ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших идей цивилизации
– идея развития мира. В своих простейших
и неразвитых формах (преформизм, эпигенез,
кантовская космология) она начала проникать
в естествознание еще в XVIII в. но уже XIX
в. по праву может быть назван веком эволюции.
Сначала в геологии, затем в биологии и
социологии теоретическому моделированию
развивающихся объектов стали уделять
все большее и большее внимание. Проникновение
идеи развития в геологию, биологию, социологию,
гуманитарные науки в XIX – первой половине
XX в. происходило независимо в каждой из
этих отраслей познания. Философский принцип
развития мира (природы, общества, человека)
не имел общего, стержневого для всего
естествознания (а также для всей науки)
выражения. В каждой отрасли естествознания
он имел свои (независимые от другой отрасли)
формы теоретико-методологической конкретизации.
Только к концу XX в. естествознание
нашло теоретические и методологические
средства для создания единой модели универсальной
эволюции, выявления общих законов природы,
связывающих в единое целое происхождение
Вселенной (космогенез), возникновение
Солнечной системы и нашей планеты Земля
(геогенез), возникновение жизни (биогенез)
и, наконец, возникновение человека и общества
(антропосоциогенез). Такой моделью является
концепция глобального эволюционизма.
В этой концепции Вселенная предстает
как развивающееся во времени природное
целое, а вся история Вселенной от Большого
Взрыва до возникновения человечества
рассматривается как единый процесс, в
котором космический, химический, биологический
и социальный типы эволюции преемственно
и генетически связаны между собой. Космохимия,
геохимия, биохимия отражают здесь фундаментальные
переходы в эволюции молекулярных систем
и неизбежности их превращения в органическую
материю.
Важную роль в теории универсального
эволюционизма играет идея отбора: новое
возникает как результат отбора наиболее
эффективных формообразований, неэффективные
же инновации отбраковываются историческим
процессом: качественно новый уровень
организации материи окончательно самоутверждается
тогда, когда он оказывается способным
впитать в себя предшествующий опыт исторического
развития материи. Эта закономерность
характерна не только для биологической
формы движения, но и для всей эволюции
материи. Принцип глобального эволюционизма
требует не просто знания временного порядка
образования уровней материи, а глубокого
понимания внутренней логики развития
космического порядка вещей, логики развития
Вселенной как целого.
- УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
Представления об универсальности
процессов эволюции во Вселенной реализуются
в современной науке в концепции универсального
эволюционизма. Его принципы позволяют
единообразно описать огромное разнообразие
процессов, протекающих в неживой природе,
живом веществе, обществе. Универсальный
эволюционизм характеризуется часто как
принцип, обеспечивающий экстраполяцию
эволюционных идей, получивших обоснование
в биологии, а также в астрономии и геологии,
на все сферы действительности и рассмотрение
неживой, живой и социальной материи как
единого универсального эволюционного
процесса.
Это действительно
очень важный аспект в понимании универсального
эволюционизма. Но он не исчерпывает содержания
данного принципа. Важно учесть, что сам
эволюционный подход в XX столетии приобрел
новые черты, отличающие его от классического
эволюционизма XIX века, который описывал
скорее феноменологию развития, нежели
системные характеристики развивающихся
объектов.
Возникновение в 40-50-х
годах нашего столетия общей теории систем
и становление системного подхода внесло
принципиально новое содержание в концепции
эволюционизма. Идея системного рассмотрения
объектов оказалась весьма эвристической,
прежде всего, в рамках биологической
науки, где она привела к разработке проблемы
структурных уровней организации живой
материи, анализу различного рода связей,
как в рамках определенной системы, так
и между системами разной степени сложности.
Системное рассмотрение объекта предполагает,
прежде всего, выявление целостности исследуемой
системы, ее взаимосвязей с окружающей
средой, анализ в рамках целостной системы
свойств составляющих ее элементов и их
взаимосвязей между собой. Системный подход,
развиваемый в биологии, рассматривает
объекты не просто как системы, а как самоорганизующиеся
системы, носящие открытый характер. Причем,
как отмечает Н.Н. Моисеев, сегодня мы представляем
себе процессы эволюции, самоорганизации
материи шире, чем во времена Дарвина,
и понятия наследственности, изменчивости,
отбора приобретают для нас иное, более
глубокое содержание1.
1.1 Принцип
Н.Н. Моисеева
С точки зрения Н.Н
Моисеева, все, что происходит в мире, действие
всех природных и социальных законов можно
представить как постоянный отбор, когда
из мыслимого выбирается возможное.
В этом смысле все динамические
системы обладают способностью «выбирать»,
хотя конкретные результаты «выбора»,
как правило, не могут быть предсказаны
заранее. Н.Н. Моисеев указывает, что можно
выделить два типа механизмов, регулирующих
такой «выбор». С одной стороны, адаптационные,
под действием которых система не приобретает
принципиально новых свойств, а с другой,
так называемые бифуркационные, связанные
с радикальной перестройкой системы.
Но кроме этих механизмов
для объяснения самоорганизации необходимо
выделить еще одну важную характеристику
направленности самоорганизующихся процессов,
которую Н.Н. Моисеев обозначает как принцип
экономии энтропии, дающей «преимущество»
сложным системам перед простыми.
Этот принцип звучит
так: если в данных условиях возможны несколько
типов организации материи, не противоречащих
законам сохранения и другим принципам,
то реализуется и сохранит наибольшие
шансы на стабильность и последующее развитие
именно тот, который позволяет утилизировать
внешнюю энергию в наибольших масштабах,
наиболее эффективно2.
Формирование самоорганизующихся
систем можно рассматривать в качестве
особой стадии развивающегося объекта,
своего рода «синхронный срез» некоторого
этапа его эволюции. Сама же эволюция может
быть представлена как переход от одного
типа самоорганизующейся системы к другому
(«диахронный срез»). В результате анализ
эволюционных характеристик оказывается
неразрывно связанным с системным рассмотрением
объектов. Универсальный эволюционизм
как раз и представляет собой соединение
идеи эволюции с идеями системного подхода.
В этом отношении универсальный эволюционизм
не только распространяет развитие на
все сферы бытия (устанавливая универсальную
связь между неживой, живой и социальной
материей), но преодолевает ограниченность
феноменологического описания развития,
связывая такое описание с идеями и методами
системного анализа.
В обоснование универсального
эволюционизма внесли свою лепту многие
естественнонаучные дисциплины. Но определяющее
значение в его утверждении как принципа
построения современной общенаучной картины
мира сыграли три важнейших концептуальных
направления в науке XX века: во-первых,
теория нестационарной Вселенной; во-вторых,
синергетика; в-третьих, теория биологической
эволюции и развитая на ее основе концепция
биосферы и ноосферы.
2. НАПРАВЛЕНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
2.1 Теория
Большого взрыва
Начало XX столетия
ознаменовалось цепью научных революций,
среди которых существенное место заняла
революция в астрономии. Она сыграла важную
роль в утверждении идеи эволюции в неорганической
природе и вызвала радикальную перестройку
представлений о Вселенной.
Речь идет о разработке
теории расширяющейся Вселенной. Эта теория
вводила следующие представления о космической
эволюции: примерно 15-20 млрд. лет назад
из точки сингулярности в результате Большого
взрыва началось расширение Вселенной,
которая вначале была горячей и очень
плотной, но по мере расширения охлаждалась,
а вещество во Вселенной по мере остывания
конденсировалось в галактики. Последние,
в свою очередь, разбивались на звезды,
собирались вместе, образуя большие скопления.
В процессе рождения и умирания первых
поколений звезд происходило синтезирование
тяжелых элементов. После превращения
звезд, в красные гиганты, они выбрасывали
вещество, конденсирующееся в пылевых
структурах. Из газово-пылевых облаков
образовывались новые звезды и возникало
многообразие космических тел3. Теория Большого взрыва
рисовала картину эволюции Вселенной
в целом. В ее истоках лежало открытие
А.А.Фридмана, которое поставило под сомнение
выводы А.Эйнштейна о пространственной
конечности Вселенной и ее четырехмерной
цилиндрической форме и постулат о стационарности
Вселенной во времени. Анализируя «мировые
уравнения» Эйнштейна, описывающие метрику
четырехмерного искривленного пространства-времени,
Фридман нашел нестационарные решения
мировых уравнений и предложил три возможных
модели Вселенной. В двух из них радиус
кривизны пространства должен был расти
и Вселенная, соответственно, расширяться;
третья модель предлагала картину пульсирующей
Вселенной с периодически меняющимся
радиусом кривизны4.
Модель расширяющейся
Вселенной вела к трем важным предсказаниям,
которые впоследствии оказалось возможным
проверить путем эмпирических наблюдений.
Речь идет, во-первых, о том, что по мере
расширения Вселенной галактики удаляются
друг от друга со скоростью, пропорциональной
расстоянию между ними; во-вторых, эта
модель предсказывала существование микроволнового
фонового излучения, пронизывающего всю
Вселенную и являющуюся реликтовым остатком
его горячего состояния в начале расширения;
в-третьих, данная модель предсказывала
образование легких химических элементов
из протонов и нейтронов в первую минуту
после начала расширения5.
Модель расширяющейся
Вселенной существенно трансформировала
наши представления о мире. Она требовала
включить в научную картину мира идею
космической эволюции. Тем самым создавалась
реальная возможность описать в терминах
эволюции неорганический мир, обнаруживая
общие эволюционные характеристики различных
уровней его организации и, в конечном
счете, построить на этих основаниях целостную
картину мира.
В середине нашего
столетия идеям эволюции Вселенной был
дан новый импульс. Теория расширяющейся
Вселенной, достаточно хорошо описывая
события, которые имели место через секунду
после начала расширения, испытывала значительные
трудности при попытках охарактеризовать
наиболее загадочные этапы этой эволюции
от первовзрыва до мировой секунды после
него. Ответы на эти вопросы во многом
были даны в рамках теории раздувающейся
Вселенной. Эта теория возникала на стыке
космологии и физики элементарных частиц.
Ключевым элементом раздувающейся Вселенной
была так называемая «инфляционная фаза»
- стадия ускоренного расширения. Она продолжалась
10-32 сек., и в
течение этого времени диаметр Вселенной
увеличился в 1050 раз. После
колоссального расширения окончательно
установилась фаза с нарушенной симметрией,
что привело к изменению состояния вакуума
и рождению огромного числа частиц. В нашей
Вселенной преобладает вещество над антивеществом,
и в этом смысле мы живем в несимметричной
Вселенной. Предсказание асимметрии вещества
и антивещества во Вселенной явилось результатом
сочетания идей «великого объединения»
в теории элементарных частиц с моделью
раздувающейся Вселенной. В рамках программы
«великого объединения» (унитарные калибровочные
теории всех фундаментальных взаимодействий)
оказалось возможным описать слабые, сильные
и электромагнитные взаимодействия при
высоких энергиях, а также достичь существенного
прогресса в теории сверхплотного вещества.
При изучении последнего было обнаружено,
что при изменении температуры в сверхплотном
веществе происходит целый ряд фазовых
переходов, во время которых резко меняются
и свойства вещества, и свойства элементарных
частиц, составляющих это вещество. Подобного
рода фазовые переходы должны были происходить
при охлаждении расширяющейся Вселенной
вскоре после большого взрыва. Тем самым
была установлена взаимосвязь между эволюцией
Вселенной и процессом образования элементарных
частиц. Все это давало возможность рассмотреть
Вселенную как уникальную лабораторию
для проверки современных теорий элементарных
частиц.
2.2 Синергетика
Г. Хакена и школа И. Пригожина
Не менее важную роль
в утверждении этих идей сыграла теория
самоорганизации (синергетика). Термин
«синергетика» (греч. - содействие, сотрудничество)
использовал Г. Хакен. Специфика синергетики
заключается в том, что основное внимание
она уделяет когерентному, согласованному
состоянию процессов самоорганизации
в сложных системах различной природы.
Она изучает любые самоорганизующиеся
системы, состоящие из многих подсистем
(электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны,
органы, сложные многоклеточные организмы,
люди, сообщества людей)6. Для того, чтобы система
могла рассматриваться как самоорганизующаяся,
она должна удовлетворять, по меньшей
мере, четырем условиям:
1) система должна
быть термодинамически открытой;
2) динамические
уравнения системы являются нелинейными;
3) отклонение от
равновесия превышает критические
значения;
4) процессы в
системе происходят кооперативно.
Самоорганизация начинает
рассматриваться как одно из основных
свойств, движущейся материи и включает
все процессы самоструктурирования, саморегуляции,
самовоспроизведения. Она выступает как
процесс, который приводит к образованию
новых структур.
Довольно длительное
время самоорганизация соотносилась только
с живыми системами, что же касается объектов
неживой природы, то считалось, что если
они и эволюционируют, то лишь в сторону
хаоса и беспорядка, что обосновывалось
вторым началом термодинамики. Однако
здесь возникала кардинальная проблема
- как из подобного рода систем могли возникнуть
объекты живой природы, способные к самоорганизации.
Вставал важный в методологическом отношении
вопрос о взаимоотношении неживой и живой
материи. Чтобы ответить на него, требовалось
изменить парадигмальные принципы науки
и, в частности, устранить разрывы между
эволюционной парадигмой биологии и традиционным
абстрагированием от эволюционных идей
при построении физической картины мира.
Длительное время функционирование
физической науки исключало из ее рассмотрения
«фактор времени». Классическая наука
преимущественно уделяла внимание устойчивости,
равновесности, однородности и порядку.
В числе ее объектов были замкнутые системы.
Как правило, это были простые объекты,
знание законов развития которых позволяло,
исходя из информации о состоянии системы
в настоящем, однозначно предсказать ее
будущее и восстановить прошлое. Для механической
картины мира характерен был вневременной
характер. Время было несущественным элементом,
оно носило обратимый характер, т.е. состояния
объектов в прошлом, настоящем и будущем
были практически неразличимы. Иначе говоря,
мир устроен просто и подчиняется обратимым
во времени фундаментальным законам7. Все эти принципы
и подходы были конкретным выражением
не эволюционной парадигмы классической
физики. Процессы и явления, которые не
укладывались в эту схему, рассматривались
как исключение из правил, и считалось,
что ими можно было пренебречь.