Цицерон в веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 17:30, реферат

Краткое описание

Марк Туллий Цицерон — древнеримский политик и философ, блестящий оратор. А также учитель и кумир Аврелия Августина — основателя августинизма.

Оглавление

1. Происхождение и воспитание Цицерона 2
2. Политические взгляды 3
3. Государственная деятельность 4
4. Заговор Катилины 6
5. Изгнание 7
6. Творчество 9
7. Оппозиция Марку Антонию и смерть 10
8. Цицерон в веках 12
9. Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Цицерон.docx

— 35.73 Кб (Скачать)

      Цитаты.

Бумага не краснеет, бумага все терпит

Когда гремит оружие, музы молчат

Отец истории - такое почетное наименование греческого историка Геродота впервые присвоено ему Цицероном в сочинении «О законах»

О времена! О  нравы! - Цицерон часто употреблял в речах, например, в первой речи против Катилины. 
 
 
 

Оппозиция Марку Антонию  и смерть.

      После убийства Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон  вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может  быть восстановлена. В борьбе за власть между Марком Антонием и молодым Октавианом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти. С целью ослабления позиции Антония, он произнес 14 направленных против него речей, которые он назвал «филиппиками» по аналогии с речами Демосфена, в которых он обличал Филиппа Македонского. Однако, когда Октавиан, благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

      Цицерон с братом Квинтом находился тогда  в своем имении близ Тускула. Узнав, что оба они объявлены вне  закона, они сочли за лучшее добраться  до Астуры, небольшого приморского  поместья Цицерона, а оттуда плыть  в Македонию, к Бруту: уже ходили слухи, будто власть в тех краях  принадлежит ему. Их несли в носилках — от горя они обессилели, — и, часто отдыхая дорогой и ставя  рядом носилки, они вместе оплакивали свою судьбу. Квинт предлагал, чтобы  Цицерон ехал вперед, а он-де догонит  брата позже, запасшись дома всем необходимым. Квинт спустя несколько  дней был выдан собственными рабами и убит вместе с сыном, а Цицерон  прибыл в Астуру и, найдя судно, тотчас поднялся на борт. С попутным ветром они плыли вдоль берега до Цирцей. Тем временем подоспели палачи со своими подручными — центурион Геренний и военный трибун Попилий, которого Цицерон когда-то защищал от обвинения в отцеубийстве. Найдя двери запертыми, они вломились в дом силой, но Цицерона не нашли, а все, кто был внутри, твердили, что знать ничего не знают, и лишь какой-то юнец, по имени Филолог, получивший у Цицерона благородное воспитание и образование, вольноотпущенник его брата Квинта, шепнул трибуну, что носилки глухими тенистыми дорожками понесли к морю. Цицерон услыхал топот и приказал рабам остановиться и опустить носилки на землю. Подперев, по своему обыкновению, подбородок левою рукой, он пристальным взглядом смотрел на палачей, грязный, давно не стриженный, с иссушенным мучительной заботою лицом, и большинство присутствовавших отвернулось, когда палач подбежал к носилкам. Цицерон сам вытянул шею навстречу мечу, и Геренний перерезал ему горло. Так он погиб на шестьдесят четвертом году жизни. По приказу Антония, Геренний отсек ему голову и руки, которыми он писал «Филиппики». Цицерон сам назвал речи против Антония «Филиппиками», и это название они сохраняют по сей день.

      Из  записей Плутарха: Слыхал я, что как-то раз, много времени спустя, Цезарь пришел к одному из своих внуков, а в это время в руках  у мальчика было какое-то сочинение  Цицерона, и он в испуге спрятал  свиток под тогой. Цезарь заметил  это, взял у него книгу и, стоя, прочитал большую ее часть, а потом вернул свиток внуку и промолвил: «Ученый был человек, что правда, то правда, и любил отечество». 
 
 
 
 
 
 

 
 
Цицерон в веках.

      Цицерон, несомненно, принадлежал к той  особой породе людей, на долю которых  еще при жизни выпадает сладкое  бремя славы. Но прижизненная слава  эфемерна, Цицерон же удостоился несравненно  большего: его имя навсегда вошло  в историю, и в частности в  историю мировой культуры. 
 Цицерон широко известен как оратор — его имя даже стало нарицательным, — менее известен как политический деятель и почти неизвестен как философ и ученый. Такое распределение «аспектов» его посмертной славы не случайно. Именно как представитель ораторского искусства и римской литературы, как блестящий стилист он вошел в историю мировой культуры; как политический деятель он имеет отношение к такой эпохе и к таким событиям, которые ныне интересуют главным образом историков и, наконец, как философ и ученый он не признается обычно крупным и самостоятельным мыслителем, сказавшим в этой области новое слово. 
Тем не менее облик Цицерона рисуется, быть может, более ярко и живо, чем портреты многих выдающихся деятелей, живших совсем недавно или бывших даже нашими современниками. Правда, когда мы имеем в виду мнение о Цицероне как о человеке, мнение, сложившееся в веках, начиная от самой древности и кончая нашим временем, то оно едва ли может быть названо лестным. Цицерон-человек, пожалуй, даже в еще большей мере, чем политический деятель, подвергается, как правило, решительному осуждению. 
Человек талантливый, широко образованный, обладающий острым умом и замечательным даром слова, он вместе с тем болезненно честолюбив, мелочно тщеславен, безудержно хвастлив, неустойчив, нерешителен, легко воспламеняется, но так же легко и при малейшей неудаче падает духом, поддается влияниям, лицемерен, лжив и, наконец, даже труслив. Таков набор тех качеств, которыми обычно характеризуется Цицерон как человек.

      Неумирающее, непреходящее значение Цицерона и вечно  живой интерес к нему объясняются  прежде всего тем, что он жил и  действовал в великую и драматическую  эпоху не только римской, но и мировой  истории, в такую эпоху, когда  впервые — столь наглядно и  в таком грандиозном масштабе — республиканский строй, всеми  своими корнями связанный с античной полисной демократией, сменялся тоталитарным режимом поистине мировой империи. И хотя в самом начале главы  было сказано, что эта эпоха интересует в наше время сравнительно немногих, но все же каждый, кто по тем или  иным причинам заинтересуется ею, уже  не сможет избежать ее мощного воздействия  и не оценить в полной мере ее огромное историческое значение. 
 Вклад Цицерона в сокровищницу мировой культуры неисчерпаем. Он неисчерпаем хотя бы потому, что современная (обычно называемая европейской) цивилизация — прямая наследница римской античности. Это известно достаточно широко, это общепризнано, но в связующей цепи одним из немаловажных звеньев был сам Цицерон — его личность, его деятельность, его наследие.

      Этот особый характер посмертной славы сумел предугадать один из его современников, который про Цицерона сказал так: «Его триумф и лавры достойнее триумфа и лавров полководца, ибо расширивший пределы римского духа предпочтителен тому, кто расширил пределы римского господства». Современником, сказавшим эти слова, был Юлий Цезарь.

 

Список  использованной литературы:

  1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, М.: Издательство

    «Наука», 1994.

  1. С.Л.Утченко. Цицерон и его время. М.: Мысль, 1972.
  2. Бобровникова Т. А. Цицерон: интеллигент в дни революции,

    М., Молодая  гвардия. 2006.

  1. К. Куманецкого, История культуры Древней Греции и Рима.

Информация о работе Цицерон в веках