Иоанн Креститель

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:03, реферат

Краткое описание

Иоа́нн Крести́тель, Иоа́нн Предте́ча согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем Проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Считается исторической фигурой; его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских Древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.

Оглавление

1 Прозвание…………………………………………………………………3
2 Евангельский рассказ…………………………………………………….4
2.1 Рождение………………………………………………………………..4
2.2 Деятельность……………………………………………………………5
2.3 Пророчества о приходе мессии………………………………………..6
2.4 Крещение Иисуса Христа……………………………………………...6
2.5 Арест и смерть………………………………………………………….7
3 Апокрифы и легенды……………………………………………………..7
3.1 Атрибуты Иоанна Крестителя…………………………………………9
3.2 Место погребения и мощи……………………………………………...9
3.2.1 Глава Иоанна Крестителя……………………………………………10
3.2.2 Десница Иоанна Крестителя………………………………………...12
4 Анализ и историческая характеристика………………………………...12
4.1 Важность признания Иоанном для Христа…………………………...12
4.2Крещение покаяния……………………………………………………..13
4.3 Казнь……………………………………………………………………..14
5 Церковное почитание………………………………………………….....14
5.1 Праздники……………………………………………………………….15
5.1.1 Рождество Иоанна Крестителя………………………………………16
5.2 В исламе…………………………………………………………………16
5.3 Мандеи…………………………………………………………………..16
5.4 Гностики………………………………………………………………...16
5.5 Патрон…………………………………………………………………...17
6 Фольклорное восприятие………………………………………………...17
6.1 «Иван бражник» — Собор Иоанна Крестителя………………………17
6.2 «Иван Купала» — день Рождества…………………………………….18
6.3 Обретенье………………………………………………………………..18
6.4 «Иван Головосек» — день Усекновения………………………………18
7 Иконография………………………………………………………………19
7.1 Иконописный канон…………………………………………………….19
7.2 Атрибутика в западноевропейской живописи…………………………………………………………………….20
7.3 Житийные сюжеты……………………………………………………...21
7.4 Внежитийные образы…………………………………………………...22
7.4.1 Европейская традиция………………………………………………...22
7.5 Основные типы изображения…………………………………………..22
7.6 Произведения…………………………………………………………….24
8 В истории…………………………………………………………………..24
9 В литературе……………………………………………………………….24
Использованные источники ………………………………………………..

Файлы: 1 файл

иоанн кретитель1.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

 

6.2 Иван Купала» — день Рождества

Для фольклорной традиции Иоанн Креститель и, что важнее, праздник его рождества, приобретя солярные черты, слились с языческой мифологией и обрядностью солнцеворота в празднике «Иван Купала». После принятия христианства у восточных и западных славян ко дню рождества Иоанна Предтечи был приурочен целый комплекс языческих обрядов, связанных с летним солнцестоянием. Само название праздника — Иван Купала — связано с тем, что Иоанн Креститель «купал» Иисуса Христа, когда крестил его. Таким образом, название «Иван Купала» является всего лишь славянским народным вариантом имени «Иоанн Креститель».

Ряд наименований и эпитетов Иоанна Крестителя связан с купальскими обрядами: рус. Травник, серб. Бильобер, Метлар — со сбором трав; серб. Свитньак — с возжиганием огней; серб. Наруквичар — с обычаем обматывать руки красной пряжей и носить её до Петрова дня, чтобы руки не болели. В сербском фольклоре Иоанн получает эпитет «Игритель» — поскольку в день его рождества, по народным представлениям, солнце останавливалось трижды — играло.

Голова Иоанна Крестителя, раскрашенное дерево, Германия

 

6.3 Обретенье

Весеннее обретение главы народ переиначил в обретение птицами гнёзд: «На Обретенье – птичье потенье, гнёзд обретенье», «В день Обретения птица завивает гнездо, а перелётная летит из Вырия (тёплых мест)», а также связывает с приближением весны: «Обретения, поворот погоды на весну».

 

6.4 «Иван Головосек» — день Усекновения

День усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа [11 сентября]), один из великих праздников в Православии, крестьяне считали началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба своё бабье лето начинает». Он требует соблюдения строгого поста и отказа от работы ради здоровья людей и скота. В этот день остерегались ходить в лес, так как считали, что тогда змеи уходят на зиму в свои норы, под землю. Болгары верили, что вместе со змеями уходят из водоёмов, полей и лесов самовилы, самодивы и другие злые духи.

Усекновение признаётся одним из самых опасных праздников: ребёнок, родившийся в этот день, будет несчастным, а полученная в этот день рана не заживёт (южно-славянское поверье). В тот день недели, на который оно пришлось, целый год не начинали никаких важных дел (пахоты, сева, не отправлялись в путь, не устраивали свадьбы). Македонцы не кроили в такой день одежду, боснийцы не начинали снование, боясь что всё сшитое, вытканное или скроенное «посечётся». Сербские женщины на Усекновение не расчёсывали волос, чтобы волосы «не секлись».

Обрядность праздника Усекновения во многом связана с запретами на всё, что напоминает голову, кровь, блюдо, меч, отрубание:

Но вот наступил День Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи. Новоназначенный священник открывает первую попавшуюся поминальную книжечку и обнаруживает там не рублёвку, адесятку. Сначала он решил, что кто-нибудь это положил по ошибке. Однако и в другом поминании, и в третьем — всюду десятки. Его недоумение рассеял отец настоятель. Он объяснил, что это — местный обычай. Основывается он на том, что на десятке в отличие от меньших купюр отдельно напечатана голова Ленина. И по этой причине считается обязательным передавать в День Усекновения главы Иоанна Предтечи в Алтарь именно десятки…

Михаил Ардов(— русский писатель, публицист и мемуарист; клирик Российской православной автономной церкви, протоиерей; настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ; до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях.). «Мелочи архи…, прото… и просто иерейской жизни»

По народному поверью, в день Усекновения главы нельзя ставить на стол ничего круглого, то есть ни блюд, ни тарелок, так как голова Иоанна Предтечи была принесена в блюде.

Также считалось, что в этот день нельзя употреблять в пищу круглые фрукты и овощи (яблоки, картофель, арбузы, лук, репу).

Кроме того, запрещалось брать в руки нож, серп, косу, топор. Овощи нельзя было резать, хлеб надо было ломать. Так, например, по белорусскому поверью, в течение года отсечённая голова Иоанна Крестителя почти прирастает к своему месту, но лишь только люди в день Ивана Головореза станут резать хлеб, голова снова отпадает.

У южных славян строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки (ибо «это кровь святого Иоанна»), не ели чёрного винограда, помидоров, красного перца. Белорусы Витебщины боялись варить ботвинью, веря, что если она будет красного цвета («как кровь»), то в течение года в доме прольётся чья-нибудь кровь.

На Руси был запрет в этот день петь песни и плясать, мотивируемый тем, что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя».

В белорусском Полесье бытует поверье, что лунные пятна — это голова Иоанна Крестителя.

 

7.Иконография

Иоанн Креститель. Православная фреска, монастырь Грачаница, неизвестный сербский художник, XIV век.

 

7.1Иконописный канон

В иконописных подлинниках Иоанна характеризуют следующим образом:

«Типом еврей, средних лет (то есть 32-х), телом и лицом очень худ, цвет тела бледносмугловатый, борода черная, менее чем средней величины, разделенная на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделенные на пряди; одежда сваляна из грубой верблюжей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом».

Икона «Иоанн Креститель Ангел Пустыни»

Поверх (или взамен) одежды из верблюжьей шерсти может быть одет в тканый хитон и гиматий.В руки Иоанна традиционно помещается свиток («хартия») с одним из следующих вариантов надписи:

«Покайтеся приближибося царстие небесное»

«Азъ глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень»

«Се агнец Божий вземляй грехи мира. Сей есть о Немъ же азъ рехъ: по мне грядетъ Мужъ, иже предо мною бысть, яко первее мене бе».

Детали изображения Иоанна Предтечи несут различный символический смысл:

Свиток в руках говорит о начале проповеди.

Отсечённая голова (вторая из присутствующих на картине) — говорит о мученической кончине, а кроме того является образным выражением Божественного дара предвидения.

Чаша, в которой лежит голова, — параллель жертвенной чаши Евхаристии: Иоанн предшествовал Христу и рождением, и смертью.

Может быть заменена другой чашей, в которой изображен Агнец, в более поздних иконах Младенец (Богомладенец Христос) — намёк на его пророческие слова о миссии Иисуса, символическое изображение Христа (Мф.11:10—11; Лк.7:27—28).

Древо и топор как аллегория его проповеди: «Покайтеся, приближается царствие небесное, уже бо секира при корне дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается» (Лк.7:24—28). Эти слова перекликаются с проповедью Христа.

Горки, на фоне которых изображен Иоанн, не только конкретизируют место аскезы, но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего.

 

Картина Леонардо да Винчи

 

7.2 Атрибутика в западноевропейской живописи

В западной живописи Иоанн легко узнаётся по следующим атрибутам: длинные волосы и борода, одежда из шерсти, книга, длинный тонкий крест из тростника, чаша для крещения, медовые соты, агнец, посох. Обращённый к небу указательный палец его правой руки — ещё один мотив в иконографии этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Типичный пример подобного жеста можно найти на картине Леонардо да Винчи.

Начиная с эпохи Возрождения Иоанн Креститель зачастую изображается уже не зрелым бородатым мужчиной (согласно Евангелиям), а прекрасным юношей, что имеет исток в традиционной любви этого периода к андрогинности(явление, при котором человек проявляет одновременно (необязательно в равной степени) и женские, и мужские качества).

 

7.3Житийные сюжеты

Зачатие Иоанна Предтечи (целование Захария и Елизаветы). Редкий сюжет, практически аналогичный Зачатию Богородицы(«Целованию Иоакима и Анны»).

Рождество Иоанна Предтечи. Иконография основана на типе Рождества Христова. Сюжет приобрёл большую популярность в нидерландской живописи, поскольку, в отличие от рождения Иисуса (в яслях), позволял изображать богатые бытовые детали интерьера. Характерные детали:

в правой части иконы Захария на дощечке пишет имя сына, к нему возвращается дар речи, и он начинает пророчествовать о сыне как Предтече Господа. Дополнительные сюжеты, которые также могут присутствовать (редко):

во время избиения царём Иродом младенцев Елизавета укрывается с Иоанном в горах;

Захарию убивают в храме за то, что он не сказал, где укрыт Предтеча.

Иоанн Креститель в пустыне — популярный в иконописи и редкий на Западе сюжет.

Крещение Господне. Чрезвычайно распространён во всех конфессиях. Формирование иконографии началось в древнехристианский период вместе с установлением праздника Крещения во II веке. Главное лицо в сюжете Крещения — Иисус Христос, изображаемый стоящим глубоко в воде, в большинстве случаев, обнажённым (иногда с повязкой на чреслах, появившейся не ранее XII—XIII веков). Голова Христа обычно наклонена в знак смирения и покорности, правая рука — благословляющая (символ освящения Иордана и воды крещения). Предтеча представлен слева, возлагающим руку на голову Христа. Справа — ангелы, число которых строго не определено. Их задрапированные руки и покровы в руках указывают на реальную деталь ритуала крещения: они выполняют рольвосприемников. Небо часто изображается в виде сегмента круга, Дух Святой — традиционно в виде голубя. Иордан изображается между двух утёсов; на дне реки иногда в иконах можно увидеть олицетворение Иордана и моря в виде человеческих фигур — редкая иконографическая деталь с античными корнями в искусстве христианского Востока (например изображения в равеннских баптистерияхправославных и арианском).

Проповедь Иоанна толпе. Достаточно редкий в западноевропейской живописи сюжет, пользовавшийся любовью художников-пейзажистов.

Проповедь Иоанна Ироду (очень редко).

Усекновение главы Иоанна Крестителя (распространённый во всех конфессиях сюжет).

Саломея с головой Иоанна Крестителя — чрезвычайно популярный сюжет, позволяющий изображать «роковую женщину».

Чесная глава святаго Иоанна Предтечи — сюжет иконописи и западноевропейской церковной скульптуры, архитектурного декора.

«Чесная глава святаго Иоанна Предтечи»
(икона, XIX век)

Обретение главы Иоанна Крестителя — встречается в иконописи.

Сошествие во ад: проповедь Иоанна в аду и Иоанн в числе других душ, выведенных Иисусом.

 

7.4 Внежитийные образы

Sacra Conversazione (Святое Собеседование): Иоанн Креститель исв. Себастьян, предстоящие Мадонне с младенцем. Картина Перуджино

Общим и для католической, и для православной традиции является канон изображения Иоанна предстоящим Иисусу вместе с Богоматерью в молении за души:

1.Страшный Суд: Иоанн вместе с Богоматерью по сторонам Христа в небесах

2.Деисис: Иоанн вместе с Богоматерью предстоят Иисусу

 

7.4.1 Европейская традиция

Кроме того, западная иконография Иоанна насчитывает большое количество самостоятельно сложившихся внесюжетных вариантов.

Вдвоём с праведной Елисаветой, своей матерью, изображается ребёнком.

Святая родня: в числе других детей из потомства Святой Анны.

Святое семейство: Иоанн изображён ребёнком чуть постарше Иисуса вместе с Мадонной и Иисусом; Мадонной, Иисусом, Иосифом, Анной.

Поклонение младенцу вместе с Богоматерью; вместе с Богоматерью, Иосифом, Елисаветой и Захарией. (Сцена «Поклонения младенцу Христу с Иоанном Крестителем» впервые появляется, вероятно, в творчестве Филиппо Липпи, XV век).

Святое семейство навещает Елисавету, Захарию и новорождённого Иоанна (редкий сюжет).

Младенцы или же юноши Иисус и Иосиф вдвоём.

Предстоящий Мадонне на троне 

 

7.5 Основные типы изображения

Название

Иллюстрация

Толкование

Ангел Пустыни

 

Икона работы Прокопия Чирина

Эзотерическая составляющая образа Иоанна Крестителя, его «ангельского чина» породила тип иконографии «Иоанн Креститель Ангел Пустыни». Этот тип распространяется с XIII века в греческой, южнославянской и русской иконописи. Святой имеет широкие ангельские крылья — символ чистоты его бытия, как пустынножителя. На Руси этот тип приобрёл популярность в XVI—XVII веках.

Иконография основана на следующем евангельском тексте: «Слава Христа дошла до Иоанна, который послал их спросить у Христа: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». По отшествии посланных, Христос обратился к народу: Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? …Что смотреть ходили вы? Пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о Котором написано: „вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою“»  (Лк.7:17—29)). Этот текст Евангелия дал основание изображать Иоанна Предтечу крылатым Ангелом пустыни либо со свитком-проповедью, либо с усекновенной головою — вестником пришествия, подвига и мученической смерти Христа.

Деисис

 

Триптих Арбавиля, Византия, конец X века

Деисис (Деисус) — одна или три иконы, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Основным догматическим смыслом деисусной композиции является посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. Иоанн Предтеча изображается в рост, в пояс или оглавый, справа (для зрителя) от Спасителя, вполоборота к нему с молитвенно протянутыми руками. С другой, левой стороны изображается Богородица.

Агнец Божий

 

«Иоанн Креститель» с агнцем, картина Тициана

Агнец Божий является символом Иоанна Крестителя, поскольку этот эпитет он адресовал Иисусу . Зачастую Иоанн изображается с крестом-посохом в руках, указывающим на надпись Ecce Agnus Dei («вот Агнец Божий») или украшенным этой надписью. Также рядом может изображаться символ агнца — овечка, подчас с крестообразным нимбом. Таким образом, надпись и агнец стали общепринятыми атрибутами Иоанна. Кроме того, в надписях может встречаться другая цитата из Иоанна — Eg (o…) in Deserto («глас вопиющего в пустыне»).

Одет Иоанн, изображенный аскетом, во власяницу или звериные шкуры, в руках может держать медовые соты, тростниковый крест с длинным тонким стволом.

Святое семейство

 

«Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»,картина Рафаэля

Распространено изображение Иоанна в виде младенца вместе с младенцем Иисусом в сценах Святого семейства. При этом Иоанн предстает более старшим и держит в руках тростниковый крест. Подобного сюжета нет в Новом Завете, он впервые появляется в искусстве итальянского Ренессанса. Житийное обоснование было таково: пока Святое семейство после бегства в Египет проживало на берегах Нила, троюродный брат Христа Иоанн был перенесён туда из пустыни ангелом, чтобы познакомиться с родственниками.

Информация о работе Иоанн Креститель