Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:58, контрольная работа
Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии, все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».
Искусство клинописи требовало большого мастерства и долгого кропотливого постижения его основ. И вполне естественно, что шумеры первыми создали школы, предвосхитившие школьные системы греков, римлян, средневековой Европы. Эти шумерские школы, первые из известных образовательные учреждения в истории культуры, назывались “домами табличек”. Будущих писцов - детей “дома табличек” - учителя держали в строгости, о чем мы можем судить по тексту, обнаруженному на одной из табличек, содержащей множественные жалобы ученика на тяготы школьной жизни. Но все-таки счастливы были
Те, кто оканчивал “дом табличек”, так как со временем именно они занимали весьма высокое общественное положение и становились богатыми и влиятельными людьми.
Литература
Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше» — собрание шумерских легенд, позже переведённых на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, очень напоминает библейскую историю о Ноевом Ковчеге.
Известен также шумеро-
Шумерская мифология
ориентирована на земное, прекрасно
гармонирует с рациональным логическим
мышлением, присущим этому народу. Практичность
и интеллект у шумеров
Архитектура и скульптура.
В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat— святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек Южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.
Шумеры - художественно одаренный народ. Несмотря на то, что в стране было очень мало камня, они создали оригинальную каменную скульптуру. Статуи царей, жрецов, воинов устанавливались в храмах. В более поздние времена появляются статуи из диорита, такие как, например, изображение знаменитого царя Гудеа (ок. 2300 г. До н.э.). Эта скульптура, отличающаяся простотой и незамысловатостью, очень выразительна, что говорит о большом мастерстве ее создателя. Шумеры создавали также пластику в металле, впервые использовали золото в комбинации с ляпис-лазурью, серебром, перламутром и бронзой. В Уре, в царской гробнице, где вместе с царем похоронено семьдесят придворных, английский археолог Л.Були обнаружил искусно выполненные драгоценности, оружие, высококачественные музыкальные инструменты, четырехколесные повозки, металлические статуэтки и т.д.
Научные открытия.
Поражают и научные открытия шумеров. Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения за природой. Например, в Уре обнаружен реестр астрономических наблюдений, осуществлявшихся на протяжении 360 лет. На основании этих наблюдений было установлено, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде. Шумерским астрономам были известны семь небесных тел, движущихся по собственным орбитам. Это же число отражало для них вечный порядок мира. Наша неделя именно потому насчитывает семь, а не восемь или девять дней. 7 было одним из священных чисел древних шумеров. Такими числами были для них 12, 60, 360, и не случайно, что и сегодня у нас в году двенадцать месяцев, час состоит из 60 минут, минута из 60 секунд. Не случайно и то, что мы делим полный круг на 360 градусов, а сверх того уже на минуты и секунды. Сутки шумеры делили на 12 часов, и на наших часах цифры, как правило, доходят только до 12. Успехи шумеров в математике потрясают до сих пор: они знали возведение в степень, извлекали корни, пользовались дробью, считали в пределах десятичного ряда цифр. Прекрасно знали они и геометрические законы: вся евклидова геометрия - это либо пересказ опыта шумеров в этой области, либо открытие того, что знали они.
Они умели точно определять длину лунного месяца и солнечного года, время весеннего и осеннего равноденствия. Ну и, конечно, по положению звезд, по движению планет они старались узнать будущее.
В них глубоко жила вера, что ничто на земле не может произойти без того, чтобы это же не случилось и на небе. Сами того не ведая, они стали основоположниками астрологии.
Шумер объединял значительнейшие центры городской культуры Двуречья (Ур, Эриду, Лагаш, Урук, Киш) и, судя по имеющимся сведениям, просуществовал примерно до 2294 года, когда царь Аккада, другого государственного образования Месопотамии, Саргон и сумел подчинить себе весь Шумер. В результате образовалось единое государство с общими культурными традициями. Аккадцы, культурные достижения которых значительно уступали достижениям шумеров, с радостью восприняли разнообразные направления шумерской культуры. Таким образом, шумеро-аккадская культура являлась преимущественно культурой шумерской.
Список примеров можно продолжить, как, впрочем, и рассказ о культуре шумеров в целом. Это была величайшая культура, достижения которой были развиты другими цивилизациями Месопотамии: Вавилонской, Ассирийской и Халдейской.
4. Периодизация Древнего Египта.
Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:
Додинастический период IV тыс. до н.э.
Раннее царство 3000-2778 гг. до н. э . I-II династии. Менес.
Древнее (Старое) царство 2778-2263 гг. до н.э. III-VI династии. Джосер (3-я), Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура (4-я). В конце V династии власть фараонов стала ослабевать. В то же время укреплялись позиции номовой знати. К концу правления VI династии страна стала распадаться на полузависимые номы.
Первый переходный период 2263-2040 гг. до н.э. VII-Х династии.
Среднее царство 2160-1785 гг. до н.э. ХI-ХII династии. Аменемхеты и Сенусерты (12-я династия).
Второй переходный период 1785-1580 гг. до н.э. ХIII-ХVII династии. Период гиксосского владычества, длившегося 100-150 лет.
Новое царство 1580-1085 гг. до н.э. ХVIII-ХХ династии. Яхмос I, Тутмос II, Хатшепсут, Тутмос III, Аменемхеп IV, Тутанхамон, Эйе, Хоремхеб (18-я), Рамсес I, Сети I, Рамсес II, Мернептах, Сети II (19-я).
Третий переходный период 1085-950 гг. до н.э. ХХI династия (Танис).
Поздний период, или Позднее царство 950-525 гг. до н.э. (525-332 гг. до н.э.) ХХII-ХХVI династии (Ливийская, Леонтополь, Саисская, Эфиопская, Саисская).
Птолемеевский период.
Египет несколько раз добивался независимости от персидских царей, пока не был завоеван в 332 г. до н.э. Александром Македонским.
Государственность в Древнем Египте возникла в пятом тысячелетии до н.э. в результате разложения родового общества, с выделением родовой знати – вожди, старейшины, и последующим появлением рабства.
После появления ряда государственных образований – номов, последние объединились в Верхний и Нижний Египет, а затем составили единое государство.
Периоды истории Древнего Египта (второй вариант классификации):
1) период Раннего царства
(3100–2800 гг. до н.э.) – складывание
единого государства, период
2) период Древнего (Старого) царства (2800–2250 гг. до н.э.) – завершение создания единого государства, распад Египта на номы, вновь централизация страны;
3) период Среднего царства (2250–1700 гг. до н.э.) – функционирование единого государства;
4) период Нового царства (1575–1087 гг. до н.э.) – расцвет могущества Египта, в конце данного периода его упадок;
5) период Позднего царства (1087–525 гг. до н.э.) – ослабление центральной власти, захват Египта Персией.
Формой древнеегипетского государства во всех периодах его развития являлась восточная деспотия, характерными чертами которой были:
– монархическая, наследственная форма правления;
– полномочия главы государства неограниченны, вся полнота власти сосредоточена у него;
– существует религиозный культ главы государства;
– светская и церковная власть объединены в одном лице;
– осуществление власти происходит многочисленным бюрократическим аппаратом;
– подавление личности, отсутствие свобод.
Фараон обладал неограниченной властью, однако при осуществлении власти руководствовался интересами жрецов, военной и чиновничьей знати.
Непосредственным
Главами органов местной власти
являлись номархи, возглавлявшие номы
(области) – территориально-
Судопроизводство
– царские суды – суды номов, суды городов, суд шести судебных палат и др.;
– общинные суды;
– храмовые суды.
Высшей судебной инстанцией являлся фараон.
5. Общие особенности античной культуры.
Культуры Древней Греции и Древнего Рима объединяются понятием «культура античности». Термин «античный мир» был дан итальянскими гуманистами XV в., стремящимися возродить высокую культуру Греции и Рима. Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Она содержала себе истоки многих важнейших элементов современной европейской культуры.
Античность в общепринятом смысле означает греко-римскую древность, то есть период с VIII века д. н. э. до V века н.э.. Это рассвет европейской цивилизации, именно из античности черпались все идеи европейской философии. И христианские мыслители, и философы эпохи Просвещения, и даже модернисты в своих трудах опирались на Аристотеля, Платона, Сократа, Сенеку и других античных авторов. Античность – это пир теоретического знания. Известно, что греки почти никогда не применяли свои идеи на практике (в отличие от Востока). Знание ценилось само по себе, оно было пропуском в «надлунный мир» идей. Впрочем, в обществе, построенном на работорговле, реализация научных идей на практике не имела смысла: рабский труд в любом случае обеспечивал процветание. Только с приходом феодальных отношений труд стал совершенствоваться, а наука перестала быть исключительно областью созерцания.
Не только философия, но и литература, театр, живопись, математика берут свое начало в античной культуре. Гомер, которому впоследствии подражал Данте, Эсхил, отец трагедии, Геродот, папа истории… Сложно перечислить имена всех античных гениев. Во многом успехи в науках и искусстве объясняются мировоззрением античного человека.
Существуют общие особенности античной культуры. Во-первых, пантеизм. Греки и римляне верили во множество богов. Религия – фундамент любой культуры. Возможно, именно из-за пантеизма античная культура была обречена. «В Европе жизнь конечна и без тайны… внутри-то пусто! От этого когда-то Древний Рим рухнул, несмотря на все свои легионы» [1]. Античные боги были лишены той тайны, на которой держится христианская культура. «Вера – довод в пользу незримого», - говорил герой Данте в «Божественной комедии». Для христианина Бог – великое таинство, приобщение к которому становится целью жизни. В античном же сознании боги мало чем отличаются от людей, они сами являются заложниками своих страстей, редко бывают справедливы, и полагаться на них не стоит. Эпикур считал, что богам мир людей глубоко безразличен. Римляне же в своей религиозности дошли до апофеоза неразборчивости: чтобы завоевать новую область, они выясняли, каким богам там поклоняются, строили свои храмы местным божествам и пытались переманить их на свою сторону. Таким образом, римский пантеон разросся до чудовищных размеров. В любом случае, многобожие послужило основой множества художественных произведений. В каждом античном сочинении есть мифологическая основа.
Во-вторых, космоцентризм - восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях. В представлении греков и римлян космос имел форму шара (идеальная форма), был упорядочен и существовал по определенным законам, которым подчинялись даже боги. Больше всего античных философов интересовали вопросы мироустройства. Так, в досократический период греческие мыслители пытались понять первоначало всего сущего, суть окружающего мира. Именно поэтому их называли физиками. Фалес, представитель милетской школы, считал, что первоначалом является вода (субстанция), Анаксимен объявил первопричиной воздух, Гераклит – огонь. Греки еще не дошли до мысли о Боге как первопричине всего сущего, в том числе и себя самого. Это объяснимо, если рассмотреть греческое ощущение времени.
Когда мы говорим о христианском восприятии времени, то имеем ввиду прямой вектор, идущий от потерянного рая к Страшному суду. «Суд божий есть не только поражение, но и победа… всегда виден день первый и день последний». Вектор, однозначно, направлен вниз: первые люди разговаривали напрямую с Творцом, а последними будет править Антихрист. В античном мире все устроено гораздо гармоничнее: время циклично. Мир погибает, но потом вновь возрождается