Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:29, реферат
Первый раздел Речи Посполитой – важная историческая веха в существовании города Горки и Горецкого района. Указом Правительствующего Сената от 23 октября 1772 г. Могилевская губерния делилась на четыре провинции – Могилевскую, Мстиславскую, Рогачевскую и Оршанскую. Горки и прилегающие к ним территории вошли в Оршанскую провинцию, а с 1777 г. – в Оршанский повет, а потом Копысский.
Горки и Горецкий район |
Герб
зарегистрирован
в Гербовом матрикуле
Республики Беларусь 20
июня 2001 г. № 63. Флаг
учрежден Указом Президента
Республики Беларусь
от 24 августа 2006 г. № 526. Герб: в золотом поле
французского щита три горки натурального
цвета, из которых вырастает по одному
зеленому колосу. Первый
раздел Речи Посполитой – важная историческая
веха в существовании города Горки
и Горецкого района. Указом
Правительствующего Сената от 23 октября
1772 г. Могилевская губерния делилась на
четыре провинции – Могилевскую, Мстиславскую,
Рогачевскую и Оршанскую. Горки и прилегающие
к ним территории вошли в Оршанскую провинцию,
а с 1777 г. – в Оршанский повет, а потом Копысский. С момента открытия в 1840 году в Горках по указу императора Николая I земледельческой школы (прошедшей славный путь от института до академии) — это небольшое белорусское местечко: Горки — центр Горецкого района Могилевской области. Город расположен на реке Проня в 86 км от Могилева, 3 км от железнодорожной станции Погодино на линии Орша — Кричев. Узел автомобильных дорог на Оршу, Могилев, Чаусы, Мстиславль, Смоленск. Небольшой районный центр имеет богатую историю. Первые письменные сведения о горецкой земле относятся к ХI столетию, когда эта территория входила в состав Смоленского княжества. На границе ХIII—XIV веков она вошла в состав Великого княжества Литовского. 1544-ым годом датируется первое письменное упоминание о Горках. «Устав о вольностях», полученный в 1619 году, предоставил городу независимость от местных феодалов. Горки были известны как ремесленный центр, в котором существовало свыше двадцати профессий. Во время Северной войны в 1709 году в Горках останавливался Петр I. В 1717 году город приобрел князь Меньшиков и владел им до высылки в Сибирь в 1727 году. В 1861 году Горки стали центром уезда и обрели свой герб. В начале июля 1941 года фашисты захватили район. 26 июня 1944 года в ходе проведения наступательной операции «Багратион» район был полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Прототипом Рахметова в романе Н. Чернышевского «Что делать?» стал горецкий студент Павел Александрович Бахметьев. В Горках родился известный писатель и публицист Лев Разгон |
ПАМЯТНИКИ
И АРХЕТЕКТУРНЫЕ
ЗДАНИЯ ГОРОДА ГОРКИ
Святониколаевская церковь построена в 1863 году.
Учебный корпус № 4(раньше
был главный корпус). Построен в
середине ХIХ в. В годы ВОВ был разрушен,
а в 1954 г. восстановлен.
Административный
корпус Академии. Построен в начале
ХХ в.
Здание стоматологической
поликлиники. Построено в конце
ХIХ – начале ХХ вв.
Здание милиции
по ул.Крупской. Построено в конце
ХIХв.
Мемориал «Скорбящая мать» — святое место для тысяч жителей нашего района. Сюда мы, можно сказать, всем народом приходим в самые большие праздники, чтобы почтить память миллионов белорусов, сгоревших в жестоком пламени Великой Отечественной войны… И, конечно, вспомнить своих близких, родных: дедушку, ушедшего на фронт в июне 1941-го и пропавшего без вести, отца, умершего в госпитале от ран, брата, подорвавшегося на мине, мать, замученную в концлагере… Здесь после реконструкции, на которую всем миром мы собрали деньги, на гранитных плитах высечены имена погибших земляков.
Якубовский Иван Игнатьевич (1912 - 1976) - советский военачальник, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. Родился в деревне Зайцево, сейчас Горецкий район Могилевской области. Бронзовый бюст знаменитому земляку установлен в Горках в 1950 году.
Памятник преподавателям, студентам, рабочим и служащим БГСХА. Установлен в 1972 г. в честь памяти 210 преподавателей, студентов, рабочих и служащих БГСХА, которые погибли на фронтах и в партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков в ВОВ.
Памятник освобождения.
Противотанковая пушка
Музей советско-польского боевого содружества . Открыт в 1968 в с. Ленина Горецкого района Могилевской области , где 12 - 13 октября 1943 года во время Второй мировой войны состоялся первый бой Польской пехотной дивизии имени Т. Костюшко совместно с 42-й и 290-й стрелковыми дивизиями Красной Армии против немецких войск. Площадь экспозиции 907 м ², 6,5 тыс. единиц основного фонда ( 2000 г.). Материалы рассказывают о формировании и боевые действия 1-й Польской дивизии, совместные бои с частями Красной Армии. Среди экспонатов знамена советских и польских частей, схемы боевых операций, образцы оружия тех времен, диорама «Бой за Ленина». "Битва под Ленино» является ярким примером мужества и героизма польских воинов, которые сражались рука об руку с советскими. Это урок патриотизма для молодого поколения, чтобы оно не забывало, какой ценой досталась победа,
никогда не допустили
подобной трагедии». Мемориальный комплекс
советско-польского боевого содружества
образуют: здания музея в форме каски,
бетонная стела перед его входом(древка
флага сжимают 2 сильные руки), 2 могильные6
плиты с Вечным огнем в память советских
и польских воинов погибших в этом бою;
памятник на братской могиле советских
воинов.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный костюм является
неотъемлемой частью материальной культуры
народа. Обеспечивая
практические нужды,
он одновременно выступает как вид декоративно-прикладного
искусства. Соединение частей одежды и
предметов их дополняющих в единое целое
становится костюмом.
Коллекция народного костюма, являющаяся
составной частью коллекции "Народное
искусство" этнографического музея,
начала формироваться в к. 50-х годов, благодаря
этнографическим экспедициям краеведческого
музея. В комплекс женского костюма входила
рубаха, юбка, безрукавка (безрукавка пришитая
к
юбке), фартук, пояс,
головной убор, обувь, украшения. В комплекс
мужского костюма входила рубаха, штаны,
пояс, головной убор, обувь. В декоративном
отношении представляемые образцы дают
прекрасную возможность познакомиться
с традиционными классическими образцами
белорусского народного искусства. В колористическом
решении комплексы женского костюма представляют
собой сочетание полихромной юбки и пояса
из шерстяных
или льняных нитей,
а также цветной однотонной безрукавки
из покупной ткани и сшитых из отбеленного
льняного полотна и вышитых красно-черными
нитями рубахи, фартука, намитки (головной
убор) или платка. При изготовлении юбок
использовали ремизное ткачество. Разноцветный
уток при однотонной основе создавал поперечно-полосатый
рисунок, а разноцветная основа и однотонный
уток - вертикальную полоску. Разноцветные
основа и уток позволяли получать клетчатые
ткани. Комплекс технических приемов вышивки,
используемый при декорировании предметов
костюма, весьма разнообразен в регионе.
Это большая группа счетных швов, соединительных
швов. Большое разнообразие орнаментальных
мотивов: геометрических, растительно-геометризованных,
растительных; композиционных решений:
бордюрные, сетчатые. Кроме костюмных
комплексов, коллекция хранит весьма значительное
количество отдельных предметов народного
костюма как женского, так и мужского.
Это рубахи, фартуки, пояса, юбки, безрукавки,
сарафаны, платки, намитки, образцы верхней
одежды, обувь, украшения. Коллекция народного
костюма постоянно пополняется новыми
экспонатами.
ПРАЗДНИКИ,
ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ
ГОРЕЦКОЙ ЗЕМЛИ
Белорусские праздники
и обряды делятся на несколько
групп. К первой из них следует
отнести семейно-бытовые обряды
и праздники (рождение ребенка, свадьба,
новоселье, проводы в армию, похоронные
и другие обряды), вторую группу обрядов
и праздников составляют календарные
обряды и праздники(Коляды, Масленица,
Встреча весны, Купалле, дожинки, Покров
и др.)
Cвадебные
обряды и традиции: cватовство
Большое значение имели свадебные обряды. Они начинались со сватовства, которое проходило либо во вторник, либо четверг, либо в субботу. Родители невесты могли согласиться или не согласиться с предложением сватов. Символом согласия считалось совместное употребление водки, которую приносил сват («запоіны»). Далее следовали «заручыны», где за столом с угощениями обговаривались условия заключения предстоящего брачного контракта. На заручинах невеста делала первые подарки родственникам жениха, а жених — невесте. Важным обрядом был обряд прощания невесты со своей незамужней жизнью («дзевичник»), который проводился накануне свадьбы. Подружки молодой готовили ей свадебный головной убор, украшения для жениха и невесты, наряжали свадебное деревце, при этом исполнялись специальные обрядовые песни. Началом собственно свадебного обряда считалась выпечка каравая в доме жениха и в доме невесты.
Готовый каравай украшали,
сопровождая эти действия магическими
заклинаниями и песнями. На самой
свадьбе каждый гость имел строго
определенную роль. Торжествами заправлял
старший сват или «друг», функции
которого приглашали исполнять всеми
уважаемого, знающего обряды человека.
Его отличительным знаком было полотенце,
перевязанное через плечо. К специальным
свадебным чинам на свадьбе относились
также старшая сватья (совершала основные
ритуальные действия), девушки со стороны
невесты и юноши со стороны жениха (шаферы
и шаферки). Перед венчанием осуществлялся
обряд «насада» невесты и жениха в их родных
домах, что символизировало прощание с
их прежней холостой жизнью. В церковь
молодые ехали отдельно, обратно — вместе,
чаще всего заезжая в дом родителей невесты,
где новобрачных встречали хлебом-солью,
а затем следовали в дом жениха. Там их
угощали медом, чтобы у них была сладкая
и счастливая жизнь. Большое значение
придавалось также первой брачной ночи.
Постель молодых тщательно готовили, совершая
различные магические действия, что должно
было обеспечить супругам рождение детей
и уберечь их от злых людей и сил. Наиболее
показательными в этом плане являются
родильные обряды. Рождение ребенка всегда
было большой радостью. не Предпочитали
мальчика, поскольку именно сын наследовал
землю, был работником в доме, а женившись,
приводил в дом работницу. Большую роль
в родильных обрядах играла повитуха,
исполнявшая в сельской местности роль
акушерки и детского врача. После рождения
ребенка повитуха заворачивала мальчика
в женскую сорочку, а девочку – в мужскую,
что должно было в будущем помочь им обрести
любовь противоположного пола. Новорожденного
купали в пахучих лекарственных травах,
при этом в воду клали несколько серебряных
монет и хлебных зерен, что должно было
помочь младенцу во взрослой жизни стать
богатым и жить в достатке. Широко распространены
были посещения роженицы соседками, подругами,
родственниками; приносили ей продукты
питания, а также подарки новорожденному.
Большое значение придавалось выбору
кумовьев (крестного отца и матери), которые
должны были выполнять опекунские функции.
Крестины проходили чаще всего в день
церковного крещения ребенка. Специальным
обрядовым блюдом на крестинах была «бабина
каша» из ячменной или гречневой муки
с добавлением молока, масла, яиц, меда.
Все присутствующие должны были попробовать
кашу, после чего кум разбивал горшок с
пожеланиями счастья и богатства.
Новый
год
Новый год – первый
праздник в календарном цикле. В
разные эпохи менялись новогодние обряды,
ритуалы и персонажи. По сей день
мы становимся свидетелями рождения ярких
и интересных традиций празднования Нового
года.
Важной частью новогоднего праздника
был торжественный обрядовый ужин, который
каждая семья готовила по принципу "как
новый год встретишь, таким он и будет".
Поэтому ставили на стол 12 различных блюд,
каждое из них символизировало ту или
иную пору года. Накрывая щедрый новогодний
стол, люди верили и надеялись, что такой
же достаток будет в семье на протяжении
всего года.
Во время новогодних праздников наши предки
проводили различные обряды, ритуалы и
гадания, с помощью которых они надеялись
обеспечить в новом году мир и достаток
себе и своей семье, заглянуть в будущее.
Существовал интересный ритуал, который,
как считалось, содействовал благополучию
в семье и взаимопониманию между ее членами.
За 15 минут до окончания старого года вся
семья садилась за праздничный стол, чтобы
поблагодарить прошедший год и вместе
с тем оставить в нем все проблемы, беды,
болезни.
В наши дни многие верят, что если на Новый
год, как только часы начинают отбивать
полночь, на листе бумаги записать самое
заветное желание и успеть сжечь бумагу
с последним, двенадцатым ударом, то желание
обязательно сбудется.
Магия первого дня,
как любого начала, послужила основой
целого ряда примет, запретов, правил поведения,
относящихся к Новому году. Перед
новогодними праздниками люди старались
вернуть все долги, так как
были уверены, что если этого не сделать,
то весь год придется расплачиваться.
Наши предки верили, что если в Новый
год с человеком что-нибудь случится,
то это же будет происходить с
ним на протяжении всего года. Не
позволялось в первый день года выполнять
какую-нибудь тяжелую работу, а то
будешь весь год работать без отдыха
и без удовольствия от сделанной
работы. Торговцы на Новый год первому
покупателю продавали товар за небольшую
цену, так как это гарантировало
успешную торговлю на весь год. У молодых
девушек существовала традиция несколько
раз в день переодеваться во все
новое. Считали, что тогда весь год
будут обновки. Во время первого
новогоднего умывания нужно было
в посуду положить медные или золотые
деньги, чтобы на протяжении всего
года быть сильным и красивым, а
серебряные деньги и вещи – чтобы
лицо было чистым и светлым.
Новый год - один из самых любимых народных
праздников. Его с нетерпением ждут и взрослые
и дети. Начало нового года - это начало
новой жизни, в которой можно будет избежать
ошибок и неудач. Поэтому за новогодним
столом в кругу близких людей звучат такие
же древние, как и сама традиция встречать
Новый год, пожелания оставить в уходящем
году все проблемы и горести, а в новый
взять с собой все самое светлое и хорошее.