Государственная политика и возрождение социально-культурной сферы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Современное человечество — это тысячи народов, сотни государств, более 5 млрд землян. Человек является одним из почти 2 млн видов растений и животных на Земле. За время существования рода людского сменилось около тысячи поколений (если определить продолжительность жизни каждого из них примерно в 60 лет). Среди огромной человеческой массы нет двух людей, которые были бы совершенно одинаковы, каждый человек имеет свои неповторимые особенности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Кризисное состояние социально-культурной деятельности и необходимость ее регулирования………………………………………………..5
1.1. Функции социально-культурной деятельности……………….……..5
1.2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности в России…………………………………………….………………………………11
Глава 2. Государственная политика и возрождение социально-культурной сферы в современной России……………………………………..13
2.1. Социально-культурная политика государства и ее основные цели……………………………………………………………………………….13
2.2. Возрождение социально-культурной сферы в Российской Федерации…………………………………………………………….………….25
Заключение…………………………………………..……………………30
Список литературы…………………………………….…

Файлы: 1 файл

Актуальные проблемы и тенденции СКД.doc

— 187.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Кризисное состояние социально-культурной деятельности и необходимость ее регулирования………………………………………………..5

1.1. Функции социально-культурной деятельности……………….……..5

1.2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности в России…………………………………………….………………………………11

Глава 2. Государственная политика и возрождение социально-культурной сферы в современной России……………………………………..13

2.1. Социально-культурная политика государства и ее основные цели……………………………………………………………………………….13

2.2. Возрождение социально-культурной сферы в Российской Федерации…………………………………………………………….………….25

Заключение…………………………………………..……………………30

Список литературы…………………………………….…………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Современное человечество — это тысячи народов, сотни государств, более 5 млрд землян. Человек является одним из почти 2 млн видов растений и животных на Земле. За время существования рода людского сменилось около тысячи поколений (если определить продолжительность жизни каждого из них примерно в 60 лет). Среди огромной человеческой массы нет двух людей, которые были бы совершенно одинаковы, каждый человек имеет свои неповторимые особенности. Между людьми есть не только индивидуальные, но и групповые различия: семейные, половые, возрастные, профессиональные, национальные и т. д. Что же объединяет столь разных людей в единое современное человечество? Прежде всего — единая общечеловеческая культура, которая возникает на основе целостности мира. Целостность мира — это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов. Она появилась как следствие развития производства в мировом масштабе и возникновения глобальных проблем. Целостность мира послужила основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры.

Актуальность проблемы разработки программ социокультурного развития обусловлена также практическими задачами развития российской культуры, широкомасштабными и противоречивыми процессами современного состояния общества, существенным изменением роли социокультурных учреждений в этих процессах. Современная деятельность социокультурных учреждений, ее социальная природа и сущность, содержание и организация определяются задачами и решениями государственных и общественных органов по социокультурному развитию, возрождению духовности и нравственности, культуры и социокультурной среды.

Преобразование общественной жизни, реализация программы становления рыночной экономики, функционирование зон свободного предпринимательства оказывают существенное влияние на деятельность учреждений социокультурной сферы в процессе разработки региональных программ социокультурного развития как научно направленного процесса, включенного в многообразие общественных отношений, характерных для нынешнего развития общества.

Проблема разработки программ социокультурного развития в России является чрезвычайно важной на современном этапе. За последние двадцать лет наблюдается тенденция углубления противоречий, сложившихся в этой сфере между учреждениями культуры, как школы развития демократии социально-культурной активности людей и административно-управленческим аппаратом с авторитарным стилем руководства; между падением материальных возможностей населения и высоким уровнем стоимости материально-технической базы учреждений культуры и искусства, социокультурной сферы в целом; между творческой сутью указанных учреждений и административной подконтрольностью деятельности социокультурных работников; между многообразием социокультурных потребностей, интересов и запросов населения и ограниченностью форм и средств работы, применяемых социокультурными учреждениями, и др.

Стихийное развитие данной тенденции может привести к исключению социокультурного учреждения как социального института из процесса формирования социокультурной сферы, разработки и внедрения региональных программ социокультурного развития. Все это создает нетипичные, принципиально иные отношения в системе «человек-общество-культура», которые отражают динамику взаимодействия в социуме, изменяя и определяя его потребности в социокультурных услугах, повышение требований к профессионализму, проявлению личностных способностей специалистов. Возникла острая потребность в профессиональных работниках

Цель исследования – проанализировать актуальные проблемы и тенденции развития современной социально-культурной деятельности.

Для достижения цели нужно решить следующие задачи:

- рассмотреть функции социально-культурной деятельности;

- обозначить актуальные проблемы современной социально-культурной деятельности;

- проанализировать государственную политику и возрождение социально-культурной сферы в современной России.

Объект исследования – социально-культурная деятельность.

Предмет исследования – Актуальные проблемы и тенденции развития современной социально-культурной деятельности.

Хронологические рамки: 1990 – 2009 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Кризисное состояние социально-культурной деятельности и необходимость ее регулирования

1.1. Функции социально-культурной деятельности

 

 

С учетом новой социально-культурной ситуации и сложившихся на рубеже третьего тысячелетия возможностей восприятия человеком духовных ценностей исследовательский коллектив смог обосновать технологию формирования личности как субъекта культуры и вычленить  следующие функции социально-культурной деятельности   как   формы   общественной   практики, обеспечивающей реализацию механизма усвоения культуры:

      адаптивно-нормативную – в первую очередь связанную с   хоминизацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры,  культуры речи  и других  элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением   способности  к самоконтролю  и саморегуляции поведения;

      образовательно-развивающую – обеспечивающую освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации,   инкультурации   и   индивидуализации личности;

      преобразовательно-созидательную, которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

      эколого-охранительную, концентрирующуюся на формировании   экологической   культуры,   сохранении культурного наследия, природной и культурной среды;

      информационно-просветительную, выражающуюся в накоплении, хранении и распространении информации, в культурно-просветительской деятельности, в формировании интеллектуальных и иных качеств, необходимых человеку информационного общества XXI века;

      интегративно-коммуникативную, реализующую диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур,   формирование   культуры   деловых   и неформальных отношений;

      рекреативно-игровую, предусматривающую формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение    зрелищно-развлекательного   досуга   и психологической разрядки.

Выявление функций социально-культурной деятельности позволило сделать и второй шаг – обосновать функции прикладной культурологии как науки, призванной осмыслить методологию и технологию этой деятельности, раскрыть ее теоретический и методический арсенал.

В результате удалось доказать, что семь функций социально-культурной деятельности обеспечиваются следующими функциями прикладной культурологии:

      научно-методической, предусматривающей методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной   деятельности   и   методическое обеспечение процесса его реализации;

      политико-проективной, предопределяющей правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение   социально-культурной     деятельности, социокультурное проектирование;

      культуроохранительной,    обосновывающей технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры, обеспечение гармонии в системе «человек- природа»;

      культуросозидающей, раскрывающей пути и средства   разработки   и   реализации   механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности;

      культуротворческой, выражающейся в научно-методическом обеспечении процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества;

      взаимообогащающей, рассчитанной на выявление принципов реализации духовного потенциала общения, разработку методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций, восприятие человека человеком, формирование культуры делового и межличностного общения;

      культуроориентирующей на раскрытие всепроникающего  характера   культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга, внедрения эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности.

Социально-культурная деятельность – чрезвычайно емкое и сложное понятие. Оно интегрирует труд архитектора, писателя или художника, создающих ценности культуры, работу реставратора, архивариуса или специалиста музейного дела, сохраняющих    культурное    достояние    человечества, созидательное    творчество    педагога,    руководителя самодеятельного объединения или организатора досуга, распространяющих эти ценности и вовлекающих в мир культуры новых и новых людей. Эта деятельность может быть институциональной  и  неинституциональной,  носить профессиональный    или    любительский    характер, осуществляться индивидуально или в рамках коллектива.

Каждое      направление,       каждая форма социально-культурной деятельности строится по своим технологиям, обладает определенными, порой уникальными особенностями. Однако есть факторы, объединяющие всех, кто связан с этой сферой духовной жизни. Это принципы социально-культурной деятельности как наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы[1].

Одним из важнейших результатов осуществленного нами теоретико-эмпирического исследования теории и практики социально-культурной деятельности во всех ведущих сферах ее проявления стало обоснование следующих ее принципов, на которых строятся механизм эффективной организации духовной жизни общества и технология формирования личности как субъекта культуры:

      добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;

      развития инициативы и самодеятельности;

      комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;

      дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;

      преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;

      взаимовлияния и  взаимодополняющего воздействия     реализации     адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей,    преобразовательно-созида­тель­ной, эколого-охранительной, инфрмационно-про­светительной,    интегративно-коммуникативной    и рекреативно-игровой функции;

      единства   информационно-логического   и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;

      эстетизации общественной жизни.

Понятие «социализация» прочно вошло в практику   учебно-воспитательных учреждений для детей, подростков и молодежи. Вместе с тем, представляется неоправданным ограничивать временные рамки этого процесса, равно как и формирования социально-культурного опыта, только периодом детства и юношества (как это, в частности, делает Н. В. Андреенкова).

Э.В.Соколов справедливо отмечает, что освоение социально-культурного опыта как процесс, ограниченный периодом детства и юношества, был приемлем в традиционных обществах с относительно бедным куль­турным потенциалом. В современных условиях непрерывного и активно­го усложнения общественной жизни социализация личности продол­жается всю жизнь. Граница во времени между воспитанием как подго­товкой к жизни и самой жизнью во многих отношениях стирается. С другой стороны, разные стадии развития – детство, отрочество, юность – нельзя рассматривать как подготовительные, имеющие целью лишь постижение культуры. С самого раннего детства формирующаяся личность не только усваивает культуру, она становится субъектом ее функционирования и дальнейшего развития.

Информация о работе Государственная политика и возрождение социально-культурной сферы в современной России