Искусство Ренессанса и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:52, реферат

Краткое описание

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства – живопись, графика, скульптура, архитектура – очень изменились.
В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов: Проторенессанс (вторая половина XIII – XIV в.), раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV – первые десятилетия XVI в.), позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).

Файлы: 1 файл

Искусство Ренессанса и современность.docx

— 48.66 Кб (Скачать)

     Многие  работы Тициана пронизаны ощущением  одиночества, поглощенности человека пространством, чувством ничтожности  человека перед величием природы, что  глубоко чуждо гуманистическому искусству Высокого Возрождения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5 Северный Ренессанс 

     Северные  города Европы не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более  зависимы от власти короля, от развитой системы феодализма. Это отразилось и на характере культуры Северной Европы в период Возрождения.

     В искусстве Северного Ренессанса больше сказалось средневековое  мировоззрение. В нем много религиозного чувства, оно связано с готикой  и менее знакомо с античностью, с которой сблизилось только через  Италию в конце XV века. Северный Ренессанс  запаздывает по сравнению к итальянскому на целое столетие.

     Северные  города принимали участие в социально-политической борьбе, которая характерна для всей истории Северной Европы XV-XVI веков. Когда итальянские города теряют независимость, северные сохраняют  своё значение и в конце XVI и в XVII веке.

     Переход от средневековья к новому времени  происходит не только через Ренессанс, но и через Реформацию, призывающую  католическую церковь возвратиться к «временам апостольским».

     И то и другое – реакция на кризис позднего средневековья, но выход из кризиса понимали по-разному. Но Реформация была реакцией и на Возрождение, с  его представлением о человеке как  ценнейшей из истин. Несовместимость  Возрождения и Реформации ярко выразилась в диспуте между крупнейшим гуманистом XVI века Эразмом Роттердамским и  первым реформатором Мартином Лютером.

     В ощущении ничтожества человека перед  Богом Реформация отвергла, в какой-то степени и искусство; в протестантской церкви нет скульптуры, витражей, а только голые стены, скамьи и крест. Влияние Реформации сказалось на искусстве Северного Ренессанса во внимании к реалиям, к точности деталей, в интересе к изображению грубого, порой отталкивающе безобразного, что было неприемлемо для Итальянского Возрождения. 

     5.1 Нидерландское Возрождение

     Вершиной  нидерландского Возрождения было творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного  Мужицким (1525/30-1569). В раннем творчестве – едкая ирония, острая наблюдательность («Кухня тощих», «Кухня тучных»). В начале 60-х годов Брейгель создает ряд  трагических произведений. Аллегорическим языком он выражал трагизм современной  жизни всей страны («Вифлеемское избиение младенцев»). Одним из последних  произведений Брейгеля была картина  «Слепые». Пять калек, не понимая, что  с ними происходит, летят в овраг  за оступившимся вожаком. Картина, несомненно, имеет символическое значение. Путь слепых – это жизненный путь всех людей. Это одно из тех произведений, в котором художник выразил и собственное трагическое мироощущение, и дух своего времени. 

     5.2 Немецкое Возрождение

     На  рубеже XIV- XV веков Германия была раздроблена, что содействовало живучести  феодальных устоев. На примере творчества многих художников можно проследить, как формировалось Возрождение  в Германии. Понимание пространства, золотой фон, выписывание главного – говорит об отсутствии последовательности в художественном мировоззрении  у этих мастеров и связи со средневековой  традицией. «Углубленная религиозность», которая привела немцев к Реформации, имела огромное влияние на искусство.

     XVI век для Германии начинается  движением крестьянства, рыцарства  и бюргерства против княжеской  власти и римского католицизма.  Время крестьянской войны было  периодом высокого духовного  подъема и расцвета немецкого  гуманизма, немецкой культуры. С  этим временем совпадает творчество  самого крупного художника немецкого  Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Он был крупнейшим гуманистом  Возрождения, но его идеал человека  отличен от итальянского. Образы  Дюрера полны силы, но и сомнений. Он становится одним из самых  крупных мастеров гравюры в  Европе. Тема смерти – частая  тема его графических листов. Дюрер – философ, но его  философия лишена жизнерадостности  и оптимизма итальянского Возрождения.

     В 1505 году Дюрер едет в Венецию, затем  по возвращении домой пишет «Адама»  и «Еву» под воздействием итальянского искусства, в которых выражает своё национальное понимание красоты  и гармонии человеческого тела. Дюрер  был самым глубоким и значительным мастером немецкого Возрождения. 

     5.3 Французское Возрождение

     Начало  французского Возрождения относится  к середине XV века, когда было завершено  политическое объединение страны. Французский  Ренессанс носил характер придворной культуры.

     Первый  крупный художник французского Возрождения  – Жан Фуке (ок.1420-1481), придворный живописец Карла VII и Людовика XI. И в портретах и в религиозных  композициях тщательность письма сочетается с монументальностью.

     Многочисленные  замки по рекам Луаре и Шер  – свидетельства освобождения от готической традиции и применения ренессансных форм в архитектуре. Хотя замки на Луаре ещё внешне похожи на средневековые, их внутренний декор – ренессансный, даже скорее маньеристический.

     XVI век – расцвет французского  портрета. В этом жанре особенно  прославился живописец Жан Клуэ (ок.1485/88-1541), придворный художник  Франциска I, окружение которого, как и самого короля, он увековечил  в своей портретной галерее.

     Победа  ренессансного мироощущения во французской  пластике связана с именем Жана Гужона (ок.1510-1566/68). Самое известное его  произведение – рельефы фонтана  невинных в Париже. Легкие, стройные фигуры пронизаны поэзией и сдержанны  по форме. Чувство изящества, гармонии, тонкость вкуса неизменно связаны  с французским искусством.

     В творчестве Жермена Пилона (1535-1590) вместо идеально прекрасных образов возникают  образы жизненные, драматические. Экспрессивность  его искусства типична для  позднего Ренессанса и свидетельствует  о надвигающемся конце ренессансной эпохи во Франции. 

     6 Тенденции и направления современного искусства 

     Поп-Арт (pop art, сокращение от popular art – общедоступное  искусство), модернистское художественное течение, возникшее во 2-й половине 1950-х годов в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов  живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т. д.).

       Карнавализм, направление в русском  изобразительном искусстве, особо  характерное для 1970-1980-х годов.  Вводя элементы сюрреализма, это  направление, свойственное и «подпольному»,  и допускаемому на выставки  искусству, проникнуто лукавым  настроением карнавала, дерзко  независимо и насмешливо по  отношению к канонам социалистического  реализма. Примерами карнавализма  может служить живопись

     В. В. Калинина, Т. Г. Назаренко и Н. И. Нестеровой. Сходные веяния были распространены и в искусстве других европейских  стран.

       Фотореализм, направление в изобразительном  искусстве последней трети 20 века, сочетающее предельную натуральность  образов с эффектами их драматического  отчуждения. Живопись и графика  тут зачастую уподобляются фотографии (отсюда его второе название), скульптура представляет собой  натуралистические тонированные  слепки с живых фигур. Многие  мастера гиперреализма (например, живописцы Чак Клоуз и Роберт  Эстес, скульпторы Джон де Андреа, Дуэй Хэнсон в США) близки  поп-арту с его пародиями на  фотодокумент и коммерческую  рекламу; другие же непосредственно  продолжают линию магического  реализма, сохраняя более традиционные  структуры станковой композиции.

       Примечание, Хэнсон (Hanson) Дуэй (р.1925), американский художник, работал в жанре энвайронмента. Его натуралистические скульптуры, одетые в настоящую одежду, представляют разные человеческие типы в обществе («Туристы», 1970 ). Де Андреа (De Andrea) Джон (р.1941), американский художник. Автор скульптурных гиперреалистических композиций («Художник и его модель», 1980).

       Магический реализм, тенденция  в изобразительном искусстве  20 столетия, занимающая промежуточное  положение между сюрреализмом  и традиционалистскими стилями  типа классицизма или романтизма. Для представителей магического  реализма (например, Бальтюс, Майкл  Паркес, представители американского  прецизионизма, художники стиля  фэнтази), характерна тщательная  проработка бытовых и пейзажных  деталей при одновременном акцентировании  черт романтического отчуждения, скрытого символизма, благодаря  чему исходный мотив обращается  в некий сон наяву. Магический  реализм свойствен метафизической  живописи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное  влияние на все последующее развитие европейской культуры.

     Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения  средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому  пространству. Они воспевали своим  творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в  соответствии с требованиями античной эстетики.

     Ренессанс – эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэлю являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

     Эпоха от Возрождения до Реформации противоречива. Гуманисты, формулируя идеал свободной  личности, провозглашали идеалы новой  буржуазной культуры, но оказалось, что  жизнь далека от этих идеалов. Они, оглядываясь  в Античность, оставались христианами. Они соединили два мира – Античность и Христианское средневековье и  лишь старались прояснить главный  замысел Бога относительно человека.

     Однако  реформаторы-протестанты в другом конце Европы продолжили этот процесс  не на почве идей гуманизма, а на религиозной. Каждый человек, считали  реформаторы, причастен Христу, он его  «современник», ибо актом личной веры человек живет в Новой  истории.

     Всё это способствовало кризису художественных идеалов эпохи Ренессанса, как  и то, что Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. Здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре.

     Многие  живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы  отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Так, черты кризиса  художественных идеалов Возрождения  проявились в маньеризме (вычурность, манерничанье), который сложился на излете эпохи Ренессанса – явная  подражательность, вторичность стиля, гиперболизация отдельных деталей, иногда даже выраженная в названии произведения («Мадонна с длинной  шеей»), нарушение пропорций, дисгармония, деформация, что само по себе чуждо  природе искусства итальянского Возрождения.

     Тема  Возрождения богата и неисчерпаема. Это мощное движение определило развитие всей европейской цивилизации на многие годы. Мы лишь пытаемся проникнуть в суть происходивших процессов. Чтобы понять, нам необходимо более  детально восстановить психологический  настрой человека Возрождения, почитать книги того времени, посетить художественные галереи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Запад и  восток. Традиции и современность.- М.: о-во «Знание» РФ, 2003. - 239 с.
  2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2003.
  3. Искусство: Книга для чтения / сост. В. М. Алпатов и др. – М.: Просвещение, 2001, - с. 83-87.
  4. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учебник для ВУЗов/ Л.М. Брагина, О.Н. Варьяш и др.; под ред. Л.М. Брагиной. – М.: Высшая школа, 2004.- 479 с.
  5. Мастера искусства об искусстве. Т2/ Под ред. А.А. Губера, В.Н. Грашенкова.- М.: Искусство, 2002.- с.192-194.
  6. Монтень М. Об искусстве жить достойно.- М.: Просвещение, 2005. - с. 14-18.
  7. Соболева О.Ю. Культурология: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2002, - 70 с.
  8. Хрестоматия по истории Мировой и Отечественной культуры»: Учебно-практическое издание / сост. Л.Н. Голубева, И.М. Сидорова; РГАТА, 2003, - 223 с.

Информация о работе Искусство Ренессанса и современность