ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО
«УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
Челябинский
институт (филиал)
Кафедра государственного
и муниципального управления
Контрольная работа
Студентка
курса ГМУ, группы ГМУ
Содержание:
Введение.
Современная культурология
формируется, выходя из философии, обретает
собственный предмет исследования
и обосновывает соответствующие
ему методы. Несомненно, прежде всего,
культуролог имеет дело с результатами
культурной деятельности (предметы, продукты
культурного творчества – например, музыка,
произведения живописи), но его задача
– идти глубже, к усвоению духа культуры
(менталитета, культурной парадигмы), независимо
от того, какой теоретической позиции
он придерживается. В данном случае обнаруживается
второй – коммуникативный – слой культуры,
это уровень общения, институтов образования
и воспитания. И, наконец, сама основа культуры,
ее ядро, ее архетип – структура культуротворческой
деятельности. Разные исследователи идентифицируют
ее по-разному: с языком, психологическим
складом нации и способом сакрализации,
принятой системой символики и т.п. Во
всех этих случаях неизменным остается
пафос культурологического поиска – целостность,
интеграционная основа общества, рассмотрение
истории как пересечения творческого
самовыражения «эго» и развитие культурной
традиции в духовном пространстве этноса.
Культурология, если она претендует на
роль научной дисциплины и собственный
предмет исследования, с неизбежностью
обращается к «археологии культуры», выявляет
ее генезис, функционирование и развитие,
раскрывает способы культурного наследования
и устойчивости, «код» культурного развития.
Эта работа осуществляется на трех уровнях:
Сохранение культуры, ее базисных оснований,
скрывающихся за вербальной и символической
оболочкой. Обновление культуры, институты
обновления знания, новационные воздействия
на «код» культуры. Транеляция культуры
– опредмеченный мир культуры как мир
социализации индивидуума. Все три уровня,
характеризуя культуру в широком спектре
ее формообразований (наука, техника, искусство,
религия, философия, политика экономика
и т.д.), а то же время позволяют выявить
структуру, образ деятельности, целостность
культуры, что не может сводиться к описанию
достижений культуры (элитарной культуры),
и предполагает постановку и концептуальное
решение проблемы воссоздания такой целостности.
Ее предметом выступает генезис, функционирование
и развитие культуры как специфически-человеческого
способа жизни, который раскрывает себя
исторически, как процесс культурного
наследования, внешне сходного, но все
же отличного от существующего в мире
живой природы. Задача культурологи –
построить «генетику» культуры,
которая бы не только объяснила историко-культурный
процесс (в мировом и национальном масштабах),
но могла бы прогнозировать его и, в перспективе,
управлять им.
В данной работе
речь пойдет о политической культуре,
я бы хотела разобрать
3
такие понятия,
как демократия, тоталитарный режим
правления, их сущность, понять в чем
различие и попытаться ответить на
вопрос к какой же политической культуре
соответствует Россия.
Размышляя о влиянии
демократии надо определить, что же такое
"демократия". В переводе с греческого
языка термин "демократия" означает
народовластие, а так же политический
режим государства или политическая система,
при которой власть осуществляется через
прямое народовластие (прямая демократия)
либо через представителей, избираемых
народом или какой-то частью народа (представительная
демократия). Главным признаком демократии
является обеспечение пропорционального
представительства во власти как можно
более широких интересов населения, присутствующих
в стране, а также динамическое изменение
представительной власти в месте с соответствующими
изменениями этих интересов во времени.
Несмотря на многообразие теоретических
концепций демократии, и ее реальных форм,
в литературе и политической практике
выкристаллизовались некоторые общепринятые
положения, с которыми связывается наличие
демократии в той или иной стране: признание
в качестве источника власти народа или
его определенной части; постоянное влияние
общества на государственную власть; контроль
за деятельностью тех, кто ее осуществляет
через выборы последних; равноправие граждан
в смысле участия в политической жизни;
права и свободы человека. А там где присутствует
человек, начинает развиваться культура.
Культура – это своего рода принцип связи
человека с предметом, способ его вхождения
в общественную жизнь, механизм самосознания,
осмысливание своей неотделимости от
других и собственной автономности, уникальности.
Так же культура – это характеристика
ментальности (установки сознания, его
нацеленности вовне – на мир и внутрь
себя, на собственные глубины духа). Она
позволяет внести в мир и личность смысл,
человеческое значение, вбирает в себя
способность использовать то, что накоплено
в процессе многовекового развития
человека. Важно отметить, что взаимовлияние
культуры и личности невозможно без систем
общения в культуре. Эта система общения
состоит из систем передачи, распространения
и хранения информации; системы социальной
и межкультурной коммуникации. Жизнь самой
культуры делится во времени и пространстве,
выражается в символах, передается с помощью
механизмов общения, усиливается с помощью
создания новых элементов в коммуникации.
В ходе развития культуры создаются разнообразные
предметные и знаковые средства, которые
обеспечивают косвенное общение. Через
информационные и коммуникационные средства
люди развивают общий язык, опыт, ценности,
осваивают социальное пространство и
время.
Информационные
и коммуникативные системы становятся
базисным средством сохранения, передачи
коллективного знания и опыта –
важнейшего фактора
в развитии культуры. С их помощью взаимообмен
стал взаимообогащением. Накопление культурных
результатов, фиксируемых материально
и идеально, культурная память человечества
– условие нашего вовлечения в непрерывное
«поле значений и смыслов», условие развития
творческой деятельности человека. Быть
культурным – это «уметь». Уметь пользоваться
множеством вещей, представлять в
себе и через
себя то, что создано веками, и
то, что актуально сегодня. Во всех
этих понятиях высвечивается одна важная
сторона сущности культуры – ее способность
как бы давать достаточно четкие предписания
о выполнении в определенной последовательности
некоторой совокупности актов, образующих
в своем единстве деятельность. Культура
побуждает к действию «по правилу», по
более или менее четко очерченным линиям.
Транслятор деятельности, аккумулятор
исторического опыта, суммированный разум
прошлого (но и его неразумие…) – все это
культура.
Демократическая
модель:
Государственная
власть подконтрольна населению, ее представители
выбраны и сменяемы на основе народного
голосования.
Проводятся
в жизнь принципы правового государства;
правовая система обеспечивает мирное
соперничество различных политических
сил в борьбе за власть.
Разделение законодательной,
исполнительной и судебной власти (плюс
средства массовой информации –«четвертая
часть»); деятельность государственных
органов строго регламентирована законом.
Приоритет интересов
общества перед интересами государства;
открытый характер политической жизни;
действия властей находятся под контролем
общества, которое через систему выборов
и референдумов оказывает воздействие
на их политику; ответственность государства
перед гражданами.
Благоприятные
условия для высокой общественной
активности граждан, существование разнообразных
общественных организаций; при достаточно
высоком уровне жизни и благополучии в
стране многим людям становиться безразличным,
кто займет место в кабинетах власти, процент
принимающих участие в выборах невелик.
Не только власть
большинства, но защита прав меньшинства.
Невмешательство
государства в сферу культуры,
в деятельность негосударственных
организаций, в частую жизнь граждан;
свобода печати, отсутствие цензуры;
гарантии гражданских прав и свобод;
индивидуальные права человека ставятся
выше групповых, классовых, национальных,
государственных; плюрализм мнений, запрещена
лишь пропаганда
вражды между людьми, насилия и подавления
демократических свобод.
Постоянная
борьба между различными партиями и
политическими группировками, столкновение
двух тенденций: одна рождает конкуренцию
и конфронтацию различных общественных
сил, а другая – стремление к компромиссу
и сотрудничеству.
Тоталитарная
модель.
- Монополизация
государственной власти правящей партией
и концентрация ее в руках лидера, вождя
или узкого круга приближенных к вождю
лиц.
- Сращивания
партийного аппарата с государственным.
- Государство
фактически не является правовыми не
стремиться стать таковым; роль правовых
норм существенно умоляема.
- Использование
административно-командных методов управления
всей жизнью общества, централизованное
руководство всеми формами культуры, деятельностью
общественных организаций, политический
надзор над частной жизнью; «огосударствление»
общества.
- Господство
единой общегосударственной официальной
идеологии, охватывающей все сферы жизни.
- Жесткий контроль
над печатью, цензура; права и
свободы личности существенно ограничены;
тотальный контроль поведения и
мышления граждан, наказание за инакомыслие.
- Приоритет
коллективных интересов (государственных,
классовых, национальных, религиозных)
над индивидуальными правами человека,
подчинение личности коллективу.
- Утверждение
главенства идеологических ценностей
пред всеми остальными, первенства
политики перед экономикой; экономический
застой, развитие экономики милитаристском
направлении.
- Раздвоение
общественного сознания: внешние
одобрение внутренней и внешней
политики государства и выражение
негативного мнения вдали от «государева
ока»; формальный характер участия
граждан в политической жизни и внутренняя
политическая пассивность.
6
Историческая
обусловленность
политической культуры.
Политическая
культура в каждой стране складывается
исторически. В ходе истории описанные
типы и модели политической культуры часто
сочетаются. В результате возникают «смешанные»
культуры. Так, культура харизматического
типа может внедряться в политические
культуры иных типов. Во многих странах
легитимность традиционной власти подкреплялась
стремлением придать ей также еще и харизматическую
легитимность.
Модели
тоталитарной и демократической
культуры «в чистом виде» - это теоретические
конструкции. Раздельно тоталитаризм
не осуществляется нигде. Даже в фашистской
Германии или в сталинском советском
государстве, которые обычно считаются
наиболее полными воплощениями тоталитаризма,
семья, религия, искусство, наука оказывались
в значительной мере неподвластными режиму
очагами сопротивления, которое он не
мог подавить. Нередко тоталитарный режим
устанавливался в смягченной форме: охраняя
монополию правящей группировки на власть
и ограничивая политические права и свободы
граждан, он в месте с тем не вмешивается
в сферу предпринимаемой деятельности.
Культуры, частной жизни. Политическую
культуру такого рода называют авторитарной.
Демократическая культура обычно также
реализуется не полностью, поскольку сохраняет
в себе какие-то остатки традиций и нравов,
характерных для существования в прошлом
иных условий политической жизни. Кроме
того, надо иметь в виду, что прямая демократия,
позволяющая непосредственно учесть волю
большинства, возможна лишь в небольших
количествах. В большом сообществе может
существовать лишь представительная демократия,
при которой от имени народа выступают
выбранные им представители. Идеализировать
демократию, видеть в ней абсолютно совершенную
форму власти не следует. Но стоит прислушаться
к изречению, приписываемому У. Черчелю:
демократия – это самый худший вид правления,
не считая остальных. Элитарная демократия,
в которой власть, формирующаяся на основе
выборов и допускающая гражданские свободы,
тем не менее, фактически возвышается
над обществом и оказывается неподконтрольной
ему, характерна для либеральной политической
культуры. Демократия не свободна в том
случае, если чрезмерное усиление олигархи,
которая подчиняет себе государственную
власть, коррупция чиновников, сепаратизм
местных властей, развитие экстремистских
политических движений, разжигание национальной
розни в стране, возникновение стычек
на религиозной почве.
Острейшими
проблемами современной политической
культуры во многих станах являются:
- Положение
национальных меньшинств;
- Активизация
националистических, шовинистических
движений;
- Социально-классовые
противоречия – старая, но постоянно
продолжающаяся и принимающая новые
формы проблема;
- Борьба
с преступностью, особенно с организационной
преступностью и терроризмом;
Социализация
молодежи (и в частности,
борьба с ростом молодежной
наркомании). Разрешение
этих и многих других
проблем в значительной
мере зависит от того
насколько, эффективна
деятельность государственной
власти. Демократия
и культура не могут
существовать без людей.
Демократия – это народовластие.
Нет народа, нет демократии,
а культуре необходимы,
прежде всего, людские
ресурсы. Любая форма
культуры нуждается
для своего развития
в «причастных» к ней
лицах, которые поддерживают
ее существование. История
свидетельствует, что
когда появляется необходимость
в общественных преобразованиях,
растет интерес людей
к тем формам культуры,
в которых вызревают
предпосылки этих преобразований.
Но рост этот не происходит
«сам собой», без затрат
сил и таланта деятелей
культуры. Диалектическая
взаимосвязь культуры
и демократии предполагает,
с одной стороны, их
общность, а с другой
– их самостоятельность;
связь между ними относится
к типу «взаимодействия».
Демократия и культура
включает в себя причинно-следственные,
функциональные и сущностные
зависимости. Развитие
и совершенствования
демократии, углубления
социалистического
самоуправления народа
расширяют возможности
участия трудящихся
в формировании и развитии
культуры, а так же доступ
к овладения ее богатствами,
влекут изменения в
содержании культуры.
Повышения уровня культуры
способствует усилению
организованности общественной
жизни, упрочению гарантий
демократических институтов,
прав и свобод граждан,
их взаимосвязи с обязанностями
и ответственностью,
утверждению начал социалистической
справедливости, обеспечению
устойчивой социально-психологической
атмосферы в обществе
микроклимата в трудовых
коллективах, повышению
социально-политической
активности. Мир культуры,
любой его предмет или
явление воспринимаются
не как следствие действия
природных сил, а как
результат усилий самих
людей, направленных
на совершенствование,
обработку, преобразование
того, что дано непосредственно
природой. В общем, культура
означает по своей сути,
все то, что создано
человеческим трудом,
то есть орудия и машины,
технические средства
и научные открытия,
памятники литературы
и письменности, религиозные
системы, политические
теории правовые и этические
нормы, произведения
искусств и т. д. Понять
сущность культуры можно
лишь через призму деятельности
человека, народов, населяющих
планету. Культура не
существует вне человека.
Она изначально связана
с человеком и порождена
тем, что он постоянно
стремится искать смысл
своей жизни и деятельности,
и, наоборот, нет ни общества,
ни социальной группы,
ни человека без культуры
и вне культуры. Более
того, ни социальная
группа, ни индивид (за
исключением просто
биологического организма)
не могут существовать...
без культуры.
Современные культурологи
считают, что все народы
имеют культуру, нет,
и не может быть "некультурных"
народов, однако каждому
народу присуща своя,
уникальная и неповторимая
культура, нетождественная
культурам других народов,
но совпадающая с ними
по многим значимым
параметрам.
Культурные процессы
представляют собой
сложные и многоплановые
явления. Так как они
могут быть исследованы
различными методами,
а значит, истолкованы
и поняты по-разному.
Существует не одна,
а множество концепций
культуры, каждая из
которых по-своему объясняет
и систематизирует культурные
процессы.
В современной культурологии
среди множества определений
культуры, самыми распространенными
являются технологические,
деятельностные и ценностные.
С точки зрения технологического
подхода культура есть
определенный уровень
производства и воспроизводства
общественной жизни.
В деятельностной концепции
культуры она рассматривается
как способ жизнедеятельности
человека, который определяет
и все в обществе. Вторая
сфера жизни людей -
социальная, и культура
раскрывается в социальных
отношениях, она показывается
процессы, происходящие
в обществе, раскрывает
его социальную структуру,
организацию политической
власти, существующие
правовые и моральные
нормы, типы управления
и стили лидерства. И,
наконец, важной сферой
жизни человека является
его духовная жизнь,
которая раскрывается
в понятии духовной
культуры, включающей
в себя все области духовного
производства - науки
и искусство, литературу
и религию, миф и философию
и основанной на едином,
понятном всем членам
данного сообщества
языке.