Роль естественных и гуманитарных наук в создании общей картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:35, реферат

Краткое описание

Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.
Естествознание как система научных знаний имеет:

Файлы: 1 файл

1.docx

— 29.13 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«МИИТ»

 

 

 

РЕФЕРАТ

По  дисциплине « Концепция современного естествознания»

На тему «Роль естественных и гуманитарных наук в создании общей картины мира»

 

 

 

Выполнил, студент 1-го курса

  очной формы обучения группа 

 

 

Проверил: ____________________

Оценка _____________________

Подпись _____________________

 

 

 

 

 

1. Введение.

Естествознание  как система научных знаний о  природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное  явление, обладающее различными сторонами  и связями, чем обусловлено его  место в общественной жизни, как  неотъемлемой части духовной культуры человечества.

Естествознание как система  научных знаний имеет:

- предмет и цели; то есть естественнонаучная и  гуманитарные культуры, их материальные  носители, взаимосвязи, внутренняя  структура и генезис. При этом  изучению подвергаются не только  явления и закономерности общего  характера, но и специфические,  касающиеся отдельных сторон  знания.

- закономерности и особенности развития; 
С учетом специфики предмета Естествознания, это: а) Обусловленность практикой. б) Относительная самостоятельность. в) Преемственность в развитии идей и принципов. г) Постепенность развития. д) Взаимодействие наук и взаимосвязанность всех отраслейЕстествознания. е) Противоречивость в развитии.- методы. 
Выделяют: а) Эмпирическую строну Естествознания. б) Теоретическую строну Естествознания. в) Прикладную сторону Естествознания.

В мировоззренческом  плане, Естествознание как система  научных знаний играет фундаментальную  роль и состояние Естествознания в конкретно исторический период определяет доминирующую систему взглядов в обществе на природу, в широком смысле слова, и методы ее познания. Знания можно разделить на отрасли, в каждой из которых выделить конкретные направления познания, так познания человечества по отраслям подразделяются на:

- естественные (физика, химия, биология и т.д.)

- технические (машиностроительные, архитектурные, микроэлектроника и т.д.)

- социальные и гуманитарные  науки (культурологические знания, социологические, политологические и т.д.)

Как видно из приведенной  выше классификации познаний, знания в области физики, формируют блок естественных знаний человечества о  природе и в силу этого играют решающую роль в формировании мировоззрения, с учетом конечно развития других отраслей знания, в совокупности формируя идеологическую надстройку общества, которая формирует "современное" видение картины мира.

Изучение становления  и развития современной физической картины мира имеет не только мировоззренческое  значение, но позновательное, а синтез современных концепций физической картины мироздания, закладывает базис для качественных шагов в познании.

Понятие "научная  картина мира" используется в  Естествознании с конца 
XIX века, а история Естествознания стоит в неразрывной связи с историей общества и каждому типу и уровню развития общества, его производительных сил, техники, соответсвует своеобразный период в развитии Естествознания и 
"современной" физической картины мира.

В развитии Естествознания выделяют следующие периоды:

1.Первый подготовительный – натурфилософский, характерный для древних этапов развития общества. Примером физической картины мира того времени могут служить древнеиндийские, греческие знания.

В древнеиндийской  книге X века до нашей эры, которая  называется 
"Ригведа", что значит "Книга гимнов", можно найти описание всей Вселенной как единого целого. Вселенная "Ригведы" устроена не слишком сложно. В ней имеется прежде всего Земля. Она представляется безграничной плоской поверхностью – "обширным пространством". Эта поверхность накрыта сверху небом. А небо – это голубой, усеянный звездами "свод". Между землей и небом 
– "светящейся воздух". Очень похожи на эту картину и ранние представления о 
Вселенной древних греков.

У Пушкина в "Подражаниях  корану" читаем:"Земля недвижна - -неба своды,

Творец, поддержаны тобой,

Да не падут на сушь и воды

И не подавят нас  собой." 
И его примечание: "Плохая физика; но зато какая смелая поэзия".

Первые попытки  людей создать ясный и наглядный  образ мироздания были ещё очень  далеки от науки, как мы её сейчас понимаем. Но замечательна сама эта дерзкая  цель – объять мыслью весь мир. Отсюда берёт истоки уверенность в том, что человеческий разум способен осмыслить, понять, разгадать устройство Вселенной, создать в своем воображении  полную, целостную картину мира, в котором мы живем.Изучение Вселенной началось еще на рубеже VI и V веков до нашей эры. 
Древнегреческий философ Гераклит Эфесский утверждал, что все существующее изменчиво, и эта изменчивость является высшим законом природы. Свое учение он изложил в книге "О природе".

Гераклит писал, что мир полон противоречий и  изменчивости. Все вещи изменяются. Неизменно течет время, и неудержимо течет в этом потоке все сущее. Происходи движение неба, движение тел, движутся чувства человека и  его сознание. "В одну и ту же реку нельзя войти дважды, - говорил  он, - ибо воды в ней вечно новые". Одно приходит на смену другому. "Огонь  живет смертью земли, воздух –  смертью огня, вода – смертью  воздуха, земля смертью воды".

Интересные и  глубокие для той эпохи идеи высказывались  знаменитым греческим философом  – идеалистом Платоном. Согласно его  учению тот мир, который мы видим  и исследуем, не является "настоящим  миром", а только представляется нам, является внешним проявлением  истинного мира. Небесные тела и  тела на Земле – это согласно Платону как бы "бледные тени" некоторых идеальных прообразов, составляющих действительный мир. "Тени эти несовершенны и изменчивы". "Истинный мир", по Платону, - это  абстрактные сущности (он их называл  идеями). Идеи – "духовные сущности" – полностью совершенны, не могут  никак меняться. Они существуют не в нашей материальной 
Вселенной, не в пространстве и времени, а в идеальном мире полного совершенства и вечности.

Такой же, как и  Платон, точки зрения придерживался  его ученик 
Аристотель. Любопытно, что введенное Аристотилем подразделение содержимого 
Вселенной на "физическую материю" и "силы взаимодействия" сохраняется в физике до сих пор, хотя конечно, имеет совсем другое содержание.

В целом античная культура вызывает прежде всего ощущение грандиозности того поворота в мыслях и чувствах людей, того расширения арсенала понятий, логических норм, фактических  знаний, которые имели место в  древности.

2. Второй подготовительный 
Характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала придатком теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел) Основные усилия ученых были направлены не на познание мира, а на получение предметов или разработку способов открывающих путь к богатству, в силу этого прогресс техники совершался крайне медленно, но шло накопление фактического материала, подготавливался качественный переход к новому пониманию природы. 
Арабские мыслители, таки как Ибн-Закрия аль-Рази, Аль-Фараби, Ибн-Сина, 
Омар Хайям, Ибн Рошд и др. сохраняли связь с античной философией и наукой и в первую очередь с учением Аристотеля. В данный период, созданная ранее физическая картина мира не претерпевала существенных изменений, а господствовавшая в тот период времени церковь и прежде всего ее инструмент 
"Инквизиция", не способствовали развитию научных взглядов и прогрессу естественных наук.

3. Период механического и метафизического  Естествознания. 
Характеризуется началом возникновения Естествознания как систематической экспериментальной науки, совпадает с периодом становления и возникновения капиталистических отношений в обществе. Господствующим методом мышления стала метафизика. Главное достижение этого периода в истории развития 
Естествознания, это становление ТЕОРИТИЧЕСКОГО метода познания в науке. Из натурфилософского познания природы, Естествознание превратилось в современное, в систематическое научное познание на базе экспериментов и математического изложения полученных результатов. Главную роль в совершенной революции познания играют Г. Галилей и И. Ньютон.

Г. Галилей сделал в науке много важных открытий, но самым важным, бесусловно, является его новый подход к естественным наукам, его убеждение, что для исследования природы в первую очередь необходимо ставить продуманные опыты. В этом он резко расходился с Аристотилем, который считал возможным познание мира чисто логическим путем. Г. Галилей утверждал также, что поверхностные наблюдения без должного анализа могут приводить к ложным заключениям.

Все это вместе явилось началом современного научного метода исследования природы. "Наука, связывающая теорию и эксперимент, фактически началась с работ Галилея", - писал А. Энштейн.

Открытия Галилея  в физике основаны на многочисленных проведенных им опытах и строится на чисто теоретических выводах. Закон движения по энерции, лежит в основе принципа механической относительности.

Через год после  смерти Галилея родился гениальный ученый Иссак 
Ньютон. Своими трудами он завершил создание классической физики и первой физической уже в нашем понимании теории времени.

Картина мира представляется Ньютону ясной и очевидной: в  бесконечном пустом пространстве с  течением времени происходит движение миров. Процессы во Вселенной могут  быть очень сложными, многообразными и запутанными. Но какими бы сложными они не были, это никак не влияет на бесконечную сцену – пространство и на неизменный поток времени. По И. Ньютону, ни на пространство, ни на время  никак нельзя повлиять, поэтому они  и называются абсолютными. Неизменность течения времени он подчеркивает такими словами: 
"Все движения могут ускорятся и замедляться, течение абсолютного времени изменяться не может. Длительность и продолжительность существования вещей одна и та же, быстры ли движения (по которым измеряется время), медленны ли или их совсем нет."

Описанные взгляды  Ньютона очень точно характеризуют  представления физической картины  мира того времени.

4. Период открытия всеобщей связи  и утверждения эволюционных идей  в

Естествознании.

Данный исторический период в развитии Естествознания характеризуется  стихийным проникновением идей диалектики в Естествознание. Развитие общества характеризуется победой капиталистического способа производственных отношений, развитием крупного машинного производства, то есть техническим и промышленным переворотом. Резко возрастают потребности  общества в энергии и как следствие  получают бурное развитие физика и  химия, науки, изучающие взаимное превращение  форм энергии и веществ. Бурно  развиваются естественно научные  знания, а победа новых общественных отношений, требует осмысления перемен  в обществе от представителей социальных и гуманитарных наук. Начало данного  периода соответсвует концу 
18 века. К середине 19 века наукой накоплен большой объем фактического и теоритического материала, который требует всеобъемлющего охвата и осмысления, возникает необходимость сочетания анализа и синтеза в познании и вторая треть 19 века характеризуется 3 великими открытиями:

- Клеточная теория.

- Учение о превращении  энергии.

- Дарвинизм. которые нанесли окончательный удар по старой метафизике, затем следуют открытия, раскрывающие диалектику природы полнее:

- Создание теории  химического строения органических  соединений А.М.

Бутлерова, соединивших живую и неживую природу.

- Периодическая  система элементов Д.И. Менделеева.

- Химическая термодинамика  Я.Х. Вант-Гофф и Дж. Гиббс.

- Основы научной  физиологии И.М. Сеченова.

- Электромагнитная  теория света Дж.К. Максвела. 
Основным противоречием данного периода, были метафизические взгляды первооткрывателей и диалектическими результатами их открытий, то есть разрыв между объективной и субъективной сторонами процесса познания, что тормозило развитие физической картины мира, которая фактически оставалась еще Ньютоновской.

5. Период "новейшей революции"  в Естествознании. 
Совпадает с вступлением капитализма в стадию империализма, конец 19, начало 
20 века. Форсируется развитие прежде всего физики во всех ее проявлениях 
(атомная энергетика, радиолокация, радиоэлектроника, оптика, квантовая физика и т.д.) Физическое познание природы играет роль трамплина по отношению к другим отраслям Естествознания. Открытия и изобретения в физике, позволяют создавать не только новые приборы, но и методы исследований в других областях знаний. Физические методы определили успехи химии, геологии, астрономии, способствовали в значительной мере развитию науки о космосе и его освоению. Стимулирующее воздействие на Естествознание новых потребностей техники привело к тому, что в середине 90-х гг. 19 века началась "… новейшая революция в естествознании…", главным образом в физике:

- Открытие электромагнитных  волн Г. Герцем.

- Коротковолнового  электромагнитного излучения К.  Рентгеном.

- Радиоактивности  А. Беккерелем.

- Электрона Дж. Томсоном.

- Светового давления  П.Н. Лебедевым.

- Введение идеи  квантования энергии М. Планком.

- Создание теории  относительности А. Энштейном.

- Радиоактивного  распада Э. Резерфордом и Ф.  Содди.,

- Модель атома  по Н. Бору. а так же открытия в химии и биологии (основы генетике на базе законов Г. 
Менделя) определяют 1-й этап революции в физики и Естествознании. Он сопровождается прежде всего нарушением прежних метафизических представлений о материи и её строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Нарушение метафизических взглядов на мир, вызвало реакционные поползновения идеалистов и привело к кризису в физике и всем Естествознании.

2-й этап революции  в Естествознании начался в  связи с созданием квантовой  механики и сочетанием её с  теорией относительности в общую  квантово-релятивистскую концепцию.  Происходит дальнейшее бурное  развитие 
Естествознания и в связи с этим продолжается коренная ломка старых понятий, главным образом тех, которые связаны со старой классической картиной мира.

Информация о работе Роль естественных и гуманитарных наук в создании общей картины мира