Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 00:48, курсовая работа
Наука — это один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Это и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний.
Введение……………………………………………………………..........2стр.
1.Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного
типо культур…………………………………………………………………...3-4стр.
1.1Истоки и предмет спора «двух культур»…………………….....4-8стр.
2. «Науки о природе» и «науки о духе»…………………………………8стр.
2.1.Объяснение — понимание…………………………………………….....8-9стр.
2.2 Генерализация — индивидуализация………………………………….9-11стр.
2.3 Отношение к ценностям……………………………………………11-13стр.
2.4 Антропоцентризм…………………………………………………..13-14стр.
2.5 Идеологическая нейтральность — нагруженность……………………14-15стр.
2.6 Устойчивость — подвижность объекта.……………………………..15стр-16стр.
3.Сравнительный анализ естественно-научного и гуманитарного
знаний……………………………………………………………………16-18стр.
4.Проблема соотношения естественно-научного и социально-гуманитарного познания…………………………………………………………………..18-21стр.
Заключение…………………………………………………………………..22стр.
Список литературы………………………………………………………….23стр.
Теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально-групповой интерес, называется идеологией. Идеология не тождественна науке, но частично с ней совпадает, так как использует знание теоретического, научного уровня. Расхождение же между ними лежит в области целей и задач: наука ищет истину, идеология стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес. А поскольку истину в области обществознания ищут вполне конкретные представители определенных социальных групп (наций, классов и проч.), то происходит взаимоналожение научных и идеологических устремлений; и гуманитарные науки невольно оказываются идеологически нагруженными.
В естествознании картина иная. Его объект — мир природы, — по счастью, не является полем столкновения противоречивых общественных интересов; и его конечные выводы практически не упор на строго объективную количественную оценку изучаемых объектов и принес естествознанию славу «точных наук».
Гуманитариям в этом плане повезло меньше. Мало того, что изучаемые ими явления плохо поддаются математической (количественной) обработке, так еще и экспериментальные методы исследования весьма затруднены из-за моральных запретов. (Из гуманитарных наук разве что у психологии есть обширная экспериментальная база.)
2.6 Устойчивость — подвижность объекта.
Наверное, заслуживает упоминания и разница в степени устойчивости природных и социальных объектов. Изучение первых — дело необычайно благодарное. Физик вполне может быть уверен, что какая-нибудь элементарная частица или целая звезда практически не изменились со времен древних греков. Для появления нового вида растений или животных тоже требуется не одна сотня, а то и тысяча лет. По сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны.
Постоянство же объектов социальных иное. Их динамика вполне сопоставима с протяженностью жизни отдельного человека. Среднее и старшее поколения нынешних россиян, к примеру, с некоторым изумлением констатируют, что они живут совсем в другой стране по сравнению с той, в которой прошла их молодость.
Таким
образом, обособление гуманитарных
и естественных наук явно не случайно.
Основания их специфики глубоки и разнообразны.
3.
Сравнительный анализ
естественно-научного
и гуманитарного знаний
Все науки
делятся на гуманитарные и естественные.
Различие между естественным и гуманитарным
знанием состоит в том, что (таблица
1):
Таблица 1 - Различия естественных и гуманитарных наук
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Первое
основано на разделении
Важной особенностью
2. В
природе в большинстве случаев
господствуют определенные и
необходимые причинно-
3. Метод
естествознания
4. На
естественные и гуманитарные
науки в разной степени
В силу
указанной специфики между
4. Проблема соотношения естественно-научного и социально-гуманитарного познания.
Можно утверждать закономерность выделения естественнонаучной и гуманитарной культур как особых типов культуры, они неразрывно связаны между собой.
1. сам человек
существо биосоциальное,
2. оба типа
культуры принимают участие в
формировании человеческого
3. имеется целый ряд пограничных проблем;
4. естествознание
часто сталкивается с
5. с другой стороны, гуманитарные науки все шире используют методы и данные естественных наук.
Английский писатель Чарльз Сноу (в работе "Две культуры") указывает, что в настоящее время эти две сферы знания имеют все меньше общего, все больше превращаются в две изолированных области культуры, представители, которых все в меньшей степени способны понять друг друга. Разногласия между этими сферами по ряду ключевых вопросов вызываются тем, что и естественники и гуманитарии, как правило, плохо разбираются в чужой области знания, это приводит к выдвижению неоправданных претензий на монопольное обладание истиной. Корни проблемы Сноу видит в сложившейся системе образования, которая является излишне специализированной, не дающей людям возможности получить подлинно всестороннее образование.
Специфика социального познания
Когда о нем идет речь, то следует иметь в виду два его аспекта:
• любое познание
в каждой из своих форм всегда социально,
поскольку есть общественный продукт
и детерминировано культурно-
• это один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы - общество в целом или его отдельные стороны - экономику, образование, политику, духовную сферу и т. п.
При исследовании социальных явлений недопустимо как сведение к природному - в частности, попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания, так и противопоставление природного и социального, вплоть до их полного разрыва. В одном случае происходит отождествление социально-гуманитарного знания с естественнонаучным. Это натурализм, выступающий в формах механицизма, физикализма, биологизма и др. В другом случае налицо противопоставление естествознания и наук о культуре и, как следствие, абсолютизация специфики последних и их методов, сопровождаемое нередко дискредитацией "точных" наук ("гуманитаристика").
Оба типа
наук - ветви науки как целого
явления, характеризующиеся
• предмет гуманитарного знания - "мир человека", а не просто вещь как таковая. Такой предмет имеет субъективное измерение, так как с необходимостью включает и человека, "человеческое измерение" в познание.
• социальное познание неразрывно связано с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.) ценностями. Они указывают на человечески значимое и культурное значение определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс исследования в гуманитарных науках и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.
Характерной чертой социального познания является его преимущественная ориентация на исследование явлений со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов здесь намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла, хотя их применение становится все более широким, так как идеалом научного знания все еще остается количественный анализ изучаемых явлений.
Гуманитарная
парадигма использует общие принципы
при интерпретации
При познании социальных
явлений, которыми являются в первую
очередь сам человек, его отношения
с окружающими, процессы образования,
воспитания, развития человека, нельзя
пользоваться ни микроскопом, ни химическими
реактивами, ни тем более сложнейшим
техническим оборудованием - все это должна
заменить сила абстракции. Поэтому здесь
исключительно велика роль мышления, его
принципов и методов.
Заключение.
Человек обладает знанием об окружающей вселенной, о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела: естественнонаучное и гуманитарное знание.
В естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в процедурах понимания. Оно как раз и является погружением в "мир смыслов" другого человека, постижением и истолкованием (интерпретацией) его чувств, мыслей и стремлений. Понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование тесно связано с самопониманием и происходит в условиях общения людей.
Информация о работе Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типо культур