Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:35, реферат
Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.
Естествознание как система научных знаний имеет:
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«МИИТ»
РЕФЕРАТ
По дисциплине « Концепция современного естествознания»
На тему «Роль естественных и гуманитарных наук в создании общей картины мира»
Выполнил, студент 1-го курса
очной формы обучения группа
Проверил: ____________________
Оценка _____________________
Подпись _____________________
1. Введение.
Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.
Естествознание как система научных знаний имеет:
- предмет и цели;
то есть естественнонаучная и
гуманитарные культуры, их материальные
носители, взаимосвязи, внутренняя
структура и генезис. При этом
изучению подвергаются не
- закономерности и особенности развития;
С учетом специфики предмета Естествознания,
это: а) Обусловленность практикой. б) Относительная
самостоятельность. в) Преемственность
в развитии идей и принципов. г) Постепенность
развития. д) Взаимодействие наук и взаимосвязанность
всех отраслейЕстествознания. е) Противоречивость
в развитии.- методы.
Выделяют: а) Эмпирическую строну Естествознания.
б) Теоретическую строну Естествознания.
в) Прикладную сторону Естествознания.
В мировоззренческом плане, Естествознание как система научных знаний играет фундаментальную роль и состояние Естествознания в конкретно исторический период определяет доминирующую систему взглядов в обществе на природу, в широком смысле слова, и методы ее познания. Знания можно разделить на отрасли, в каждой из которых выделить конкретные направления познания, так познания человечества по отраслям подразделяются на:
- естественные (физика, химия, биология и т.д.)
- технические (машиностроительные, архитектурные, микроэлектроника и т.д.)
- социальные и гуманитарные науки (культурологические знания, социологические, политологические и т.д.)
Как видно из приведенной выше классификации познаний, знания в области физики, формируют блок естественных знаний человечества о природе и в силу этого играют решающую роль в формировании мировоззрения, с учетом конечно развития других отраслей знания, в совокупности формируя идеологическую надстройку общества, которая формирует "современное" видение картины мира.
Изучение становления и развития современной физической картины мира имеет не только мировоззренческое значение, но позновательное, а синтез современных концепций физической картины мироздания, закладывает базис для качественных шагов в познании.
Понятие "научная
картина мира" используется в
Естествознании с конца
XIX века, а история Естествознания стоит
в неразрывной связи с историей общества
и каждому типу и уровню развития общества,
его производительных сил, техники, соответсвует
своеобразный период в развитии Естествознания
и
"современной" физической картины
мира.
В развитии Естествознания выделяют следующие периоды:
1.Первый подготовительный – натурфилософский, характерный для древних этапов развития общества. Примером физической картины мира того времени могут служить древнеиндийские, греческие знания.
В древнеиндийской
книге X века до нашей эры, которая
называется
"Ригведа", что значит "Книга гимнов",
можно найти описание всей Вселенной как
единого целого. Вселенная "Ригведы"
устроена не слишком сложно. В ней имеется
прежде всего Земля. Она представляется
безграничной плоской поверхностью –
"обширным пространством". Эта поверхность
накрыта сверху небом. А небо – это голубой,
усеянный звездами "свод". Между землей
и небом
– "светящейся воздух". Очень похожи
на эту картину и ранние представления
о
Вселенной древних греков.
У Пушкина в "Подражаниях корану" читаем:"Земля недвижна - -неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас
собой."
И его примечание: "Плохая физика; но
зато какая смелая поэзия".
Первые попытки
людей создать ясный и
Древнегреческий философ Гераклит Эфесский
утверждал, что все существующее изменчиво,
и эта изменчивость является высшим законом
природы. Свое учение он изложил в книге
"О природе".
Гераклит писал, что мир полон противоречий и изменчивости. Все вещи изменяются. Неизменно течет время, и неудержимо течет в этом потоке все сущее. Происходи движение неба, движение тел, движутся чувства человека и его сознание. "В одну и ту же реку нельзя войти дважды, - говорил он, - ибо воды в ней вечно новые". Одно приходит на смену другому. "Огонь живет смертью земли, воздух – смертью огня, вода – смертью воздуха, земля смертью воды".
Интересные и
глубокие для той эпохи идеи высказывались
знаменитым греческим философом
– идеалистом Платоном. Согласно его
учению тот мир, который мы видим
и исследуем, не является "настоящим
миром", а только представляется
нам, является внешним проявлением
истинного мира. Небесные тела и
тела на Земле – это согласно
Платону как бы "бледные тени"
некоторых идеальных
Вселенной, не в пространстве и времени,
а в идеальном мире полного совершенства
и вечности.
Такой же, как и
Платон, точки зрения придерживался
его ученик
Аристотель. Любопытно, что введенное
Аристотилем подразделение содержимого
Вселенной на "физическую материю"
и "силы взаимодействия" сохраняется
в физике до сих пор, хотя конечно, имеет
совсем другое содержание.
В целом античная культура вызывает прежде всего ощущение грандиозности того поворота в мыслях и чувствах людей, того расширения арсенала понятий, логических норм, фактических знаний, которые имели место в древности.
2. Второй подготовительный
Характеризуется господством схоластики
и теологии в Западной Европе и спорадическими
открытиями у арабоязычных народов. Наука
на Западе стала придатком теологии (астрология,
алхимия, магия, кабалистика чисел) Основные
усилия ученых были направлены не на познание
мира, а на получение предметов или разработку
способов открывающих путь к богатству,
в силу этого прогресс техники совершался
крайне медленно, но шло накопление фактического
материала, подготавливался качественный
переход к новому пониманию природы.
Арабские мыслители, таки как Ибн-Закрия
аль-Рази, Аль-Фараби, Ибн-Сина,
Омар Хайям, Ибн Рошд и др. сохраняли связь
с античной философией и наукой и в первую
очередь с учением Аристотеля. В данный
период, созданная ранее физическая картина
мира не претерпевала существенных изменений,
а господствовавшая в тот период времени
церковь и прежде всего ее инструмент
"Инквизиция", не способствовали
развитию научных взглядов и прогрессу
естественных наук.
3. Период механического и
Характеризуется началом возникновения
Естествознания как систематической экспериментальной
науки, совпадает с периодом становления
и возникновения капиталистических отношений
в обществе. Господствующим методом мышления
стала метафизика. Главное достижение
этого периода в истории развития
Естествознания, это становление ТЕОРИТИЧЕСКОГО
метода познания в науке. Из натурфилософского
познания природы, Естествознание превратилось
в современное, в систематическое научное
познание на базе экспериментов и математического
изложения полученных результатов. Главную
роль в совершенной революции познания
играют Г. Галилей и И. Ньютон.
Г. Галилей сделал в науке много важных открытий, но самым важным, бесусловно, является его новый подход к естественным наукам, его убеждение, что для исследования природы в первую очередь необходимо ставить продуманные опыты. В этом он резко расходился с Аристотилем, который считал возможным познание мира чисто логическим путем. Г. Галилей утверждал также, что поверхностные наблюдения без должного анализа могут приводить к ложным заключениям.
Все это вместе явилось началом современного научного метода исследования природы. "Наука, связывающая теорию и эксперимент, фактически началась с работ Галилея", - писал А. Энштейн.
Открытия Галилея в физике основаны на многочисленных проведенных им опытах и строится на чисто теоретических выводах. Закон движения по энерции, лежит в основе принципа механической относительности.
Через год после
смерти Галилея родился гениальный
ученый Иссак
Ньютон. Своими трудами он завершил создание
классической физики и первой физической
уже в нашем понимании теории времени.
Картина мира представляется
Ньютону ясной и очевидной: в
бесконечном пустом пространстве с
течением времени происходит движение
миров. Процессы во Вселенной могут
быть очень сложными, многообразными
и запутанными. Но какими бы сложными
они не были, это никак не влияет
на бесконечную сцену –
"Все движения могут ускорятся и замедляться,
течение абсолютного времени изменяться
не может. Длительность и продолжительность
существования вещей одна и та же, быстры
ли движения (по которым измеряется время),
медленны ли или их совсем нет."
Описанные взгляды
Ньютона очень точно
4. Период открытия всеобщей
Естествознании.
Данный исторический
период в развитии Естествознания характеризуется
стихийным проникновением идей диалектики
в Естествознание. Развитие общества
характеризуется победой
18 века. К середине 19 века наукой накоплен
большой объем фактического и теоритического
материала, который требует всеобъемлющего
охвата и осмысления, возникает необходимость
сочетания анализа и синтеза в познании
и вторая треть 19 века характеризуется
3 великими открытиями:
- Клеточная теория.
- Учение о превращении энергии.
- Дарвинизм. которые нанесли окончательный удар по старой метафизике, затем следуют открытия, раскрывающие диалектику природы полнее:
- Создание теории
химического строения
Бутлерова, соединивших живую и неживую природу.
- Периодическая
система элементов Д.И.
- Химическая термодинамика Я.Х. Вант-Гофф и Дж. Гиббс.
- Основы научной физиологии И.М. Сеченова.
- Электромагнитная
теория света Дж.К. Максвела.
Основным противоречием данного периода,
были метафизические взгляды первооткрывателей
и диалектическими результатами их открытий,
то есть разрыв между объективной и субъективной
сторонами процесса познания, что тормозило
развитие физической картины мира, которая
фактически оставалась еще Ньютоновской.
5. Период "новейшей революции"
в Естествознании.
Совпадает с вступлением капитализма
в стадию империализма, конец 19, начало
20 века. Форсируется развитие прежде всего
физики во всех ее проявлениях
(атомная энергетика, радиолокация, радиоэлектроника,
оптика, квантовая физика и т.д.) Физическое
познание природы играет роль трамплина
по отношению к другим отраслям Естествознания.
Открытия и изобретения в физике, позволяют
создавать не только новые приборы, но
и методы исследований в других областях
знаний. Физические методы определили
успехи химии, геологии, астрономии, способствовали
в значительной мере развитию науки о
космосе и его освоению. Стимулирующее
воздействие на Естествознание новых
потребностей техники привело к тому,
что в середине 90-х гг. 19 века началась
"… новейшая революция в естествознании…",
главным образом в физике:
- Открытие электромагнитных волн Г. Герцем.
- Коротковолнового
электромагнитного излучения К.
- Радиоактивности А. Беккерелем.
- Электрона Дж. Томсоном.
- Светового давления П.Н. Лебедевым.
- Введение идеи
квантования энергии М.
- Создание теории относительности А. Энштейном.
- Радиоактивного распада Э. Резерфордом и Ф. Содди.,
- Модель атома
по Н. Бору. а так же открытия в химии
и биологии (основы генетике на базе законов
Г.
Менделя) определяют 1-й этап революции
в физики и Естествознании. Он сопровождается
прежде всего нарушением прежних метафизических
представлений о материи и её строении,
свойствах, формах движения и типах закономерностей,
о пространстве и времени. Нарушение метафизических
взглядов на мир, вызвало реакционные
поползновения идеалистов и привело к
кризису в физике и всем Естествознании.
2-й этап революции
в Естествознании начался в
связи с созданием квантовой
механики и сочетанием её с
теорией относительности в
Естествознания и в связи с этим продолжается
коренная ломка старых понятий, главным
образом тех, которые связаны со старой
классической картиной мира.
Информация о работе Роль естественных и гуманитарных наук в создании общей картины мира