Человек как культурное существо

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Будучи человеческим творением, культура стоит над при¬родой, хотя ее источником, материалом и местом действия явля¬ется природа. Человеческая деятельность не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе. Если мы признаем, что человек претворяет и достраивает природу, то мы, должны признать и то, что культура — это фор¬мирование и творчество. Преобразуя окружающую его природу, человек одновременно перестраивает и себя самого, т.е. свою внутреннюю человеческую природу. Чем шире его деятельность, тем более преобразуется, совершенствуется он сам.

Оглавление

Человек как культурное существо.
Культура как атрибут человека и его жизнедеятельности. Культурное наследие, преемственность, традиции и новаторство…………………………………………….3
Ценностно-нормативное значение культуры в развитии человека………………….8
Субъекты культуры: народ, массы, нации, классы, личности………………………10
Культурность и образованность, воспитанность, духовность, интеллигентность: проблема соотношения и отождествления понятий…………………………………11
Понятие гуманизма. Роль гуманитарных дисциплин………………………………..13
Список использованной литературы………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

    Однако  формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового. И поэтому общество в целом, и объединяющую его культуру характеризует не только традиция, но и новация как способ обновления знания. Конечно, не всякое новаторство есть творчество. Создание нового становится творчеством культурных ценностей лишь тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает признание других людей. Предположим, поэт в лирических стихах рассказывает о чувствах и переживаниях, радостях и страданиях, но утверждать, что он «творит культуру», можно только в том случае, если содержание и форма его поэзии вызывают отклик в душах людей, пробуждают ответные чувства у воспринимающей публики, доставляют ей эстетическое наслаждение. Правда, бывает и так, что произведения искусства или научные открытия не находят признания у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит, и последующие поколения воздают им должное.

    В культуре всегда всеобщее органически  слито с уникальным, традиционное с новым, современным. Поэтому культура живет мудростью прошлых поколений и движением вперед, новыми открытиями, идеалами, ценностями. 

    2. Ценностно-нормативное значение культуры в развитии человека

    Важнейшими  компонентами картины мира наряду с  интуитивными представлениями, архетипами, способами мировосприятия являются культурные нормы и ценности.

    Культурные  нормы это определенные образцы, правила, поведения, действия, познания. Они складываются, утверждаются уже в обыденной жизни общества. На этом уровне в возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях. Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что можно», а что «нельзя». Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила яичного и коллективного примера, наглядные образцы поведения .Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта из поколения в поколение играет система образования. Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также и принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

    Нормы культуры изменчивы, сама культура носит  открытый характер. Она отражает те изменения, которые претерпевает общество. Например, в XX в. произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье. Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит освоение норм культуры.

    В патриархальной семье дети рано начинали свою трудовую жизнь. Они, прежде всего, были гарантом обеспеченной старости родителей, добытчиками средств к существованию. Сейчас дети — прежде всего величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета. Иначе говоря, изменение духовных ориентации в семье приводит к сдвигу в содержании и направленности общенациональных расходов потребителя. Работающие главы семей, имеющие возможность при помощи денег удовлетворить любые потребности, передают эти средства семье, ибо она является эмоционально-купьтурным центром развития личности. Для молодежи это изменение культурных внутрисемейных норм означает возможность «продлить детство», приобщиться к вершинам мировой культуры, воспринять новые духовные ценности.

    Культурная  картина мира и по своему генезису, и содержательно включает в себя ценностные суждения. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей и ценностных измерений. Так, в античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигается эстетический подход к миру, в средние века — религиозно-нравственный, в Новое время — научный и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.

Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить  я классифицировать на основании выделения тех сфер жизни, в которых они реализуются:

• внтальные  ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни. Уровень потребления, экологическая безопасность;

• экономические  ценности: наличие равных условий  для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития  производства товаров и услуг, целя и смысл экономической деятельности;

• социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, терпимость;

• политические ценности: патриотизм, гражданская  активность, гражданские свободы, гражданский мир,

• моральные  ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, справедливость, порядочность, уважение к старшим;

• религиозные  ценности : Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;

• эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т. д. 

3. Субъекты культуры: народ, массы, нации, классы, личности

    Субъект - понятие, фиксирующее исходные основания  человеческой деятельности, связанные  с процессами опредмечивания и распредмечивания объективной реальности. Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект, в культурологическом  понимании — какая-либо социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуро-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной исторической эпохи.

Субъектов культуры достаточно много, но  нас  интересуют не все. В своей работе я раскрою понятия  и связь таких субъектов как народ, массы, нации, классы и личности.

    Народ- это исторически сложившаяся  на определенной территории устойчивая общность людей, отличающихся от остальных единым языком, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также осознанием своего единства и фиксированным самоназванием. На практике понятие "народ" в разных случаях включает племя, группу племен, народность, этническую нацию, религиозную общность, языковую общность.

Исходя  из понятия народ, можно сказать, что он   по сути объединяет в себе и массы,  и классы, и нации и личности.

    Нации - это группы людей, объединенные общностью  происхождения, расовыми особенностями, языком, религией, традициями , обычаями, общей историей и культурой.

    Класс- это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству, власти,  социальному престижу, обладающая  одинаковым  социально- экономическим статусом.

    Масса – это,  группа людей, индивидов, отличающаяся позитивной направленностью своей активности в общественном развитии. Масса как бы усиливает, обостряет доминантные черты индивидов.

    Среди этих субъектов основным все- таки  является - личность.

    Личность- это устойчивый комплекс социально  значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Личность как индивид является единичным представителем. Эти представители образуют  народы, массы, нации, классы

    Все указанные субъекты имеют общие  черты и связаны между собой  таким понятием как общество. Общество -  сумма связей и отношений, в которых указанные субъекты находятся, оно есть целостная система. Само общество связано с культурой. Именно общество создает культуру. 

    4. Культурность и образованность, воспитанность, духовность, интеллигентность: проблема соотношения и отождествления  понятий

    Если  говорить о понятии «культура» в  русском языке ,  то с этим понятием связаны такие качества, как образованность, воспитанность, нравственность. Словом «культура» часто обозначают определенные сферы человеческой деятельности — искусство, науку, религию, образование, философию, а также интерес к ним у какого-либо человека. К такому пониманию слова «культура» близки по смыслу характерные словосочетания «культурный человек» (человек образованный, воспитанный и вежливый, следующий нормам морали, интересующийся литературой, театром, кино, музыкой и т. д.).

Всякий  человек есть человек  определенной  культуры.  Что  такое  культурный

Человек? Существует 4 типа (модели) культурного  человека:

1.  Античная  или  платоновская  модель:   способность   к   длительному   и целенаправленному       образованию       (образованность);       внутренняя организованность,    собранность    (умение    владеть    собой);    высокая нравственность.

2. Гуманистическая   модель  (Эпоха  Возрождения):  активная  политическая  и

общественная  деятельность; разнообразная творческая деятельность.

3. Модель  культурного человека Нового  времени  (XVII  в.):  специализация   в какой-либо отрасли знаний.

4. Модель  культурного  человека  современной  эпохи:  владение  планетарным мышлением (человек не замыкается на себе,  а  живет  глобальными  проблемами мира); широкое образование; культурный плюрализм.

      Главный признак культурного человека  –  способность  понимать  и  оценивать интеллектуальное и  художественное  достояние  своей  собственной  и  других

стран, а также способность воспринимать, усваивать эти  духовные  богатства.

Важные  черты:  знание,  образование,   умение   общаться,   нравственность, терпимость к инакомыслию.

      Понятие культурность, как и сама культура  достаточно глубокое по своему смыслу.

Культура  помогает  формировать  целостное  понимание  мира.  Освоение  мира:

познание  и  осмысление.  Культура  помогает  функциональности  человеческой

жизни. Культурность , хотя и самостоятельное понятие, имеет много общего с понятиями воспитанности, образованности,  духовности и интеллигентности

Можно с уверенностью сказать, что культурность объединяет в себе эти понятия.

Интеллигенция – специфический русский феномен, за рубежом  –  интеллектуалы, т.е. люди, занимающиеся умственным трудом.

      Русский интеллигент – имеет «больную»  совесть,  чувство  вины,  чрезвычайно  морален и ответственен. Интеллигент  для народа «свой – чужой», слишком  умный  («а  еще  в  шляпе») .Недоверие к нему вызывает чувство вины за все.  Видит  свою  задачу  в  том, чтобы привести «глупый простой народ» к счастью.

Духовность  человека – это в первую очередь  его отношение к религии. Человек  духовный-                

это человек  с духовно- мировоззренческими устремлениями, это человек верующий.

Вера  – некритическое принятие каких-то феноменов,  в  качестве  достоверных,

опираясь  на субъективные  основания.  Объективное  однозначное  основание  – научное  знание. Культура и религия,– лежат  в  основе  каждой  культуры и содержат основные ценности той или иной культуры.. Религия – высшее священное начало (бог). Отношение к  богу – чувство священное, реализуется, в вере, любви и страхе.

Религия есть самоутверждение личности в  вечности.

Образованность - один из признаков культурности. Образование- процесс накопления знаний, умений. Также, необходимо отметить, что интеллигентный человек- это образованный человек.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  данные понятия связаны между  собой, имеют много общих черт, взаимодействуют друг с другом. 
 
 

    5. Понятие гуманизма. Роль гуманитарных дисциплин  

     "Гуманизм" от латинского humanus - человеческий, человечный, человечность. Он есть то, что делает человека  как биологического вида человеком  как существом духовно-нравственным. Гуманизм есть проявление человечности в человеке, его нравственное облагораживание на основе развертывания человеческой сущности. 
Гуманным называют доброе, великодушное отношение к людям, готовность понять и помочь, уважение к окружающим. Существует следующее определение гуманизма: он является исторически развивающейся системой воззрений, признающей ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Мировоззрение и гуманизм непосредственно взаимосвязаны. Гуманизм вытекает из общих мировоззренческих установок эпохи в соответствии с тем местом и значением, которое отводится человеку в мире и обществе. 
     Гуманизм можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле гуманизм есть "человечность" вообще как таковая, в узком смысле под гуманизмом мыслится его конкретно-историческая западноевропейская форма. Вместе с тем эта частная форма имеет свои внутренние мировоззренческие принципы, которые могут не вполне совпадать с концепциями гуманизма, выработанными в других культурах. Гуманизм в узком смысле слова - культурное движение эпохи Возрождения, прежде всего в Италии (особенно во Флоренции) XIV-XVI вв., хотя гуманистические идеи имеют длительную предысторию.                  

Информация о работе Человек как культурное существо