Демократия и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе речь пойдет о политической культуре, я бы хотела разобрать такие понятия, как демократия, тоталитарный режим правления, их сущность, понять в чем различие и попытаться ответить на вопрос к какой же политической культуре соответствует Россия.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ_КУЛЬТУРОЛОГИЯ!!!!!.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО  «УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»

Челябинский институт (филиал)

Кафедра государственного и муниципального управления

 
 
 
 
 

           Контрольная работа

                          

             по культурологии: 

                «Демократия и культура» 
     
     
     
     
     
     

         Работу  выполнила:

         Л. Е. В.

         Студентка курса ГМУ, группы ГМУ  

         Работу  проверил:

         Анатолий  Аркадьевич 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                             

                                     Челябинск 2009

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

               

         Введение. 

Современная культурология  формируется, выходя из философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие  ему методы. Несомненно, прежде всего, культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества – например, музыка, произведения живописи), но его задача – идти глубже, к усвоению духа культуры (менталитета, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической  позиции он придерживается. В данном случае обнаруживается второй – коммуникативный – слой культуры, это уровень общения, институтов образования и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архетип – структура культуротворческой  деятельности. Разные исследователи идентифицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации и способом сакрализации, принятой системой символики и т.п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска – целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение  истории как пересечения творческого самовыражения «эго» и развитие культурной традиции в духовном пространстве этноса. Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях: Сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой. Обновление культуры, институты обновления знания, новационные воздействия на «код» культуры. Транеляция культуры – опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума. Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика экономика и т.д.), а то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры (элитарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности. Ее предметом выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфически-человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы. Задача культурологи – построить «генетику» культуры,                                                                                                                                       которая бы не только объяснила историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им.

В данной работе речь пойдет о политической культуре, я бы хотела разобрать

                                     3

такие понятия, как демократия, тоталитарный режим  правления, их сущность, понять в чем  различие и попытаться ответить на вопрос к какой же политической культуре соответствует Россия.

              Демократия и культура.

Размышляя о влиянии демократии надо определить, что же такое "демократия". В переводе с греческого языка термин "демократия" означает народовластие, а так же политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти в месте с соответствующими изменениями этих интересов во времени. Несмотря на многообразие теоретических концепций демократии, и ее реальных форм, в литературе и политической практике выкристаллизовались некоторые общепринятые положения, с которыми связывается наличие демократии в той или иной стране: признание в качестве источника власти народа или его определенной части; постоянное влияние общества на государственную власть; контроль за деятельностью тех, кто ее осуществляет через выборы последних; равноправие граждан в смысле участия в политической жизни; права и свободы человека. А там где присутствует человек, начинает развиваться культура. Культура – это своего рода принцип связи человека с предметом, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысливание своей неотделимости от других и собственной автономности, уникальности. Так же культура – это характеристика ментальности (установки сознания, его нацеленности вовне – на мир и внутрь себя, на собственные глубины духа). Она позволяет внести в мир и личность смысл, человеческое значение, вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе  многовекового развития человека. Важно отметить, что взаимовлияние культуры и личности невозможно без систем общения в культуре. Эта система общения состоит из систем передачи, распространения и хранения информации; системы социальной и межкультурной коммуникации. Жизнь самой культуры делится во времени и пространстве, выражается в символах, передается с помощью механизмов общения, усиливается с помощью создания новых элементов в коммуникации. В ходе развития культуры создаются разнообразные предметные и знаковые средства, которые обеспечивают косвенное общение. Через информационные и коммуникационные средства люди развивают общий язык, опыт, ценности, осваивают социальное пространство и время.

Информационные  и коммуникативные системы становятся базисным средством сохранения, передачи коллективного знания и опыта –

важнейшего фактора в развитии культуры. С их помощью взаимообмен стал взаимообогащением. Накопление культурных результатов, фиксируемых материально и идеально, культурная память человечества – условие нашего вовлечения в непрерывное «поле значений и смыслов», условие развития творческой деятельности человека. Быть культурным – это «уметь». Уметь пользоваться множеством вещей, представлять в

себе и через  себя то, что создано веками, и  то, что актуально сегодня. Во всех этих понятиях высвечивается одна важная сторона сущности культуры – ее способность как бы давать достаточно четкие предписания о выполнении в определенной последовательности некоторой совокупности актов, образующих в своем единстве деятельность. Культура побуждает к действию «по правилу», по более или менее четко очерченным линиям. Транслятор деятельности, аккумулятор исторического опыта, суммированный разум прошлого (но и его неразумие…) – все это культура.

Демократическая модель:

Государственная власть подконтрольна населению, ее представители выбраны  и сменяемы на основе народного голосования.

 Проводятся в жизнь принципы правового государства; правовая система обеспечивает мирное соперничество различных политических сил в борьбе за власть.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (плюс средства массовой информации –«четвертая часть»); деятельность государственных органов строго регламентирована законом.

Приоритет интересов  общества перед интересами государства; открытый характер политической жизни; действия властей находятся под контролем общества, которое через систему выборов и референдумов оказывает воздействие на их политику; ответственность государства перед гражданами.

Благоприятные условия для высокой общественной активности граждан, существование разнообразных общественных организаций; при достаточно высоком уровне жизни и благополучии в стране многим людям становиться безразличным, кто займет место в кабинетах власти, процент принимающих участие в выборах невелик.

Не только власть большинства, но защита прав меньшинства.

Невмешательство государства в сферу культуры, в деятельность негосударственных  организаций, в частую жизнь граждан; свобода печати, отсутствие цензуры; гарантии гражданских прав и свобод; индивидуальные права человека ставятся выше групповых, классовых, национальных, государственных; плюрализм мнений, запрещена лишь          пропаганда вражды между людьми, насилия и подавления демократических свобод.

Постоянная  борьба между различными партиями и  политическими группировками, столкновение двух тенденций: одна рождает конкуренцию и конфронтацию различных общественных сил, а другая – стремление к компромиссу и сотрудничеству.

Тоталитарная  модель.

  • Монополизация государственной власти правящей партией  и концентрация ее в руках лидера, вождя или узкого круга приближенных к вождю лиц.
  • Сращивания  партийного аппарата с государственным.
  • Государство фактически не является правовыми не стремиться стать таковым; роль правовых норм существенно умоляема.
  • Использование административно-командных методов управления всей жизнью общества, централизованное руководство всеми формами культуры, деятельностью общественных организаций, политический надзор над частной жизнью; «огосударствление» общества.
  • Господство  единой общегосударственной официальной идеологии, охватывающей все сферы жизни.
  • Жесткий контроль над печатью, цензура; права и  свободы личности существенно ограничены; тотальный контроль поведения и  мышления граждан, наказание за инакомыслие.
  • Приоритет коллективных интересов (государственных, классовых, национальных, религиозных) над индивидуальными правами человека, подчинение личности коллективу.
  • Утверждение главенства идеологических ценностей  пред всеми остальными, первенства политики перед экономикой; экономический  застой, развитие экономики милитаристском направлении.
  • Раздвоение  общественного сознания: внешние  одобрение внутренней и внешней  политики государства и выражение  негативного мнения вдали от «государева  ока»; формальный характер участия  граждан в политической жизни и внутренняя политическая пассивность.

         6

           Историческая  обусловленность  политической культуры.

  Политическая культура в каждой стране складывается исторически. В ходе истории описанные типы и модели политической культуры часто сочетаются. В результате возникают «смешанные» культуры. Так, культура харизматического типа может внедряться в политические культуры иных типов. Во многих странах легитимность традиционной власти подкреплялась стремлением придать ей также еще и харизматическую легитимность.

     Модели  тоталитарной и демократической  культуры «в чистом виде» - это теоретические  конструкции. Раздельно тоталитаризм не осуществляется нигде. Даже в фашистской Германии или в сталинском советском  государстве, которые обычно считаются  наиболее полными воплощениями тоталитаризма, семья, религия, искусство, наука оказывались в значительной мере неподвластными режиму очагами сопротивления, которое он не мог подавить. Нередко тоталитарный режим устанавливался в смягченной форме: охраняя монополию правящей группировки на власть и ограничивая политические права и свободы граждан, он в месте с тем не вмешивается в сферу предпринимаемой деятельности. Культуры, частной жизни. Политическую культуру такого рода называют авторитарной. Демократическая культура обычно также реализуется не полностью, поскольку сохраняет в себе какие-то остатки традиций и нравов, характерных для существования в прошлом иных условий политической жизни. Кроме того, надо иметь в виду, что прямая демократия, позволяющая непосредственно учесть волю большинства, возможна лишь в небольших количествах. В большом сообществе может существовать лишь представительная демократия, при которой от имени народа выступают выбранные им представители. Идеализировать демократию, видеть в ней абсолютно совершенную форму власти не следует. Но стоит прислушаться к изречению, приписываемому У. Черчелю: демократия – это самый худший вид правления, не считая остальных. Элитарная демократия, в которой власть, формирующаяся на основе выборов и допускающая гражданские свободы, тем не менее, фактически возвышается над обществом и оказывается неподконтрольной ему, характерна для либеральной политической культуры. Демократия не свободна в том случае, если чрезмерное усиление олигархи, которая подчиняет себе государственную власть, коррупция чиновников, сепаратизм местных властей, развитие экстремистских политических движений, разжигание национальной розни в стране, возникновение стычек на религиозной почве.

       Острейшими  проблемами современной политической культуры во многих станах являются:

  • Положение национальных меньшинств;
  • Активизация националистических, шовинистических  движений;
  • Социально-классовые  противоречия – старая, но постоянно  продолжающаяся и принимающая новые  формы проблема;
  • Борьба  с преступностью, особенно с организационной преступностью и терроризмом;

    Социализация  молодежи (и в частности, борьба с ростом молодежной наркомании). Разрешение этих и многих других проблем в значительной мере зависит от того насколько, эффективна деятельность государственной власти. Демократия и культура не могут существовать без людей. Демократия – это народовластие. Нет народа, нет демократии, а культуре необходимы, прежде всего, людские ресурсы. Любая форма культуры нуждается для своего развития в «причастных» к ней лицах, которые поддерживают ее существование. История свидетельствует, что когда появляется необходимость в общественных преобразованиях, растет интерес людей к тем формам культуры, в которых вызревают предпосылки этих преобразований. Но рост этот не происходит «сам собой», без затрат сил и таланта деятелей культуры. Диалектическая взаимосвязь культуры и демократии предполагает, с одной стороны, их общность, а с другой – их самостоятельность; связь между ними относится к типу «взаимодействия». Демократия и культура включает в себя причинно-следственные, функциональные и сущностные зависимости. Развитие и совершенствования демократии, углубления социалистического самоуправления народа расширяют возможности участия трудящихся в формировании и развитии культуры, а так же доступ к овладения ее богатствами, влекут изменения в содержании культуры. Повышения уровня культуры способствует усилению организованности общественной жизни, упрочению гарантий демократических институтов, прав и свобод граждан, их взаимосвязи с обязанностями и ответственностью, утверждению начал социалистической справедливости, обеспечению устойчивой социально-психологической атмосферы в обществе микроклимата в трудовых коллективах, повышению социально-политической активности. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой. В общем, культура означает по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории правовые и этические нормы, произведения искусств и т. д. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры. 
Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет, и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам. 
          Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит, истолкованы и поняты по-разному. Существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы. 
         В современной культурологии среди множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все в обществе. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.

Информация о работе Демократия и культура