ФЕДЕРАЛЬНОЕ 
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО 
«УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 
СЛУЖБЫ»
Челябинский 
институт (филиал)
Кафедра государственного 
и муниципального управления
     
           
Контрольная работа 
                           
     Студентка 
курса ГМУ, группы ГМУ  
Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
         
Введение. 
Современная культурология 
формируется, выходя из философии, обретает 
собственный предмет исследования 
и обосновывает соответствующие 
ему методы. Несомненно, прежде всего, 
культуролог имеет дело с результатами 
культурной деятельности (предметы, продукты 
культурного творчества – например, музыка, 
произведения живописи), но его задача 
– идти глубже, к усвоению духа культуры 
(менталитета, культурной парадигмы), независимо 
от того, какой теоретической  позиции 
он придерживается. В данном случае обнаруживается 
второй – коммуникативный – слой культуры, 
это уровень общения, институтов образования 
и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, 
ее ядро, ее архетип – структура культуротворческой  
деятельности. Разные исследователи идентифицируют 
ее по-разному: с языком, психологическим 
складом нации и способом сакрализации, 
принятой системой символики и т.п. Во 
всех этих случаях неизменным остается 
пафос культурологического поиска – целостность, 
интеграционная основа общества, рассмотрение  
истории как пересечения творческого 
самовыражения «эго» и развитие культурной 
традиции в духовном пространстве этноса. 
Культурология, если она претендует на 
роль научной дисциплины и собственный 
предмет исследования, с неизбежностью 
обращается к «археологии культуры», выявляет 
ее генезис, функционирование и развитие, 
раскрывает способы культурного наследования 
и устойчивости, «код» культурного развития. 
Эта работа осуществляется на трех уровнях: 
Сохранение культуры, ее базисных оснований, 
скрывающихся за вербальной и символической 
оболочкой. Обновление культуры, институты 
обновления знания, новационные воздействия 
на «код» культуры. Транеляция культуры 
– опредмеченный мир культуры как мир 
социализации индивидуума. Все три уровня, 
характеризуя культуру в широком спектре 
ее формообразований (наука, техника, искусство, 
религия, философия, политика экономика 
и т.д.), а то же время позволяют выявить 
структуру, образ деятельности, целостность 
культуры, что не может сводиться к описанию 
достижений культуры (элитарной культуры), 
и предполагает постановку и концептуальное 
решение проблемы воссоздания такой целостности. 
Ее предметом выступает генезис, функционирование 
и развитие культуры как специфически-человеческого 
способа жизни, который раскрывает себя 
исторически, как процесс культурного 
наследования, внешне сходного, но все 
же отличного от существующего в мире 
живой природы. Задача культурологи – 
построить «генетику» культуры,                                                                                                                                       
которая бы не только объяснила историко-культурный 
процесс (в мировом и национальном масштабах), 
но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, 
управлять им.
В данной работе 
речь пойдет о политической культуре, 
я бы хотела разобрать 
                                     
3
такие понятия, 
как демократия, тоталитарный режим 
правления, их сущность, понять в чем 
различие и попытаться ответить на 
вопрос к какой же политической культуре 
соответствует Россия. 
Размышляя о влиянии 
демократии надо определить, что же такое 
"демократия". В переводе с греческого 
языка термин "демократия" означает 
народовластие, а так же политический 
режим государства или политическая система, 
при которой власть осуществляется через 
прямое народовластие (прямая демократия) 
либо через представителей, избираемых 
народом или какой-то частью народа (представительная 
демократия). Главным признаком демократии 
является обеспечение пропорционального 
представительства во власти как можно 
более широких интересов населения, присутствующих 
в стране, а также динамическое изменение 
представительной власти в месте с соответствующими 
изменениями этих интересов во времени. 
Несмотря на многообразие теоретических 
концепций демократии, и ее реальных форм, 
в литературе и политической практике 
выкристаллизовались некоторые общепринятые 
положения, с которыми связывается наличие 
демократии в той или иной стране: признание 
в качестве источника власти народа или 
его определенной части; постоянное влияние 
общества на государственную власть; контроль 
за деятельностью тех, кто ее осуществляет 
через выборы последних; равноправие граждан 
в смысле участия в политической жизни; 
права и свободы человека. А там где присутствует 
человек, начинает развиваться культура. 
Культура – это своего рода принцип связи 
человека с предметом, способ его вхождения 
в общественную жизнь, механизм самосознания, 
осмысливание своей неотделимости от 
других и собственной автономности, уникальности. 
Так же культура – это характеристика 
ментальности (установки сознания, его 
нацеленности вовне – на мир и внутрь 
себя, на собственные глубины духа). Она 
позволяет внести в мир и личность смысл, 
человеческое значение, вбирает в себя 
способность использовать то, что накоплено 
в процессе  многовекового развития 
человека. Важно отметить, что взаимовлияние 
культуры и личности невозможно без систем 
общения в культуре. Эта система общения 
состоит из систем передачи, распространения 
и хранения информации; системы социальной 
и межкультурной коммуникации. Жизнь самой 
культуры делится во времени и пространстве, 
выражается в символах, передается с помощью 
механизмов общения, усиливается с помощью 
создания новых элементов в коммуникации. 
В ходе развития культуры создаются разнообразные 
предметные и знаковые средства, которые 
обеспечивают косвенное общение. Через 
информационные и коммуникационные средства 
люди развивают общий язык, опыт, ценности, 
осваивают социальное пространство и 
время. 
Информационные 
и коммуникативные системы становятся 
базисным средством сохранения, передачи 
коллективного знания и опыта – 
важнейшего фактора 
в развитии культуры. С их помощью взаимообмен 
стал взаимообогащением. Накопление культурных 
результатов, фиксируемых материально 
и идеально, культурная память человечества 
– условие нашего вовлечения в непрерывное 
«поле значений и смыслов», условие развития 
творческой деятельности человека. Быть 
культурным – это «уметь». Уметь пользоваться 
множеством вещей, представлять в 
себе и через 
себя то, что создано веками, и 
то, что актуально сегодня. Во всех 
этих понятиях высвечивается одна важная 
сторона сущности культуры – ее способность 
как бы давать достаточно четкие предписания 
о выполнении в определенной последовательности 
некоторой совокупности актов, образующих 
в своем единстве деятельность. Культура 
побуждает к действию «по правилу», по 
более или менее четко очерченным линиям. 
Транслятор деятельности, аккумулятор 
исторического опыта, суммированный разум 
прошлого (но и его неразумие…) – все это 
культура.
Демократическая 
модель:
Государственная 
власть подконтрольна населению, ее представители 
выбраны  и сменяемы на основе народного 
голосования.
 Проводятся 
в жизнь принципы правового государства; 
правовая система обеспечивает мирное 
соперничество различных политических 
сил в борьбе за власть.
Разделение законодательной, 
исполнительной и судебной власти (плюс 
средства массовой информации –«четвертая 
часть»); деятельность государственных 
органов строго регламентирована законом.
Приоритет интересов 
общества перед интересами государства; 
открытый характер политической жизни; 
действия властей находятся под контролем 
общества, которое через систему выборов 
и референдумов оказывает воздействие 
на их политику; ответственность государства 
перед гражданами.
Благоприятные 
условия для высокой общественной 
активности граждан, существование разнообразных 
общественных организаций; при достаточно 
высоком уровне жизни и благополучии в 
стране многим людям становиться безразличным, 
кто займет место в кабинетах власти, процент 
принимающих участие в выборах невелик.
Не только власть 
большинства, но защита прав меньшинства.
Невмешательство 
государства в сферу культуры, 
в деятельность негосударственных 
организаций, в частую жизнь граждан; 
свобода печати, отсутствие цензуры; 
гарантии гражданских прав и свобод; 
индивидуальные права человека ставятся 
выше групповых, классовых, национальных, 
государственных; плюрализм мнений, запрещена 
лишь          пропаганда 
вражды между людьми, насилия и подавления 
демократических свобод.
Постоянная 
борьба между различными партиями и 
политическими группировками, столкновение 
двух тенденций: одна рождает конкуренцию 
и конфронтацию различных общественных 
сил, а другая – стремление к компромиссу 
и сотрудничеству.
Тоталитарная 
модель.
  - Монополизация 
  государственной власти правящей партией 
  и концентрация ее в руках лидера, вождя 
  или узкого круга приближенных к вождю 
  лиц.
 
  - Сращивания 
  партийного аппарата с государственным.
 
  - Государство 
  фактически не является правовыми не 
  стремиться стать таковым; роль правовых 
  норм существенно умоляема.
 
  - Использование 
  административно-командных методов управления 
  всей жизнью общества, централизованное 
  руководство всеми формами культуры, деятельностью 
  общественных организаций, политический 
  надзор над частной жизнью; «огосударствление» 
  общества.
 
  - Господство 
  единой общегосударственной официальной 
  идеологии, охватывающей все сферы жизни.
 
  - Жесткий контроль 
  над печатью, цензура; права и 
  свободы личности существенно ограничены; 
  тотальный контроль поведения и 
  мышления граждан, наказание за инакомыслие.
 
  - Приоритет 
  коллективных интересов (государственных, 
  классовых, национальных, религиозных) 
  над индивидуальными правами человека, 
  подчинение личности коллективу.
 
  - Утверждение 
  главенства идеологических ценностей 
  пред всеми остальными, первенства 
  политики перед экономикой; экономический 
  застой, развитие экономики милитаристском 
  направлении. 
 
  - Раздвоение 
  общественного сознания: внешние 
  одобрение внутренней и внешней 
  политики государства и выражение 
  негативного мнения вдали от «государева 
  ока»; формальный характер участия 
  граждан в политической жизни и внутренняя 
  политическая пассивность.
 
         6
       Историческая 
обусловленность 
политической культуры.
  Политическая 
культура в каждой стране складывается 
исторически. В ходе истории описанные 
типы и модели политической культуры часто 
сочетаются. В результате возникают «смешанные» 
культуры. Так, культура харизматического 
типа может внедряться в политические 
культуры иных типов. Во многих странах 
легитимность традиционной власти подкреплялась 
стремлением придать ей также еще и харизматическую 
легитимность.
     Модели 
тоталитарной и демократической 
культуры «в чистом виде» - это теоретические 
конструкции. Раздельно тоталитаризм 
не осуществляется нигде. Даже в фашистской 
Германии или в сталинском советском 
государстве, которые обычно считаются 
наиболее полными воплощениями тоталитаризма, 
семья, религия, искусство, наука оказывались 
в значительной мере неподвластными режиму 
очагами сопротивления, которое он не 
мог подавить. Нередко тоталитарный режим 
устанавливался в смягченной форме: охраняя 
монополию правящей группировки на власть 
и ограничивая политические права и свободы 
граждан, он в месте с тем не вмешивается 
в сферу предпринимаемой деятельности. 
Культуры, частной жизни. Политическую 
культуру такого рода называют авторитарной. 
Демократическая культура обычно также 
реализуется не полностью, поскольку сохраняет 
в себе какие-то остатки традиций и нравов, 
характерных для существования в прошлом 
иных условий политической жизни. Кроме 
того, надо иметь в виду, что прямая демократия, 
позволяющая непосредственно учесть волю 
большинства, возможна лишь в небольших 
количествах. В большом сообществе может 
существовать лишь представительная демократия, 
при которой от имени народа выступают 
выбранные им представители. Идеализировать 
демократию, видеть в ней абсолютно совершенную 
форму власти не следует. Но стоит прислушаться 
к изречению, приписываемому У. Черчелю: 
демократия – это самый худший вид правления, 
не считая остальных. Элитарная демократия, 
в которой власть, формирующаяся на основе 
выборов и допускающая гражданские свободы, 
тем не менее, фактически возвышается 
над обществом и оказывается неподконтрольной 
ему, характерна для либеральной политической 
культуры. Демократия не свободна в том 
случае, если чрезмерное усиление олигархи, 
которая подчиняет себе государственную 
власть, коррупция чиновников, сепаратизм 
местных властей, развитие экстремистских 
политических движений, разжигание национальной 
розни в стране, возникновение стычек 
на религиозной почве.
       Острейшими 
проблемами современной политической 
культуры во многих станах являются:
  - Положение 
  национальных меньшинств;
 
  - Активизация 
  националистических, шовинистических 
  движений;
 
  - Социально-классовые 
  противоречия – старая, но постоянно 
  продолжающаяся и принимающая новые 
  формы проблема;
 
  - Борьба 
  с преступностью, особенно с организационной 
  преступностью и терроризмом;
 
    Социализация 
молодежи (и в частности, 
борьба с ростом молодежной 
наркомании). Разрешение 
этих и многих других 
проблем в значительной 
мере зависит от того 
насколько, эффективна 
деятельность государственной 
власти. Демократия 
и культура не могут 
существовать без людей. 
Демократия – это народовластие. 
Нет народа, нет демократии, 
а культуре необходимы, 
прежде всего, людские 
ресурсы. Любая форма 
культуры нуждается 
для своего развития 
в «причастных» к ней 
лицах, которые поддерживают 
ее существование. История 
свидетельствует, что 
когда появляется необходимость 
в общественных преобразованиях, 
растет интерес людей 
к тем формам культуры, 
в которых вызревают 
предпосылки этих преобразований. 
Но рост этот не происходит 
«сам собой», без затрат 
сил и таланта деятелей 
культуры. Диалектическая 
взаимосвязь культуры 
и демократии предполагает, 
с одной стороны, их 
общность, а с другой 
– их самостоятельность; 
связь между ними относится 
к типу «взаимодействия». 
Демократия и культура 
включает в себя причинно-следственные, 
функциональные и сущностные 
зависимости. Развитие 
и совершенствования 
демократии, углубления 
социалистического 
самоуправления народа 
расширяют возможности 
участия трудящихся 
в формировании и развитии 
культуры, а так же доступ 
к овладения ее богатствами, 
влекут изменения в 
содержании культуры. 
Повышения уровня культуры 
способствует усилению 
организованности общественной 
жизни, упрочению гарантий 
демократических институтов, 
прав и свобод граждан, 
их взаимосвязи с обязанностями 
и ответственностью, 
утверждению начал социалистической 
справедливости, обеспечению 
устойчивой социально-психологической 
атмосферы в обществе 
микроклимата в трудовых 
коллективах, повышению 
социально-политической 
активности. Мир культуры, 
любой его предмет или 
явление воспринимаются 
не как следствие действия 
природных сил, а как 
результат усилий самих 
людей, направленных 
на совершенствование, 
обработку, преобразование 
того, что дано непосредственно 
природой. В общем, культура 
означает по своей сути, 
все то, что создано 
человеческим трудом, 
то есть орудия и машины, 
технические средства 
и научные открытия, 
памятники литературы 
и письменности, религиозные 
системы, политические 
теории правовые и этические 
нормы, произведения 
искусств и т. д. Понять 
сущность культуры можно 
лишь через призму деятельности 
человека, народов, населяющих 
планету. Культура не 
существует вне человека. 
Она изначально связана 
с человеком и порождена 
тем, что он постоянно 
стремится искать смысл 
своей жизни и деятельности, 
и, наоборот, нет ни общества, 
ни социальной группы, 
ни человека без культуры 
и вне культуры. Более 
того, ни социальная 
группа, ни индивид (за 
исключением просто 
биологического организма) 
не могут существовать... 
без культуры. 
Современные культурологи 
считают, что все народы 
имеют культуру, нет, 
и не может быть "некультурных" 
народов, однако каждому 
народу присуща своя, 
уникальная и неповторимая 
культура, нетождественная 
культурам других народов, 
но совпадающая с ними 
по многим значимым 
параметрам. 
          
Культурные процессы 
представляют собой 
сложные и многоплановые 
явления. Так как они 
могут быть исследованы 
различными методами, 
а значит, истолкованы 
и поняты по-разному. 
Существует не одна, 
а множество концепций 
культуры, каждая из 
которых по-своему объясняет 
и систематизирует культурные 
процессы. 
         
В современной культурологии 
среди множества определений 
культуры, самыми распространенными 
являются технологические, 
деятельностные и ценностные. 
С точки зрения технологического 
подхода культура есть 
определенный уровень 
производства и воспроизводства 
общественной жизни. 
В деятельностной концепции 
культуры она рассматривается 
как способ жизнедеятельности 
человека, который определяет 
и все в обществе. Вторая 
сфера жизни людей - 
социальная, и культура 
раскрывается в социальных 
отношениях, она показывается 
процессы, происходящие 
в обществе, раскрывает 
его социальную структуру, 
организацию политической 
власти, существующие 
правовые и моральные 
нормы, типы управления 
и стили лидерства. И, 
наконец, важной сферой 
жизни человека является 
его духовная жизнь, 
которая раскрывается 
в понятии духовной 
культуры, включающей 
в себя все области духовного 
производства - науки 
и искусство, литературу 
и религию, миф и философию 
и основанной на едином, 
понятном всем членам 
данного сообщества 
языке.