружены 2 подъёмных стола на 12 персон. Позднее стены её были сплошь увешаны картинами, которые покупались за границей и в большом количестве стали поступать в Зимний дворец.
Первый ужин в Эрмитаже состоялся в 1769 году.
Подобный Эрмитаж на 16 персон был и во временном дворце Елизаветы Петровны. По мере роста коллекций в 1775 году были построены 2 галереи по сторонам Висячего сада. Картинная галерея росла быстро. В неё вливались обширные по размеру, неимоверной ценности коллекции. Уже через 10 лет галерея насчитывала 2080 картин, а ещё через 10 лет цифра возросла до 2568 картин. В связи с этим было решено в линию с Зимним дворцом, на набережной Невы построить новое здание, разрушив на этом месте особняки знати. Новое здание было сооружено по проекту архитектора Ю.Фельтена.
Это здание, называющееся Большим Эрмитажем, имеет 2 этапа строительства: сначала был возведён трёхэтажный корпус в 10 окон, законченный в 1776 году, затем после разборки домов Олсуфьева и Кошелева, был достроен в 1784 году новый корпус в 17 окон. Таким образом, территория выставочных залов екатерининского Эрмитажа увеличилась не сразу, постепенно. Ещё до окончания фельтеновского здания архитектором Дж. Кваренги было построено здание театра, возведённое на месте старых дворцов Петра 1 и Екатерины 1.
Увлекаясь театром, Екатерина «Эрмитажем» называла также вечера, устраиваемые для придворных и знати.
К концу 18 века Эрмитаж становится одной из самых значительных картинных галерей Западной Европы, включавшей, согласно каталогу 1783 года, 2658 картин, но и другие экспонаты музея имели не меньшую, чем картины, ценность.
При вступлении на престол Павла 1 нарушилась непосредственная связь Эрмитажа с Зимним дворцом, т.к. императорской резиденцией стал Михайловский замок, летом же император жил в Павловске и Гатчине.
Указом от 12 ноября 1796 года ведение Эрмитажем было поручено В.С.Попову, одному из приближённых Екатерины 2 , но вскоре Павел изменил своё решение, 14 декабря того же года «в своё ведение» Эрмитаж принял Н.Б.Юсупов. Это был хорошо образованный придворный , имевший свою картинную галерею, театр и библиотеку, но Эрмитажем занимался мало. Отрыв музея от дворца привёл к финансовым затруднениям. Для пополнения картинной галереи приобретались лишь отдельные художественные произведения.
Появились и хозяйственные затруднения и в части снабжения и штатов служащих. В административном отношении Эрмитаж при Павле 1 делился на 3 части, картины были поручены Ф.И.Лабенскому, эстампы архитектору В. Бренна, резные камни Г.К.Кёлеру, крупному ученому в области античного искусства.
После вступления на престол Александра 1 в 1802 году Эрмитаж был поручен Д.П.Бутурлину. В архиве Эрмитажа сохранилась его записка 1804 года о положении Эрмитажа, в которой рекомендовалось изъять второстепенные картины и усилить собрание итальянской живописи, об открытии доступа в музей публики, особенно ученых и художников, а также установление правил посещения музея.
В апреле 1805 года Александром 1 было подписано «Положение, полагаемое к учреждению по Эрмитажу», по которому в музее было образовано 5 отделений:
1. Библиотека, резные камни и медали (начальник Г.К.Кёлер)
2. Картинная галерея, кабинет редкостей, бронза, изделия из мрамора (начальник Ф.И.Лабенский)
3. Гравюры (начальник И.С.Клаубер)
4. Рисунки (начальник М.М.Иванов)
5. Кабинет натуральной истории. Минералогическая коллекция (начальник Орловский)
В 1812 году после вступления армии Наполеона в Москву поступило распоряжение Александра 1 о немедленной упаковке и вывозу Эрмитажных ценностей. Этот секретный груз был направлен в Вытергу, Лодейное поле и Каргополь и возвратился в Петербург в июне 1813 года.
При Александре 1 Эрмитаж пополнился двумя крупными собраниями картин – коллекцией Кузевельта, купленной в Амстердаме, и приобретённой в Париже Мальмезонской картинной галереи супруги Наполеона Жозефины, а также отдельными покупками картин и скульптур у разных лиц. Лично сам император своим придворным музеем интересовался мало.
При Николае 1 картинная галерея стала неотъемлемой частью Зимнего Дворца и по-прежнему находилась в ведении Министерства Двора как собственность императорской фамилии.
После подавления восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади для допроса арестованных декабристов был предоставлен большой зал невской анфилады фельтеновского здания, где висело 108 картин художников итальянской и испанской школ.
Сам император находился рядом, в надворном зале, среди картин Рубенса и Ван Дейка. Император постоянно вмешивался в дела музея и дворца, естественно, им были убраны из галереи героев 1812 года портреты декабристов, но он также удалил из дворца и музея портреты фаворитов Екатерины Второй Зубова, Ланского и других.
Не пощадил Николай и семейные драгоценности своей бабушки.
Так, в 1847 году была переплавлена значительная часть сервизов Екатерины.
В декабре 1837 года грандиозный пожар, длившийся более суток, уничтожил весь Зимний дворец. Эрмитаж был спасён тем, что переходы из дворца в Малый Эрмитаж были разобраны, а окна, прилегающие к пожару, были заложены.
После пожара Николай 1 предписал восстановить Зимний дворец в кратчайшие сроки. Строительство нового Эрмитажа заняло 6 лет напряженного труда. К открытию Нового Эрмитажа была проведена большая подготовительная работа по учету коллекций музея и по составлению плана новой экспозиции по залам, с расстановкой существующей и вновь заказанной мебели.
Новый Эрмитаж поражал посетителей роскошью, красотой залов, разнообразием коллекций, в нём представленных.
Открытие этого музея для широкой публики было крупнейшим событием в культурной жизни не только Петербурга, но и всего государства.
С начала существования Нового Эрмитажа как музея вход в него разрешался только по пригласительным билетам, по которым могли пройти не более 5-ти посетителей в установленное для действия музея время.
После вступления на престол в 1855 году Александра Второго положение Эрмитажа при императорском дворе стало изменяться. В 1852 году министром Двора был назначен В.Ф.Адлерберг. Эрмитаж стал постепенно выходить из непосредственного подчинения управлению Дворцовой конторы, получая некоторую самостоятельность.
Сильно возрос авторитет руководящего состава музея. Встал вопрос о введении должности директора Императорского Эрмитажа с присвоением ему высокого придворного чина. Но для занятия этой должности необходимы были близость к императорскому двору и авторитет в широких кругах петербургской интеллигенции. Выбор пал на С.А.Гедеонова, сына директора Императорских театров, одаренного человека, крупного ученого по ранней истории России, имевшего уже заслуги перед Эрмитажем в деле приобретения коллекций античных древностей и картин.
Была изменена и структура музея – вместо 2-х отделений стало 5:
1. отделение греческих и римских древностей (зав. академик Л.Стефани)
2. отделение медалей и монет (зав. М.Броссе)
3. отделение скифских и русских древностей (зав. А.Куник)
4. отделение гравюр и рисунков (зав. Ф.Иордан)
5. отделение картин и портретов Романовской галереи (зав. Т.Нефф)
В 1885 году структура Эрмитажа была вновь изменена, и музей был разделен на 5 отделений:
1. классическая археология
2. Средние века и эпоха Возрождения
3. живопись, гравюры и рисунки
4. нумизматика
5. русское искусство
Мирная жизнь Эрмитажа была прервана осенью 1914 года Первой Мировой войной. Сразу же с началом военных действий на фронтах Эрмитаж стал готовиться к эвакуации, которая была осуществлена только после свержения самодержавия, уже при Временном правительстве, в мае 1917 года.
Февральскую революцию 1917 года Эрмитаж, как большая часть петербургской интеллигенции, принял спокойно, сразу же сделав заявление о признании новой власти. В марте 1917 года на общем собрании сотрудников Эрмитажа обсуждался вопрос о продолжении работы в музее, было решено продолжать работу в полном объёме, но от впуска публики временно воздержаться.
Но вскоре этот вопрос был решен положительно.
Великую Октябрьскую революцию Эрмитаж встретил растерянно, т.к. его штат был настроен реакционно и аполитично.
Штурм Зимнего дворца Эрмитажа не коснулся, музей и в предшествующие дни был совершенно изолирован от дворца, да и сразу после штурма в Эрмитаж для охранной службы был направлен отряд красноармейцев.
7 ноября на совещании служащих
Эрмитажа обсуждался вопрос об
установлении связи с
Через 3 дня собралось совещание служащих Эрмитажа, на котором был заслушан доклад В.В.Воинова о собрании членов Союза служащих бывшего Министерства Двора. Было единогласно принято решение присоединиться к союзу союзов служащих всех правительственных учреждений и в частности к мерам бойкота представителей захватчиков власти с целью не дать им возможности укрепиться, выражавшемуся в следующем: не признавать власти представителей захватчиков и продолжить исполнение всей текущей работы. В случае вмешательства:
а) персонального – отвечать бойкотом в той форме, которая окажется наиболее целесообразной в каждом отдельном случае
б) письменного – пакеты вскрывать, но оставлять без действий
Эрмитаж жил в тревоге по поводу эвакуированных в Москву своих сокровищ. В связи с этим заместитель директора Я.И.Смирнов, избранный в мае 1917 г. академиком, дважды совершал трудный путь в Москву для выяснения истинного положения. Тревоги оказались необоснованными.
В начале августа комиссаром Эрмитажа был назначен Н.Н.Пунин, что вызвало неудовольствие, т.к. он активно поддерживал футуризм. Был поставлен вопрос о реорганизации музея, которая началась с перевыборов всего научного состава.