Европейские программы в области культурного сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение задач и их решения в сфере сохранения культурного наследия стран Европы посредством культурного сотрудничества.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть направления культурной политики стран Европы;
определить задачи, возникающие в сфере сохранения культурного наследия европейских стран;
рассмотреть решение этих задач c помощью культурного сотрудничества;
выявить организационно-экономические условия для развития сотрудничества в сфере культуры
аргументировать единый комплекс культуры как залог сохранения культурного наследия стран Европы

Оглавление

Введение
3
Раздел 1. Политика Европейских государств в области сохранения культурного наследия

5
1.1.Задачи Европы по сохранению культурного наследия
5
1.2.Политика ЕС направленная на культурное сотрудничество
9
Раздел 2. Программы Европейских государств в области культурного взаимодействия
12
2.1.Культурные программы Европейского союза
12
2.2.Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европы
18
Заключение
21
Использованная литература
23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 51.58 Кб (Скачать)
  • поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;
  • социальная поддержка работников культурной сферы;
  • сохранение европейского культурного наследия.

Суть  этой политики — придание европейскому культурному процессу транснационального характера, «европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности.

В настоящий  период в рамках Европейских Сообществ и Европейского Союза насчитывается 64 правовых акта, регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом. Во-первых, это 6 нормативно-правовых документов, входящих в блок первичного законодательства. Во-вторых, это 38 документов из блока вторичного законодательства. И 21 резолюция, принятых министрами по делам культуры в рамках Совета ЕС (блок дополнительного законодательства).

Важным  моментом в культурном законодательстве ЕС является положение статьи № 151 ДЕС, в которой говорится, что Совет  ЕС может принимать решения лишь о мерах поощрительного характера, что исключает какую - либо гармонизацию законов и правил государств - членов Сообщества, способствует взаимодействию с третьими странами и международными организациями, такими как Совет  Европы и ЮНЕСКО. Большинство проектов ЕС открыты для стран - кандидатов и государств, с которыми подписаны  соглашения о культурном сотрудничестве, включая Россию и Беларусь. Культурная политика Евросоюза, как и сама европейская культура, развивается под воздействием двух разнонаправленных тенденций: к консолидации и интеграции, с одной стороны, и к сохранению национальных особенностей и культурного многообразия — с другой.

Еще в 1974 г. Европейский парламент принимает  специальное решение о защите культурного наследия стран - членов Европейского экономического сообщества (Рекомендация Еврокомиссии государствам-членам относительно охраны архитектурного и  природного наследия (№ 76/65/ЕЭС от 20.12.1974 г.)). С момента образования ЕЭС  в 1957 г. это было первое такое юридическое  решение. Но только с 1993 года Евросоюз основательно взялся за решение культурных проблем.

В период 1990 - 2000гг. было около 2,5 тыс. культурных проектов, разработанных в недрах институтов ЕС. Осуществлению данных проектов на практике было поручено 12 тыс. операторам, специализирующие в  сфере культуры, причем все они  отбирались только на конкурсной основе.

В июле 1990 года Еврокомиссия опубликовала условия  для участия в программе «Европейская культурная сцена» (предвозвестница  программы «Калейдоскоп»). В 1994 году данная программа была реорганизована с целью улучшения художественного  и культурного сотрудничества между  странами, входящими в Евросоюз. Так для поддержки 424 культурных проектов в рамках «Европейской культурной сцены» в период 1990-1995 гг. Еврокомиссией  было выделено 1,43 млн. экю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. Программы Европейских государств в области культурного взаимодействия

2.1. Культурные программы  Европейского союза

 

Культурная акция ЕС. Самым значительным культурным мероприятием Европы в 90-х годах явилась Культурная Акция ЕС, запущенная в действие Генеральной Дирекцией (Информация, Культура, Связь, Аудио-визуальные средства) и занесенная в статью 128 Договора о Союзе (Маастрихтский договор 1992 года).

Вступление  в силу Маастрихтского договора вводит юридическое измерение культурной политики, которая отныне представляет собой один из инструментов, предназначенных  для воплощения идеи единого гражданства  в Европейском Союзе. Интеграционный процесс больше не ограничивается экономическими и социальными аспектами: цель состоит  в том, чтобы укрепить чувство  принадлежности к единому сообществу. И роль культуры в данном процессе не только признана, но и активизирована.

Культурная  Акция претворяется в жизнь через  содействие современному творчеству, поддержку транснациональной и  международной кооперации, в том  числе в рамках программы, разворачивающейся  в сотрудничестве с Советом Европы. Деятельность направлена на распространение  европейской истории и культуры, повышение уровня знаний о них, сохранение общеевропейского достояния, оказание поддержки культурному обмену и  художественному творчеству.

Программа действий в области культуры принята  по предложению Европейской Комиссии Советом и Парламентом согласно процедуре «совместного принятия решений», с учетом точки зрения Комитета Регионов. В Совете требуется единогласие  при голосовании. Речь идет о сфере  интересов, которые конституционально  являются чрезвычайно чувствительными  для некоторых стран - участниц, в  частности для федеральных государств (особенно Германии и Бельгии).

Чтобы официально оформить свою акцию, Европейская Комиссия в программе, разработанной в 1994 году, выделила 3 привилегированных  направления: культурные достояния, книга  и чтение, художественное творчество. Эти приоритеты учтены в программах “Калейдоскоп”, “Ариан” и “Рафаэль”. Политика в сфере аудиовизуальных  средств, рассматриваемая, прежде всего  с экономической точки зрения, включает также и культурный аспект, который входит в программу “Медиа”.

Для реализации общественных культурных проектов Еврокомиссия привлекает множество операторов, которые  проходят через строгий тендер. И  только после процедуры аккредитации культурных операторов Генеральный  директорат по культуре выделяет финансовые средства из бюджета ЕС в пропорции 60/40% (Регламент Еврокомиссии ЕС № 2342/2002 от 23.12.2002 г. принятый в исполнении решения  Совета ЕС № 1605/2002 от 25.06.2002 г.). Т.е. культурные проекты Евросоюзом финансируются  не полностью (не на 100%). Часть средств  изыскивает сами культурные операторы, заинтересованные в осуществлении  тех или иных проектов в сфере  культуры (их доля обычно составляет 40-50%).

Рассмотрим культурные программы  Евросоюза, инициируемые Советом ЕС и Европейским Парламентом, начиная  с 1992 года.

Программа «Калейдоскоп» (Решение № 719/96/ЕС Европейского парламента и Совета от 29 марта 1996 г. об учреждении программы поддержки художественной и культурной деятельности, имеющей общеевропейское значение) была первой культурной инициативой, запущенной на уровне Европы на основе статьи 128 ДЭС (до 1999 года) и статьи 151 ДЭС (после 1999 года).

Данная  программа была разработана на основе соглашения, которое в 1992 г. заключили  министры культуры стран - членов с  целью «расширения и интеграции культурных традиций европейских стран, обобщения опыта и моделей  поведения европейцев». Программа  распространялась на сценическое (театр, танцы, музыка, опера), пластическое (живопись, скульптура, архитектура, графика) и прикладное (фотография и дизайн) искусство. Эта программа была призвана содействию художественному творчеству европейского масштаба. «Калейдоскоп» стимулировал как творчество, так и углубление знаний, распространение культуры. Проекты объединяли партнеров, по крайней мере, трех стран-участниц. К 1996 году «Калейдоскоп» поддержал проведение в Европе 3000 спектаклей и выставок пластического искусства, а также 75 культурных проектов в трех европейских городах и 11 европейских театральных и музыкальных фестивалей.

В период с 1996 по 1999 г. общий бюджет программы  составил 36,7 млн евро. За 4 года было профинансировано 518 культурных проектов. В реализации этих проектов участвовали  более 1000 культурных операторов из стран  Европы.

Программа «Ариан» (Решение № 2085/97/ЕС Европейского парламента и Совета от 6 октября 1997 г. об учреждении программы поддержки, включая переводы, в сфере книгоиздательства и чтения).

Эта программа  поддерживала выпуск литературной продукции  и чтение, в частности стимулировала  перевод книг на другие языки стран  Европы (так за 4 года было переведено 630 книг), оказывала помощь библиотечному делу. «Ариан» содействовала сотрудничеству государств - участников и осуществляла поддержку их действий в этой области, оказывая помощь в переводческой деятельности и создавая благоприятные условия для кооперации и повышения квалификации специалистов.

«Ариан» способствовала более широкому распространению  переводов современных книг высокого уровня, идет ли речь о романах, новеллах, биографических эссе, пьесах, поэзии или  истории литературы. Программа финансировала  до 100% гонорара переводчиков.

Содействие  сотрудничеству осуществлялось через  финансирование; размер выделяемых средств  достигал 25% общего бюджета проектов, цель которых — способствовать взаимному  познанию, доступу к литературе или  истории европейских народов: в частности, речь может идти о проведении совещаний, коллоквиумов, показов, пилотных акций по кооперации, культурных обменах. «Ариан» также был нацелен на продвижение партнерских инициатив, облегчающих распространение книг, их рекламу, перевод и доступ к читателю. В более общем смысле программа предназначалась для развития профессиональных обменов «ноу-хау» и опытом.

Вместе  с тем, «Ариан» дополнял национальные политики в плане повышения квалификации переводчиков, а также специалистов, способствующих распространению книги  и расширению доступа к культуре различных европейских народов.

Программа включала и приз «Аристейон», присуждаемый лучшей литературной продукции и  переводам.

Процедура отбора проектов, достойных поддержки, была сходна с той, что действует  в рамках «Калейдоскопа»: заявки на участие публикуются в «Официальном журнале Европейского Сообщества», и жюри независимых экспертов  отбирает лауреатов.

За время  действия программа поддержала около 800 проектов (139 проектов в 1996 году (стадия подготовки к проекту) и 767 проектов в период 1997-1999 годов (184 в 1997 г., 292 в 1998 г. и 291 проект в 1999 г.)), а ее бюджет составил 11,1 млн. евро.

Программа «Рафаэль» (Решение № 2228/97/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13.10.97г. об учреждении Программы действий Сообщества в сфере культурного наследия).

Эта программа  способствовала сохранению и использованию  движимого и недвижимого европейского культурного достояния, повышению  степени его доступности для  общества, стимулировала обмен опытом и передачу технологий, способствовала расширению доступа граждан Европы к культурному наследию и развитию бережного отношения к памятникам культуры. В рамках программы проводились  работы по восстановлению и сохранению культурных памятников (музеи, коллекции, библиотеки, архивы, собрания фотографий, кинофонды и фонды звукозаписи), археологических наземных и подводных объектов, архитектурных памятников и культурных ландшафтов. Так в 1996 году было 5 приоритетных областей: стиль «барокко» (1610-1760), археология (до конца XVI века для наземной археологии и конца XVIII века для подводной), расширение доступа к европейским музеям, мероприятия европейского масштаба по приданию большего значения культурному наследию и мобильности специалистов. Из 495 заявок были выбраны 147 проектов. 25% из них затрагивают как ассоциированные страны Центральной Европы, так и третьи страны, подписавшие соглашения, включающие пункт культурного сотрудничества.

Программа «Культура – 2000». К концу 90-х годов перед Европейскими государствами встал вопрос повышения эффективности проводимой культурной политики. Для решения этого вопроса Европарламентом было принято решение об объединении разнородных программ и мероприятий в области культуры в одну общую Программу “Культура- 2000”, цель которой: сохранение и защита объектов европейского наследия исключительной важности; поддержание культурного разнообразия в странах Европы; распространение европейского искусства и культуры; мобильность культуры в пределах ЕС (Решение Европарламента и Совета ЕС № 508 / 2000 / ЕС от 14 февраля 2000 г., дополненное Решением № 626/2004/ЕС от 31 марта 2004 г.). Эти два решения были приняты в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье № 151 ДЭС. В этих решениях было учтено и мнение Комитета регионов.

Программа “Культура- 2000” была рассчитана на 7 лет (2000-2007 гг.) с общим бюджетом 236,5 млн. евро. Данная программа обеспечивала субсидиями разные культурные проекты (пластическое и визуальное искусство, литература, культурная история и  культурное наследие).

Программа “Культура - 2000” осуществлялась с  помощью Комитета управления Еврокомиссии, который на основании экспертных оценок выбирал наиболее оптимальные  культурные проекты.

В “Культуре - 2000” согласились участвовать 30 европейских стран (25 стран ЕС, 3 страны европейской экономической зоны (Норвегия, Исландия, Лихтейнштен) и  страны-кандидаты в ЕС- Болгария с Румынией).

Программа способствовала продвижению культурного  диалога и взаимного знания культуры, развитию театрального искусства, развитию музыкального, книжного секторов.

Осуществлялась  финансовая поддержка для более 50 трансъевропейских культурных сетей (созданы Решением Совета ЕС в ноябре 1991 г.), в задачу которых входит практическое воплощение около 1400 культурных проектов в период 2006-2013 гг.

В программу  “Культура- 2000” была интегрирована  и программа “Культурная столица  Европы”.

В апреле 2004 года Парламент и Совет ЕС в  рамках программы “Культура - 2000”  приняли программу защиты малых  европейских языков (например, язык басков), для которой было создано  Европейское бюро по защите культуры и языка малых европейских  народов, а по всему Евросоюзу  создаются специальные информационные центры «Меркатор».

На реализацию каждого из 233-х проектов в рамках программы “Культура - 2000” Еврокомиссия выделяла от 50 тыс. до 150 тыс. евро в год.

В течении 2004 года происходила реализация 209 культурных проектов, на которые было потрачено 18,5 млн. евро, причём на такие мультикультурные проекты, как визуальное искусство (телевидение, кино) и выпуск и перевод  книг из данной суммы было израсходовано 13,5 млн. евро.

Например, в рамках Программы “Культура-2000”  на проведение в 2004 году акции “Культурная  столица Европы” (Лилль и Генуя) было израсходовано 1 млн. евро.

2.2 Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европы

Панорама  культурных взаимодействий была бы неполной без упоминания о секторе аудиовизуальных средств, который находится на границе многих направлений политики европейских стран. Директива «Телевидение без границ» создает единый рынок в данном секторе, устанавливая условия свободного движения телевизионных программ по территории ЕС, программы серии “Медиа” должны стимулировать развитие европейской аудиовизуальной индустрии.

Информация о работе Европейские программы в области культурного сотрудничества