Рециклинг в сфере АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:46, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является демонстрация эффективности использования рециклинга в АПК условиях глобализации и формирование на основе зарубежного опыта направлений развития АПК в России, посредством безотходного производства, направленных на повышение эффективности производства за счет внедрения современных технологий. Использование данных направлений даст дополнительную прибыль от вторичной переработки сырья и сокращение экологических расходов.

Файлы: 1 файл

glavy.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

[(9) ноябрь 2011г. Статистические данные по Агро-промышленному комплексу. (2011г.)
Федеральная служба государственной статистики// URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/IssWWW.exe/Stg/d10/2-1-4-1.htm] 

     

Исходя из полученный данным мы наблюдаем спад производства сельскохозяйственной продукции, уменьшение поголовья скота, что в свою очередь плохо отражается на экономике              страны.
Рассмотрим сравнительную характеристику показателей АПК на примере Ставропольского края.

Рисунок 1



Валовое производство зерна, сахарной свеклы и масличных культур во всех категориях хозяйств Ставропольского              края.
Рисунок 2


Производство животноводческой продукции

[(32 ноябрь 20)Проект ведомственной стратегии развития АПК Ставропольского края на период до 2020,  апрель 2009.//URL: stavinvest.ru/old/strategy/Стратегия%20Минсельхоз.doc]
   

2.2. Государственная поддержка развития АПК

           О проблемах в АПК в России высказался Владимир Миронов председатель Госдумы, по его мнению, думаю и по мнению многих, в аграрном секторе экономики России достаточно проблем: « На заседании был принят проект решения Госдумы, предполагающий внесение изменений в законодательные акты РФ. Они должны коснуться, прежде всего, обеспечения эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью; реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства с учетом изменившихся экономических условий; совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Заявлено также и о необходимо­сти упрощения градостроительных регламентов при проектировании и строительстве сельскохо­зяйственных объектов и координации действий федеральных министерств, органов управления АПК субъектов Российской  Федерации с банковскими, кредитными, торговыми, транспортными структурами, РАО «ЕЭС России» и «Газпромом». Комитет отметил как необходимость расшире­ние полномочий Министерства сельского хозяйства, отвечающего не только за производство сель­скохозяйственной продукции, но и за полноценное развитие продовольственного рынка страны. . [(2) ноябрь 2011г. АПК как               «двигатель»              экономики, 2010. По материалам Госудумы              //              URL:http://kovrovskievesti.ru/?p=5394]
              Таким образом, можно сделать вывод состояние агропромышленного комплекса в России отстает в техническом и технологическом плане, что приводит к отставанию               в              развитии              от               других              стран.
              Место и роль агропромышленного комплекса в России и принципиальные особенности переходного периода в стране обусловливают необходимость создания механизма государственного регулирования данного сектора экономики. АПК не может на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство зависит от природных факторов, имеет ярко выраженный сезонный характер производства, низкую отдачу вложенного капитала, медленнее приспосабливается к изменяющимся экономическим условиям. А уровень сельскохозяйственного производства влияет на состояние продовольственной безопасности страны.
           В соответствии с нынешним состоянием сельского хозяйства в России меры господдержки аграрного сектора отечественной экономики должны быть направлены на стимулирование роста сельхозпроизводства. Однако сегодня механизмы регулирования АПК России мало побуждают к росту объемов и повышению эффективности производства в отрасли. Они скорее носят реанимационный характер и не отражают состояние экономики вообще и аграрного сектора в частности. Но, несмотря на недостаточность финансирования и практически разовый характер субсидий и дотаций,  государственная поддержка сельхозпредприятий все же осуществляется.
           Проблема эффективности прямой государственной помощи аграрному сектору многогранна. Применительно к нашей стране в современных условиях хозяйствования наиболее актуальными являются: размер помощи и механизм ее оказания, адресность, связь с уровнем первичного распределения добавленной стоимости посредством цен на сельхозпродукцию и товары промышленного производства, оптимизация соотношения федерального, регионального и местного бюджетов как источников              финансирования               помощи               и               др.
            При решении данной проблемы необходимо учитывать возникшую в последние годы тенденцию резкой дифференциации сельскохозяйственных предприятий по их финансовому состоянию: благополучные повышают свой уровень состоятельности, а неблагополучные накапливают долги, теряют свой производственный потенциал.
          В подведении итогов Госпрограммы развития АПК за 2010 год министр сельско  го хозяйства Скрынник Е. подчеркнула важные факторы от которых будет зависеть динамика развития отрасли:

1.      « ускорить процесс доведения средств федерального и регионального бюджетов до сельхозпроизводителей;

2.      ускорить подписание соглашений с поставщиками ГСМ. При их отсутствии нефтяные компании вправе не осуществлять поставки топлива по льготным ценам или в любой момент прекратить их;

3.      исключить участие посреднических структур в реализации минеральных удобрений сельхозпроизводителям во избежание спекуляций и неконтролируемого роста цен;

4.      обеспечить неукоснительное выполнение Плана мероприятий по предупреждению распространения вируса АЧС, прежде всего, это переход на закрытый тип содержания свиней;

5.      обеспечить контроль целевого использования приобретаемого фуражного зерна интервенционного фонда (без торгов) и принять комплекс мер по стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие;

6.      особое внимание обратить на разработку в рамках региональных программ мероприятий, обеспечивающих поддержку малых форм хозяйствования на селе с учетом решений, принятых Председателем Правительства В.Путиным на XXII съезде АККОР.»

          Так же были выделены новые важные направления развития АПК до 2020 года, среди которых следует отметить: «модернизация и переход к инновационной модели развития АПК, воспроизводство и повышение эффективности использования земельных и других природных ресурсов, стимулирование инвестиционной деятельности

и инновационного развития АПК, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка».

         Согласно намеченному плану, в результате реализации приоритетных национальных проектов должна реально улучшиться жизнь большинства граждан станы. Должна исправиться демографическая ситуация.

       Основной задачей для тружеников села является выполнение всех индикативных показателей национального проекта. В растениеводстве необходимо удержать достигнутые результаты по урожайности сельхозкультур. Для этого будет продолжено внедрение передовых ресурсосберегающих технологий. В животноводстве необходимо обеспечить дальнейшее увеличение продуктивности животных с помощью улучшения работы по воспроизводству стада и укрепления племенного ядра, увеличения объема и повышения качества кормовой базы, внедрения передовых технологий в процессы заготовки кормов, содержания животных.

[(4)ноябрь 2011г. Итоги Госпрограммы развития АПК за 2010 год,  2011. По материалам министерства сельского хозяйства РФ. //URL: http://www.agrosever.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=1484]

        В своей статье, Михаил Коробейнников представил систему государственного регулирования, без которой, по его мнению, невозможно создать рыночные отношения, обеспечивающей:

– честную конкуренцию товаров и услуг;
– формирование рыночной стоимости по совокупности полезных свойств товара как обязательного условия функционирования экономического противозатратного механизма и главного преимущества рыночных отношений перед плановой экономикой;
– появление среднего слоя покупателей (не менее 85% населения) – активных участников рыночных отношений, способных приобретать все необходимое для нормального образа жизни. Это же является условием обеспечения социально-политической стабильности государства;
– образование слоя продавцов, заинтересованных в максимальной скорости движения оборотного капитала и исключительно доходном и полном использовании всех активов как жизненно необходимых условий своего существования и развития;
– социальную ориентированную и адресную политику, способную сформировать базисные противокриминальные условия общественной жизни;
– устойчивый рынок ценных бумаг, обладающих высокой ликвидностью и дающих экономическую поддержку достижению целей, поставленных в территориальной программе развития;
– построение механизма регулирования производства товаров, работ и услуг в формецелостной системы управления экономикой на всех ее ступенях (в первую очередь на уровне производителей), способствующей преодолению тупиковых экономических и политических ситуаций;– единые законодательно установленные правила игры на рыночном поле, позволяющие эффективно ориентировать экономику на достижение целей развития; на начальном этапе этого движения потребуется создать каркас из государственных (полугосударственных, с участием государства) структур типа холдингов и ФПГ;
– создание государственной службы маркетинга, которая на первом этапе выполнения программы займется разработкой методических указаний по каждому виду деятельности.
          Коробейников М. так же утверждает, что сельское хозяйство любой страны, а тем более России зависит от ряда специфических факторов. В их числе: плодородие почв, климатические и погодные условия, экология, эпидемиологическая ситуация, уровень защиты от вредителей (особенно в периоды популяционных взрывов). К числу таких факторов следует отнести и невозможность обеспечить уровень механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства, сопоставимый с промышленностью, а следовательно, и соответствующий уровень производительности труда. 
            Именно эта совокупность факторов и определяет государственную политику развитых стран в отношении АПК, которая способствует формированию эффективных систем страхования, созданию необходимых резервов (в том числе и интервенционных), компенсации убытков в случаях непредвиденного снижения выпуска или перепроизводства продукции и падения цен на нее. Государственные органы власти активно участвуют в ликвидации последствий форс-мажорных ситуаций, связанных с погодными или эпидемиологическими условиями, создают механизмы устранения ценового диспаритета, в том числе согласования ценовой политики и т.д.Такая государственная политика – часть              фундамента АПК.
[(3) ноябрь 2011г. Российская модель управления агропромышленным комплексом в условиях рынка, Коробейников М .// Международный журнал "Проблемы теории и практики управления", май 2003]

 

 

2.3. Инновационные инструменты повышения функционирования АПК

     2.3.1.Маркетинг

         Рассмотрим основные положения маркетинга в сфере АПК как одного из инструмента               повышения              функциональности.
           Агромаркетинг отличается от промышленного, коммерче­ского, банковского и других видов маркетинга. Это опреде­ляется особенностями сельского хозяйства: зависимостью результатов от природных условий, ролью и значением това­ра, разнообразием форм собственности, несовпадением рабочего периода и периода производства, сезонностью про­изводства и получения продуктов, многообразием организа­ционных форм хозяйствования и их диалектикой, внешне­экономическими связями, участием государственных органов в развитии АПК и его отраслей. Природные и экономиче­ские процессы в деятельности агробизнеса интегрируются и образуют особые условия для производства и организации маркетинга.
         Рассмотрим общие функции агромаркетинга:
Управление представляет собой виды деятельности по поддержанию действия системы маркетинга в заданном на­правлении или по переводу в новое. Оно носит оперативный характер, поэтому включает оперативную координацию и регулирование.
           Организация призвана создать целостность, единство, упорядоченность работы службы маркетинга. Все отдельные системы маркетинга, объединяясь, создают оптимально ор­ганизованное целое. Так, должна сохраняться целостность экономической, организационной, технической и других подсистем и при этом обеспечиваться специализация, коо­перация, ритмичность, синхронность и непрерывность мар­кетингового действия.
           Планирование определяет целевую программу, ее про­порции и обеспеченность необходимыми средствами. С его помощью осуществляется планомерность производства, управления и маркетинга. Составной частью данной функции является прогнозирование, программирование, проектирование. Особенно широко используется моде­лирование: составляются различные модели проведения маркетинговых процедур. В процессе планирования должны обеспечиваться научность, системность,               единство              планиро­вания.
          Прогнозирование и целеполагание обеспечивают прогноз на основе использования, экономико-математических ме­тодов, глубокого исследования реальной действительности и ее диалектики (исследование рынков, потребностей по­купателей, интересов потребителей). Прогноз в маркетинго­вой и бизнесной деятельности имеет большое значение, потому что многие поведенческие аспекты потребителей трудно, а порой и невозможно спланировать. Но если та­кое прогнозирование выполнено, то далее разрабатывается целевая программа, или дерево целей маркетинговой дея­тельности.
            Анализ - это сбор, обработка, систематизация и изучение информации, выявление отклонения от заданных программ и определение их причин, уяснение возможностей и путей ликвидации этих отклонений, сводка аналитических мате­риалов по маркетингу, представление их руководителям и специалистам, изучение и установление путей повышения качества и эффективности маркетинговой деятельности в               сложившихся               условиях.
          Оценка подводит итог выполнения предыдущих функций и позволяет определить, правильно ли было выбрано направле­ние маркетинговой деятельности.
         Учет и контроль - постоянная функция. Она необходима для контролирования фактического процесса маркетинга, дея­тельности руководителей и специалистов. Контроль должен быть всеобъемлющий, постоянный, своевременный и эффек­тивный.
           В сельскохозяйственных и агропромышленных формиро­ваниях маркетинговая деятельность может быть эффектив­ной при условии, если ею занимаются все работники аппа­рата управления, а содействуют ей все работники сферы производства. В скотоводческих предприятиях, например, функциональное маркетинговое воздействие осуществляется как руководителем предприятия, так и заведующим фермой. Вместе с работниками службы маркетинга и зоотехниками ее выполняют экономисты, технологи и т.д. Одновременно со специалистами аппарата управления маркетинговые функ­ции осуществляют и работники сферы производства: произ­водят продукцию необходимого качества, установленного ассортимента и создают условия для современного удовле­творения спроса потребителей.
           Агромаркетинг представляет собой сложную систему, тре­бующую регулирования и управления. Сельскохозяйственное предприятие не является самообеспечивающим, поэтому между ним и окружающей маркетинговой средой происходит посто­янный обмен ресурсами и информацией. Сам факт его сущест­вования и дальнейшее выживание зависят от влияния окру­жающей среды. Чтобы продолжить свое функционирование, сельскохозяйственное предприятие вынуждено, с одной сторо­ны, приспосабливаться к изменениям во внешней маркетинго­вой среде, а с другой - воздействовать на нее в силу своих возможностей.
       Таким образом, основная цель управления агромаркетингом - поддержание соответствия между состоянием маркетинговой среды и адекватной ей системой маркетинговой деятельности предприятия сельского хозяйства.
         Предприятие сельского хозяйства должно заниматься сбором агромаркетинговой информации, чтобы объективно оценивать ситуацию во внешней маркетинговой среде, про­изводить анализ собственной деятельности, снижать финан­совый риск, находить наиболее выгодные рынки, определять отношение к себе потребителей, координировать работу своих подразделений, получать конкурентное преимущество и т.д. Помимо большого объема, агромаркетинговая инфор­мация отличается разноплановостью и сложностью. Приня­тие же правильных решений зависит от выбора именно не­обходимой или полезной информации, от качественного уровня ее анализа. В конечном итоге все это требует разра­ботки особой системы маркетинговой информации. Специа­листы определяют ее как единый комплекс взаимодейст­вующих и взаимосвязанных элементов, а не как совокупно­сти массы статических,независимых друг от друга действий и операций по сбору и обработке информации.
          Подсистема агромаркетингового анализа представляет собой совокупность элементов, деятельность которых направлена на обеспечение хранения, обработки и анализа агромаркетинговой информации. Целью функционирования подсистемы является представление уже обработанной систематизированной инфор­мации управляющим агромаркетингом для принятия соответст­вующих решений. Основными элементами подсистемы выступа­ют банки данных, банк статистических процедур, банк моделей и система поддержки принятия агромаркетинговых решений.
           Все цели предприятия АПК должны быть реальными и дос­тижимыми. Установление нереальных целей ведет к сбою всей системы управления, что чревато катастрофическими последст­виями. Кроме того, они должны быть ранжированы по значи­мости, ориентированы по времени (долгосрочные, среднесроч­ные, краткосрочные)              и              четко              сформулированы.           Агромаркетинговая стратегия представляет собой раздел общего плана агромаркетинга, широкомасштабную програм­му действий, направленную на достижение основных целей агромаркетинга. Она включает в себя разработку целевых рынков (сегментов рынка), комплекса агромаркетинга и бюджета агромаркетинга, а также определение времени на­чала и сроков проведения основных агромаркетинговых ме­роприятий.
          Временной аспект в формировании агромаркетинговой стратегии реализуется в принятии решений по поводу начала активного ее воплощения. Руководство предприятия сельского хозяйства, проведя ситуационный анализ, должно четко знать, насколько благоприятна ситуация во внешней среде для начала намеченных действий. Если она не вполне соответствует разра­ботанным планам (например, по причине прогнозируемого дальнейшего экономического спада), то необходимо выяснить, когда наступит благоприятный момент. Кроме того, необходи­мо определить последовательность и сроки проведения основ­ных агромаркетинговых мероприятий.
[(10) ноябрь 2011г. Агромаркетинг , 2010. //URL: http://www.rudiplom.ru/lecture/marketing/2319.html]

2.3.2. Логистика в сфере АПК

           АПК как комплекс взаимосвязанных производств невозможно представить вне системного подхода,который является основополагающим принципом логистики.
         Логистику АПК можно определить как науку и практику управления экономическими потоками в сферах производства, распределения, обмена и потребления продукции сельского хозяйства, включая ресурсное обеспечение АПК и сбыт готовой продукции комплекса с целью наиболее полного удовлетворения нужд и потребностей населения и народного хозяйства в сельскохозяйственном сырье и продуктах               его              переработки.
         Логистика АПК - одно из основных условий повышения эффективности и результативности функционирования комплекса. Она решает следующие задачи: с одной стороны, способствует оптимизации и рационализации ресурсного обеспечения всех отраслей АПК; с другой - ориентирует товаропроизводителей на формирование оптимальных каналов товародвижения готового продукта.
         Служба логистики в АПК призвана решать следующие задачи: выбор поставщиков и потребителей; планирование запасов, управление транспортом и организация перевозок, организация складского хозяйства, выполнение заказов, рационализация складских операций на региональных складах, исследования в области логистики, совершенствование логистических систем, организация процесса снабжения и сбыта, установление производственно-хозяйственных и коммерческих связей, управление               информационными              потоками.
           Необходимо отметить, что стремление отдельных аграрных предприятий занять ведущие позиции на рынке сельскохозяйственной продукции как на внутреннем, так и на международном, для своей эффективной деятельности требует освоения инноваций (внедрение новых видов техники, оборудования и технологий), организационный решений, позволяющих выпускать конкурентноспособную продукцию, превосходящую продукцию предприятий-конкурентов, а также соответствующую по качеству и ассортиментному составу мировым стандартам. Выпуск такой конкурентоспособной продукции во многом зависит от умения персонала аграрных предприятий увязать в единый технологический процесс достижения НТП, резервы производства, организацию кормовой базы и материально-техническое обеспечение производства различными ресурсами. При этом существенным фактором усложнения координации деятельности таких предприятий выступает широкий географический разброс ресурсов, продуктов и их потребителей.
       Эффективность логистизации сферы обращения АПК тем выше, чем последовательнее и глубже системный подход проникает во все звенья логистической цепи товародвижения. При этом успешно могут быть использованы теоретическо-методологические основы логистики .Специфика сферы обращения АПК требует серьезной трансформации общей теории логистики к организации ресурсообеспечения сельхозпроизводителей. Многоотраслевая структура АПК и многоаспектный характер проблем логистизации его обеспечения не дают нам основание считать, что разработка теоретическо-методологической базы логистической организации материально-технического обеспечения сельхозпроизводителей и сбыта их продукции завершена.
          Слабое развитие инфраструктурного комплекса АПК, предприятия и организации которого являются звеньями логистических систем товародвижения в процессе МТО сельхозпроизводителей и сбыта СХП, неизбежно ведет к значительным потерям (потери составляют почти 30 % зерна, 40-45 % картофеля и овощей и т.д.). И это притом, что производственные мощности большинства предприятий сельхозмашиностроения не загружены и на треть, что природно-климатический потенциал позволяет производить практически все виды сельхозпродукции в объемах вполне достаточное для удовлетворения потребностей страны. Неудачи рыночных преобразований в АПК обернулись негативными последствиями для всех сектор комплекса.
              Из-за несопряженности экономических интересов участников логистических цепей товародвижения в сфере АПК страдают все: и предприятия по производству и поставок МТР для сельского хозяйства (падение деловой активности), и сельхозпроизводители (сокращение платежеспособного спроса), и предприятия перерабатывающей промышленности (сужение сырьевой базы и сокращение объемов производства), и конечные потребители (недопотребление). Сам по себе факт превалирования эшелонированных логистических цепей в нефтепродуктообеспечении сельского хозяйства нельзя оценивать ни позитивно, ни негативно. Но в условиях резкого диспаритета цен любое дополнительное звено в цепи товародвижения неизбежно порождает дополнительные затраты, а значит и дальнейшее увеличение разрыва (вилки) цен на нефтепродукты и продукцию сельхозпроизводителей. Поэтому помимо мер регулирования и стимулирования относительного снижения цен на нефтепродукты, необходимы меры по оптимизации и рационализации поставок нефтепродуктов сельскому хозяйству, т.е. меры по логистизации системы нефтепродуктообеспечения сельхозпроизводителей. Сокращение количества и снижение качества ресурсного обеспечения АПК сопровождается деградацией всей системы агроснабжения              и              агросервиса.
   [(11) ноябрь 2011г. Логистика в АПК. Волкова Г.А. //Логистика: методические указания. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009 – 34с., Ворожейкина, Т.М. Логистика в АПК // Т.М.Ворожейкина, В.Д. Игнатов – М.: КолосС, 2005. – 184 с.]

Информация о работе Рециклинг в сфере АПК