Функции культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:58, контрольная работа

Краткое описание

Предметом культурологии выступает понятие культуры.
Объектом культурологи являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения.
Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой – совокупность результатов их деятельности. Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
1.1. Защитная функция……………………………………………………………...5
1.2. Креативная функция…………………………………………………………….5
1.3. Коммуникативная функция и культура общения…………………………….6
1.4. Сигнификативная функция……………………………………………………..6
1.5. Нормативная функция…………………………………………………………..8
1.6. Релаксационная функция……………………………………………………...10
1.7. Познавательная и информативная функция…………………………………13
1.8. Регулятивная и оценочная функция……………………………………….....13
Глава 2. КУЛЬТУРА КАК ТИП, ФОРМА, СПОСОБ
2.1. Культура как тип социальной памяти…………………………………….….15
2.2. Культура как форма трансляции социального опыта……………………17
2.3. Культура как способ социализации личности……………………………19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Культорология.docx

— 54.26 Кб (Скачать)

Введение 

     Предметом культурологии выступает понятие  культуры.

     Объектом  культурологи являются живые люди, творцы и носители культуры, а также  культурные явления, процессы и учреждения.  

     Культура  тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой – совокупность результатов их деятельности. Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

     Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном  языке.

     Многообразие  обыденного словоупотребления перекликается  со множественностью научных определений. Мы привыкли говорить о духовной и  материальной  культуре и прекрасно  понимаем, что в одном случае речь идёт о музыке, театре, религии, в  другом – о земледелии и садоводстве, компьютерном обеспечении производства.        

     Культура  как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т. е. человека.                                                                                                        

     Предназначение  культуры, её «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в её функциях.

     Речь  пойдет не столько о том, «что такое  культура», сколько о том, «как она  функционирует», «как» осуществляется единство культурной жизни общества в историческом и географическом пространстве. Культура в этом случае предстает как социальное достояние, общность норм, обычаев, нравов. И, конечно, полностью уйти от ответа, «что» они собой представляют (каково их предметное, вещное, действенное воплощение), невозможно. От одной исторической эпохи к другой можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образования и воспитания. Но следует заметить, что модифицируются лишь формообразования культуры, основные же ее функции должны в своей основе оставаться теми же, иначе общество бы распалось, погибло.

     Итак, каковы же основные функции культуры, позволяющие обществу существовать длительный исторический период, войти в современный век этническим общностям, давно ставшим крупными социальными образованиями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ 

1.1. Защитная функция. 

     Первой  универсальной функцией надо считать  защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений – орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии – человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.

     Но  на смену одним неблагоприятным  факторам, устраненным техническим  прогрессом, приходят другие, порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, вырубаются леса, отравляется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни. И не только естественного происхождения (например, СПИД), но и искусственного (скажем, лучевая болезнь). Таким образом, материальная культура, технический прогресс, с одной стороны, снижают угрозу жизни и здоровью людей, а с другой – повышают ее. Функция сопровождается дисфункцией. 

1.2. Креативная функция. 

     Вторая  фундаментальная функция культуры – преобразование и освоение мира. Ее еще называют креативной функцией (от лат. creatio созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания. Проявляется его любознательность, а не желание защититься. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Востоке выработаны сложные системы психотехники, медитации, боевых единоборств и концентрации воли, нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием.  

1.3. Коммуникативная функция и культура общения. 

     Третья  функция культуры – коммуникативная. Она включает передачу информации в  любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу, особенно на ранней стадии социализации. Культуры разных народов, как и люди – представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б. Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи. Обмен идеями в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностную культуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том ответном идейном или эмоциональном движении, которое они рождают в человеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста. Человек растет к человечеству, а не к числу прожитых лет. Культура – это культ роста, как иногда говорят. А рост происходит оттого, что человек приобщается, не теряя себя, к мудрости человеческого рода. 

1.4. Сигнификативная функция. 

     С коммуникативной тесно связана  сигнификативная функция культуры, буквально – функция приписывания значений и ценностей.

     То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой крут мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астрономических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие получило наименование, легендарную историю, наименование в научном каталоге, физико-химические характеристики.

     Так происходило с любым естественным явлением, которые друг за другом на протяжении сотен тысяч лет вовлекались в культурный оборот и получали наименование. Лес оставался скопищем деревьев, пока не стал укрытием, источником питания, обиталищем духов, охраняемым государством лесопарком, городским сквером. С этих позиций дерево в лесу и дерево под вашими окнами – разные деревья. Первое – часть зеленых насаждений, второе – элемент ландшафта. У них разные функции. Первое дает планете кислород, а животным пищу. Второе заслоняет от солнца, украшает прилегающую территорию, служит иным декоративным целям.

     Итак, расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет  область обозначаемых предметов. В итоге объем культуры и объем предметов, приобретших ценность и значение, всегда совпадают. Это равновеликие явления. Но дело этим не ограничивается. Охватив сеткой значений определенную область природы, человек постоянно переименовывает, переоценивает что-то внутри этой области. Одни и те же предметы у разных народов и в разные исторические эпохи получают разные значения и ценность. В результате мы можем встретить таких старожилов культурной ойкумены, которые имеют несколько десятков, если не сотен, значений. В совокупности они составляют то, что можно назвать культурной (или исторической) биографией вещей.

     Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление  о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление  – в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории.

     Маленькими  кирпичиками, из которых они, эти  конкретные формы, создаются, выступают  знаки, символы, метафоры, формулы, цифры, рифмы, имена, слова. Кирпичики складываются в более крупные объединения, и получаются сонеты, поэмы, гипотезы, эмпирические факты, математические уравнения, статистические таблицы, легенды, эпос и т. п. Наконец, здания объединяются в поселки, города, мегаполисы, страны, континенты. 

1.5. Нормативная функция. 

     Не  менее важную роль выполняет нормативная  функция культуры. Она проявляется  в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы. Их можно назвать первокирпичиками нормативной функции. Из этих кирпичиков образуются здания – более крупные и сложные комплексы: право, мораль, идеология.

     Всю совокупность существующих в обществе норм – а их великое число, мы даже не подозреваем, насколько много  их в современном обществе, – условно можно расположить вдоль одной прямой, на одном конце которой расположатся нормы, сильно связанные с жизненно важными для общества ценностями, а на другом – слабо или вовсе не связанные с ними. Один полюс назовем ценностным, а другой рациональным.

     Удивительно, но все известные нам комплексы  норм — мораль, право, идеология  – сконцентрировались на ценностном полюсе. Рациональный остался голым. Непонятно, зачем он вообще нам понадобился. Но не будем спешить с решением.

     Существует  множество правил, норм, запретов, которые никак не назовешь ни моральными, ни правовыми, ни идеологическими. Скажем, правило «обходи идущего навстречу справа» абсолютно внеоценочно. Трудно назвать его моральным, юридическим или идеологическим. Оно прагматическое, утилитарно-практическое, но не универсальное. В Англии движение автомобилей и пешеходов происходит в ином порядке. Не существовало этого правила и в традиционном, например племенном или сельском, обществе, где никакой уличной толпы просто нет.

     Культуры  и страны мира можно – опять  условно – поделить на культуры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насыщения. Из европейских стран больше всего норм, правил, стандартов, законов, по единодушному мнению специалистов, существует в современной Германии. В конце находятся страны Восточной Европы, в том числе Россия. Высока насыщенность нормами, обычаями и традициями восточных культур. Условно выражаясь, количество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии. Здесь почти всякое явление жизни, тем более культурное явление, как-то обозначено, нормировано, оценено. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и разработанные правила этикета. Нормативную функцию можно измерять не только степенью насыщенности культуры обычаями и традициями. Специалисты вводят в употребление термин «нормативная избыточность» для того, чтобы указать на другой аспект культурных норм – меру их жесткости. Считается, что чрезмерная регламентация поведения характерна для обществ с бедной культурой.

     Противоположным состоянием общества является аномия – отсутствие каких-либо норм и законов (от лат. anomia – отсутствие норм). Эту проблему в свое время глубоко изучил Э. Дюркгейм, который, собственно говоря, и ввел в научный оборот сам термин. Оба крайних положения – нормативная недостаточность и нормативная избыточность, жесткость и слабость норм – одинаково плохо сказываются на современном обществе.

     Регламентация поведения – и мягкая, и жесткая, – которая вытекает из нормативной  функции, неизбежно накладывает ограничения на свободу действий человека. Нормы, а их в окружающей жизни бесчисленное множество, по каждому пустяку говорят нам: это можно, а это нельзя. Пытаясь вписаться в круг обязанностей, мы обязательно что-то подавляем в себе. А всякое подавление связано с неудовольствием, напряжением, конфликтностью. 3. Фрейд разработал теорию, согласно которой культура – это нечто репрессивное, насильственное. Возможно, великий психоаналитик впадал в крайность, сводя культуру к подавлению и вытеснению. Но совершенно очевидно, что соблюдение культурных норм, часто вопреки желаниям и капризам, дается психике нелегко. Любое напряжение требует компенсации, а таковой может служить только расслабление – отдых, ничегонеделание, переключение на другое занятие, досуг. И здесь на помощь человеку приходит культура. Досуг в современном обществе немыслим вне общения с музыкой, театром, живописью, кино, всевозможными развлечениями.  

1.6. Релаксационная функция. 

     Следующая функция культуры – релаксационная. Релаксация (от лат. relaxatio – ослабление) – искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки – смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь. Все они относятся к разряду индивидуальных. Они недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения – увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

     Праздники – особо торжественные моменты, когда накопившееся напряжение снимается в возвышенно-эстетической и эмоционально-восторженной форме. Это моменты наибольшей радости, причем радости дозволенной, регламентированной, поскольку праздничные дни заранее объявляются и к празднику готовится все общество.

     По  мнению выдающегося отечественного культуролога М. Бахтина, в праздничные дни все переворачивается вверх ногами. Анализ «смеховой культуры» эпохи Возрождения убедил его, что в праздничные дни позволяется делать то, что под страхом смерти запрещается в обычные, – подвергаются осмеянию божества и патриотические чувства, идеологические идеи и политические кумиры. Это время дозволенной критики.

Информация о работе Функции культуры