Современное понятие картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:11, реферат

Краткое описание

В последние годы понятие «картина мира» еще несколько лет назад, казалось бы, утратившее актуальность, вновь возвращается в научный оборот. Дело в том, что постмодернистские тенденции в культуре, характерные для конца XX века, не поддерживают системное видение мира, а, напротив, ориентируют на редуцирование сложных явлений к простым. Картина мира, безусловно, предполагает системное, интегрированное видение мира, поиск в мире определенного «сюжета», другими словами, определенных оснований и принципов, лежащих в основе построения целостного образа мира.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Современное понимание картины мира 4
1.1 Понятие «Картина мира» 4
1.1 Связь понятий «мировоззрение» и «картины мира» 5
Глава 2. Проблематика понимания картины мира и мировозрения 7
2.1 Отождествление понятий «мировоззрение» и «картина мира» 7
2.2. Функции мировоззрения в научной картине мира 9
Заключение 12
Библиографический список 13

Файлы: 1 файл

Реферат по ксе.docx

— 31.06 Кб (Скачать)

Дж. Холтон отмечал, что философия  науки вынуждена была обратиться к данным категориям (картины мира и мировоззрения) тогда, когда возникла необходимость усложнения методологического анализа науки и cсоответственно появилась потребность в более тонком методологическом инструментарии. То есть, когда речь зашла о картине мира, то фактически она отождествлялась с мировоззрением. Здесь картина мира предстает у него как модель мира, которая «обобщает опыт и сокровенные убеждения человека и выполняет роль своеобразной ментальной карты, с которой он сверяет свои поступки и ориентируется среди вещей и событий реальной жизни»9. Ее главная функция – быть связующей силой, направленной на консолидацию человеческого общества.

 

Заключение

Специфика научной картины  мира как формы знания в культуре современного общества связана с ее надтеоретическим характером. С тем, что научная картина мира выступает в качестве миропонимания, потому, что в ее основе лежит система общеметодологических принципов, определяющих особый угол зрения, способ видения мира, а значит, выходящих на характеристики субъекта познания и практики в широком смысле слова и выполняющих в связи с этим культурообразующие функции.

Научная картина мира выступает  в качестве существенного и необходимого звена науки наряду с ее основным элементом – теорией. В то же время, по способу своего существования она сближается с социально-психологическими формами общественного сознания. В отличие от теории, которая систематизирует знание как бы, изнутри, связывая воедино эмпирические и теоретические элементы, научная картина мира интегрирует целостный образ действительности на уровне внешних связей, на предельном уровне теоретического, где она уже способна выступать основой определенной мировоззренческой системы, дополняясь при этом картиной жизни и картиной человека. Прогностическая функция научной картины мира связана как с аналитическим, так и с интегрированным видом предвидения, которое затрагивает основы миропонимания, фиксируемые в ее содержании, и задает в своих прогнозах далекие горизонты развитиям науки в целом или отдельных фундаментальных отраслей.

В стиле научного мировоззрения, которое выступает способом функционирования научной картины мира, наиболее явно реализуется нормативная природа данной формы знания. Другими словами, научное мировоззрение – это специфический способ образотворчества. В связи с этим научное мировоззрение представляет собой определенную систему эталонов (норм) описания, объяснения и предвидения, которые задаются соответственно содержанию научной картины мира (предметному и методологическому).  

Библиографический список

  1. Ерохин А.М. Социально-антропологические параметры философской картины мира // Философия культуры, науки и языка. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. С. 3-5.
  2. Холтон Дж. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. 1992. №2. С. 38-39.
  3. Гребеньков Г.В. О мировоззренческой природе ценностного аспекта философии. Донецк, 1991. -8 с.
  4. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982. С. 38-43.
  5. Философской энциклопедический словарь. М., 2003. С. 201.
  6. Спиркин А.Г. Мировоззрение // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.375.
  7. Котенев А.А., Лукьянов А.Е. Миросознание. М., 2002. С. 232-233.
  8. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования // А. Эйнштейн. Собрание научных трудов в 4-х т. М., 1967. Т.4. С. 40.
  9. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. С. 12-13.
  10. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. С. 18-19.

1  Котенев А.А., Лукьянов А.Е. Миросознание. – М., 2002. – С. 232-233.

2 Эйнштейн А. Мотивы научного исследования // А. Эйнштейн. Собрание научных трудов в 4-х т. – М., 1967. – Т.4. – С. 40.

3 Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994. – С. 12-13.

4 Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994. – С. 18-19.

5 Философской энциклопедический словарь. – М., 2003. – С. 201.

6 Спиркин А.Г. Мировоззрение // Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С.375.

7  Гребеньков Г.В. О мировоззренческой природе ценностного аспекта философии. – Донецк, 1991. -8 с.

8 Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982. – С. 38-43.

9 Холтон Дж. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. – 1992. – №2. – С. 38-39.

Информация о работе Современное понятие картины мира