Искусство Ренессанса и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:52, реферат

Краткое описание

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства – живопись, графика, скульптура, архитектура – очень изменились.
В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов: Проторенессанс (вторая половина XIII – XIV в.), раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV – первые десятилетия XVI в.), позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).

Файлы: 1 файл

Искусство Ренессанса и современность.docx

— 48.66 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     «Возрождение» (Ренессанс) – термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Возрождение зародилось в Италии, и было связано, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие – возникновение нового мировоззрения. Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры. Все перемены в наибольшей степени проявилось в творчестве людей искусства.

     Рост  городов и развитие ремесел, подъем мировой торговли, великие географические открытия конца XV и начала XVI века, изменили жизнь средневековой Европы. Городская  культура создавала новых людей  и формировала новое отношение  к жизни. Появилось книгопечатание, которое открыло возможности  для распространения литературных и научных произведений.

     В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой  Древней Греции и Рима, разыскиваются  рукописи античных писателей. Все более  самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы  жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания в эпоху Ренессанса был  человек, поэтому мировоззрение  носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат. humanitas – человечность). Для итальянских гуманистов главным было – направленность человека на самого себя. Его судьба в большой степени находится в его собственных руках, он наделен Богом свободой воли.

     Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или  социальное положение, а личностные качества. В качестве “идеального  человека” признавалась сильная, талантливая  и всесторонне развитая личность. Главным достоинством личности стали  считаться гражданские добродетели. «Надо судить о человеке по качествам  его, а не по нарядам», как остроумно говорит один древний автор, «знаете ли, почему он вам кажется таким высоким? Вас обманывает высота его каблуков: цоколь – ещё не статуя. Измеряйте человека без ходулей. Пусть он отложит в сторону свои богатства и звание и предстанет перед вами в одной рубашке».

     Гуманистов  вдохновляла античность, служившая  для них источником знаний и образцом художественного творчества. Искусство  Возрождения заложило основы европейской  культуры Нового времени. Все основные виды искусства – живопись, графика, скульптура, архитектура – очень изменились.

     В эпохе итальянского Возрождения  принято выделять несколько периодов: Проторенессанс (вторая половина XIII – XIV в.), раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV – первые десятилетия XVI в.), позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Основы искусства эпохи Возрождения 

     Для эпохи Возрождения характерен культ  красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись изображает прекрасных, совершенных людей.

     Художники и скульпторы стремились в своем  творчестве к естественности, к реалистичному  воссозданию мира и человека. Перестало  использоваться плоскостное изображение, живопись обогатилась линейной и  воздушной перспективой, знанием  анатомии и пропорций человеческого  тела, решались проблемы точного рисунка, естественного движения.

     Объектами искусства стали человеческое тело, современные и религиозные сюжеты. Внимание, интерес художников все  больше сосредотачивались на человеке и на всем том, что его окружает. Однако искусство Раннего Возрождения  было сложным, противоречивым и эта  противоречивость вела его вперед. В искусстве Раннего Возрождения, наряду с мелочной детализацией, намечается сознание обобщенного, монументального  и героического образа совершенного человека.

     Человек в эпоху Ренессанса снова становится главной темой искусства, а человеческое тело считается самой совершенной  формой в природе. Гуманистическая  культура Возрождения пронизана  мечтой о новом человеке и его  новом духовном развитии. Главным  достоинством личности стали считаться  гражданские добродетели. Теоцентрическое  сознание стало вытесняться антропоцентрическим. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно  воплотились в искусстве, главной  темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными  духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения пронизано  гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его  возможностей, в торжество прогресса. Фигуры в живописи обретают объем  и заметно стремление, верно, передать анатомию человеческого тела.

     Признаки  буржуазной культуры и зарождение нового мировоззрения особенно ярко проявились в XV веке. Но, именно потому, что формирование новой культуры, и нового мировоззрения  не был завершен, XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Это век гуманизма, веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие реальности проверяется опытом, контролируется разумом. Поэтому дух порядка столь характерен для искусства Ренессанса. Анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение.

     Античность  приобретает значение самостоятельной  ценности и играет большую роль в  формировании светской культуры. Для  искусства становятся характерными в архитектуре черты античной простоты, гармонии. В библиотеках  содержится богатое собрание античных рукописей. Появляются музеи, наполненные  статуями, обломками античной архитектуры. Восстанавливается античный Рим. Но влияние античности наслаивается на традиции средневековья и христианское искусство, что придает сложный  характер культуре возрождения.

     В искусстве на первый план выдвинулись  проблемы гражданского долга, высоких  моральных качеств, подвига, образ  гармонично развитого, сильного духом  и телом человека-героя, сумевшего  подняться над уровнем повседневности. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от незначительных подробностей во имя  общего образа, стремления к гармонии прекрасных сторон жизни. Развивается  портретная живопись и становится одним  из важных достижений Возрождения. Самым  престижным видом искусства была скульптура, расцвет её произошел  с утверждением барокко. В позднем  ренессансе было меньше иллюзий и  больше реализма в понимании действительности. Идеалы красоты и гармонии всесторонне  осмыслялись и даже становились  нормой, которая воздействовала на разные виды творческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 

     2 Итальянское Возрождение 

     По  обилию талантливых мастеров, размаху  художественного творчества Италия опередила в XV веке все другие страны Европы. Изменения в искусстве, прежде всего, сказались в скульптуре. В  работах мастера Никколо Пизано прослеживается явное влияние античности. Но начало новой эпохи связано  с именем живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337). Из его работ лучше всего сохранились фрески Капеллы дель Арена в Падуе на евангельские сюжеты, где уже прослеживается желание верно передать анатомию человеческого тела. «Человек у Джотто противостоит ударам судьбы. Он готов сносить невзгоды, не падая духом, не ожесточаясь против людей. Такое понимание не противоречило средневековой церковной морали, но оно поднимало человека, самоутверждало, придавало ему бодрость».

     В изобразительном искусстве сформировались несколько школ со своими неповторимыми  стилистическими особенностями. 

     2.1 Флорентийская школа XV век

     В архитектуре Италии только в XV веке начинают проявляться черты нового стиля. Филиппо Брунеллески (1377-1446) завершил в 1434 году Флорентийский собор гигантским куполом, готическое здание, заложенное в 1295 году. В светской архитектуре палаццо характерно соединение внешней крепостной неприступности с внутренней атмосферой уюта.

     В церковном зодчестве появляется облицовка фасадов церквей разноцветным мрамором, отчего фасад становится «полосатым» – характерная черта итальянского Возрождения.

     Новая скульптура родилась в 1401 году, когда  был организован конкурс на оформление дверей крещальни Флорентийского собора. Скульптором, которому выпало решить проблемы европейской пластики, круглой скульптуры, монумента, был Донато ди Никколо ди Бетто Барди (1386-1466). В его искусстве наблюдаются и готические реминисценции. Донателло решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным ещё в античные времена, но забытые в средневековье. Статуя святого Георгия, исполненная Донателло воплощает идеал раннего Возрождения: чувство самосознания и уверенности в этом образе подчеркнуто свободной, спокойной позой фигуры, напоминающей колонну. Это «не очеловеченный бог античности, а обожествленный человек новой эпохи» (Н.Пунин).

     Донателло принадлежит и честь создания первого конного монумента в  эпоху Возрождения. Это конная статуя кондотьера Эразмо ди Нарни в Падуе.

     Использовав лучшие традиции искусства средневековья, изучив античную пластику, Донателло  пришел к своим собственным решениям, к образам глубокой человечности и подлинного реализма, что объясняет  его огромное влияние на всю последующую  европейскую скульптуру.

     Ведущая роль в живописи Флорентийского раннего  Возрождения выпала Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассан Гвиди, известного под  именем Мазаччо (1401-1428). Он решил те проблемы живописного искусства, которые поставил до этого Джотто. Мазаччо показал себя художником, для которого было ясно, как помещать фигуры в пространстве, как связывать их между собой и с пейзажем, каковы законы анатомии человеческого тела. Он решил главные проблемы Возрождения – линейной и воздушной перспективы.

     Целый ряд художников вслед за Мазаччо  разрабатывали проблемы перспективы, движения и анатомии человеческого  тела, поэтому они получили в науке  название перспективистов и аналитиков. Такие как Паоло Учелло, Андреа Кастаньо, Доменико Венециано.

     Во  второй половине XV века в искусстве  ещё более приобретают значение изящество и роскошь. Евангельские сюжеты на стенах церкви Санта Мария  Новелла, по сути, представляют собой  трактовку сцен быта высших слоев  флорентийского общества.

     Особой  изысканности флорентийское искусство  достигает в конце века, в правление Лоренцо Медичи (1449-1492). Жестокий политик, тиран, Лоренцо был вместе с тем одним из образованнейших людей своего времени. Поэт, философ, гуманист, язычник по мироощущению, он превратил свой двор в центр художественной культуры того времени. Но в культуре двора Лоренцо много противоречивого, она слишком изнежена, замкнута узкой социальной средой.

     Типичным  художником конца флорентийского раннего  Возрождения, выразителем эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли (1445-1510). Две его знаменитые картины: «Рождение Венеры» (ок. 1483-1484) и «Весна» (ок. 1477-1478). Для Боттичелли характерно изображать лица с трагичным выражением, он создает определенный тип лиц, особенно женских: пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза.

     К концу XV века Флоренция вступила в  полосу экономического и социально-политического  кризиса и перестает быть центром  художественной жизни. Но флорентийская  школа раннего Возрождения оставила след во всем искусстве эпохи Возрождения. Она была первой, где решались проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомии человеческого тела, но цвет, всё же не был сильной стороной творчества флорентийских мастеров. 

     2.2 Умбрийская школа XV век

     В Умбрии в XV веке не было крупных городов, много пространства занимали помещичьи  угодья, поэтому и в искусстве  дольше жили и были ярче феодальные, средневековые традиции.

     Искусство Умбрии декоративно, лирично, мечтательно  и религиозно. Главную роль в нем  играет колорит.

     Самым крупным мастером здесь в XV был  Пьеро делла Франческа (1420-1492). Он интересовался проблемами перспективы. Был одним из самых великих колористов, умел передавать разную светосилу цвета и объединять цвета световоздушной средой. Франческа был мастером преимущественно монументально-декоративной живописи. Он как истинный художник раннего Возрождения верил в высокую миссию человека, в его способность к совершенствованию.  

     2.3 Падуанская школа XV век

     Падуанские  мастера преклонялись перед античным искусством. Падуя расположена на севере Италии, её связи с Германией  и Францией были тесными в XV веке, поэтому готические черты в искусстве  раннего Возрождения вполне естественны. Крупнейший художник падуанской школы  Андреа Мантенья (1431-1506). Он вводил в свои композиции изображение античных памятников, был, преимущественно монументалистом.

     Фигуры  у Мантеньи кажутся, как будто выступающими из стены и всегда представлены в сложных ракурсах.

     По  заказу покровителя художеств Людовико Гонзага, Мантенья расписал «брачную комнату», изобразив семейный портрет Гонзага  и сцены из придворной жизни Мантуи.

     Фреска  плафона, изображающая в самом центре свода круглую галерею с людьми, является первой иллюзионистской декорацией в западноевропейском искусстве.

Информация о работе Искусство Ренессанса и современность