Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:18, реферат
Обращаясь к культуре Древней Руси, можно с уверенностью сказать, что мы прикасаемся к одной из самых загадочных и самобытных страниц общемировой культурной летописи. Само расположение России, которая оказалась на перепутье двух мировых цивилизаций, двух потоков истории, соединивших Запад и Восток, своеобразие ее природных условий: огромные территории, равнинность страны и обилие речных путей, плодородные почвы и леса, предопределили зарождение того, что сегодня мы называем загадочным феноменом древнерусской культуры.
В культуре Киевской Руси бытовали самые разные песенные жанры. С песней люди рождались и умирали, сеяли хлеб и собирали урожай, играли свадьбы и уходили на войну. Бесценное древнее наследие не исчезло с рождением новой профессиональной музыки в православном храме. Народные песни являются плодом коллективного устного творчества и имеют много вариантов. В русской песне тесно переплетаются язык и ритм, слово и мелодия — она живая летопись народа.
Необходимо остановиться еще на одном феномене музыкального искусства Древней Руси — колокольном звоне. Колокола украшали самые древние храмы, а позднее именно колокол (прежде всего - вечевой) стал символом вольности Новгородской республики. Звоны стали символом нашей национальной культуры. Они удивительно гармонируют с бескрайними просторами России - ее широтой и раздольем, наполняя их звучанием своих переливов.
2.4. Прикладное искусство
Так же в Киевской Руси отличается большим разнообразием прикладное искусство, высоким техническим мастерством, совершенством художественного вкуса. В этом отношении показательны многочисленные произведения ювелирного искусства, которые находят в большом числе во время археологических раскопок: это серьги, подвески, гривны, браслеты. Они выполнены из серебра или золота с применением скани и зерни, техник, известных еще древним славянам. Уже в IX в. появилась на Руси техника чернения изделий из серебра. При этом обычно фон покрывался чернью, а само изображение делалось выпуклым. Высоко было развито в Киевской Руси и искусство вышивки, хотя до нас дошло совсем немного ее образцов. И в монастырях, и в княжеских дворцах обучались искусные вышивальщицы, а княгини особо покровительствовали этому искусству, распространение которого, однако, ни и коем случае не ограничивалось княжескими палатами. Почти каждая хозяйка и в городах, и в деревнях была знакома, по крайней мере, с азами вышивания, которое можно считать видом народного искусства в самом широком смысле этого слова.
XII- XIII в.- период расцвета новгородского прикладного искусства. Характерный орнамент, напоминающий плетение из ремней, который использовался для заставок и инициалов многочисленных рукописных книг этого времени, имеет аналогии и в украшении изделий из металла Как и Киев, Новгород славился искусством перегородчатой эмали. Об этом можно судить по маленьким иконкам оклада Мстиславова евангелия XII в., хранящегося в Историческом музее [2.]
Разнообразие орнаментальных форм характерно для всех изделий русского прикладного искусства. Оно проявляется в украшении рукописей, вышивках, эмалях, в резьбе по дереву, изделиях из кости и т. д. Оно повлияло не только на искусство высших классов, но и на народное искусство, так как эти традиции сохранились в народном творчестве и в более поздние периоды.
Татаро-монгольское нашествие 1237- 1241 гг. застигло Киевскую Русь цветущей державой. Кочевники обосновались на Нижней Волге, назвав свое государство Золотой Ордой. Русские княжества стали их вассалами. За этими скупыми фактами стоит многолетняя трагедия нашего народа, завершение самого древнего периода нашей государственности, прекращение блестящего культурного расцвета Киевской Руси. Монголо-татарские нашествия внезапно прервали тот блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла [2.]
Именно свободное личное чувство является залогом дальнейшего существования русской культуры. Для подлинного освобождения чувства должна умереть идея абсолютной зависимости культуры от государства и его учреждений. Лишь с отказом от этой идеи может наступить, образно, говоря, воскресение культуры России, а значит, и самой России. Но это уже будет совсем иной облик культуры: не столько национальный, сколько человеческий. В истории мировой культуры есть примеры подобных воскресений. России тоже путь не заказан.
Список литературы
1.Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. М.,2009 г
4. Бартенева Р.И.: История русского искусства: Учебник/Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2008г.
3. Рогачевская Е.Б. Повесть временных лет//Древнерусская литература. М., 2010.г.
4. Бердяев Н.А. Русская идея//Вопросы философии. 2008.г.
5. Соловьев С.М.. Путь русской культуры. 1916 г. Источник: В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией//Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. В 2 частях. М., 2009г.
6. Вернадский Г.В. Киевская Русь/Пер. с англ. Е.П. Беренштейна, Б Л. Губмана, О.В. Строгановой. Под ред. Николаева Б.А. Тверь – М., 2009 г.
7. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X- XVII веков. Эпохи и стили.С-П.2010 г.
8. Лихачев Л.Д.:История русской литературы X- XVII веков М.,2008 г.