Альбрехт Дюрер

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:41, реферат

Краткое описание

Творчество Альбрехта Дюрера – одна из вершин искусства Возрождения в Европе. Для Германии оно знаменует рубеж между средневековьем и Возрождением, открывая собою недолговременный, но блестящий период расцвета немецкой художественной культуры. Этот период, охватывающий лишь неполное столетие с конца XV до второй половины XVI века, выдвинула помимо Дюрера целую плеяду крупнейших живописцев, графиков и скульпторов, как Лукас Кранах – старший, Маттиас Грюневальд, Тильман Рименшнейдер, Фейт Штосс, Ганс Бургкмайр, Ганс Бальдунг Грин и другие.

Оглавление

Вступление
Детство и годы учений
Работы 1495 – 1500 годов
Начало теоретических штудий и поездка в Италию
Большие алтарные книги и первый замысел «Книги о живописи»
Новые циклы графических работ
Путешествие в Нидерланды
Последние годы

Файлы: 1 файл

Дюрер реферат.doc

— 127.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     По  дисциплине «История украинской культуры»

     на  тему:

     «Альбрехт Дюрер» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2011 

    Содержание:

  1. Вступление
  2. Детство и годы учений
  3. Работы 1495 – 1500 годов
  4. Начало теоретических штудий и поездка в Италию
  5. Большие алтарные книги и первый замысел «Книги о живописи»
  6. Новые циклы графических работ
  7. Путешествие в Нидерланды
  8. Последние годы

 

      §1. Вступление.

       Творчество Альбрехта Дюрера  – одна из вершин искусства  Возрождения в Европе. Для Германии  оно знаменует рубеж между  средневековьем и Возрождением, открывая собою недолговременный, но блестящий период расцвета немецкой художественной культуры. Этот период, охватывающий лишь неполное столетие с конца XV до второй половины XVI века, выдвинула помимо Дюрера целую плеяду крупнейших живописцев, графиков и скульпторов, как Лукас Кранах – старший, Маттиас Грюневальд, Тильман Рименшнейдер, Фейт Штосс, Ганс Бургкмайр, Ганс Бальдунг Грин и другие. И все же, несмотря на разнообразие индивидуальностей названных мастеров, пору расцвета немецкого Возрождения называют нередко эпохой Дюрера, ибо творчество его не только положило ей начало, но и определило основное направление развития искусства по пути воплощения идеалов гуманизма и утверждения жизненной достоверности в изображении человека и окружающего его мира.

       Искусство немецкого Возрождения  сформировалось в один из самых  драматических периодов в истории  Германии. Это было переломное  для Европы время, когда оказались  поколебленными представлявшиеся  дотоле незыблемыми основы средневекового  общества – папство и империя. Миф о неподвластных времени «вечных» империях был развеян падением в 1453 году под натиском турок христианской Византии, а также смутами и упадком престижа власти в Германской империи. Эти события сопровождались социальными потрясениями, распространением ересей, мистики, «нового благочестия» и других враждебных католицизму религиозных течений, наконец, настроением всеобщего страха и неуверенности, породившим вспышку эсхатологических ожиданий – веру в близкий конец света приурочившийся к «юбилейном» 1500 году.

       Среди художников немецкого Возрождения  Альбрехт Дюрер выделяется не  только масштабом своего дарования,  но и широтой кругозора. Он  не ограничивался разными видами  изобразительного искусства –  живописью, ксилографией, гравюрой  на металле. В круг его интересов входили также теоретические проблемы – принципы линейной перспективы, о возведении крепостей, о пропорциях человеческой фигуры. Дюрер воплотил в себе характерный для эпохи Возрождения тип художника-ученого, ранее неизвестного в Германии.

     §2. Детство и годы учений.

       Дюрер был нюрнбержец. Тесные  узы связывали его с жизнью  и культурой родного города. Много  раз уезжал он в чужие страны, много повидал на своем веку  городов, о которых вспоминал  потом с восхищением, но даже  самые заманчивые предложения не соблазняли его остаться вдали от Нюрнберга. Хотя не раз жаловался он на то, что в Германии мало уважают и плохо оплачивают труд художника, все же, он сам говорил, любовь к Нюрнбергу заставила его предпочесть жизнь в среднем достатке на родине почету и богатству на чужбине.

       Дюрер родился в семье Нюрнбергского  ювелира 21 мая 1471года. Отец его,  Альбрехт Дюрер –старший, был  родом из Венгрии. Он вышел  из венгерской, или может быть, немецкой семьи, жившей в деревне  Эйтас и издавна занимавшейся  скотоводством. Альбрехт Дюрер – старший был не первым в роду, изменивший исконному делу предков. Не раз уже случалось, что молодые люди из этой семьи уходили в город, чтобы овладеть ремеслом, причем почти всегда это было ремесло ювелира.

       Обучившись на родине ювелирному делу, Дюрер отправился затем, по обычаю, В путешествия, чтобы поучиться у иноземных мастеров. Несколько лет он провел в Нидерландах, а затем переехал в Германию и в 1455году прибыл в Нюрнберг. В течение 12-ти лет Дюрер - старший работал у местного ювелира Иеронима Холпера, а затем, женившись на его дочери Барбаре, открыл свою мастерскую.

       Отец Альбрехта Дюрера имел  большую семью. У него было 18 детей, из которых большинство  умерло в детстве и лишь  трое достигли зрелого возраста. Сыновей своих он обучал золотых дел мастерству, но лишь один из них, Эрнест, унаследовал ремесло отца. Старший, Альбрехт, проучившись около двух с половиной лет и уже достигнув успеха, предпочел затем живопись. Третий брат, Ганс, которому было всего лишь 12 лет, когда умер отец, стал учеником и помощником Альбрехта и впоследствии работал как живописец в Германии и Польше.

       Первые навыки рисования Дюрер  приобрел в мастерской отца, который  начал обучать его своему ремеслу,  когда мальчику исполнилось 13 лет. Наиболее известный из сохранившихся рисунков того времени «Автопортрет» (1484, Вена, Альбертина). На рисунке изображен подросток, худеньких и бледный, с длинными прядями волос, обрамляющие лицо. Вверху рисунка сохранилась собственноручная надпись художника: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком, Альбрехт Дюрер». Это большая редкость в искусстве, чтобы мальчик, едва научившись рисовать, делал свой автопортрет.

      30 ноября 1486 года, уступая настоятельным  просьбам сына, Альбрехт Дюрер  – старший заключил контракт с Вольгемутом и отдал ему в обучение мальчика сроком на 3 года. Михаель Вольгемут (1434 – 1519) занимал в 80-х годах XV века видное место среди художников Нюрнберга. Мастерская его была крупнейшей в городе и выполняла многочисленные заказы как для самого Нюрнберга, так и для окрестных городов. Особенно большую роль сыграл он в развитии книжной графики. В его мастерской были исполнены иллюстрации нескольких лучших нюрнбергских изданий 90-х годов.

       Дюрер провел в мастерской  Вольгемута 3 года. Здесь он познакомился с изготовлением рисунков для гравюры на дереве. Сохранилось лишь три рисунка ученических лет, все они относятся к 1489 году, последнему году обучения в мастерской. Это рисунки пером – «Три ландскнехта» (Берлин, Гравюрный кабинет), «Кавалькада» (Бремен, Художественна галерея) и «Сражающиеся всадники» (Лондон, Британский музей). 1 декабря 1489 года Дюрер закончил обучение в мастерской Вольгемута. Согласно цеховым правилам, которым подчинялись в то время и художники, он должен был для получения звания мастера совершить путешествие по городам своей страны.

       Обычно в те времена путешествовать  отправлялись весной. Так поступил  и Дюрер. Зиму 1490 года он провел  в доме родителей. А 11 апреля 1490 года Дюрер покинул Нюрнберг  и отправился путешествовать по немецким землям. Странствия продолжались 4 года. Лишь в мае 1494 года он возвращается в дом своего отца.

       Годы странствий – одно из  наименее выясненных мест в  биографии Дюрера. Сам он ничего  не сообщает об этом времени,  документальных же свидетельств сохранилось лишь три. Это, во-первых, свидетельство соседа и друга Дюрера Кристофа Шейрля, известного нюрнбергского юриста и историка, сообщившего, что в 1492 году художник посетил в Кольмаре трех братьев незадолго перед тем умершего Мартина Шонгауэра и что он побывал так же в Базеле, где встретился еще с одним его братом. Второй важный документ представляет собой находящаяся в Базельской Публичной библиотеке деревянная доска с вырезанной на ней гравюрой – изображением святого Иеронима. На обороте доски сохранилась собственноручная надпись Дюрера: «Альбрехт Дюрер из Нюрнберга». Третье упоминание о Дюрере в эти годы мы находим в старинном инвентаре собрания Вилибальда Имгофа – старшего, составленном в 1573 – 1574 годах. В инвентаре его коллекции упомянуты, среди прочего, два портрета работы Дюрера, причем сказано, что они выполнены в Страсбурге в 1494 году и что на них изображен мастер, у которого работал в Страсбурге Дюрер, и жена мастера.

       Годы странствий сыграли большую  роль в формировании не только профессиональных навыков художника, но и его мировоззрения. С самого начала своей творческой деятельности Дюрер был связан с прогрессивной немецкой интеллигенцией, познакомился с бюргерской и реформистской литературой.

       Весной 1494 года отец вызвал Дюрера в Нюрнберг. Сразу же по приезде молодой художник женился на дочери влиятельного нюрнбергского бюргера, механика и музыканта Ганса Фрея, с которым Альбрехт Дюрер – старший заранее обо всем договорился. Женитьба была в то время обязательным условием для получения прав мастера. Поскольку мастер брал к себе подмастерьев и учеников, он должен был иметь хозяйку, которая бы заботилась о них.

       Пребывание Дюрера в Нюрнберге  было кратковременным. Уже осенью 1494 года он уехал в Италию. Самый  факт этой поездки был установлен учеными лишь в начале XX века на основании косвенных данных. В произведениях этого времени появляются заимствования из картин и рисунков итальянских художников, итальянские костюмы, южные морские животные, виды альпийских гор, местностей и городов, через которые лежал путь в Италию.

       Возвращаясь из Венеции в Нюрнберг  летом 1495 года, Дюрер снова запечатлел  в многочисленных акварелях альпийские  горы и лежавшие на его пути  города. Эти акварели принадлежат  к числу лучших произведений  художника. Также в эти годы в Базеле были изданы: «Туринский рыцарь» – сборник народных рассказов французского писателя XIV века шевалье де ла Тур Ландри (1493), сатирическое произведение Себастиана Бранта «Корабль глупцов» (1494). Иллюстрации к этим изданиям заметно отличаются от современной базельской гравюры, поэтому сложилось мнение, что они были выполнены приезжим мастером, появившимся в городе в 1492 году и вскоре покинувшем его. Вполне возможно, что этим мастером мог быть Альбрехт Дюрер.

     §3. Работы 1495 – 1500 годов.

       Начало самостоятельной деятельности  Дюрера – один из самых насыщенных  периодов его творческой биографии.  Сразу же он начал работать  в нескольких областях – в  живописи, в гравюре на дереве, в гравюре на меди. Все созданное  им в эти годы отмечено новизной и смелостью исканий. Он обновил традицию алтарной живописи, придав реалистическую достоверность изображению религиозных сцен, а также впервые в Германии широко ввел портрет, положив начало замечательному расцвету этого жанра в немецком искусстве XIV века. Он расширил тематику гравюры, все чаще и чаще привлекал мифологические, бытовые и литературные сюжеты. Произведения Дюрера быстро приобрели популярность. К концу 90х годов имя его стало известно не только в Германии, но и за ее пределами.

       Распространением своей славы Дюрер был более всего обязан гравюре. В то время спрос на гравюры был очень велик. Они продавались на рынках и ярмарках. Известно, что жена Дюрера не раз ездила для реализации его работ его работ на большие ежегодные ярмарки во Франкфурт-на-Майне. Гравюры Дюрера рассылались также в разные города и страны с товарами купцов; отправляясь в странствия их везли с собой для продажи его подмастерья и ученики.

       Первым из немецких художников  Дюрер стал одновременно работать  в гравюре на дереве и на металле. Раньше оба вида гравюры разграничивались, ими занимались разные мастера. Гравюра на меди, происхождение которой связано с ювелирным искусством, изготовлялась обычно ювелирами, в то время как рисунки для гравюры на дереве делали живописцы или специалисты – рисовальщики. Выучка ювелира и живописца дала Дюреру навыки, необходимые для обоих техник, что позволило ему с одинаковым успехом работать в каждой из них.

       Еще в годы странствий Дюрер  пробовал силы в гравюре на  дереве, выполняя иллюстрации для книг. В Нюрнберге не работает больше по заказам издателей. Возвратившись к распространенной в Германии с начала XV века традиции так называемой однолистной гравюры на дереве, он исполняет теперь несколько отдельных больших гравюр. Вскоре он переходит к созданию связанных единым повествованием серий гравюр, которые сам издает в виде сброшюрованных книжек с сопроводительным текстом, отпечатанном на обороте листов.

       Гравюры на отдельных листах  издавна служили в Германии  для изображения религиозных  сюжетов. Дюрер следует этой традиции. Правда, в отдельных случаях он вводит и мифологию, и сцены из современной ему жизни, но все же религиозная тематика преобладает. В годы странствий Дюрер овладел также искусством пространственного изображения, передачи объема, фактуры, жестов и мимики, разнообразных характеров и чувств. Эти качества проявились и в гравюрах 1494-5 – 1500 годов «Мужская баня» (1496), «Геркулес» (1496 – 1497), «Самсон» (1497 – 1498), «Святая Екатерина» (1498)

       Высшим творческим достижением  Дюрера в период с 1495 по 1500 была серия «Апокалипсис». Тема «Апокалипсиса» была чрезвычайно созвучна настроениям, царившим в Германии конца XV века. В «Апокалипсисе» нашли выражение надежды и чаяния обездоленных, их возмущение несправедливостью и насилием; в нем предсказаны жестокие кары и гибели притеснителям и обещан «небесный Иерусалим» угнетенным и страждущим. Не удивительно, что эти настроения легко находили отклик в Германии в момент, когда там назревала революционная ситуация и началось движение за преобразование страны.

Информация о работе Альбрехт Дюрер