Буддизм в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 18:36, реферат

Краткое описание

Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”.
Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V – IV вв. до н. э. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию [10].

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Буддизм как мировая религия……………………………………………….5
1.1 История возникновения буддизма………………………………………………...6
1.2 Основные направления буддизма…………………………………………………7
Глава 2. Буддизм в современной России…………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Буддизм как древнейшая мировая религия.docx

— 40.25 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Буддизм как мировая религия……………………………………………….5

1.1 История возникновения  буддизма………………………………………………...6

1.2 Основные направления  буддизма…………………………………………………7

Глава 2. Буддизм в современной России…………………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………………….13

Список литературы……………………………………………………………………16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”.

Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V – IV вв. до н. э. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию [10].

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры.

Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах.

В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир [5, 49].

Актуальность темы велика: в настоящее время буддизм распространился по всему миру и представлен множеством разновидностей.

Предметом исследования является сущность древнейшей мировой религии.

Объектом исследования является буддизм как мировая религия.

Цель данной работы: изучить данную религию и узнать о ней как можно больше.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) изучение литературы  по данному вопросу;

2) ознакомление с историей  возникновения буддизма и основными  направлениями религии;

3) рассмотрение буддизма  в современной России.

Информационная база работы сформирована из следующих источников: данные, опубликованные в монографиях и статьях, учебной литературе, периодической печати и сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Буддизм как мировая религия

 

 

Буддизм как мировая религия – одна из самых древнейших, и не напрасно существует мнение о том, что без понимания ее основ невозможно ощутить все богатство культуры Востока. Под ее влиянием формировались многие исторические события и основные ценности народов Китая, Индии, Монголии и Тибета. В современном мире буддизм под влиянием глобализации обрел в качестве последователей даже немногих европейцев, распространившись далеко за пределы местности, где он возник [8, 12].

Эта религия несет в себе идею непричинения зла, что делает ее одной из самых гуманных. Она учит последователей самоограничению и достижению состояния медитации, которые в конечном итоге приводят к нирване и прекращению страданий. Буддизм как мировая религия отличается от остальных тем, что Будда не считал основой этого учения божественное начало. Он предлагал единственный путь – через созерцание собственного духа. Его целью является избегание страдания, что достигается с помощью следования 4 благородным истинам:

1) истина о страдании. Здесь происходит утверждение о том, что все есть страдание, все ключевые моменты существования индивида сопровождаются этим чувством: рождение, болезнь и смерть;

2) истина о причине страдания. Под этим понимается то, что любое желание является причиной страдания. В философском понимании - это воля к жизни: она конечна, и это порождает страдание;

3) истина о прекращении страдания. Состояние нирваны является признаком прекращения страдания. Здесь человек должен испытать угасание своих влечений, привязанностей и достичь полного безразличия;

4) истина о пути. Здесь речь идет о восьмеричном пути, который приводит к нирване. Буддист должен преодолеть три этапа, которые имеют несколько ступеней: этап мудрости, нравственности и сосредоточения.

Буддизм многих верующих привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт только временное облегчение, но не окончательное спасение [3, 29].

 

    1. История возникновения буддизма

 

Впервые о буддизме узнали в Древней Индии, примерно в 6 веке до н.э. В переводе с санскрита он означает «учение просветленного», что действительно отражает его организацию.

Однажды в семье раджи родился мальчик, который, согласно легенде, сразу встал на ноги и обозначил себя существом, которое превосходит всех богов и людей. Это был Сиддхартха Гаутама, который впоследствии претерпел значительную трансформацию и стал основателем одной из самых масштабных мировых религий, существующих до сих пор.

Биография этого человека и является историей возникновения буддизма.

Родители Гаутамы однажды пригласили провидца, чтобы он благословил новорожденного на счастливую жизнь. Асит (так звали отшельника) увидел на теле мальчика 32 отметины великого человека. Он сказал, что этот ребенок станет либо величайшим царем, либо святым. Когда его отец услышал это, то решил ограждать своего сына от различных религиозных течений и любых знаний о страданиях людей. Однако, проживая в трёх дворцах с богатым убранством, Сиддхартха в 29 лет почувствовал, что роскошь – не цель жизни. И пустился в странствие за пределы замков, держа это в секрете.

За стенами дворцов он увидел 4 зрелища, которые изменили его жизнь: отшельника, нищего, труп и больного человека. Так будущий основатель буддизма узнал о страдании. После этого личность Сиддхартхи претерпела множество метаморфоз: он ударялся в разные религиозные течения, искал путь к самопознанию, учился сосредоточению и аскезе, но это не привело к ожидаемым результатам, и те, с кем он путешествовал, покинули его. После этого Сиддхартха остановился в роще под  фикусом и решил не уходить отсюда, пока не найдет Истину. Через 49 дней он обрел знание Истины, достигнув состояния нирваны, и узнал причину человеческих страданий. С этих пор Гаутама стал Буддой, что в переводе с санскрита означает «просветленный» [6, 39].

 

    1. Основные направления буддизма

 

Ранние буддисты были лишь одной из многих соперничавших в то время сект неортодоксального направления, однако с течением времени их влияние возрастало. Буддизм был поддержан, прежде всего, городским населением: правителями, воинами, которые видели в нем возможность избавиться от верховенства брахманов.

Буддизм как мировая религия не является однородным. Распространяясь в различных странах, буддийское вероучение не смогло сохранить своего единства. Уже через 100 лет после смерти Будды насчитывалось 17 толков буддизма и 6 конкурирующих сект, основанных современниками Будды. В I в.н.э. в буддизме произошел раскол и образовались 2 ветви: хинаяна («узкий путь спасения») и махаяна («широкий путь спасения»). Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии.

Особенности основных направлений буддизма заключаются в следующем (табл. 1).

 

Таблица 1. Основные направления буддизма [4, 101]

 

Хинаяна

Махаяна

Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений

Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение

На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личных усилий

Появляется институт бодисатв — святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения

 

 

Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей

 

Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи

 

Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана и прекращение воплощений

 

Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи

 

 

Отсутствуют обряды и магия

 

Придает большое значение обрядам и чародейству

 

 

Отсутствуют иконы и культовая скульптура

 

Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв


 

Буддизм зародился и достиг значительного расцвета в Индии, однако к концу I тысячелетия н.э. он теряет здесь свои позиции и вытесняется более привычным для жителей Индии индуизмом. Можно назвать несколько причин, приведших к такому исходу:

1) развитие индуизма, который наследовал традиционные ценности брахманизма и модернизировал его;

2) вражда между разными направлениями буддизма, которая нередко приводила к открытой борьбе;

3) решительный удар по буддизму нанесли арабы, завоевавшие многие индийские территории в VII-VIII вв. и принесшие с собой ислам.

Буддизм же, распространившись во многих странах Восточной Азии, стал мировой религией, сохраняющей свое влияние до настоящего времени [4,103].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Буддизм в современной России

 

 

Буддизм в России – одна из распространенных на территории страны религиозных традиций. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай, Забайкальский край и Иркутская область. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Большая часть приверженцев буддизма в России относится к школе Гэлуг, также значительное количество российских буддистов принадлежат к школе Карма Кагью [9].

В отличие от буддийских стран Востока (исключение – конфуцианский Китай) буддизм в России никогда не был государственной религией, поскольку главенствующую роль играло православие. Вместе с тем буддизм имел определенный статус официальной религии (терпимой) и в Своде законов Российской империи именовался «языческой». Несколько пренебрежительное отношение к буддизму со стороны православия было связано с особенностью сотериологического и онтологического учения буддизма: отрицание Бога как творца Вселенной и человека, его души, и принципиальное неприятие мира, как мира страдания, «недолжного», иллюзорного, «безопорного», связанного с бесконечным перерождением человека и прочих живых существ в зависимости от их деяний (закон кармы). Столь жесткой концепции отрицания мира и всего мирского нет ни в одной религиозной традиции.

Входя в XXI в., буддизм в России отставал от буддизма в других буддийских странах лет на тридцать в связи с политикой Советского государства в отношении религии, а приблизительно лет на десять он вообще был стерт с религиозной карты России и мира – буддийские республики (Бурятия, Калмыкия, Тыва) оказались, в сущности, «атеистическими». Были уничтожены и разграблены все буддийские монастыри и храмы (заодно досталось и православным); наиболее выдающиеся представители буддистской элиты (монахи высокого ранга, знатоки буддийского учения) были расстреляны или погибли в сталинских лагерях, значительная часть монашества подверглась репрессиям, остальных вынудили отказаться от сана и вернуться к мирской деятельности [1, 42].

Идеи буддизма и их оценку можно найти в работах философов, писателей и поэтов Серебряного века, в трудах евразийцев. Российская интеллигенция живо откликнулась как на строительство храма, открывшегося в 1913 г. (первая служба была проведена к 300-летию дома Романовых), так и на буддийские идеи, которые были изложены в лекциях крупного буддиста А. Доржиева [2, 26].

В современном буддизме в России существует два основных типа буддистских организаций: общины традиционной школы тибетского буддизма Гелуг и разнообразные общины и группы, относящие себя к школам буддизма, которые не принадлежат к школе Гелуг, а иногда не связаны даже с тибетской формой буддизма. Если традиционный буддизм Гелуг в России достаточно консервативен, то буддизм за пределами регионов своего традиционного распространения становится все более секулярным, транснациональным. В научной литературе он получил название «глобальный буддизм» и связывается с европейским освоением духовной культуры Востока. В настоящее время он представляет собой некий интеллектуально-духовный источник философско-религиозного характера, доступный всем и каждому, что, собственно, и подтверждает статус буддизма как мировой религии.

Информация о работе Буддизм в современной России