Проявление законов диалектики в природных,техногенных и социальных системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики, категории, принципы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Закон единства и борьбы противоположностей………………………………...4

2. Закон перехода количественных изменений в качественный………………….7

3. Закон отрицания отрицания…………………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………………19

Список использованной литературы……………………………...………………20

Файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 44.99 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Закон единства и борьбы противоположностей………………………………...4

2. Закон перехода количественных изменений в качественный………………….7

3. Закон отрицания отрицания…………………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………………19

Список использованной литературы……………………………...………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Диалектика  – признанная в современной философии  теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики, категории, принципы.

     Главная проблема диалектики – что такое развитие?

     Развитие  – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а  изменение как саморазвитие, результатом  которого является переход на более  высокую ступень организации.

     Развитие  – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.Движение также является внутренним свойством  материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного  места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в  определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в  материальном мире.

     Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов  – основополагающими являются законы диалектики.Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся  связи между сущностями и внутри сущностей.

     Законы  диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей  всеобщностью и универсальностью, поскольку  они:

     - охватывают все сферы окружающей действительности;

     - раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

     Выделяются  три базовых закона диалектики:единства и борьбы противоположностей,перехода количества в качество, отрицания отрицания. 

     
  1. Закон единства и борьбы противоположностей

     Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все  сущее состоит из противоположных  начал, которые, будучи едиными по своей  природе, находятся в борьбе и  противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость  и старость и т.д.).

     Единство  и борьба противоположных начал  – внутренний источник движения и  развития всего сущего.

     Особый  взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия  – «тождество» и «различие» и  показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

     По  Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен  самому себе, то есть данный предмет  есть именно этот данный предмет. В  то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

     Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к  изменению (самоизменению) предмета –  движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в  ней самой заложено отличие- то, что  стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение  идеи (например, превращение идеи в  материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное  самому себе, но в нем есть силы, которым  тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

     Помимо  борьбы возможны иные виды взаимодействия:

     - содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

     - солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

     - нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

     - мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга). 1

     Между тем наука не стояла на месте. Естествознание XIX в. принесло совершенно новые данные по вопросу о противоположностях. Исследуя магнетизм, физики обнаружили, что, распилив магнит точно посередине, мы не получим один кусочек, являющийся северным полюсом, а другой – южным. Оба куска окажутся магнитами, у каждого будутоба противоположных полюса. Если каждый из этих кусков разделить пополам, результат будет тот же. Полюса у магнитов исчезают сразу оба, если мы, например, размагнитим кусочки. Здесь (в случае с куском магнита) происходит совпадение противоположностей, которые, хотя и противоречат друг другу, обусловливают существование друг друга. Наличие одной противоположности влечет за собой наличие другой, а исчезновение одной – исчезновение другой. Химия нашла, что в природе непрестанно происходят связанные друг с другом и превращающиеся друг в друга противоположные реакции - диссоциация (разложение молекул на более простые составляющие) и ассоциация (образование молекул). Геология выяснила, что исчезновение континентов, морей, озер, рек, гор и возникновение других континентов, морей и т. д. всегда означают неотделимые друг от друга и переходящие друг в другапротивоположные изменения: оседание морского дна в одних областях и его подъем в других, образование новых пород вследствие землетрясений и извержений вулканов и разрушение их из-за выветривания и вымывания.

     Пока  внимание биологов было сосредоточено  на анатомии животных, а их физиология, их связи со средой были слабо изучены, противоположные характеристики представлялись ученым распределенными между различными животными. Но исследования физиологии животных и их связей с окружающей средой обнаружили, что в теле каждого  живого существа непрестанно происходят, с одной стороны, процесс усвоения вещества из окружающей среды, а с  другой – противоположный процесс выделения продуктов жизнедеятельности. Животное живет, пока совершаются оба эти процесса. Прекращение одного из них делает невозможным другой и означает прекращение жизни животного, его смерть.

     Но  не только естествоиспытатели обнаружили взаимосвязанные противоположности  в явлениях природы. Экономисты, историки и правоведы, изучавшие жизнь  общества, также сталкивались с такими противоположностями на каждом шагу. Французские историки эпохи Реставрации  Гизо, Минье и Тьерри, писавшие под  сильным впечатлением Великой французской  революции конца XVIII в., обнаружили, что вся предшествующая история цивилизованных обществ развивалась в результате острой классовой борьбы, постоянных столкновений между рабами и рабовладельцами, плебеями и патрициями, феодалами и крепостными и т. д. Богатство одних имело свои предпосылки в бедности других. Капиталистическое производство не может развиваться без эксплуатации наемного труда, а это предполагает единство противоположностей: сосредоточение средств производства в руках немногих и отсутствие таких средств у массы производителей. В обществе, в котором господствуют защищаемые эксплуататорским государством законы, всегда существуют и социальные противоположности, причем эти полярные противоположности неотделимы друг от друга.

     В любом явлении природы или  общественной жизни наука XIX в. обнаруживала совпадение, тождество противоположностей, превращающихся друг в друга и неотделимых друг от друга. Мыслителями, философски обобщившими эти научные завоевания, явились основоположники марксизма. Разработанное Марксом и Энгельсом учение о противоположностях и внутренних противоречиях подытоживало достижения естествознания и общественных наук и включило в себя также все ценное, что было в философском наследии Гегеля (для этого выдвинутые последним положения пришлось освободить от идеализма, искажавшего их подлинный смысл). Согласно этому учению, диалектическое положение о том, что противоположности, обусловливая друг друга, совпадают друг с другом и переходят друг в друга в одном и том же объекте, относится не только к отдельным областям и процессам природы, общества и мышления, но икнаиболееобщимхарактеристикамвсегосуществующего. 

     
  1. Закон перехода количественных изменений в качественные

     Вторым  законом диалектики является закон  перехода количественных изменений  в качественные.

     Качество  – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик  и связей предмета.

     Количество  – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

     Мера  – единство количества и качества.

     При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

     При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение  качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в  которой раньше происходило изменение  качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации  сущности предмета. Такие моменты  получили название «узлов», а сам  переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».2

     Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений  в качественные.

     Если  нагревать воду последовательно  на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения  структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз  быстрее). При достижении же температуры  в 100 градусов произойдет коренное изменение  качества воды – она перейдет в  пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания –  вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход  воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении  при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

     Если  телу придавать все большую и  большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет  ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и  станет искусственным спутником  Земли (изменяется сама система координат смены качества - мера, произойдет скачок).

     В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

     - резко, одномоментно;

     - незаметно, эволюционно.

     Примеры первого случая были рассмотрены  выше.

     Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения  качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие  апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен  превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного  волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения  качества может быть и неуловимой.

     С точки зрения механистического материализма только качественное исследование, не сочетаемое с исследованием количественным, математическим, не позволяет достаточно глубоко познать изучаемые явления. К. Маркс говорил, что любая наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается применить в своих исследованиях математику. Развитие науки, особенно в наше время, подтверждает справедливость этой мысли: очень мало осталось ныне областей знания, в которых не применяется математика.

     Но  выяснение одних лишь количественных характеристик и количественных изменений недостаточно ни в одной  области знания, так как чисто  количественных характеристик, чисто  количественных изменений не существует. Будучи количественными в одних  отношениях, они содержат в себе качественные особенности, качественные различия и изменения в других отношениях. Качественные различия и  качественные изменения налицо даже в самих количественных соотношениях и изменениях, которыми занимается математика. Так, простые числа качественно  отличаются от всех прочих чисел. Качественным является переход от квадратных уравнений  к уравнениям высоких степеней. Качественно  различаются геометрические объекты  неодинаковой размерности, различной топологии.3

     Философская мысль конца XVIII в. и особенно начала XIX в., анализируя современные ей научные достижения, выступала против взгляда, сводящего все качественные различия и изменения к количественным. Гегель показал несостоятельность, односторонность абсолютизации качественной или количественной определенностей явлений, поскольку та и другая суть взаимообусловленные, неотделимые друг от друга противоположности. Он открыл диалектический закон: непрерывные количественные изменения, достигая определенного предела, именуемого мерой, вызывают перерыв, скачок, в результате которого существовавший до того объект исчезает и возникает новый, ранее не существовавший, а на смену прежнему качеству приходит новое; это качественное изменение порождает изменение прежних количественных параметров и изменений.

Информация о работе Проявление законов диалектики в природных,техногенных и социальных системах