Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:03, реферат
Иоа́нн Крести́тель, Иоа́нн Предте́ча согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем Проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Считается исторической фигурой; его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских Древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.
1 Прозвание…………………………………………………………………3
2 Евангельский рассказ…………………………………………………….4
2.1 Рождение………………………………………………………………..4
2.2 Деятельность……………………………………………………………5
2.3 Пророчества о приходе мессии………………………………………..6
2.4 Крещение Иисуса Христа……………………………………………...6
2.5 Арест и смерть………………………………………………………….7
3 Апокрифы и легенды……………………………………………………..7
3.1 Атрибуты Иоанна Крестителя…………………………………………9
3.2 Место погребения и мощи……………………………………………...9
3.2.1 Глава Иоанна Крестителя……………………………………………10
3.2.2 Десница Иоанна Крестителя………………………………………...12
4 Анализ и историческая характеристика………………………………...12
4.1 Важность признания Иоанном для Христа…………………………...12
4.2Крещение покаяния……………………………………………………..13
4.3 Казнь……………………………………………………………………..14
5 Церковное почитание………………………………………………….....14
5.1 Праздники……………………………………………………………….15
5.1.1 Рождество Иоанна Крестителя………………………………………16
5.2 В исламе…………………………………………………………………16
5.3 Мандеи…………………………………………………………………..16
5.4 Гностики………………………………………………………………...16
5.5 Патрон…………………………………………………………………...17
6 Фольклорное восприятие………………………………………………...17
6.1 «Иван бражник» — Собор Иоанна Крестителя………………………17
6.2 «Иван Купала» — день Рождества…………………………………….18
6.3 Обретенье………………………………………………………………..18
6.4 «Иван Головосек» — день Усекновения………………………………18
7 Иконография………………………………………………………………19
7.1 Иконописный канон…………………………………………………….19
7.2 Атрибутика в западноевропейской живописи…………………………………………………………………….20
7.3 Житийные сюжеты……………………………………………………...21
7.4 Внежитийные образы…………………………………………………...22
7.4.1 Европейская традиция………………………………………………...22
7.5 Основные типы изображения…………………………………………..22
7.6 Произведения…………………………………………………………….24
8 В истории…………………………………………………………………..24
9 В литературе……………………………………………………………….24
Использованные источники ………………………………………………..
Содержание
1 Прозвание…………………………………………………
2 Евангельский рассказ…………………………………………………….4
2.1 Рождение………………………………………………
2.2 Деятельность……………………………………
2.3 Пророчества о приходе мессии………………………………………..6
2.4 Крещение Иисуса Христа……………………………………………...6
2.5 Арест и смерть………………………………………………………….7
3 Апокрифы и легенды……………………………………………………..7
3.1 Атрибуты Иоанна Крестителя…………………………………………9
3.2 Место погребения и мощи……………………………………………...9
3.2.1 Глава Иоанна Крестителя……………………………………………10
3.2.2 Десница Иоанна Крестителя………………………………………...12
4 Анализ и историческая характеристика………………………………...
4.1 Важность признания Иоанном для Христа…………………………...12
4.2Крещение покаяния……………………………………………………..
4.3 Казнь………………………………………………………
5 Церковное почитание…………………………………………………..
5.1 Праздники……………………………………………
5.1.1 Рождество Иоанна Крестителя………………………………………16
5.2 В исламе………………………………………………………………
5.3 Мандеи……………………………………………………
5.4 Гностики………………………………………………
5.5 Патрон……………………………………………………
6 Фольклорное восприятие………………………………………………..
6.1 «Иван бражник» — Собор Иоанна Крестителя………………………17
6.2 «Иван Купала» — день Рождества…………………………………….18
6.3 Обретенье……………………………………………
6.4 «Иван Головосек» — день Усекновения………………………………18
7 Иконография……………………………………………
7.1 Иконописный канон…………………………………………………….19
7.2 Атрибутика в западноевропейской живописи…………………………………………………………
7.3 Житийные сюжеты……………………………………………………...
7.4 Внежитийные образы…………………………………………………...22
7.4.1 Европейская традиция………………………………………………...
7.5 Основные типы изображения…………………………………………..
7.6 Произведения……………………………………
8 В истории……………………………………………………………
9 В литературе……………………………………………………
Использованные источники ………………………………………………..25
Иоанн Креститель
Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» издеисусного чина Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва
Иоа́нн Крести́тель, Иоа́нн Предте́ча согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем Проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Считается исторической фигурой; его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских Древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.
В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии. В исламе, почитается под именем Яхья (Йахья), в христианских арабских церквях — под именем Юханна.
1.Прозвание
«ИоаннКреститель»(картина Эль Греко)
Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи
Именования «Предтеча» нет в Новом завете (точнее, оно применяется собственно к Иисусу Христу, например, в Послании к Евреям 6:20). Иоанн Креститель впервые назван «Предтечей» у гностика Гераклеона (II век) в его комментарии на Евангелие от Иоанна. Затем это обозначение было воспринято Климентом Александрийским и Оригеном и через них широко вошло в обиход. В православии оба эпитета используются практически одинаково часто, в то время как на Западе приоритет остаётся за наименованием «Креститель».
В православии принято именование «Иоанн Предтеча, Креститель Господень» и обращение «Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов». Кроме того, на Руси приобрёл фольклорные эпитеты, например, Иван Самокреститель, а два посвящённых ему праздника получили самостоятельные прозвания: Иван Купала (день Рождества) и Иван Головосек (день казни)
2.Евангельский Рассказ
2.1Рождение
Обстоятельства детства Иоанна известны только по рассказу Луки. Иоанн был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы , пожилой бесплодной пары. Как повествует евангелист Лука, ар
«Наречение Иоанна Крестителя»
(картина Рогира ван дер Вейдена. Разрешившаяся от бремени Елизавета лежит в кровати, на переднем плане Захария пишет имя сына)
После того, как Дева Мария узнала, что её родственница Елисавета беременна, она пришла навестить её и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк.1:41). (Таким образом, своей матери Иоанн предсказал мессию, ещё будучи в утробе).
Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса. Отец Иоанна всё ещё оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве (Бог) смилостивился»), родственники потребовали от отца подтвердить его письменно:
Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. (Лк.1:63-66) |
|
Евангелие упоминает о последующем детстве Иоанна вкратце, говоря лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк.1:80), то есть до достаточно взрослого возраста.Упоминается, что отец Иоанна, Захария, был убит «между храмом и жертвенником» слугами Ирода (Мф.23:35)
2.2Деятельность
«Явление Христа народу»
(картина А. А. Иванова. Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос)
Как пишет евангелист Лука (Лк.3:2-3), в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами.
Свою проповедь Иоанн начал в 28 или в 29 году н. э. («в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря» — Лк
Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсхатологическую весть (система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении изагробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние) Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисе
Иоанн не был обычным проповедником — он передавал людям волю Бога, как древние ветхозаветные пророки, и даже более этого, ведь был исполнен Духа Святого будучи ещё во чреве матери (Лк.1:15). Иисус указал на Иоанна как на приход пророка Илии, которого ожидали (Мф.11:14, Мф.17:12).
Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. Приходившим к нему фарисеям Иоанн говорил:
| …порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Лк.3:7-11) |
|
В 3 главе Евангелия от Луки приводятся также его поучения, обращённые к воинам («Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк.3:14)), мытарям («Ничего не требуйте более определённого вам» (Лк.3:13)) и всему народу («У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк.3:11)). Приходившие к нему люди принимали от него крещение в водах реки Иордан. Некоторые «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он» (Лк.3:15). Его последователи образовали особую общину — «ученики Иоанновы», в которой господствовал строгий аскетизм (Мф.9:14).
Пришедшим из Иерусалима священникам и левитам, явившимся, чтобы проверить его, он ответил, что не является ни Илией, ни пророком, но: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя».
2.3Пророчества о приходе мессии
На вопрос иерусалимских фарисеев Иоанн ответил: «я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин.1:26-27).
На следующий день Иоанн увидел подходящего к нему Иисуса и сказал: «вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин.1:29-31). Затем последовало крещение.
«Крещение Господне»(картинаТинторетто)
2.4 Крещение Господне
К Иоанну, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл и Иисус с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).
Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано предназначение Иисуса как мессии. Крещение, свершившееся тогда, сильно повлияло на Иисуса и рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин.3:23). Еванге
Икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя»
2.5 Арест и смерть
В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника
В соответствии с Евангелиями от Матфея и от Марка, Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне, из этого следует, что Иисус начал свою общественную деятельность только после того, как деятельность Иоанна прекратилась (Мф.4:12, Мк.1:14). Находясь в темнице, Иоанн услышал «о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:2-3).
Дочь Иродиады Саломея в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк.6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф.14:6-12, Мк.6:21-29).
3. Апокрифы и легенды
Несмотря на значимость фигуры Иоанна, сведения о нём не нашли широкого распространения в апокрифической литературе. Например, в «Арабском евангелии детства Спасителя» образ Иоанна отсутствует даже при описании крещения Иисуса. Тем не менее, некоторые детали к биографии Иоанна они всё-таки добавляют:
1. Точное место рождения Иоанна в Евангелиях не названо. Считается, что Иоанн был рождён в предместье Иерусалима Эйн-Кареме (на этом месте в настоящее время построен францисканский монаст