Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:19, реферат
Цель данной работы заключается в изучении концепции структурной организации материи.
Второе начало имеет тот же
статус, что и первое начало (закон
сохранения энергии), и его действие
не противоречит развитию
Одной из фундаментальных черт
современного естествознания и
вместе с тем направлений его
диалектизации является все
Практика современной научно-
Можно, видимо, говорить о нескольких
взаимосвязанных и
В классическом естествознании,
и, прежде всего в
Общая схема иерархического
Это положение едино для
Любая сложная система,
Концептуальные формы
Одна из актуальных проблем,
которую ставит изучение
Уровни становятся такими
В ходе прогресса число
В классическом естествознании учение о принципах структурной организации материи было представлено классическим атомизмом. Идеи атомизма служили фундаментом для синтеза всех знаний о природе. В XX веке классический атомизм подвергся радикальным преобразованиям.
Современные
принципы структурной организации
материи связаны с развитием
системных представлений и
Наиболее простой классификацией систем является деление их на статические и динамические, которое, несмотря на его удобство все же условно, т.к. все в мире находится в постоянном изменении. Динамические системы делят на детерминистские и стохастические (вероятностные). Эта классификация основана на характере предсказания динамики поведения систем. Такие системы исследуются в механике и астрономии. В отличие от них стохастические системы, которые обычно называют вероятностно – статистическими, имеют дело с массовыми или повторяющимися случайными событиями и явлениями. Поэтому предсказания в них имеют не достоверный, а лишь вероятностный характер.
По характеру взаимодействия с окружающей средой различают системы открытые и закрытые (изолированные), а иногда выделяют также частично открытые системы. Такая классификация носит в основном условный характер, т.к. представление о закрытых системах возникло в классической термодинамике как определенная абстракция. Подавляющее большинство, если не все системы, являются открытыми.
Многие сложноорганизованные системы, встречающиеся в социальном мире, являются целенаправленными, т.е. ориентированными на достижение одной или нескольких целей, причем в разных подсистемах и на разных уровнях организации эти цели могут быть различными и даже придти в конфликт друг с другом.
Классификация и изучение систем позволили выработать новый метод познания, который получил название системного подхода. Применение системных идей к анализу экономических и социальных процессов способствовало возникновению теории игр и теории принятия решений. Самым значительным шагом в развитии системного метода было появление кибернетики как общей теории управления в технических системах, живых организмах и обществе. Хотя отдельные теории управления существовали и до кибернетики, создание единого междисциплинарного подхода дало возможность раскрыть более глубокие и общие закономерности управления как процесса накопления, передачи и преобразования информации. Само же управление осуществляется с помощью алгоритмов, для обработки которых служат компьютеры.
Универсальная
теория систем, обусловившая фундаментальную
роль системного метода, выражает с
одной стороны, единство материального
мира, а с другой стороны, единство
научного знания. Важным следствием такого
рассмотрения материальных процессов
стало ограничение роли редукции
в познании систем. Стало ясно, что
чем больше одни процессы отличаются
от других, чем они качественно
разнороднее, тем труднее поддаются
редукции. Поэтому закономерности более
сложных систем нельзя полностью
сводить к законам низших форм
или более простых систем. Как
антипод редукционистского
Всякая система есть целое, образованное взаимосвязанными и взаимодействующими его частями. Поэтому процесс познания природных и социальных систем может быть успешным только тогда, когда в них части и целое будут изучаться не в противопоставлении, а во взаимодействии друг с другом.
Современная наука рассматривает системы как сложные, открытые, обладающие множеством возможностей новых путей развития. Процессы развития и функционирования сложной системы имеют характер самоорганизации, т.е. возникновения внутренне согласованного функционирования за счет внутренних связей и связей с внешней средой. Самоорганизация – это естественнонаучное выражение процесса самодвижения материи. Способностью к самоорганизации обладают системы живой и неживой природы, а также искусственные системы.
В современной научно обоснованной концепции системной организации материи обычно выделяют три структурных уровня материи:
микромир – мир атомов и элементарных частиц – предельно малых непосредственно ненаблюдаемых объектов, размерность от 10-8 см до 10-16 см, а время жизни – от бесконечности до 10-24 с.
макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин: земных расстояний и скоростей, масс и объемов; размерность макрообъектов соотносима с масштабами человеческого опыта – пространственные величины от долей миллиметра до километров и временные измерения от долей секунды до лет.
мегамир – мир космоса (планеты, звездные комплексы, галактики, метагалактики); мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние измеряется световыми годами, а время миллионами и миллиардами лет;
Изучение иерархии структурных уровней природы связано с решением сложнейшей проблемы определения границ этой иерархии как в мегамире, так и в микромире. Объекты каждой последующей ступени возникают и развиваются в результате объединения и дифференциации определенных множеств объектов предыдущей ступени. Системы становятся все более многоуровневыми. Сложность системы возрастает не только потому, что возрастает число уровней. Существенное значение приобретает развитие новых взаимосвязей между уровнями и со средой, общей для таких объектов и их объединений.
Микромир,
будучи подуровнем макромиров и мегамиров,
обладает совершенно уникальными особенностями
и поэтому не может быть описан
теориями, имеющими отношение к другим
уровням природы. В частности, этот
мир изначально парадоксален. Для
него не применим принцип «состоит
из». Так, при соударении двух элементарных
частиц никаких меньших частиц не
образуется. После столкновения двух
протонов возникает много других
элементарных частиц – в том числе
протонов, мезонов, гиперонов. Феномен
«множественного рождения»