Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:22, реферат
Что мы знаем о мифе? Ч мы знаем о богах? О том, какие они были на самом деле? Сейчас появилось множество фильмов, сериалов, мультипликационных фильмов про мифы и легенды. Но они дают неверное представление о Богах. Взяв, к примеру, мультфильм производства «Дисней» «Геркулес», здесь божества представляются нам добрыми и веселыми. Так же как и в недавно вышедшем фильме «Персей Джексон и похититель молний» Посейдон защищал человечество. Нам изначально дают не правильное представление о мифах, делая богов добрыми. Как бог грома и молний может творить добро? Как вообще боги, воплощавшие стихийные бедствия, могут творить добро? Ответ прост: они его и не творили.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Миф как «структура мира»…………………………………………………..4
2. Древнегреческая мифология как отражение представлений древних греков об устройстве мира………………………………………………………………9
2.1. Общая характеристика греческой мифологии………………………9
2.2. Доолимпийский период………………………………………........12
2.3. Боги и демоны греческой мифологии………………………………14
2.4. Олимпийский период…………………………………………….......16
Заключение ……………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт космических и информационных технологий
Кафедра
этики, эстетики и культуры
РЕФЕРАТ
Древнегреческая
мифология
Красноярск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Миф как «структура мира»…………………………………………………..4
2. Древнегреческая мифология как отражение представлений древних греков об устройстве мира………………………………………………………………9
2.1. Общая характеристика греческой мифологии………………………9
2.2.
Доолимпийский период………………………………………........
2.3. Боги и демоны греческой мифологии………………………………14
2.4.
Олимпийский период…………………………………………….......
Заключение ……………………………………………………………………..19
Список
используемой литературы…………………………………………….20
ВВЕДЕНИЕ
Что
мы знаем о мифе? Ч мы знаем
о богах? О том, какие они были
на самом деле? Сейчас появилось множество
фильмов, сериалов, мультипликационных
фильмов про мифы и легенды. Но они дают
неверное представление о Богах. Взяв,
к примеру, мультфильм производства «Дисней»
«Геркулес», здесь божества представляются
нам добрыми и веселыми. Так же как и в
недавно вышедшем фильме «Персей Джексон
и похититель молний» Посейдон защищал
человечество. Нам изначально дают не
правильное представление о мифах, делая
богов добрыми. Как бог грома и молний
может творить добро? Как вообще боги,
воплощавшие стихийные бедствия, могут
творить добро? Ответ прост: они его и не
творили. Изначально все боги были враждебно
настроены к людям, они их не любили, они
их презирали. А за что, собственно говоря,
можно любить этих «беспомощных людишек».
Читая мифы про богов, замечаем, что они
жестоки, беспощадны, мстительны. А в современной
интерпретации мифов они предстают добродушными.
А зачем? Чтобы показать что раньше «и
небо было голубе, и трава зеленее» и солнце
светило ярче.
До недавнего времени мифологии не придавалось должного значения. Когда человеку понадобились антропоморфные божества, человек пошел по пути, как утверждает Вико, воплощения в одном герое своих вековых идеалов. Ему вторил Гете, который считал, что в ранние века идеи существовали в интуитивных мысленных образах и лишь позднее их облекли в понятия – мироощущения обрели форму, богов, а сегодня они вновь становятся понятиями. Миф в широком смысле означает все, произнесенное человеком, - слово, сообщение о чем-то, рассказ. В античной Греции мифом называли повествование о доисторических греках. Применение термина миф в среде современных ученых получило достаточно широкое толкование: теперь равнозначное значение имеют сказания любого племени о земле. С древности было широко распространено мнение о том, что миф является синонимом выдумки, хотя правдивые мифы – а таковых отнюдь не мало – могут быть самым исчерпывающим и поэтичным изложением реальных событий. Миф, даже когда он заключает в себе всеобщий принцип, выражает в особой форме через своеобразие своих героев язык и внутренний мир людей определенного времени и места. Люди, которые любят и понимают мифологию, согласятся, что правда не отделима от нее, как тело от души, подчеркивал Иеремия Кертин.
Миф
- это понятие имеет в обыденном
и культурном языке три значения:
1) древнее предание, рассказ; 2) мифотворчество,
мифологический космогенез; 3) особое состояние
сознания, исторически и культурно
обусловленное. Миф не может быть
рассказом чисто историческим,
поскольку на стадии мифологического
мышления то, что говорится,
еще не отделено от того, о чем говорится
[7].
Древние греки, создавая мифы, пытались объяснить те необъяснимые явления природы и всего окружающего мира. Для них молнии, тучи, дождь, засуха были этим самым необъяснимым. И для того чтобы заполнить пробелы своего незнания древние люди создают мифы, где каждое явления соотносится с богом. А почему именно с богам? Возможно, боги представляли собой нечто могущественное и непобедимое – стихии, природные явления. По сути, обычный человек не может тягаться с бурей, торнадо, надвигающейся грозой, поэтому древние люди создают богов которые за все за это отвечают.
"Мы
будем рассматривать миф так,
как если бы он представлял
собой оркестровую партитуру,
переписанную несведущим
Создание мира в каждом мифе одинаково: «Вначале были Апсу – первозданность и Тиамат – хаос. Больше не было ни кого. Тогда не было имен и названий, судьбы не были предопределены. » (Вавилонская мифология)[3;45], «Вначале Нюкта, которая есть ночь, парила в темноте. Яйцо отложила Нюкта, чернокрылая птица. Из Верхней оболочки образовался Уран, который есть небеса, а из нижней части – Гея, которая есть земля. » (Греческая мифология)[3;86], «Вначале был только зияющий провал, мировая бездна, по одну сторону от нее было место инея и тумана; по другую – место огня. Гиннунгагап, Нифльхейм и Муспелльсхейм – вот что было в начале. Зияющий провал наполнялся прохладными по токами воды, текущими с места инея и тумана, тепло, тепло даваемое местом огня, превращало прохладную воду в иней; из инея появились два живых существа – древний великан Имир и корова Аудумла. » (Исландская мифология)[3;216]. Из примеров видно, у каждых народов мир создавался из пустоты, хаоса, темноты, из ничего. Рождения мира из хаоса - второе значение понятие мифа как мифотворческого космогенеза [5;156].
В вознесении богов тоже есть общие черты. Так, например, в греческой мифологии Зевс сверг своего отца Крона. В исландской мифологии Один и его братья убивают великана Имира и из его тела создали горы, скалы, траву и т.д. Как правило, главным среди богов являлся тот бог, который отвечал за более значимое или страшное природное явление. В древнем Египте это был Осирис – Судья мертвых, в Греции Зевс – бог грома и молний, в Японии Аматэрасу – солнечная богиня.
Далее боги спускались на землю в виде простых смертных, связывают себя с каким-нибудь смертным и возвращаются обратно в свое обиталище. После таких союзов и рождались полубоги. Самые известные из них Геракл и Гильгамеш. Как правило, дети богов становились героями, осуществляли подвиги.
Обычно мифы заканчиваются какой-нибудь историей, грустной или радостной. И в каждом мифе описан исход всего мира и жизни человеческой.
Из выше перечисленного можно сделать следующие выводы – люди, создавая мифы, свое мифологическое сознание, воплощали в них свое видение мира, свои идеалы, свои мечты и надежды. Миром правили боги, которых боялись и уважали. Чтобы не разгневать их приносили жертвы в виде животных, а иногда даже людей приносили в жертву этим антропоморфным существам. Чем значимее бог, тем больше жертва. Герой были придуманы как образ идеала. Из одного только описания можно сказать, что таких людей существовать не могло: «Ростом он был на целую голову выше всех, а сила его далеко превосходила силу человека. Никто не был равен Гераклу в военных упражнениях, а луком и копьем он владел так искусно, что ни когда не промахивался»[4;122]. Он был всего лишь воплощением мечтаний об идеале мужчины, к которому пытались стремиться благородные мужи того времени. Однако представление загробной жизни у всех было разное. Конечно, некоторые совпадали. Одни представляли себе страшный суд, где будет рассматриваться их мирская жизнь, их хорошие и плохие поступки, другие верили в реинкарнацию сразу же после смерти. Все эти представления и создают мифологическое сознание.
Рассмотрим особенности мифологического сознания на примере мифа об Эдипе. Эдип по неведению убивает своего отца и женится на своей матери. Важно при этом, что он становится царем и что отец его был царь. Вот первая характерная черта архаического мифа: ритуальное убийство престарелого царя, ветхого жреца - этому посвящена огромная книга Дж. Фрейзера "Золотая ветвь". Ритуальное убийство царя связано с культом умирающего и воскресающего бога – в мифологическом сознании Эдип и отец его Лай суть две стадии одного человека, это и есть умирающий и воскресающий бог-царь. А что такое соитие с матерью? Как говорили в древней Руси, "Богородица - мать-сыра земля": земля, мать - это олицетворение плодоносящего начала и одновременно субститут царской власти как овладения матерью-родиной. Ведь Эдип, овладев Иокастой, своей матерью, тем самым овладел городом Фивы, стал царем Фив. Почему же Эдип ослепил себя? В мифе об Эдипе действует особая диалектика зрения как слепоты и слепоты как зрения. Об этом хорошо пишет Я. Э. Голосовкер. Эдип видел своего отца, видел свою мать, но тем не менее совершил все эти поступки, а слепой старецандрогин провидец Тиресий знал всю эту историю заранее от начала до конца. Стало быть, внешнее зрение ничего не стоит. Так пусть же его не будет вообще. И Эдип выкалывает себе глаза, чтобы отныне видеть все внутренним зрением. Итак, в мифе об Эдипе слились и аграрный миф, и миф об умирающем и воскресающем боге. Убийство отца и инцест - явления поздние, то есть поздним является их осознание как чего-то ужасного. В обществе с эндогамией инцест был обычным делом. А первые люди вступали в инцест в силу обстоятельств; с кем же еще было им вступать в связь, ведь больше, кроме них, никого не было? Леви-Строс же вообще считал, что главное в мифе об Эдипе совсем другое - вопрос, заданный мифологическим сознанием: как рождается человек, от одного человека или от двух? Современные представления о том, как рождается человек, - очень поздние, все мифологические герои рождаются каким-нибудь экзотическим, с нашей точки зрения образом: из головы отца, от наговора, от укуса какого-то насекомого и так далее. Наконец, они просто вырастают из земли. Леви-Строс обращает внимание на то, что Эдип был хромой, ведь ему в детстве перерезали сухожилия, и на то, что в имени его отца Лая (что значит "левша") кроется намек на то, что нечто не в порядке с конечностями. Леви-Строс толкует это как остатки архаического представления о том, что человек вырос из земли, а весь миф об Эдипе, как пробуждающееся любопытство к тому, как же это происходит на самом деле, в этом, по Леви-Стросу, и смысл Эдипова комплекса, который он тоже считает частью мифа об Эдипе, ибо миф не знает времени[6].
2.1.
Общая характеристика греческой мифологии
При
рассмотрении греческой мифологии
в развитии в пределах каждого
отдельного мифа устанавливаются и
прослеживаются разновременные рудименты
(т. е. остатки прежних эпох), которые
сосуществуют с ферментами нового,
возникающего в сюжете мифа. Например,
в мифе о рождении Афины Паллады
в полном вооружении из головы Зевса,
проглотившего свою забеременевшую
супругу Метиду, можно различить
остатки фетишистских представлении
и каннибализма, предшествовавшие развитому
патриархату, примат мужского индивидуума
над женским и символику
Один и тот же мифологический мотив может и составлять основное содержание мифа, и играть второстепенную роль. Для эпохи последовательного зооморфизма отождествление солнца с быком является центральным содержанием мифа о солнце, так же как совиный вид Афины Паллады — основное в содержании мифа. Но в гомеровской мифологии в связи с тем, что центральное содержание мифа о солнце для этого времени было уже антропоморфическим, солнце, воплощенное в быке, стало рудиментом. Аналогичен по своему происхождению рудиментарный характер совоокости Афины Паллады у Гомера с изменением основного содержания мифа.
Греческая мифология в ее наиболее развитом, т.н. классическом, состоянии представляет собой мифологию героическую, а не стихийно-демоническую (эти два типа мифологии относятся к хтонической мифологии). Героическая микология связана с периодом патриархата, однако, в ней прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это, прежде всего генетические рудименты, указывающие нахождение: Ахилл — сын морской богини, Ио — дочь аргосской реки Инах и др. Субстанциальные рудименты основаны на отождествлении разного рода предметов или существ: луна — корова, солнце — бык, Инах - река и царь Аргоса и др. Многочисленны ипостасные элементы: Агамемнон — ипостась Зевса; Ифигения — ипостась Артемиды и т.д. Огромное количество рудиментов имеет метаморфозный, или оборотнический, характер: Зевс вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя, с Семелой — в виде грома и молнии, с Европой — в виде быка и др. Из иконографических рудиментов (т.е. относящихся к внешнему виду определенного мифологического персонажа) в мифах фигурирует змеиный хвост у Кадма, рот и копыта у Пана, совиные глаза у Афины, коровьи у Геры и т.д.