Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:35, реферат
Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.
Естествознание как система научных знаний имеет:
Началом 3 – го этапа революции в Естествознании было первое овладение атомной энергией в результате деления ядра и последующих исследований, с которыми связано зарождение электронно - вычислительных машин и кибернетики.
Современный этап
научного Естествознания, характеризуется
не только лидирующей ролью физической
науки, но и целой группы отраслей
Естествознания:
Биология (генетика, молекулярная биология)
Химия (макрохимия, химия полимеров)
Науки смежные с
Естествознанием (космонавтика, кибернетика)
и т.д.
Если в начале 20 века физические открытия
развивались самостоятельно, то с середины
20 века революция в Естествознании органически
слилась с революцией в технике, приведя
к современной научно – технической революции.
С точки зрения практики решающую роль
приобретают фундаментальные науки, без
которых не может развиваться современная
техника.
Бурное развитие всех отраслей Естествознания в конце 20 века породило создание не только современной физической картины мира, но и биологической картины мира и др. В связи с чем все больше на первый план выходит новая междисциплинарное направление исследований, именуемое синергетикой, порожденное переходом науки к познанию сложно организованных эволюционирующих систем.
Современное состояние физической науки предлагает следующую научную картину мира:
Теория большого взрыва.
На данный момент
наукой установлено огромное многообразие
материальных объектов, представляющих
микро, макро и мега миры, но остается
открытым вопрос, исчерпывают ли эти
открытия все существующее вообще.
С учетом истории человеческого
познания и общего духа современной
научной картины мира на этот вопрос
напрашивается отрицательный
Современные противники качественной неисчерпаемости природы фактически возрождают древние натурфилософские идеи, либо о единстве первоматерии, либо о множестве первоэлементов. Если уж говорить об общей теории мира, то её исходной идеей может быть только диалектическая идея единства через многообразие и движение. Именно таков мир по данным современной науки и пожалуй наиболее ярко об этом пишет наш соотечественник физик – теоретик М.А.Марков, подчеркивающий, что "В современных представлениях существования данной элементарной частицы это лишь момент бесконечных превращений в шкале больших вселенских времен", что сейчас устанавливается "Понимания единства элементарной частицы и Вселенной, ультробольшого и ультромалого".
Для выражения самой
общей и глубокой сущности бытия
с древних времен используется понятие
субстанции. Классическое определение
субстанции дали
Декарт и Спиноза, субстанция есть (причина
самой себя), есть то, что существует само
по себе, не завися не отчего другого. Но
на пути развития диалектического миропонимания
удалось показать, что субстанцией следует
считать не какое – то отдельное, избранное
освященное проявление бытия, а всю бесконечную
систему взаимопревращающихся материальных
объектов, всю материю в бесконечном многообразии
её проявлений.
Поэтому диалектика признает лишь частичную, относительную субстанциальность, самообусловленность и самостоятельность каждого проявления всеобщей субстанции.
Обобщающие физические
теории вполне законно стремятся
раскрыть наиболее глубокую основу ещё
более широкого круга явлений, но
мысль физиков не удовлетворяется
эти и так сказать по энерции устремляется
к конкретно – физическому объяснению
устройства всего мира в целом. И не раз
казалось, что эта цель уже достигнута
– то в виде классической механики, потом
в виде термодинамики, теперь в виде обобщающих
теорий полей и элементарных частиц.
Но время и новые открытия не умолимо заставляют
признать несбыточность подобных надежд.
Применительно ко всему миру в целом приходится
обходится лишь философскими размышлениями
и обобщениями, лишь общей теорией диалектики,
лишь качественными оценками, а не количественными
расчетами.
Академик М.А.Марков так оценивает попытки
придать разрабатываемым единым физическим
теориям элементарных частиц характер
физической теории всего мира в целом:
"…..Речь идет в сущности об одной очень
широкой, но конкретной задачи – о построении
теории тех элементарных частиц, список
которых установлен в настоящее время
экспериментаторами.". Им же предложена
оригинальная физическая концепция, пока
это гипотеза и лишь будущее в состоянии
либо подтвердить, либо опровергнуть её.
По его мнению могут существовать фридмоны
– супермельчайшие частицы с размерами
примерно 10-
33см., представляющие ничтожную долю известных
ныне элементарных частиц, и вместе с тем,
содержащие в себе миры подобные нашей
галактики. "Именно для нас окружающий
мир представляется макро системой, но
если наш мир является своего рода фридманом,
то для наблюдателя вне его эта система
относится к микромиру".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о неизбежной
ограниченности естественно научных
теорий специально рассматривался ученым
физиком В.С.Барашенковым. Он убедительно
доказывает, что возможность построения
относительно "законченных теорий"
(типа механики Ньютона, термодинамики,
электродинамики Максвелла, квантовой
механики, теории гравитационных полей
Эйнштейна и др.), достаточно полно, описывающих
различные формы движения материи, не
означает возможности в одной или нескольких
таких теориях полностью "перекрыть"
весь мир, исчерпать все качественное
многообразие законов природы. Каждая
такая теория не учитывает многие параметры,
второстепенные в данном приближении,
но становящиеся важными при дальнейшем
углублении в суть рассматриваемых явлений.
Это и привод к неизбежной ограниченности
сферы применения теорий.
Возможность "законченных теорий"
означало бы возможность конца науки,
дальше которого нечего было бы познавать.
И, наоборот, непреодолимая ограниченность
каждой отдельной теории предполагает
бесконечность всего научного познания.
Известные науки обобщающие теории составляют
важные этапы её развития. Все они основаны
на конкретных принципах, обобщающих определенный
круг фактов, и допускают возможность
и необходимость своего дальнейшего развития
по пути создания все более общих и глубоких
теорий, учитывающих новые, неизвестные
ранее факты. Таков закон познания, обусловленный
законами рприроды.
Информация о работе Роль естественных и гуманитарных наук в создании общей картины мира