Буддизм в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 18:36, реферат

Краткое описание

Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”.
Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V – IV вв. до н. э. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию [10].

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Буддизм как мировая религия……………………………………………….5
1.1 История возникновения буддизма………………………………………………...6
1.2 Основные направления буддизма…………………………………………………7
Глава 2. Буддизм в современной России…………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Буддизм как древнейшая мировая религия.docx

— 40.25 Кб (Скачать)

В России интерес к буддизму, безусловно, будет постоянно подпитываться уже имеющейся буддийской традиционной культурой и станет достаточно стабильным и даже усилится по мере возрождения буддизма школы Гелуг. Вместе с тем в настоящее время и исследователи буддизма, и его последователи сталкиваются с рядом сложностей. В частности, существует некоторая напряженность между последователями традиционной школы Гелуг и школами транснационального буддизма (как тибетскими, так и иных толков). Она не слишком явно выражена, но реально существует.

Все эти процессы сказываются на российском буддизме. С одной стороны, они, вне всякого сомнения, способствуют постепенному повышению уровня знаний буддийского учения среди народов «буддийских республик», особенно среди молодежи, которая собирается продолжить путь ученичества, может быть, даже избрать монашеский путь. С другой стороны, буддисты России вовлекаются в общебуддийские процессы, вступают в культурные и духовные контакты со странами, составляющими буддийскую цивилизацию; в общинах идет жизнь, которая, собственно, и должна происходить в лоне мировой религии, причем в ней может участвовать все население без исключения (посещать лекции, службы, участвовать в массовых молебнах и т.д.).

В настоящее время на территории России существует уже более 200 буддистских общин, групп и организаций [1, 85].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что буддизм – это мировая религия, возникшая в Индии около 450 г. до н. э. и просуществовавшая на своей родине около полутора тысячелетий. Причем период его расцвета пришелся на первую половину I тыс. н. э. Но только после завоеваний государства Палов (современные Бихар и Бенгалия) мусульманами в XIII веке буддизм как организованная религия исчезает в Индии окончательно [8, 36].

Буддизм – это религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями.

Цель верующих – достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего я, мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль.

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал не только религиозные представления и философию, но и культуру, искусство, систему образования, — иными словами, высокоразвитую цивилизацию. По мнению одного известного исследователя, если попытаться обозреть эту религию как бы с высоты птичьего полета, перед нами раскинется пестрое «лоскутное одеяло» из направлений, школ, течений, религиозных движений и организаций. И, тем не менее, это «одеяло» уже тысячи лет греет души миллионов последователей буддизма во всем мире.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мыслей миллионов людей этих стран.

Буддизм был и остается религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где он распространяется. Китайский буддизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлениях о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм – синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т.п. Такая способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из-за этого последователей Будды часто упрекали в склонности к компромиссам. Но именно способность приспосабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всем географическом пространстве, находившемся под его влиянием несколько веков.

Многих последователей буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвященным местным богам. Буддист может одновременно исповедовать индуизм, даосизм, синтоизм или любую другую «местную» религию, поэтому довольно сложно установить количество буддистов в мире. В настоящее время только буддийских монахов и монахинь насчитывается приблизительно миллион. Точное же число мирян – последователей буддизма – определить просто невозможно [7, 91].

Буддисты никогда не выступали в роли революционеров или социальных реформаторов, более того, они молчаливо признавали даже закономерность и практическую полезность существования сословий, но они радикально переосмыслили сам принцип сословности.

Это связано с еще одной чертой буддийского подхода: термины, имевшие в добуддийской Индии этническое или сословное содержание, были перетолкованы буддизмом в этическом духе.

В Индии буддизм процветал примерно до 500 н.э. Затем он постепенно пришел в упадок, был поглощен индуизмом и к 11 в. почти полностью исчез. К тому времени буддизм успел распространиться и приобрести влияние в других странах Центральной и Восточной Азии, где сохраняет жизнеспособность по сей день [5, 103].

Сегодня буддизм существует в двух основных формах. Хинаяна распространена в Шри-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии в Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде, Лаосе и Камбодже. Махаяна преобладает в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, в Японии, Корее и Монголии [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Агаджанян А.Б. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму. – М.: Неостром, 2005. – 343 с.

2. Алексеев-Апраксин А.Д. Восток в русской культуре Серебряного века. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 98 с.

3. Леонтьева Е.В. Путеводитель по буддизму: иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2012. – 214 с.

4. Судзуки Д.Т. Основные принципы буддизма Махаяны. – СПб.: Наука, 2002. – 203 с.

5. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. – СПб.: Амфора, 2005 – 201 с.

6. Торчинов Е. А. Краткая история буддизма. – СПб.: Амфора, 2008. – 91 с.

7. Уланов М.С. К вопросу о начале распространения буддизма на западе. – М.: МНИЦ, 2013. – 261 с.

8. Яблокова И.Н. Основы религиоведения. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 163 с.

9. Официальный сайт библиотеки философии и религии – режим доступа: http://filosofia.ru

10. Официальный сайт общерелигиозного портала – режим доступа: http://www.religio.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Буддизм в современной России