Феномен детства в традиционной культуре русского фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Феномен детства в современном мире признан значимым, как самоценный период в жизни человека, как основа его характеристики. В этот период устанавливаются отношения между миром взрослых и детей, где за ребенком признается право на равноценное развитие и взаимодействие. Детство как определенный период развития человека, возрастные социально-психологические особенности ребенка и его положение в обществе обусловлены общеисторическими факторами: общественным строем и уровнем развития культуры. Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении нескольких столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками

Оглавление

Введение.

Глава 1. Фольклор как музыкально – поэтический жанр

Общая характеристика

Сущность фольклора

Глава 2. Детство как феномен культуры
2.1. Детство как социокультурный феномен
2.2. Детский фольклор – один из сегментов целого
Глава 3. Фольклор – источник национальных художественных традиций
3.1. Современное состояние детского фольклора
3.2. Необходимость воспитания детей в этнокультурном ключе

Файлы: 1 файл

Министерство высшего профессионального образования.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

Министерство высшего  профессионального образования

Уральский федеральный  университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Феномен детства в  традиционной культуре русского фольклора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Выполнил: студентка заочного отделения

 5 курса Сагитова И.С.

Научный руководитель:

профессор, доктор культурологии 

Девятова О. Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

Оглавление.

 

Введение.

 

Глава 1. Фольклор как музыкально – поэтический жанр

 

    1. Общая характеристика

 

    1. Сущность фольклора

 

Глава 2. Детство как  феномен культуры

2.1. Детство как социокультурный феномен

2.2. Детский фольклор – один из сегментов целого

Глава 3. Фольклор – источник национальных художественных традиций

3.1. Современное состояние детского фольклора

3.2. Необходимость воспитания  детей в этнокультурном ключе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность исследования.

Феномен детства в  современном мире признан значимым, как самоценный период в жизни  человека, как основа его характеристики. В этот период устанавливаются отношения между миром взрослых и детей, где за ребенком признается право на равноценное развитие и взаимодействие. Детство как определенный период развития человека, возрастные социально-психологические особенности ребенка и его положение в обществе обусловлены общеисторическими факторами: общественным строем и уровнем развития культуры. Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении нескольких столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.

Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времен. Наукой доказано, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше. Опыт восприятия музыки, вкусы начинают формироваться еще в утробе матери.

При разнообразии исследовательских  подходов и в наше время детство  по-прежнему остается малоизученным, а  в определенном смысле, даже загадочным явлением. Дети представляют собой совершенно особую «популяцию». Это очень хорошо представляют себе те взрослые, которые занимаются исследованием социальных проблем детей и непосредственно переживают страхи, тревоги и надежды современного ребенка. Тем не менее, следует отметить, что в основной своей массе взрослые не совсем отчетливо осознают всю сложность и противоречивость феномена детства как такового.

Приобщаясь к культуре, ребенок поглощает, постигает и присваивает культуру, а впоследствии этого и сам становится субъектом культурного творчества. Таким образом, очевидно, что культура детства - особый культурный феномен, теоретическое осмысление которого актуально и необходимо в современном мире для современной науки.

Степень научной исследованности  темы.

Размышления о смысле детства, его сущности, статусе в  обществе содержатся в сочинениях античных авторов - Сократа, Платона и Аристотеля. В Средние века эту тему поднимали Августин Аврелий, Э.Роттердамский, в эпоху Возрождения - Л.Б.Альберти, М. де Моитень и др. Немецкие философы Г.В.Ф.Гегель, И.Кант, К.Маркс, Л.Фейербах, Ф.Шеллинг также размышляли на темы творческой деятельности как источника и основы человеческого созревания, семьи и воспитания. Понятие «детство» как общей фазы развития впервые сформулировано в семейной педагогике эпохи Просвещения, а именно в трудах К.А.Гельвеция, Д.Дидро, Я.А.Коменского, Я.Корчака, Дж.Локка, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, в русской педагогике - К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского и др.

Культурные значения развития человека и детства в  целом представлены положениями  конкретно-исторического и философского подхода, в частности такими авторами как: Ф.Ариес, П.Бюхнер, В.Вундт, К.Гроос, Л.Демоз, М.Дюбуа-Реймон, М.Кляйн, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс, М.Мид, Ж.Пиаже, З.Фрейд, Э.Фромм, Й.Хейзинга, В.Штерн, К.-Г.Юнг, К.Ясперс и др.

Отечественные специалисты также разрабатывали эту проблему в области истории, психологии, этнографии детства, обращаясь к истокам европейской культуры, историографии и методологии гуманитарного знания. К числу таких исследователей относятся: Р.Г. Апресян, О.Ю.Артемова, В.Г.Безрогов, А.А.Белик, Л.С.Выготский, А.Я.Гуревич, С.Н.Иконникова, Г.А.Зверева, В.В.Зеньковский, И.С.Кон, В.Т.Кудрявцев, Э.А.Куруленко, А.Р.Лурия, М.В.Осорина, Д.И.Фельднпейн, Ф.И.Шмит, Г.Г.Шпет и др.

Объект исследования – феномен детства.

Предмет исследования – традиционный русский фольклор в контексте феномена детства, т.е. детский фольклор.

Цель исследования – раскрыть специфику культуры детства на основе традиционного русского фольклора.

Задачи исследования:

  1. Дать понятие  и раскрыть сущность фольклора.
  2. Рассмотреть феномен детства как социокультурное явление.
  3. Выявить влияние роли фольклора в современной культуре.

Методологическая  основа исследования.

Теоретическая - анализ музыковедческой литературы по проблеме исследования. Труды отечественных музыкальных критиков, искусствоведов, ученых-музыковедов, посвященных русскому фольклору. Методологическая база исследования основана на фундаментальных положениях философской и культурологической науки, определяющих смысловой контекст описания и объяснения детства как феномена культуры.

Структура исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, который включает                     наименований.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования, излагается его методологическая  основа.

В первой главе – рассматривается понятие и сущность фольклора.

Во второй главе – анализируется детство как социокультурный феномен.

В третьей главе – разбирается современное состояние детского фольклора.

В заключении даются общие выводы исследования данной темы.

 

 


Информация о работе Феномен детства в традиционной культуре русского фольклора