Учение о биосфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:27, доклад

Краткое описание

В нашем реферате мы рассмотрим понятие биосферы и ноосферы, взгляды Вернадского на биосферу, его теорию о ноосфере, а также проанализируем учение Вернадского о биосфере Земли и эволюционное превращение в ноосферу

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Биосфера в трудах В.И.Вернадского. 4
2. Суть теории В. И. Вернадского о ноосфере. 7
3. Учение Вернадского о биосфере Земли и эволюционное превращение в ноосферу. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

KONCEPCIJa_VERNADSKOGO_O_PREVRAShhENII_BIOSFERY_V_NOOSFERU.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Теперь  уже человек действует не как  разумное существо, а как творец. Изучению влияния человека на окружающую среду, поиску путей восстановления пострадавших в процессе его деятельности природных систем посвящена наука, возникшая уже после смерти Вернадского (в семидесятых годах двадцатого века) и получившая своё название, как «экология». Но экология в отличие от учения о ноосфере не изучает процессы преобразования человеком земной коры, не изучает геологическую деятельность человека, её закономерности и последствия.

Современные представления о ноосфере сводятся к следующим основным постулатам13.

1. Ноосфера представляет собой область взаимодействия человека и природы, в пределах которой человеческая деятельность становится основным  определяющим фактором развития.

2. Ноосфера  есть качественно высшая стадия  развития биосферы, связанная с  коренным преобразованием как  природы, так и самого человека, т.е. ноосфера представляет собой  не выделенный над биосферой "мыслящий пласт", а качественно новое состояние самой биосферы,  ее очередную трансформацию в ходе эволюции.

3. Ноосфера  как высокоорганизованное состояние   биосферы может возникнуть и существовать только тогда, когда, во-первых, преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с «интересами» природы и, во-вторых, решится задача овладения в ближайшем будущем методами управления развитием биосферы и создания необходимых для этого средств.

4. Структура ноосферы включает: человечество, социальные системы, науку, технику и технологии в единстве с биосферой. Реально ноосфера предстает как техносреда, искусственное образование с ее собственными законами функционирования. Поэтому, если для В.И. Вернадского концепция ноосферы связывалась с идеями рационального развития биосферы, направляемого общим разумом людей, то в настоящее время образуется среда, которая начинает отрицать условия бытия человека как естественного существа. Ноосфера, в своей ипостаси техносреды, порождает экологический кризис, ставя человека на грань выживания.

5. Ноосфера – феномен не столько природы, сколько космоса. Биосфера – живая оболочка Земли; создаваемая разумом искусственная среда (ноосфера) тоже пока в основном на Земле. Ноосфера, включенная в систему бытия человека, предстает как часть космоса. С другой стороны, космос как реальность, а не просто объект созерцания, открывается человеку посредством науки и техники. Считается, что космизм в онтологическом плане – это идеология техногенной среды.

Вышеприведенные аксиомы отражают главные свойства, которыми должна обладать ноосфера.

3. Учение Вернадского о биосфере Земли и эволюционное превращение в ноосферу.

 

Ноосфера  – последнее из многих состояний эволюций биосферы в геологической истории – состояние наших дней. По нашему мнению, здесь можно выделить   
несколько аспектов данного понятия. Во-первых, ноосфера – природное геологическое   
явление, высшее эволюционное состояние биосферы. Переход биосферы в ноосферу носит в основном естественный, закономерный характер: во-вторых, ноосферогенез имеет не только стихийный, но и сознательный характер, поскольку ставится вопрос о перестройке биосферы: в-третьих, важнейшим компонентом ноосферы является свободно мыслящее человечество  как единое целое: в-четвертых, создатель биогеохимии называет движущие силы перехода биосферы в ноосферу: научную мысль (науку) и труд (материальное производство).

Основными компонентами ноосферы, по Вернадскому, являются: биосфера –   
населенная и преобразованная живым веществом поверхностная оболочка земли;   
человечество как единое целое, наука, техника («В живом веществе создалась новая   
геологическая сила ума и техники на нашей планете небывалая»), культура («область человеческой культуры и проявления человеческой мысли – вся ноосфера»)14.

Таким образом, ноосфера представляет собой  единство природного (биосфера) и социального («общество»). В дальнейшем мысль  о единстве природного и социального  была  конкретизирована и углублена: «Ход истории пошел к объединению человечества, к  ноосфере – будущему единству человеческой организации как единой действенной   
структуре... Ноосфера – есть планетное явление, и исторический процесс, взятый в   
планетном масштабе, есть то же геологическое явление»15. Ноосфера, с естественнонаучных позиций, – это современная биосфера, частью которой является человечество. Но это справедливо лишь отчасти. Оставаясь на биологическом плане частью биосферы, человечество, как носитель разума, – явление социальное, поэтому оно является биосоциальной реальностью, которая представляет собой основу ноосферы.

Каковы  же основные идеи В. И. Вернадского, лежащие  в основе его учения о ноосфере, перехода биосферы в новое эмоциональное  состояние? Особое место здесь принадлежит  идее об эволюции живого вещества человечества как ее закономерной части. Именно эволюционный процесс «создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества. Мы как раз проживаем вхождение в геологическую историю планеты». Однако, по Вернадскому, эволюция носит не глобальный, космический характер (эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена), а биосоциальный. Эволюционирует, по  мысли российского космиста, только живое вещество, а вместе с ним – биосфера и  человечество.

Переход биосферы в ноосферу обусловлен направленностью эволюционного процесса:  «... эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Это явление было  названо Данацефолизацией, а Ле Контом – психозойской эрой. Это связано с   
развитием нервной системы животных и формированием человеческого мозга – орудия   
научной мысли как планетного явления. Направленность и необратимость эволюционного процесса дает основание Вернадскому сделать вывод о неизбежности перехода биосферы в ноосферу: «Ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью... не есть   
кратковременной и преходящее научное явление... (Процессы, подготавливавшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет, так или иначе, рано или поздно, в ноосферу...)»16.

Итак, если под ноосферой понимать гармонизированную систему «общество-биосфера», то человечество может и не дождаться такой «ноосферы». Большое методологическое значение имеет идея В. И. Вернадского о единстве человечества, его материальной и духовной жизни. По его мнению, «человечество едино... Жизнь   
человечества, примесей ее разнородности, стала неделимой, единой... Телеграф, телефон,   
радио, аэропланы, аэростаты охватили весь земной шар. Сношения становятся все более простыми и быстрыми». И далее: «... впервые в истории человечества мы   
находимся в условиях единого исторического процесса, охватывающего всю биосферу   
планеты. Как раз закончились сложные... исторические процессы, которые в конце концов  в нашем XX столетии создали единое, неразрывное целое»17. Все народы Земли в научно-техническом, технологическом, информационном аспектах стали единым целым. 

Причем  это единство растет и становится заметным чуть не ежегодно. В конце XX в. компьютерная, информационная, космическая  техника и технология многократно укрепили взаимосвязь между отдельными людьми, нациями, государствами нашей планеты. По мнению В. И. Вернадского, создание подлинного единства человечества «есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет»18

И в  этом великий ученый, как видим, не ошибся. Особая роль в создании этого  единства принадлежит науке. Она  – одна для всего человечества и носит не национальный, а интернациональный характер. Физические, биологические и другие теории обладают  одинаковой ценностью для ученых всех стран и континентов Земли, являются достоянием  всего человечества.

Анализируя  развитие научного знания в истории  человечества, создатель биогеохимии  выдвинул идею о «взрыве научного творчества», имеющую большое методологическое  значение. Он отмечает закономерность и неизбежность этого взрыва: «Взрыв» научной  мысли в XX ст. подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее  строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем  темпе». Взрыв научной мысли с конца XIX века превратил науку в важнейшую геологическую силу, преобразующую общество, биосферу и всю поверхностную оболочку  Земли. Он стал единым из важнейших факторов формирования и развития  научно-технической революции. Превращение науки в важнейший фактор общественного развития носит объективный и закономерный характер, как и сам переход биосферы в  ноосферу.

Субъективным  фактором бурного развития науки XX в., по мнению   
В. И. Вернадского, является свобода научной мысли, которая, однако, была   
весьма ограничена в тоталитарном обществе. 

В. И. Вернадский отмечает две основные предпосылки  перехода биосферы в ноосферу: во-первых, «в XX в. научная мысль охватила всю  планету, все находящиеся на ней  государства. Всюду создавались многочисленные центры научной мысли и научного   
изыскания», во-вторых, «XX век – век возросшего значения народных масс.... Велико значение демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных объединений и их стремление к получению максимального научного знания. Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа»19.

Иными  словами, наука и демократия в XX веке стали основными факторами преобразования  биосферы в ноосферу, с чем нельзя не согласиться. К этим предпосылкам, по нашему  мнению, следовало бы добавить технику и технологию, бурное неуправляемое развитие  которых привело не только к появлению НТР, но и к крайнему обострению глобальной экологической проблемы.

Великий натуралист выделил также три тенденции, лежащие в основе развития   
ноосферы: «Во-первых, нигде не было в истории человечества ныне наблюдаемой его вселенскости, – с одной стороны, полного захвата человеком биосферы для жизни и, с другой стороны, отсутствия оторванности отдельных поселений благодаря быстроте сношений и передвижений... Во-вторых, никогда (ранее) в истории человечества интересы и благо  всех ... не становились реальной государственной задачей... В-третьих, впервые   
поставлена... проблема сознательного регулирования размножения, продления жизни... ослабления болезней для всего человечества. Впервые ставится задача проникновения   
научного знания во все человечество»20.

В настоящее  время данные тенденции проявляются еще более отчетливо. Более того, проблемы  народонаселения и здравоохранения приобрели глобальный характер. В основе экологического сознания, по Вернадскому, лежит идея единства человека и человечества с живым веществом и биосферой в целом: «Человек и человечество теснейшим образом прежде всего связаны с живым веществом, населяющим нашу планету ... Человек   
живет в биосфере и от нее не отделим». Поэтому произведенная деятельность человечества должна быть связана с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы. Очень актуальной является идея Вернадского о том, что ноосферное сознание   
должно иметь глобальный характер: «Человек впервые реально понял, что он житель   
планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном   
аспекте»21.

Важно, чтобы экологическим сознанием  обладали все жители нашей   
планеты и в первую очередь – люди, наделенные правом принимать и реализовывать ответственные решения.

Введение  идеи «цель» в концепцию ноосферы было важным методологическим   
положением Вернадского. Ноосфера формируется не только в результате стихийной   
деятельности (сам переход биосферы в ноосферу есть стихийное геологическое явление),   
но и в результате сознательного целеполагания деятельности людей как организованного единства человеческого бытия: перед учеными на ближайшее будущее стоят «небывалые   
для них задачи сознательного направления организованности ноосферы...»22.

Следует отметить, что создатель биогеохимии  выступал за интеграцию человеческих  
знаний. Он отмечал, что «рост научного знания XX века быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой, – расширять охват его со всех точек зрения». Современная экология является биологической и  географической одновременно, поскольку ее объект – биосфера Земли.

Ноосферная  концепция  В. И. Вернадского осуществляет органический синтез естественных и социогуманизаторских  наук. По его мнению, «биогеохимия должна глубочайшим образом соприкасаться с науками  не только о жизни, но и о человеке, с науками гуманитарными». Кстати, сам  Вернадский считал науки о биосфере и ее объектах науками. Учение о ноосфере интегрирует естественные и социогуманитарные знания в единый комплекс, изучающий систему «общество – биосфера»23.

Итак, в основе ноосферной концепции В. И. Вернадского лежат следующие  идеи: биосоциального эволюционизма; единства вселенскости человечества, его автотрофности; органической связи человечества и биосферы; превращение человечества в мощную геологическую силу; исключительной роли науки в преобразовании биосферы в ноосферу.  В. И. Вернадский определил как предпосылки перехода биосферы в ноосферу, так и  тенденции развития самой ноосферы. И как следствие всего сказанного, создатель биохимии заложил основы экологического (ноосферного) сознания всего человечества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Великим русским космистом был В.И. Вернадский, создавший учение о биосфере и ноосфере, обобщив данные физики, химии, биологии, геологии, геохимии, биохимии, а также истории и философии. Деятельность всех живых организмов и особенно человеческого общества В.И. Вернадский называл мощной геологической силой, а к научной мысли он относился именно как к планетному явлению.

Информация о работе Учение о биосфере