Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:29, реферат
Первый раздел Речи Посполитой – важная историческая веха в существовании города Горки и Горецкого района. Указом Правительствующего Сената от 23 октября 1772 г. Могилевская губерния делилась на четыре провинции – Могилевскую, Мстиславскую, Рогачевскую и Оршанскую. Горки и прилегающие к ним территории вошли в Оршанскую провинцию, а с 1777 г. – в Оршанский повет, а потом Копысский.
РОЖДЕСТВО
ХРИСТОВО
Рождественский сочельник,
или Навечерие Рождества Христова,
отмечают православные верующие 6 января.
Название праздника — сочельник — происходит
от особой пищи, предписываемой на этот
день церковным уставом — сочива: размоченных
и разваренных зерен пшеницы или риса,
чаще с медом, а также бобов, гороха и овощей.
КОЛЯДЫ
Особенностью зимнего цикла праздников было колядование и щедрование.Колядовщики ходили в вывернутой наизнанку одежде, олицетворяя собой души предков. Также они водили с собой «козу», которая в славянской мифологии символизировала солнце. Коза приходила в каждый дом, здоровалась, потом падала на порог, как бы «умирая». Колядовщики начинали петь песню содержащую просьбу об угощении колядовщиков. Их одаривали салом, колбасой, пирогами, конфетами, иногда деньгами.. Далее колядовщики начинали петь песни в которых желали счастья, материального благополучия, здоровья, прославляли доброту, щедрость, великодушие хозяина и хозяйки. После обхода устраивалось общее застолье с песнями и танцами.
КРЕЩЕНИЕ
Ежегодно праздник Крещение отмечают с 18-19 января в Беларуси. Крещение воды происходит сразу же после того, как люди освящают в церкви воду. Считается, что колядные праздники заканчиваются на Крещения. Лечебной водой считается крещеная вода, перед праздником Крещения верующие люди в полночь набирают воду, которая хранится весь год. Этой водой лечили больных, домашних животных, так же брызгали в доме, что бы изгнать злых духов. Считалось, что урожай соберет первый тот, кто быстрей вернется домой с церкви после крещения.
МАСЛЕНИЦА
Этот праздник олицетворял
пробуждение природы от зимней спячки,
вселял надежду на обильный урожай
своими веселыми песнями, солнечными блинами,
обилием угощений, карнавальной обрядностью.
В начале праздника Масленицу зазывали,
поднимаясь на возвышенные места. "Встреча"
Масленицы происходила в понедельник.
В Масленую среду начинали лакомиться
масленичными яствами, потому и называли
ее "лакомкою". В четверг шел самый
широкий разгул; оттого-то и звали его
"разгуляй-четверток", или "широкий
четверг". Пятницу величали "тещиным
вечерком". В этот день зятьям полагалось
навещать тещ. Суббота звалась "золовкиными
посиделками". Невестки должны были
приглашать к себе золовок. Воскресенье,
последний день Масленицы,
имел несколько
названий: проводы, прощанье, целовник
и Прощеный день. Люди как бы вступали
в новую жизнь, и потому в воскресенье
просили друг у друга прощения за старое
со словами: "Прости меня, пожалуй, буде
в чем виноват перед тобой". Прощение
заканчивалось поцелуями и низким поклоном.
В воскресенье с утра ребятишки собирали
дрова для костра, в котором будут сжигать
Масленицу. Подъезжали сани, Масленицу
ссаживали на снег и раздевали чучело.
Потом его сжигали, или разрывали, или
разбрасывали под всеобщий смех и шутки.
Там же, где не делали чучело Масленицы,
обряд состоял в возжигании костров на
возвышенности за селом или у реки. В костры,
помимо дров, бросали всякое старье, предварительно
собранное детьми по всей деревне. Иногда
сжигали в костре колесо — символ солнца,
как бы оповещая этим о приближении весны.
В белорусских городах устраиваются праздники
прощания с зимой: шествия сказочных персонажей,
аттракционы, спортивные игры, катание
на конях, угощение блинами. Для детей
проводят театральные гуляния на улице,
катание с горок.
«Вход Господень
в Иерусалим (Вербное
Воскресенье)»
Перед пасхой в последнее
воскресенье в Беларуси отмечают
праздник Вход Господень в Иерусалим.
С большим пуком вербы для освещения, каждый
крестьянин шел в церковь в этот день.
В каждом крестьянском доме освященные
ветки были необходимы, так же эти ветки
имели целебные свойства. По обычаю необходимо
будет в церкви сразу же после освящения
съесть почку вербы, считается, что это
убережет людей от болезни на целый год.
Существовал и такой обряд, сразу после
того как возвращались домой из церкви,
то каждого члена семьи хозяин дома должен
был ударить пучком вербы. После этого
обряда нужно было обойти весь дом и во
все строения и землю воткнуть веточки
вербы. Так же нужно было обязательно сходить
на кладбище, и умершему родственнику
на могилу клали веточку вербу с пожеланиями
вечного покоя. Если в доме происходили
важные события, то использовали веточку
вербы, так же верба хранилась в доме на
протяжении всего года. При встрече знакомого
в этот день необходимо было похлестать
его веточками вербы, считалось, что тем
самым ему желают крепкого здоровья. Люди
наблюдали в этот день и за погодой. Если
на улицы был сильный мороз, то морозов
больше не будет.О том, что морозов больше
не будет, если в этот день на улице был
сильный мороз. За неделю до Пасхи святить
веточки вербы в воскресенье, и этот обычай
остался до сегодняшних дней.
ПАСХА
Множеством забот
и волнений проходила неделя перед
Пасхой. Так у женщин было очень много
работы. В их обязанности входило уборка
в доме и приготовление пищи. Для того,
что бы весь год быть здоровым и чистым,
перед Пасхой в четверг все мылись в бане,
и когда каждый мылся, то обязательно должен
был положить серебряную монету в воду.
Черный хлеб выпекали в пятницу, а для
того, что бы в церкви освятить еду, в плетеную
корзину складывали всю еду, которую приготавливали
в субботу. На богослужение молодежь и
взрослые шли вечером, они одевались в
праздничную одежду, а дети и старики в
это время оставались дома. Существовала
такая традиция, для того, что бы первым
собрать хороший урожай, каждый хозяин
старался быстрее всех попасть домой после
окончание службы. В Беларуси крашеные
яйца, творог и пироги тоже освещали в
церкви в эту ночь.
К еде приступали сразу же после того,
как каждый съедал яйцо. Родственником
и соседям в первый день Пасхи нельзя было
нечего одалживать. Так битье яиц было
самой любимой забавой в народе.
РАДУНИЦА
Весенним праздником считается Радуница, этот праздник в Беларуси отмечают 28 апреля. В 1-е воскресенье после Пасхи на Фоминой недели его стали отмечать сразу же после крещения. В этот день на могилу предков приносят еду и вино.Существовало поверье, что на будущий урожай могут повлиять умершие предки, которые похоронены в земле, и они напрямую связаны с ее богатством, поэтому истоки этого праздника находятся в древних представлениях земледельцев.
Для поминания на кладбище,
хозяйка приготавливала специальную
еду в этот день. Считалось, что должно
было быть нечетным количество приготовленных
блюд. В большой полотняный платок складывали
приготовленную еду.
Своих близких поминали в церкви, куда
приходили утром, а на кладбище отправлялись
после обеда. Развязав платок мужчины,
доставали свяченое яйцо, которое катали
на могиле, а женщины в то время голосили.
Многочисленные кушанья хозяйка раскладывала
на белой скатерти, все члены семьи, молча,
рассаживались вокруг могилы. После приглашения
покойного начиналась торжественная трапеза.
Так же для усопших оставляли немного
водки и еды. Нищим раздавали остатки еды,
с песнями и плясками заканчивали празднования
этого дня. Сеять в этот день было нежелательно.
КУПАЛЬЕ
В
ночь с 6 на 7 июля отмечается Купалье (Купалле,
Ян, Iван), которое являлось своеобразной
кульминацией летних событий в народной
жизни. Иван-Купала является одним из самых
почитаемых праздников. Еще с утра девушки
и женщины с песнями направлялись в поле,
на луг с целью сбора купальских трав.
Во время сбора пели. По народным поверьям,
необходимость исполнения песен во время
сбора трав и цветов была вызвана стремлением
передать им лекарственную и чудодейственную
мощь. Важное значение издревле придавалось
огню, и именно купальский огонь являлся
своеобразным оборонительно- магическим
очищающим средством. На купальское кострище
сносились старые вещи, сжигание которых
символизировало вечное обновление жизни.
Одним из важных моментов были прыжки
парней и девушек через костер, огонь которого
обладал чудодейственным свойством очищения.
Также девушки занимались гаданием: опускали
венки в реку и, следя за движение венка,
делали выводы о своей дальнейшей судьбе.
С Купальем связывают удивительную легенду
о цветке папоротника (папараць-кветка),
на который нисходит огонь Перуна, и ровно
в полночь папоротник зацветает на несколько
мгновений огненным цветом. Нужно поймать
этот момент, и тогда все желания обладателя
цветка папоротника сбудутся, он будет
знать обо всем, что происходит в мире.В
легендах говорится, что в купальскую
ночь растения разговаривают между собой,
деревья переходят с места на место, а
реки светятся волшебным светом. Есть
поверье, что в эту ночь проводят гулянья
всевозможные волшебники и ведьмы, воруя
лошадей, отбирая молоко у коров. Чтобы
защититься от нечистой силы, хозяева
вешали над входом домом крапиву или острые
предметы, о которые нечистая сила могла
бы порезаться: иглы, серпы.
МЕДОВЫЙ
СПАС
Медовым Спасом называют 1 августа/14 августа, потому что в этот день пчеловоды второй раз подрезывают ульи с медом. Отцветают медоносы, и пчелы перестают носить душистый взяток. В этот день первый раз едят мед, варят из него квас и угощают всех гостей. Пекут пироги с пшенной кашей и медом, маковники.
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС
Яблочный Спас справляют
6 августа/19 августа и считают
большим праздником земных плодов и
встречи осени. В этот день Церковь
освящает плоды нового урожая. Яблочный
Спас — самый главный. До его наступления
не полагалось есть никаких плодов, кроме
огурцов. Верили, что если тот, у кого были
умершие дети (а смерть в те годы вовсю
косила детей), ест до Спаса яблоки и груши,
то на том свете в этот день ребенку не
дадут из райского сада ни яблочка — в
наказание за родительскую невоздержанность.
После освящения часть плодов отдавали
нищим, также яблоки раздавались всем
прихожанам и посылались на дом к больным.
Те, кто не исполняли этот обычай, вызывали
всеобщее презрение.
Список литературы. |
1. «Память»
Исторически-документальная 2. Этнаграфічная спадчына. Беларусь. Традыцыйна-бытавая культура В.С. Цітоў "Беларусь" Мінск 1996 г. 3. «Весенне-летние
календарные обряды русских 4. Музей советско-польского
боевого содружества. А.С. |