Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:30, контрольная работа
Будучи человеческим творением, культура стоит над при¬родой, хотя ее источником, материалом и местом действия явля¬ется природа. Человеческая деятельность не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе. Если мы признаем, что человек претворяет и достраивает природу, то мы, должны признать и то, что культура — это фор¬мирование и творчество. Преобразуя окружающую его природу, человек одновременно перестраивает и себя самого, т.е. свою внутреннюю человеческую природу. Чем шире его деятельность, тем более преобразуется, совершенствуется он сам.
Человек как культурное существо.
Культура как атрибут человека и его жизнедеятельности. Культурное наследие, преемственность, традиции и новаторство…………………………………………….3
Ценностно-нормативное значение культуры в развитии человека………………….8
Субъекты культуры: народ, массы, нации, классы, личности………………………10
Культурность и образованность, воспитанность, духовность, интеллигентность: проблема соотношения и отождествления понятий…………………………………11
Понятие гуманизма. Роль гуманитарных дисциплин………………………………..13
Список использованной литературы………………………………………………….16
Культурология является частью обширного комплекса знаний, методов научных исследований, научно-практических и прикладных разработок, называемых «гуманитарными науками».
Гуманитарные
науки — это сложная и
По своему происхождению культурология тесно связана с направлениями философских исследований, как философия истории и философия культуры, а также с историей искусств, литературоведением, антропологией и этнографией. В европейской гуманитарной традиции культурологии предшествовала так называемая «история духа», или «духовная история», представлявшая собой философское (иногда религиозно-философское) осмысление истории культуры. В настоящее время культурология все еще находится в известной зависимости от породивших ее научных и философских дисциплин, черпая из них как материал для своих построений, так и теоретические конструкции, понятия, научную методологию и т. д. Однако, сейчас гораздо заметнее влияние самой культурологии на эти науки, присутствие культурологических мотивов, культурологических обобщений, культурологической направленности в философских, искусствоведческих или антропологических исследованиях. Что же касается «истории духа», то ее место в системе гуманитарных знаний занято культурологией, а сама «история духа» сохранилась как литературный, или философско-литературный жанр.
Исследования культуры в XIX— XX вв. невозможно себе представить без материалов, предоставленных сравнительным языкознанием, которое базировалось на фундаментальных лингвистических теориях. Еще более значимым было воздействие структурной лингвистики, под влиянием которой сформировался структурализм — одно из важнейших течений, а науках о культуре в XX веке. На достижениях классической филологии, изучающей языки и литературу Древней Греции и Древнего Рима, по давней традиции основывается изучение античной культуры. А культурология античности всегда была главным «полигоном» для проверки культурологических идей и теорий. И все же языкознание остается слишком специфической, относительно замкнутой, можно сказать, элитарной сферой гуманитарного познания, сохраняющей свою сравнительную обособленность от других сфер. Взаимодействие лингвистики с культурологией оказалось наиболее плодотворным в форме обмена достижениями, научной методологией, проведения междисциплинарных исследований. Примером последнего можно назвать этнолингвистику — науку об особенностях функционирования языка в культурах различных племен и народов.
Похожая ситуация складывается и в отношениях между культурологией и науками об обществе. Интерес этих наук к проблемам культуры во многом обусловлена тем, что в XX веке было пересмотрено характерное для века XIX представление о культуре как о «придатке» общественно-экономической системе, «надстройке» над ней. Общество стало рассматриваться как нечто подобное органической системе, в которой экономика, социальная жизнь, политика столь же зависят от культуры, сколь и она от них. Па стыке социологических и культурологических исследований возникает одно из наиболее перспективных научных направлений современности — социология культуры. Переселение в экономически развитые страны представителей различных, подчас экзотических культур, формирование многонационального (а, следовательно, много культурного) общества, обострение конфликтов между национально-культурными группами привлекло к культурологическим изысканиям внимание политологов и действующих политиков.
Отдельная, и очень интересная тема — взаимодействие культурологии и религиоведения, науки, которая изучает различные религиозные доктрины и религиозные организации. Начиная с классических трудов религиоведов XIX века («Первобытная культура» Э. Тайлора, «Золотая ветвь» Д. Фрезера и др.), была выявлена теснейшая связь между развитием религии и культуры в первобытные времена, и в последующие эпохи истории человечества. Работу в этой области науки оказалось, возможно, вести, лишь соединяя достижения этнографии, истории культуры и религиоведения. Среди важнейших проблем — религиозная типология культур, то есть изучение особенностей христианского, исламского, буддийского, индуистского и т, д. типов культуры, влияние религии на формирование художественной культуры (искусства), «картин мира», стереотипов поведения, системы ценностей и базовых понятий, присущих той или иной культуре. Как и в случае с социальными науками, необходимо указать на актуальность этих проблем для современной цивилизации.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня культурология занимает важное место в системе гуманитарных знаний, является одной из быстро развивающихся гуманитарных наук. Ее влияние ощущается во всех сферах научного изучения человека и культуры.
Важная
роль, которую культурология играет
в системе современных
Список
используемой литературы: