Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:04, контрольная работа
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики, категории, принципы.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Закон единства и борьбы противоположностей………………………………...4
2. Закон перехода количественных изменений в качественный………………….7
3. Закон отрицания отрицания…………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………...………………20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Закон
единства и борьбы противоположностей………………………………
2. Закон перехода количественных изменений в качественный………………….7
3. Закон
отрицания отрицания…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………...………………
Введение
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики, категории, принципы.
Главная проблема диалектики – что такое развитие?
Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
Среди
способов понимания диалектики развития
– законов, категорий, принципов
– основополагающими являются законы
диалектики.Закон – это
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
- охватывают все сферы окружающей действительности;
- раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются
три базовых закона диалектики:единства
и борьбы противоположностей,перехода
количества в качество, отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).
Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
- содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
- солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);
- нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
- мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга). 1
Между тем наука не стояла на месте. Естествознание XIX в. принесло совершенно новые данные по вопросу о противоположностях. Исследуя магнетизм, физики обнаружили, что, распилив магнит точно посередине, мы не получим один кусочек, являющийся северным полюсом, а другой – южным. Оба куска окажутся магнитами, у каждого будутоба противоположных полюса. Если каждый из этих кусков разделить пополам, результат будет тот же. Полюса у магнитов исчезают сразу оба, если мы, например, размагнитим кусочки. Здесь (в случае с куском магнита) происходит совпадение противоположностей, которые, хотя и противоречат друг другу, обусловливают существование друг друга. Наличие одной противоположности влечет за собой наличие другой, а исчезновение одной – исчезновение другой. Химия нашла, что в природе непрестанно происходят связанные друг с другом и превращающиеся друг в друга противоположные реакции - диссоциация (разложение молекул на более простые составляющие) и ассоциация (образование молекул). Геология выяснила, что исчезновение континентов, морей, озер, рек, гор и возникновение других континентов, морей и т. д. всегда означают неотделимые друг от друга и переходящие друг в другапротивоположные изменения: оседание морского дна в одних областях и его подъем в других, образование новых пород вследствие землетрясений и извержений вулканов и разрушение их из-за выветривания и вымывания.
Пока
внимание биологов было сосредоточено
на анатомии животных, а их физиология,
их связи со средой были слабо изучены,
противоположные характеристики представлялись
ученым распределенными между
Но
не только естествоиспытатели обнаружили
взаимосвязанные
В
любом явлении природы или
общественной жизни наука XIX в. обнаруживала
совпадение, тождество противоположностей,
превращающихся друг в друга и неотделимых
друг от друга. Мыслителями, философски
обобщившими эти научные завоевания, явились
основоположники марксизма. Разработанное
Марксом и Энгельсом учение о противоположностях
и внутренних противоречиях подытоживало
достижения естествознания и общественных
наук и включило в себя также все ценное,
что было в философском наследии Гегеля
(для этого выдвинутые последним положения
пришлось освободить от идеализма, искажавшего
их подлинный смысл). Согласно этому учению,
диалектическое положение о том, что противоположности,
обусловливая друг друга, совпадают друг
с другом и переходят друг в друга в одном
и том же объекте, относится не только
к отдельным областям и процессам природы,
общества и мышления, но икнаиболееобщимхарактеристикам
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество
– тождественная бытию
Количество
– исчисляемые параметры
Мера – единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».2
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества - мера, произойдет скачок).
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
- резко, одномоментно;
- незаметно, эволюционно.
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что
касается второго варианта (незаметного,
эволюционного коренного
С точки зрения механистического материализма только качественное исследование, не сочетаемое с исследованием количественным, математическим, не позволяет достаточно глубоко познать изучаемые явления. К. Маркс говорил, что любая наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается применить в своих исследованиях математику. Развитие науки, особенно в наше время, подтверждает справедливость этой мысли: очень мало осталось ныне областей знания, в которых не применяется математика.
Но выяснение одних лишь количественных характеристик и количественных изменений недостаточно ни в одной области знания, так как чисто количественных характеристик, чисто количественных изменений не существует. Будучи количественными в одних отношениях, они содержат в себе качественные особенности, качественные различия и изменения в других отношениях. Качественные различия и качественные изменения налицо даже в самих количественных соотношениях и изменениях, которыми занимается математика. Так, простые числа качественно отличаются от всех прочих чисел. Качественным является переход от квадратных уравнений к уравнениям высоких степеней. Качественно различаются геометрические объекты неодинаковой размерности, различной топологии.3
Философская мысль конца XVIII в. и особенно начала XIX в., анализируя современные ей научные достижения, выступала против взгляда, сводящего все качественные различия и изменения к количественным. Гегель показал несостоятельность, односторонность абсолютизации качественной или количественной определенностей явлений, поскольку та и другая суть взаимообусловленные, неотделимые друг от друга противоположности. Он открыл диалектический закон: непрерывные количественные изменения, достигая определенного предела, именуемого мерой, вызывают перерыв, скачок, в результате которого существовавший до того объект исчезает и возникает новый, ранее не существовавший, а на смену прежнему качеству приходит новое; это качественное изменение порождает изменение прежних количественных параметров и изменений.
Информация о работе Проявление законов диалектики в природных,техногенных и социальных системах