Авангардизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:18, реферат

Краткое описание

С одной стороны работы авангардистов расходятся на аукционах по рекордным ценам ("Белый центр" Марка Ротко - 72,8 миллионов долларов, "Авария зеленой машины" Энди Уорхола - 71,7 миллионов долларов,…)[4], с другой - многие критики давят авангард (Дональд Каспит высказался так: "Стремление авангардистов шокировать уже всех достало. Тем не менее художники все еще продолжают свои попытки эпатировать публику, просто чтобы доказать, что их искусство является особо продвинутым, ну и, разумеется, чтобы побороть в своем подсознании буржуазные корни")[4], большая часть аудитории его просто не понимает и не признаёт истинным искусством. Ну а раз равнодушных не остаётся, значит, авангардизм интересен каждой стороне по-своему.

Оглавление

Введение
1. Авангардизм. Общая информация
1.1 Авангардизм как стадия развития искусства
1.2 Понятие и теория авангардизма
1.3 Зарождение авангардизма в России
2. Художники стиля «Авангард»
3. Малевич и Клюн
3.1 Вхождение в среду авангардистов
3.2 Крестьянская серия
3.3 Кубофутуризм
3.4 Рождение супрематизма
3.5 Три стадии супрематизма
Заключение
Список использованных материалов

Файлы: 1 файл

Реферат культурология.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Факультет гуманитарного образования

Кафедра философии и социальных коммуникаций 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«АВАНГАРДИЗМ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Работу выполнила:

                  студентка гр. ЗМУ-129

                  Асеева О.А.

                  Работу  проверила:

                                                                                    Н.В. Соломина  

                                                                                                                      Дата сдачи: 05.01.10

                                                                             Дата проверки:  

Омск 2010

   Содержание:

  Введение 

  1. Авангардизм. Общая информация    

  1.1 Авангардизм как стадия развития  искусства   

  1.2 Понятие и теория авангардизма    

  1.3 Зарождение авангардизма в России 

    2. Художники  стиля «Авангард» 

    3. Малевич и Клюн   

  3.1 Вхождение в среду авангардистов   

  3.2 Крестьянская серия   

  3.3 Кубофутуризм   

  3.4 Рождение супрематизма   

  3.5 Три стадии супрематизма

  Заключение 

  Список  использованных материалов  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Авангардизм в искусстве - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. Но чем дальше уходит искусство от классических форм, тем более контрастным становится отношение к нему.

    С одной стороны работы авангардистов  расходятся на аукционах по рекордным ценам ("Белый центр" Марка Ротко - 72,8 миллионов долларов, "Авария зеленой машины" Энди Уорхола - 71,7 миллионов долларов,…)[4], с другой - многие критики давят авангард (Дональд Каспит высказался так: "Стремление авангардистов шокировать уже всех достало. Тем не менее художники все еще продолжают свои попытки эпатировать публику, просто чтобы доказать, что их искусство является особо продвинутым, ну и, разумеется, чтобы побороть в своем подсознании буржуазные корни")[4], большая часть аудитории его просто не понимает и не признаёт истинным искусством. Ну а раз равнодушных не остаётся, значит, авангардизм интересен каждой стороне по-своему.

  Лично мне очень интересен авангардизм, особенно в живописи, тема выбрана не случайно. При подготовке материала к работе выяснилось, что в литературе достаточно широко раскрыта тема авангардного изобразительного искусства. Например, картины Малевича обсуждают не только критики, но и люди достаточно далёкие от искусства.

  Цель  работы - понять направленность авангардного искусства - вложен ли в него смысл, доносит ли оно этот смысл до публики, или только удивляет и шокирует. Для понимания этого нужно решить несколько задач: проследить, как авангардизм зарождался, развивался, что было тому причиной, какие цели преследовал художник, какие стили авангардного изобразительного искусства возникли. Для простоты, как изложения, так и понимания, был выбран самый известный и яркий пример представителя русского авангарда - Казимир Малевич.

  Литературы  направленной конкретно на русский авангардизм не так уж много, в основном это разрозненные статьи и очерки. Для пояснения множества терминов применяющихся в литературе использовался словарь [1], посвященный наиболее актуальным понятиям культуры ХХ века. Жизнеописание и информация по картинам Казимира Малевича взяты из [8]. Основная информация - история, теория авангардизма содержится в [2, 5 - 7].

1 Авангардизм. Общая  информация

  1.1 Авангардизм как  стадия развития  искусства

  В современной эстетике и искусствоведении до сих пор не утихают споры о том, какова природа искусства, как возникло искусство и как оно развивается. До сих пор невыясненными остаются глубинные вопросы потребности человека в искусстве. Искусство существует в самых разных формах, для него характерна изменчивость и непредсказуемость дальнейшего развития.

  Художник, как правило, не может отвлечь  свой творческий процесс от воздействия  всего того, что уже было создано  до него, и создать произведение, где отсутствовало бы влияние  каких-либо традиций и школ. Тот, кто пытается оторваться от влияния извне, все равно попадает под него, хочет он того или нет. Однако, несмотря на всяческие влияния и давления художник может и должен создавать то, что еще не было создано до него. Поэтому, понятно, что наиболее актуальным вопросом теории искусства является проблема развития современного искусства.

  Современное искусство, даже если его девизом  является "движение вперед", иногда старается скрывать свою основу, построенную  на традициях и влиянии классических форм или, наоборот, уже на ставших "традиционными" авангардных формах, повторяя авангардные приемы минувших десятилетий и столетий. Главная задача авангарда - это производить шок, скандал, без этого авангардное искусство невозможно. Правда, авангардисты стремятся вызвать "шок" уже в течение ста лет, и те, кто не мог его испытать лет сорок назад, испытывают "шок" сегодня. То есть авангард не мыслим без эпатажа, который стал естественной составляющей современной культуры и уже не воспринимается так остро, как он воспринимался ранее.

  Скачек  к новому и принципиально не похожему ни на что невозможен сам по себе без длительной подготовки к нему. Однако, прорыв бывает, но для того, чтобы этот прорыв, "скачёк" произошел, необходима длительная подготовка или  в процессе развития искусства, или в других символических формах культуры, таких как наука или религия. Так некоторые процессы в развитии той или иной символической формы несут латентный характер и не всегда постороннему наблюдателю те или иные "скачки" кажутся логичным следствием из ряда предшествовавших факторов, если рассматривать их строго в пределах отдельно взятой символической формы[3, c. 58-59]. Например, появление авангардизма как мощного культурного феномена не могло произойти, если бы не было влияния на художественную жизнь эстетических принципов немецкой классической философии в лице И. Канта, и других мыслителей, строивших свои системы на основе философии Канта. Для Канта сущность эстетической оценки художественного произведения лежит за пределами логики и разума, что стало отправной точкой для всяческого рода поисков и достижений, ведь, согласно этой точке зрения, к оценке произведения искусства нельзя подойти рационально: "Путь, по которому развивается творчество художника, основан не на правиле рассудка, а на естественной необходимости внутренней природы гения"[3, с. 59].

1.2 Понятие и теория  авангардизма

     АВАНГАРДИЗМ - (франц. avantgardisme от avant — передовой и garde -отряд) - обобщенное название экспериментальных течений, школ, концепций, идей, творчества отдельных художников XX в., преследующих цели создания совершенно нового искусства, не имеющего связей со старым.

Авангардизм - это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный  поиск новых форм и путей в  искусстве. Понятие, противоположное академизму. Но и авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода Модерна. Несмотря на принципиальный антагонизм искусства авангарда и традиций духовности художественной культуры, нигилистические призывы участников этого движения, претензии на постижение «чистых сущностей» и выражения «абсолюта» без груза прошлого и примитивного подражания формам внешнего мира, идеи художественного авангарда сродни духовным смятениям искусства на рубеже XIX и XX веков.

     Искусству авангарда присуща своя романтическая мифология. Романтической и даже религиозной является главная авангардистская идея абсолютизации самого акта творчества, не предполагающего создание художественного произведения, его «самодостаточности», оправдания человека творчеством, в котором раскрывается «истинная реальность». В этом, прежде всего, проявляется преемственность самых крайних форм авангардного искусства от символизма периода Модерна. Вместе с тем, опасным надо признать и чрезмерное расширение этого понятия исходя из этимологии: «передовой отряд, готовый жертвовать собой в стремительной атаке ради достижения цели». Такое милитаристское прочтение термина неизбежно приводит к мысли, что «авангард возникал много веков тому назад при переходе от одной эпохи к другой... и не может являться одним из направлений искусства только XX века». Если предположить, что авангардное искусство «черпает свои духовные силы из неиссякаемого источника прошлого, архаичного сознания» и оно представляет собой не упадок, а «переосмысление прошлого», то размывается, стушевывается самое существенное — непримиримое, враждебное отношение авангардистов к истории культуры, чему есть множество свидетельств.

Если  в искусстве XX века действительно  происходит «расставание с человеком», то это и есть антикультурное, антиисторическое движение.  Футуристы в самом начале нового столетия призвали «укрощать этот мир и низвергать его законы по собственному усмотрению». Только одним этим тезисом отрицается основное содержание культуры: «возделывание души через почитание, поклонение». Смещение смысла от произведения искусства на процесс его создания также ничто иное, как словесный маскарад, поскольку в духовном смысле главной ценностью в истории мирового искусства всегда и являлся процесс — акт Творения, а не отдельное произведение в его материальной форме. Поэтому более важной кажется мысль о том, что в начале XX века «русский религиозно-философский ренессанс» и «русский художественный авангард» не были тождественны, но развивались одновременно, «то и другое оказалось в контексте культурной истории знаком российского менталитета».

     Во  всех основных течениях западноевропейского  и российского авангарда начала XX века: футуризме, абстрактивизме, сюрреализме, дадаизме, поп-арте, оп-арте, происходило  последовательное отвлечение процесса формообразования от духовного смысла искусства. Русская художница-авангардистка Л. Попова определила это так: «отвлечение формы художественной от формы, видимой в реальности». Такая эмансипация формы от традиционно вкладываемого в нее содержания породила пафос безудержной, часто бестолковой и агрессивной свободы, и, в то же время, – необходимость аналитического, научного подхода к закономерностям формообразования в искусстве. Но разрыв с художественной традицией неизбежно превращал «лабораторную работу по изучению формальных элементов искусства» в бесцельную и наивную игру – комбинаторику, техницизм. Понятия творческого направления, метода, стиля теряли смысл; виды искусства различались лишь «материалом».

     Так закономерно возникла идея «внутренней тождественности средств искусства», пропагандируемая В. Кандинским, «синтеза искусства» и даже «превращения искусства в содержание жизни». Вот почему авангардное движение в целом отражает характерный только для XX столетия процесс вытеснения культуры цивилизацией, исторических духовных ценностей — прагматической идеологией технического века. В самом начале двадцатого столетия туманные идеалы «серебряного века» были буквально сметены мощным напором техницизма, конструктивизма, функционализма. Эмоциональность заменялась трезвым расчетом, художественный образ – эстетикой конструкции, гармонизацией элементарных форм, высокие идеи – утилитарностью. Пользуясь терминологией О. Шпенглера, можно сказать, что сложный организм духовной культуры стремительно перерождался в бесчеловечный «механизм». Особенно ярко эта тенденция проявилась в максимализме русской истории. В 1910-х гг. по словам Н. Бердяева в России подрастало «хулиганское поколение». Наследники Базарова, развивая идеи 1860-х годов, задумали подменить «бесцельное искусство» идеологией жизнестроения, «инженерией», позднее закономерно сомкнувшейся с коммунистическими идеями и призывами анархистов.

Российский  максимализм, так ярко проявившийся в движении «передвижников» и  «шестидесятников» XIX столетия, был только усилен русской революцией, но привел к тому, что во всем мире родиной художественного авангарда стала считаться Советская, большевистская Россия. «Великая Утопия двигала историю России и заключала в себе несоответствие действительности». Русский религиозный философ И. Ильин определил авангардизм как «дух эстетического большевизма, теорию безответственности и практику вседозволенности». Другой русский мыслитель, священник С. Булгаков подчеркивал: «Творчество имеет религиозную ценность... Нигилизм есть предельное отрицание творчества». Авангардизм и есть нигилизм, поскольку он порывает с художественной традицией как с источником творческого воображения художника. Прошлое, по убеждению российского авангардиста, «может остаться неиспользованным, как материал, потерявший значительную часть своей активной силы и тем самым свое культурное значение». К примеру, для Л. Лисицкого в архитектуре «Единица равняется единице», а все остальное: «египетско-греческо-римско-готическиймаскарад»,историко-художественный смысл архитектурной композиции заменяется простой конструкцией. Подобная логика, естественно, приводит авангардиста к мысли: «прошлое никак не связано с настоящим» и «в искусстве нет развития».

Информация о работе Авангардизм