В чем чем суть научного метода познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 04:32, контрольная работа

Краткое описание

Сущность научного метода познания - это понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Это достоверное обобщение фактов и то, что за случайным находится необходимое и закономерное, а за единичным — общее. На этой основе осуществляется предвидение различных явлений, а затем и констатация научного факта.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

 

Войти    Поиск   Связаться с нами

Предметы — Концепции современного естествознания

В чем суть научного метода познания

Дата: 05 Ноября 2012 в 18:22 
Автор: Пользователь скрыл имя 
Тип: курсовая работа

Скачать в ZIP (140.37 Кб)

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО КСЕ .docx (153.07 Кб)   —   Открыть,  Скачать

Оглавление 

 

Часть «а» 3

1. В чем суть научного  метода познания? 3

2. Какие малые расстояния  человек сумел оценить, и каким  образом получил о них представление?  Где становятся существенными  познания о малом? Каковы размеры  живых организмов? 3

3. Какой процесс  называют волновым? Дайте определение  продольным и поперечным волнам. Сформулируйте принцип суперпозиции  волн. 6

4. Какие типы взаимодействия  относятся к дальнодействующим?  Как меняется их величина с  расстоянием? Приведите примеры. 7

5. В каких системах  справедливы законы сохранения? Сформулируйте законы сохранения  массы, электрического заряда. Приведите  примеры действия этих законов  в окружающей жизни. 8

6. На основании,  каких фактов и гипотез сформировалась  квантовая механика? 10

7. Сформулируйте первое  начало термодинамики. Дайте определение  внутренней энергии системы. 11

8. Дайте определение  детерминированному хаосу. Приведите  примеры использования этого  понятия в экономике и социологии. 12

9. Шар массой 1 кг, движущийся  со скоростью 10м/с, сталкивается  с неподвижным шаром массой 5 кг. Удар центральный и абсолютно  упругий. Найдите кинетические  энергии шаров после удара. 13

10. Два точечных  заряда находятся в воздухе  на расстоянии 0,2 м. На каком  расстоянии надо поместить эти  заряды в воде, чтобы получить  ту же силу взаимодействия? 16

11. При какой скорости  движения продольные размеры  тела уменьшатся вдвое? 17

Часть «б» 18

1 . Какая система  называется дисперсной? 18

2 .Что такое хемосорбция? 19

3. Что такое молярная  концентрация? 19

4 .Какая реакция  называется необратимой? 20

5. Сводится ли биологический  уровень описания к химическому  и физическому уровню? Поясните 20

6. Какие пять основных  типов живых организмов вы  знаете? 21

Пять основных типов  живых организмов: 21

8. Вычислить тепловую  способность угля в килоджоулях  на килограмм, содержащего 10% негорючих  примесей. Тепловой эффект реакции  горения угля С+О2→СО2 = 395,5кДж/моль. 23

Список используемой литературы: 24 

 

 

 

Часть «а»

1. В чем суть  научного метода познания?

Сущность научного метода  познания - это понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Это достоверное обобщение фактов и то, что за случайным находится  необходимое и закономерное, а  за единичным — общее. На этой основе осуществляется предвидение различных явлений, а затем и констатация научного факта.

Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью  как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении всего  найденного, наличного знания. Научное  познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две  формы познания довольно далеко отстоят  друг от друга. Наука ориентирована  в конечном счете на познание сущности предметов и процессов, что вовсе  не свойственно обыденному познанию. Научное познание требует выработки  особых языков науки. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования. Наконец, отличны в науке и обыденном  познании и способы обоснования  истинности знаний.

2. Какие малые  расстояния человек сумел оценить,  и каким образом получил о  них представление? Где становятся  существенными познания о малом?  Каковы размеры живых организмов?

Если смотреть исторически, то всё началось с изобретения  линзы, расширившей возможности  человеческого глаза. Однако ещё  у древних греков было представление  об атомах (от греч.: «а» –не, «томос» - рассекаю, т.е. частица, не рассекающая  пространство, не имеющая размеров). В этом смысле древние греки были близки к современному пониманию  элементарных частиц. Изобретение оптического микроскопа совершило революцию. Стало понятным, что в микромире всё совершенно иначе, чем в макромире.

Обычно когда говорят  о самых малых расстояниях, говорят  об электронных микроскопах, однако даже самые лучшие электронные микроскопы в режиме 30кВ (с такой энергией частиц можно рассматривать только устойчивые неорганические структуры) даёт разрешение не более 3нм. Органические структуры, замороженные в жидком азоте  можно рассматривать в режиме 1кВ и менее с разрешением не более 15нм. Однако, существуют методы, которые позволяют по многим электронным  снимкам создать трёхмерные модели структур даже с большим разрешением, чем позволяет микроскоп. Однако, для этого требуются невероятно мощные кластерные суперкомпьютеры.

Надо сказать, что размеры  отдельных атомов или молекул  можно назвать лишь условно, потому что они являются полевыми структурами  и как бы размыты в пространстве. Поэтому эти размеры являются условными и обозначают, например, область пространства, в которой  сосредоточен какой-то процент энергии  частицы.

Однако, оценки размеров элементарных частиц производятся другими методами. обычно применяется метод рассеяния  одной частицы на другой. То есть, разгоняют пучок одних частиц и направляют их на другие. При этом частицы сталкиваются и отклоняются  от своего первоначального курса. И  в зависимости от распределения  частиц по углам и количеству взаимодействовавших  частиц можно оценить размеры  частицы. На сегодняшний день самые  точные оценки размеров не превышают 10^-18м (десять в минус 18-ой степени метра).

Так же существует так называемая фундаментальная длина. При расстояниях  меньших этой длины само понятие "расстояние" теряет смысл. Сейчас большинство физиков склоняются к тому, что эта длина равна  гравитационной Планковской длине, то есть 10^-33м. Однако, до сих пор это  не доказано и есть альтернативные мнения. Само существование этой длины связано с представлениями о нелокальности пространства-времени, то есть, грубо говоря, одна частица может находиться в двух местах одновременно.

Уже понятно, что представления  о малых расстояниях становятся существенными в области изучения отдельных клеток живого, органических и неорганических молекул, атомов. Практическое значение знаний о малых объектах физического мира огромно. Практически  вся современная медицина опирается  на микробиологию и биоинженерию, которые, уже не могут работать без  мощных микроскопов и оценки малых  расстояний. Очень жаль, что познания о малых расстояниях использовались для создания ядерных и термоядерных бомб. Однако, атомная энергетика - это  энергетика сегодняшнего дня, а термоядерная - дня будущего. Современные компьютеры так же невозможны без оценки малых  расстояний, потому как современные  микропроцессоры производятся по 15нм технологии.

Атом для наглядности  представляют как почти пустое пространство, в центре которого находится несколько  крошечных субатомных частиц, образующих ядро, окруженное электронами. Диаметр  такой субатомной частицы настолько  мал, что 10 триллионов таких частиц, выстроенных в ряд, могли бы поместиться  в 1 см. Эти частицы носят названия «протоны» и «нейтроны». Следующий  скачок в шкале размеров — атом; в 100 тыс. раз больше протона. Атомы  могут объединяться в молекулы, которые, группируясь, способны заполнить любой  объем: сосуд с газом, кристалл, каплю  жидкости или целый океан. Толщина  страницы книги — несколько миллионов  атомов.

Длина волны видимого света  лежит в интервале 4·10-5 – 7,2·10-5 см. Поэтому частицы большего размера  можно наблюдать в оптический микроскоп. Для наблюдения более  мелких объектов используют электронные  микроскопы, поскольку электроны  высокой энергии обладают значительно  меньшей длиной волны. Бактерии, мельчайшие живые организмы, имеют микроскопические размеры. Вирусы, паразитирующие на клетках  живых организмов, значительно меньше бактерий и потому невидимы в обычный микроскоп.

3. Какой процесс  называют волновым? Дайте определение  продольным и поперечным волнам. Сформулируйте принцип суперпозиции  волн.

Волновым процессом называется любое изменение (возмущение) состояния  сплошной среды, распространяющееся с  конечной скоростью и несущее  энергию.

Волны, в которых колебания  частиц среды происходят вдоль направления их распространения, называются продольными волнами.

Волны, в которых колебания  происходят перпендикулярно направлению  их распространения, называются поперечными  волнами.

Принцип суперпозиции (наложения) волн заключается в следующем: в линейных средах волны распространяются независимо друг от друга, то есть волна не изменяет свойства среды, и другая волна распространяется так, будто первой волны нет. Это позволяет вычислять итоговую волну как сумму всех волн, распространяющихся в данной среде.

При сложении двух или более  синусоидальных волн результирующая волна  в общем случае уже не будет  синусоидальной.

Принцип суперпозиции волн гласит, что волны от различных  источников не взаимодействуют друг с другом и что сложное волновое поле от двух или большего числа  источников находится путем геометрического  сложения волн от отдельных источников, т.е. 

 

 

 

Это очень важный принцип. Он позволяет не только складывать волны, но и раскладывать их, например, на независимые синусоидальные волны. Это означает, что любую волну, т.е. волну произвольного профиля, всегда можно представить как  сумму синусоидальных волн с различными амплитудами, с различными фазовыми скоростями, с различными частотами и с различными начальными фазами. (Кстати, аргумент синуса полностью определяет вектор Е пpи условии, что известна его амплитуда. Поэтому аpгумент синуса в уpавнении синусоидальной волны называют фазой синусоидальной волны. Таким обpазом, пpоизвольную (даже не обязательно плоскую) волну всегда можно пpедставить в виде суммы плоских волн, движущихся в pазличных напpавлениях и имеющих pазные частоты. Этой возможностью pазложения волн шиpоко пользуются во всей теоpии электpомагнитных волн, в частности в оптике.

4. Какие типы  взаимодействия относятся к дальнодействующим?  Как меняется их величина с  расстоянием? Приведите примеры.

Электромагнитное и гравитационное взаимодействия являются дальнодействующими. Гравитационные электромагнитные взаимодействия- дальнодействующие (т.е. их действие заметно на больших расстояниях). Такие взаимодействия медленно убывают при увеличении расстояния между частицами и не имеют конечного радиуса действия.

Гравитация, электрические  и магнитные - обратно пропорциональны  квадрату расстояния.

Ядерные силы изменяются по другому соотношению, но их нельзя считать  дальнодействующими.

Дальнодействующие взаимодействия наводят на единственно возможную  интерпретацию, что они реализуются  за счет процессов излучения-поглощения. Однако это очень тонкие процессы, поскольку связаны с излучением-поглощением  неизвестных науке микро-микро-...-микро- частиц материи.

Волн 

 

 

  

 

а квантовый термодинамика

По моей концепции гравитация реализуется за счет излучения материей гравитационных потоков (с исключительно  малой массой гравитона - порядка 10!-70 г).

Например, Чем дальше от Земли  отклоняется какое либо тело, те меньше становится гравитационное  взаимодействие.

5. В каких системах  справедливы законы сохранения? Сформулируйте законы сохранения  массы, электрического заряда. Приведите  примеры действия этих законов  в окружающей жизни.

Законы сохранения - это физические закономерности, согласно которым численные значения некоторых физических величин не изменяются со временем в любых процессах или в определенном классе процессов. Полное описание физической системы возможно лишь в рамках динамических законов, которые детально определяют эволюцию системы с течением времени. Однако во многих случаях динамический закон для данной системы неизвестен или слишком сложен. В такой ситуации Сохранения законы позволяют сделать некоторые заключения о характере поведения системы. Важнейшими Сохранения законы, справедливыми для любых изолированных систем, являются законы сохранения энергии, количества движения (импульса), момента количества движения и электрического заряда. Кроме всеобщих, существуют Сохранения законы, справедливые лишь для ограниченных классов систем и явлений.

Закон сохранения массы - закон классической механики, в соответствии с которым при любых процессах, происходящих в системе тел, ее масса остается неизменной.

Информация о работе В чем чем суть научного метода познания