Иоанн Креститель

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:03, реферат

Краткое описание

Иоа́нн Крести́тель, Иоа́нн Предте́ча согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем Проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Считается исторической фигурой; его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских Древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.

Оглавление

1 Прозвание…………………………………………………………………3
2 Евангельский рассказ…………………………………………………….4
2.1 Рождение………………………………………………………………..4
2.2 Деятельность……………………………………………………………5
2.3 Пророчества о приходе мессии………………………………………..6
2.4 Крещение Иисуса Христа……………………………………………...6
2.5 Арест и смерть………………………………………………………….7
3 Апокрифы и легенды……………………………………………………..7
3.1 Атрибуты Иоанна Крестителя…………………………………………9
3.2 Место погребения и мощи……………………………………………...9
3.2.1 Глава Иоанна Крестителя……………………………………………10
3.2.2 Десница Иоанна Крестителя………………………………………...12
4 Анализ и историческая характеристика………………………………...12
4.1 Важность признания Иоанном для Христа…………………………...12
4.2Крещение покаяния……………………………………………………..13
4.3 Казнь……………………………………………………………………..14
5 Церковное почитание………………………………………………….....14
5.1 Праздники……………………………………………………………….15
5.1.1 Рождество Иоанна Крестителя………………………………………16
5.2 В исламе…………………………………………………………………16
5.3 Мандеи…………………………………………………………………..16
5.4 Гностики………………………………………………………………...16
5.5 Патрон…………………………………………………………………...17
6 Фольклорное восприятие………………………………………………...17
6.1 «Иван бражник» — Собор Иоанна Крестителя………………………17
6.2 «Иван Купала» — день Рождества…………………………………….18
6.3 Обретенье………………………………………………………………..18
6.4 «Иван Головосек» — день Усекновения………………………………18
7 Иконография………………………………………………………………19
7.1 Иконописный канон…………………………………………………….19
7.2 Атрибутика в западноевропейской живописи…………………………………………………………………….20
7.3 Житийные сюжеты……………………………………………………...21
7.4 Внежитийные образы…………………………………………………...22
7.4.1 Европейская традиция………………………………………………...22
7.5 Основные типы изображения…………………………………………..22
7.6 Произведения…………………………………………………………….24
8 В истории…………………………………………………………………..24
9 В литературе……………………………………………………………….24
Использованные источники ………………………………………………..

Файлы: 1 файл

иоанн кретитель1.doc

— 1.01 Мб (Скачать)


 

Содержание

1 Прозвание…………………………………………………………………3

2 Евангельский рассказ…………………………………………………….4

2.1 Рождение………………………………………………………………..4

2.2 Деятельность……………………………………………………………5

2.3 Пророчества о приходе мессии………………………………………..6

2.4 Крещение Иисуса Христа……………………………………………...6

2.5 Арест и смерть………………………………………………………….7

3 Апокрифы и легенды……………………………………………………..7

3.1 Атрибуты Иоанна Крестителя…………………………………………9

3.2 Место погребения и мощи……………………………………………...9

3.2.1 Глава Иоанна Крестителя……………………………………………10

3.2.2 Десница Иоанна Крестителя………………………………………...12

4 Анализ и историческая характеристика………………………………...12

4.1 Важность признания Иоанном для Христа…………………………...12

4.2Крещение покаяния……………………………………………………..13

4.3 Казнь……………………………………………………………………..14

5 Церковное почитание………………………………………………….....14             

5.1 Праздники……………………………………………………………….15

5.1.1 Рождество Иоанна Крестителя………………………………………16

5.2 В исламе…………………………………………………………………16

5.3 Мандеи…………………………………………………………………..16

5.4 Гностики………………………………………………………………...16

5.5 Патрон…………………………………………………………………...17

6 Фольклорное восприятие………………………………………………...17

6.1 «Иван бражник» — Собор Иоанна Крестителя………………………17

6.2 «Иван Купала» — день Рождества…………………………………….18

6.3 Обретенье………………………………………………………………..18

6.4 «Иван Головосек» — день Усекновения………………………………18

7 Иконография………………………………………………………………19

7.1 Иконописный канон…………………………………………………….19

7.2 Атрибутика в западноевропейской живописи…………………………………………………………………….20

7.3 Житийные сюжеты……………………………………………………...21

7.4 Внежитийные образы…………………………………………………...22

7.4.1 Европейская традиция………………………………………………...22

7.5 Основные типы изображения…………………………………………..22

7.6 Произведения…………………………………………………………….24

8 В истории…………………………………………………………………..24

9 В литературе……………………………………………………………….24

Использованные источники ………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иоанн Креститель

Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» издеисусного чина Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва


Иоа́нн Крести́тель, Иоа́нн Предте́ча  согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем Проповедовал  крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Считается исторической фигурой; его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских Древностей» Иосифа Флавия  считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.

В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии. В исламе, почитается под именем Яхья (Йахья), в христианских арабских церквях — под именем Юханна.

 

1.Прозвание

«ИоаннКреститель»(картина Эль Греко)

 

Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с Ветхим заветом.

Именования «Предтеча» нет в Новом завете  (точнее, оно применяется собственно к Иисусу Христу, например, в Послании к Евреям 6:20). Иоанн Креститель впервые назван «Предтечей» у гностика Гераклеона (II век) в его комментарии на Евангелие от Иоанна. Затем это обозначение было воспринято Климентом Александрийским и Оригеном и через них широко вошло в обиход. В православии оба эпитета используются практически одинаково часто, в то время как на Западе приоритет остаётся за наименованием «Креститель».

В православии принято именование «Иоанн Предтеча, Креститель Господень» и обращение «Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов». Кроме того, на Руси приобрёл фольклорные эпитеты, например, Иван Самокреститель, а два посвящённых ему праздника получили самостоятельные прозвания: Иван Купала (день Рождества) и Иван Головосек (день казни) 

 

2.Евангельский Рассказ

2.1Рождение

Обстоятельства детства Иоанна известны только по рассказу Луки. Иоанн был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы , пожилой бесплодной пары. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в Храме, возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей»  (Лк.1:13-17). Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой.

«Наречение Иоанна Крестителя»
(картина Рогира ван дер Вейдена. Разрешившаяся от бремени Елизавета лежит в кровати, на переднем плане Захария пишет имя сына)

 

После того, как Дева Мария узнала, что её родственница Елисавета беременна, она пришла навестить её и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа»  (Лк.1:41). (Таким образом, своей матери Иоанн предсказал мессию, ещё будучи в утробе).

Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса. Отец Иоанна всё ещё оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве (Бог) смилостивился»), родственники потребовали от отца подтвердить его письменно:

Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

(Лк.1:63-66)

 


Евангелие упоминает о последующем детстве Иоанна вкратце, говоря лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю»  (Лк.1:80), то есть до достаточно взрослого возраста.Упоминается, что отец Иоанна, Захария, был убит «между храмом и жертвенником» слугами Ирода (Мф.23:35)

 

2.2Деятельность

«Явление Христа народу»
(картина А. А. Иванова. Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос)

 

Как пишет евангелист Лука (Лк.3:2-3), в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами.

Свою проповедь Иоанн начал в 28 или в 29 году н. э. («в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря» — Лк.3:1). Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсхатологическую весть (система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении изагробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние) Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисеев), требовал восстановления патриархальных норм социальной этики.

Иоанн не был обычным проповедником — он передавал людям волю Бога, как древние ветхозаветные пророки, и даже более этого, ведь был исполнен Духа Святого будучи ещё во чреве матери (Лк.1:15). Иисус указал на Иоанна как на приход пророка Илии, которого ожидали (Мф.11:14, Мф.17:12).

Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. Приходившим к нему фарисеям Иоанн говорил:

 

…порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

(Лк.3:7-11)

 


В 3 главе Евангелия от Луки приводятся также его поучения, обращённые к воинам («Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк.3:14)), мытарям («Ничего не требуйте более определённого вам»  (Лк.3:13)) и всему народу («У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же»  (Лк.3:11)). Приходившие к нему люди принимали от него крещение в водах реки Иордан. Некоторые «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он» (Лк.3:15). Его последователи образовали особую общину — «ученики Иоанновы», в которой господствовал строгий аскетизм (Мф.9:14).

Пришедшим из Иерусалима священникам и левитам, явившимся, чтобы проверить его, он ответил, что не является ни Илией, ни пророком, но: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя».

 

2.3Пророчества о приходе мессии

На вопрос иерусалимских фарисеев Иоанн ответил: «я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его»  (Ин.1:26-27).

На следующий день Иоанн увидел подходящего к нему Иисуса и сказал: «вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю»  (Ин.1:29-31). Затем последовало крещение.

«Крещение Господне»(картинаТинторетто)

 

2.4 Крещение Господне

К Иоанну, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл и Иисус с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»  (Лк.3:21-22).

Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано предназначение Иисуса как мессии. Крещение, свершившееся тогда, сильно повлияло на Иисуса и рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились»  (Ин.3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом»  (Ин.1:35-37). Около 30 года н. э. Иоанн был арестован, и его проповедническая деятельность завершилась.

Икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя»

 

2.5 Арест и смерть

В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника

В соответствии с Евангелиями от Матфея и от Марка, Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне, из этого следует, что Иисус начал свою общественную деятельность только после того, как деятельность Иоанна прекратилась (Мф.4:12, Мк.1:14). Находясь в темнице, Иоанн услышал «о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»  (Мф.11:2-3).

Дочь Иродиады Саломея в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей»  (Мк.6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф.14:6-12, Мк.6:21-29).

 

3. Апокрифы и легенды

Несмотря на значимость фигуры Иоанна, сведения о нём не нашли широкого распространения в апокрифической литературе. Например, в «Арабском евангелии детства Спасителя» образ Иоанна отсутствует даже при описании крещения Иисуса. Тем не менее, некоторые детали к биографии Иоанна они всё-таки добавляют:

1. Точное место рождения Иоанна в Евангелиях не названо. Считается, что Иоанн был рождён в предместье Иерусалима Эйн-Кареме (на этом месте в настоящее время построен францисканский монастырь «Святой Иоанн на го́рах»). Предание, которое называет его местом жительства семейства Захарии, восходит ко времени игумена Даниила (1113 год). Сам Даниил получил эту информацию от монаха лавры Святого Саввы, время свидетельства которого предшествует появлению крестоносцев.

Информация о работе Иоанн Креститель