Универсальный эволюционизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 19:06, реферат

Краткое описание

Одна из важнейших идей цивилизации – идея развития мира. В своих простейших и неразвитых формах (преформизм, эпигенез, кантовская космология) она начала проникать в естествознание еще в XVIII в. но уже XIX в. по праву может быть назван веком эволюции. Сначала в геологии, затем в биологии и социологии теоретическому моделированию развивающихся объектов стали уделять все большее и большее внимание. Проникновение идеи развития в геологию, биологию, социологию, гуманитарные науки в XIX – первой половине XX в. происходило независимо в каждой из этих отраслей познания.

Файлы: 1 файл

Готовый рефират.docx

— 53.35 Кб (Скачать)

Дарвинизм не объясняет появление в разломах земной коры более старых геологических наслоений над новыми. Креационисты считают это явление доказательством всемирного потопа, перемешавшего и вновь сформировавшего пласты. Современные исследования по тектонике Земли более убедительно объясняют этот факт в свете эволюции земных оболочек. Креационная теория отвергает деление на геологические эпохи, считая все этапы частями одного общего события, точную дату начала которого можно вычислить. По мнению креационистов, сегодня творения не происходит, и потому оно не может быть объектом научного наблюдения, повторить естественный ход истории нельзя и научно доказать истинность акта творения или эволюционного развития мира нельзя. Исходя из этого, в практике выбирается та гипотеза, которая кажется более правдоподобной с учётом известных науке фактов.

Креационный подход к возникновению мира представлен нами с целью показать, что в науке идёт непрерывная борьба идей. Для их утверждения или опровержения ведётся теоретический и экспериментальный поиск. В этом суть науки. Замечено: научное знание развивается "по спирали". Часто новая идея – это "хорошо забытая старая". Поднятая на более высокий познавательный уровень с применением современных научных средств поиска, она даёт принципиально новое знание. Такова судьба древнейшей идеи о сотворении мира и его единстве. Новый подход к ней осуществлён в общей теории относительности, давшей первую космологическую модель мира. А теория Большого взрыва входит как необходимый компонент в синергетическую естественнонаучную картину мира.

Основу и стратегию формирования такой научной картины мира, объединяющей три сферы бытия – неживую природу, органический мир и социальную жизнь, составляет универсальный (глобальный) эволюционизм. Основные научные проблемы, решаемые целостно в рамках универсального эволюционизма: космологическая эволюция Вселенной, возникновение жизни на Земле, появление разума и далее – социума, переход биосферы в ноосферу, будущее цивилизации. Универсальный эволюционизм – это единство системного и эволюционного подходов на основе базисных общенаучных принципов. В их число сегодня включается и признаётся ведущим принцип развития. Концепция глобального эволюционизма реализует в современной науке представления о развитии Вселенной как едином универсальном процессе. В рамках глобального эволюционизма осуществляется не констатация развития, а системное исследование саморазвивающихся природных объектов и Вселенной в целом. Универсальный эволюционизм – схема мирового процесса самоорганизации.

Естественные науки дали для разработки идей универсального эволюционизма:

  • теорию биологической эволюции;

  • теорию нестационарной Вселенной;

  • концепции биосферы и ноосферы;

  • синергетику.

Данная теория объединяет не только все области естественнонаучного знания, но включает философию, социологию, гуманитарные науки и реализует в целом синергетический подход. В её основе лежат несколько принципов (аксиом, "эмпирических обобщений"):

  • Основной тезис: все уровни организации мира генетически (то есть по происхождению) связаны между собой в рамках единой суперсистемы – Вселенной. Гипотеза суперсистемы отвергает существование "ортогонального мира", не воспринимаемого нами и не взаимодействующего с нашей Вселенной.

  • Глобальный эволюционный процесс развития суперсистемы и её составляющих – это процесс самоорганизации и саморазвития. Он происходит изнутри, при отсутствии внешнего специфического воздействия (нет необходимости в Боге или космическом Разуме). Возможно только поступление извне энергии.

  • Эволюция должна начинаться с относительно "простых" форм движения материи. В процессе саморазвития происходит непрерывный рост разнообразия возникающих структур и сложности их организации. Природа в своём бесконечном эволюционном процессе открывает всё новые, потенциально ей присущие формы организации материи. Так возникли живое вещество и его разумные формы.

  • Несмотря на случайный характер развития, его нельзя считать хаотичным. Всем уровням организации материи свойственны общие принципы и правила отбора перехода в новое состояние, составляющие систему законов фундаментальных наук. В неживой природе действуют законы физики и химии. Они справедливы и на биологическом уровне, но к ним добавляются качественно новые, например, закономерности самовоспроизведения живого, гомеостазиса и др. Общественные процессы дают иные – социальные законы, связанные с целесообразной деятельностью людей.

  • Принципы отбора по мере усложнения организации природных систем становятся менее жёсткими, приобретают характер тенденций – "каналов эволюции". В самоорганизации универсален принцип экономии энтропии: сложные системы имеют эволюционные преимущества перед простыми. Шансы на стабильность и последующее развитие выше у той системы, которая позволяет утилизировать внешнюю энергию в максимальных масштабах и максимально эффективно.

  • Стохастичность нашего мира и бифуркационные процессы определяют принципиальную непредсказуемость эволюции Вселенной и её необратимость. Можно только строить гипотезы о будущем, проверяя их на базе современных средств познания и с учётом возможностей разума.

  • Мировой эволюционный процесс имеет определённую направленность: от простого – к более сложному. По мере роста сложности уменьшается стабильность систем, а это ведёт к ускорению темпа эволюции. С вектором эволюционного процесса связывается стрела времени – асимметрия мирового времени, текущего в одном направлении от прошлого - к будущему.

  • Все уровни неживой, живой природы, социальной жизни развиваются как диссипативные структуры. Эволюция при этом выступает как целостный процесс, составными частями которого являются физико-химические, биологические, социальные, экологические, культурные процессы.

  • Разум – принципиально новое качество самоорганизующейся природы, создающее способность к рефлексии (самоосознанию) прошедшего и предвидения будущего. Вселенная обрела в человеке, как одном из своих компонентов, возможность познавать самоё себя, законы собственного развития, способность вмешиваться в самоорганизацию и целенаправленно влиять на её изменения.

  • Включённость человека в космическую эволюцию имеет гуманистический смысл, отражает соразмерность человеческого мира с остальным. По-новому звучит натурфилософский тезис "человек – микровселенная".

  • В ходе глобальной эволюции необходима связь микро- и макроэволюций, взаимообусловленность процессов в микро-, макро- и мега-масштабах. Это означает, как следствие, целостность познавательного процесса осмысления действительности, единство подхода на всех уровнях организации материи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принципы универсального эволюционизма сегодня находят всё большее признание в научной среде как основа синтеза знаний. Значительную роль в этом сыграло развёртывание прикладных синергетических исследований в области неравновесной физики, химии, биологии, социальных явлений и в космологии. Сказывается и общая тенденция к интеграции на современном этапе развития науки. Причём идёт интеграция естественнонаучной и гуманитарной ветвей культуры. Их расхождение исторически было связано со стремлением науки получить объективное знание без его отягощения ценностно-смысловыми структурами человека и общества. В итоге сформировалось монологическое отношение к природе. Гуманитарные науки во все времена ориентированы на постижение человека, его духа. Потому приоритет в гуманитарной культуре отдается диалогу, смысловому пониманию, для которого внешнего, объективного отражения действительности недостаточно. Сегодня необходим диалог с природой в изучении окружающего мира, осознание его реальности изнутри, с точки зрения людей. Установки глобального эволюционизма на стирание грани между отдельными науками, естествознанием и гуманитарной областью познания выводят науку на более высокую ступень значимости в обществе и способствуют движению к ноосферной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М.-Л., 1940.

2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1977.

3. Водопьянов Г.А. К парадигме глобального эволюционизма. М., 1991.

4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2008. Главы 18, 21.

5. Гленсдорф П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры устойчивости и флуктуаций. М., 1973.

6. Гут А.Г., Стейнхардт П.Дж. Раздувающаяся Вселенная // В мире науки. 1984. № 7.

7. Климонтович Н.Ю. Без формул о синергетике. М., 1986.

8. Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. Главы 9 и 10.

9. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д., 2004. Глава YII, § 3 и 8.

10 Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза. // Экология и жизнь. 1997. №2.

11. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1985.

12. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. 2-е изд. СПб., 2005. С. 120-124, 161-165, 183-186, 226-228, 254-282.

13. Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. М., 1982.

14. Тоффлер О. Наука и изменение. Предисловие к кн. Пригожин И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса».

15. Фридман А.А. Мир как пространство и время. М., 1965.

16. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.

17. Jantsch E. The Self-organizing universe: science a human implications of the emerging paradigm of evolution. Oxford, 1980.

1 Моисеев Н.Н. Стратегия разума // Знание - сила. 1986. № 10. С. 25.

2 Моисеев Н.Н. Стратегия разума // Знание - сила. 1986. № 10. С. 25.

3 Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. М., 1982. С. 16-17.

4 Фридман А.А. Мир как пространство и время. М., 1965. С. 157.

5 Гут А.Г., Стейнхардт П.Дж. Раздувающаяся Вселенная // В мире науки. 1984. № 7 C. 59.

6 Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985. С. 9.

7 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1985. С. 47.

8 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1985. С. 56

9 Климонтович Н.Ю. Без формул о синергетике. М., 1986. С. 104.

10 Jantsch E. The Self-organizing universe: science a human implications of the emerging paradigm of evolution. Oxford, 1980. P. 19.

11 Гленсдорф П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры устойчивости и флуктуаций. М., 1973. С. 260.

12 Тоффлер О. Наука и изменение. Предисловие к кн. Пригожин И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса». С. 17.

 

13 Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. С.55.

14 Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М.-Л., 1940. С. 47

15 Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи совр. биологии. 1944. Т. XVIII. Вып. 2. С. 117

16 Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. М., 1934. С. 82.

 

 

 


Информация о работе Универсальный эволюционизм