Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:12, курсовая работа
Феномен детства в современном мире признан значимым, как самоценный период в жизни человека, как основа его характеристики. В этот период устанавливаются отношения между миром взрослых и детей, где за ребенком признается право на равноценное развитие и взаимодействие. Детство как определенный период развития человека, возрастные социально-психологические особенности ребенка и его положение в обществе обусловлены общеисторическими факторами: общественным строем и уровнем развития культуры. Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении нескольких столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками
Введение.
Глава 1. Фольклор как музыкально – поэтический жанр
Общая характеристика
Сущность фольклора
Глава 2. Детство как феномен культуры
2.1. Детство как социокультурный феномен
2.2. Детский фольклор – один из сегментов целого
Глава 3. Фольклор – источник национальных художественных традиций
3.1. Современное состояние детского фольклора
3.2. Необходимость воспитания детей в этнокультурном ключе
Министерство высшего профессионального образования
Уральский федеральный
университет имени первого
Факультет искусствоведения и культурологии
Кафедра культурологии
Феномен детства в традиционной культуре русского фольклора
Курсовая работа
Выполнил: студентка заочного отделения
5 курса Сагитова И.С.
Научный руководитель:
профессор, доктор культурологии
Девятова О. Л.
Екатеринбург
2013
Оглавление.
Введение.
Глава 1. Фольклор как музыкально – поэтический жанр
Глава 2. Детство как феномен культуры
2.1. Детство как социокультурный феномен
2.2. Детский фольклор – один из сегментов целого
Глава 3. Фольклор – источник национальных художественных традиций
3.1. Современное состояние детского фольклора
3.2. Необходимость воспитания детей в этнокультурном ключе
Введение.
Актуальность исследования.
Феномен детства в современном мире признан значимым, как самоценный период в жизни человека, как основа его характеристики. В этот период устанавливаются отношения между миром взрослых и детей, где за ребенком признается право на равноценное развитие и взаимодействие. Детство как определенный период развития человека, возрастные социально-психологические особенности ребенка и его положение в обществе обусловлены общеисторическими факторами: общественным строем и уровнем развития культуры. Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении нескольких столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.
Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времен. Наукой доказано, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше. Опыт восприятия музыки, вкусы начинают формироваться еще в утробе матери.
При разнообразии исследовательских подходов и в наше время детство по-прежнему остается малоизученным, а в определенном смысле, даже загадочным явлением. Дети представляют собой совершенно особую «популяцию». Это очень хорошо представляют себе те взрослые, которые занимаются исследованием социальных проблем детей и непосредственно переживают страхи, тревоги и надежды современного ребенка. Тем не менее, следует отметить, что в основной своей массе взрослые не совсем отчетливо осознают всю сложность и противоречивость феномена детства как такового.
Приобщаясь к культуре, ребенок поглощает, постигает и присваивает культуру, а впоследствии этого и сам становится субъектом культурного творчества. Таким образом, очевидно, что культура детства - особый культурный феномен, теоретическое осмысление которого актуально и необходимо в современном мире для современной науки.
Степень научной исследованности темы.
Размышления о смысле детства, его сущности, статусе в обществе содержатся в сочинениях античных авторов - Сократа, Платона и Аристотеля. В Средние века эту тему поднимали Августин Аврелий, Э.Роттердамский, в эпоху Возрождения - Л.Б.Альберти, М. де Моитень и др. Немецкие философы Г.В.Ф.Гегель, И.Кант, К.Маркс, Л.Фейербах, Ф.Шеллинг также размышляли на темы творческой деятельности как источника и основы человеческого созревания, семьи и воспитания. Понятие «детство» как общей фазы развития впервые сформулировано в семейной педагогике эпохи Просвещения, а именно в трудах К.А.Гельвеция, Д.Дидро, Я.А.Коменского, Я.Корчака, Дж.Локка, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, в русской педагогике - К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского и др.
Культурные значения развития человека и детства в целом представлены положениями конкретно-исторического и философского подхода, в частности такими авторами как: Ф.Ариес, П.Бюхнер, В.Вундт, К.Гроос, Л.Демоз, М.Дюбуа-Реймон, М.Кляйн, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс, М.Мид, Ж.Пиаже, З.Фрейд, Э.Фромм, Й.Хейзинга, В.Штерн, К.-Г.Юнг, К.Ясперс и др.
Отечественные специалисты также разрабатывали эту проблему в области истории, психологии, этнографии детства, обращаясь к истокам европейской культуры, историографии и методологии гуманитарного знания. К числу таких исследователей относятся: Р.Г. Апресян, О.Ю.Артемова, В.Г.Безрогов, А.А.Белик, Л.С.Выготский, А.Я.Гуревич, С.Н.Иконникова, Г.А.Зверева, В.В.Зеньковский, И.С.Кон, В.Т.Кудрявцев, Э.А.Куруленко, А.Р.Лурия, М.В.Осорина, Д.И.Фельднпейн, Ф.И.Шмит, Г.Г.Шпет и др.
Объект исследования – феномен детства.
Предмет исследования – традиционный русский фольклор в контексте феномена детства, т.е. детский фольклор.
Цель исследования – раскрыть специфику культуры детства на основе традиционного русского фольклора.
Задачи исследования:
Методологическая основа исследования.
Теоретическая - анализ музыковедческой литературы по проблеме исследования. Труды отечественных музыкальных критиков, искусствоведов, ученых-музыковедов, посвященных русскому фольклору. Методологическая база исследования основана на фундаментальных положениях философской и культурологической науки, определяющих смысловой контекст описания и объяснения детства как феномена культуры.
Структура исследования.
Работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка
литературы, который включает
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования, излагается его методологическая основа.
В первой главе – рассматривается понятие и сущность фольклора.
Во второй главе – анализируется детство как социокультурный феномен.
В третьей главе – разбирается современное состояние детского фольклора.
В заключении даются общие выводы исследования данной темы.
Информация о работе Феномен детства в традиционной культуре русского фольклора